РИТОРИКА Риторические основания истины.. М. Хайдеггер (1889 1976) Истина – непотаённость потаённого, которая приоткрывается для ищущей мысли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РИТОРИКА Риторическое слово в сакральном дискурсе.
Advertisements

Основы теории речевых актов Они называются конститутивными, поскольку они не только регулируют, но конституируют, создают саму деятельность, существование.
ИСТОРИЯ НАУКИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ Составила:учитель информатики Семенова З.С. г.Заинск.
Доказательство и опровержение. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Доказательство и опровержение Настоящие презентации являются лишь иллюстрациями к лекциям и не могут использоваться в качестве самостоятельного источника.
«….по одной капле воды … человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему ГИА-2013 Мастер-класс Подготовила учитель русского языка высшей категории Голомидова Маргарита.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Философия структуры языка. «Язык дом бытия» (М. Хайдеггер) (М. Хайдеггер) Пояснение: язык сам событие, место где развёртывается истина бытия. Пояснение:
Логические основы работы ЭВМ. Алгебра логики - наука о правильном мышлении.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ.
Транксрипт:

РИТОРИКА Риторические основания истины.

М. Хайдеггер ( ) Истина – непотаённость потаённого, которая приоткрывается для ищущей мысли.

Утверждение о человеке, что он видит, имеющее в виду мыслящего человека, означает - он высказывается. Речь уподобляется зримому ею и в ней открывающемуся смыслу. «Только там, где уже правит непотаенность, можно что-то сказать, увидеть, показать, воспринять» 1. Мысль дает бытию слово. Сказывание бытия и есть переход от сокрытости к непотаенности. Язык становится «домом истины бытия» (Хайдеггер), в котором правит мысль, дающая «слово невыговоренному смыслу бытия» Хайдеггер М. Гегель и греки // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М С Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Там же. С Риторические основания истины.

Аристотель: «говорить о сущем, что его нет, или о не- сущем, что оно есть - значит говорить ложное, а говорить что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное». Метафизика, 1011b, Риторические основания истины. Корреспондетская концепция истинности

«To Do is to Be – Сократ To Be is to Do – Жан Поль Сартр Do-be-do-be-do – Фрэнк Синатра» Курт Воннегут Парень не промах. Риторические основания истины.

«Особенно хорошо это может понять автор, читающий разного рода обзоры своих трудов, если он работает в области экономики, социальной и политической теории и литературной критики. Не так часто автор может согласиться с изложением своих идей критиками, даже если они провозглашают свое согласие с ним». Richards I. A. The Philosophy of Rhetoric. L.; Oxford; New York, P. 5. Риторические основания истины.

Готлоб Фреге (Frege, Gottlob) ( ) «Если мысль, которую я выражаю, например, в теореме Пифагора, может быть признана истинной как мной, так и другими людьми, то она не относится к содержанию моего сознания, а я не являюсь ее носителем, хотя и могу вынести суждение относительно ее истинности. Предположим, однако, что то, что я и какой-то другой человек считаем содержанием теоремы Пифагора, не есть одна и та же мысль. Тогда следовало бы различать «мою теорему Пифагора», «его теорему Пифагора» и т.п. Моя мысль будет содержанием моего сознания, его мысль - содержанием его сознания. Может ли в этом случае смысл «моей теоремы Пифагора» быть истинным, а «его теоремы Пифагора» - ложным? Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык. М., С. 33. Риторические основания истины.

«Итак, то, что в звукосочетаниях, - это знаки представлений в душе, а письмена - знаки того, что в звукосочетаниях. Подобно тому, как письмена не одни и те же у всех [людей], так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно так же одни и те же и предметы, подобия которых суть представления». Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. в 4 т. Том 2. М., С. 93. Риторические основания истины.

Сократ об «ужасной особенности письменности», «поистине сходной с живописью: ее порождения стоят как живые, а спроси их – они очень величественно молчат. То же самое и с сочинениями. Думаешь, будто они говорят, как мыслящие, а если кто, желая усвоить, спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, они всегда твердят одно и то же». Платон. Федр. 275 d-e. Риторические основания истины.

Когерентная теория истинности (от лат. cohaerens «находящийся в связи») Истинным я могу признать лишь то, что вписывается в имеющуюся уже систему положений, принятых мною за истинные, в которых фиксируется мое знание соответствующей предметной области. Риторические основания истины.

Вильгельм фон Гу́мбольдт ( ) выдающийся немецкий философ и лингвист. По поводу его роли в языкознании проф. В. А. Звегинцев писал: «Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям» Риторические основания истины.

В. фон Гумбольдт: язык есть деятельность, а не оконченное дело; в своей полноте язык живет лишь в речи говорящего и в понимании слушающего; свою определенность слова получают только в живой речи конкретного лица и существенно зависят от формы речи. Риторические основания истины.

Согласно субституционалистской (от англ. substitution подстановка, замещение) концепции, слова обладают как прямым, так и фигуративным смыслом, а смысл, выраженный метафорически, без какой-либо потери когнитивного содержания может быть передан и буквально. В свете интеракционалистской концепции языка буквальное переложение метафоры ведет к неизбежной потере когнитивного содержания и утрате глубины проникновения в суть вещей Риторические основания истины. Теория метафоры М., 1990

Риторические основания истины.

Слово Мысль Родовая определенность вещи (умопостигаемый предмет) Понятие

Риторические основания истины. понятие Реальность (умопостигаемый предмет) В основе интуиции лежит понятийная структура нашего языка как контекстуальная возможность соответствующего понятия, реализация которой провоцируется нашим стремлением рассказать о мире, то есть, понять его.

Риторические основания истины. "Слова наносят тайному смыслу урон, все высказанное незамедлительно становится слегка иным, слегка искаженным, слегка глуповатым - что ж, и это неплохо, и с этим я от души согласен: так и надо, чтобы то, что для одного - бесценная мудрость, для другого звучало как вздор» Гессе Г. Паломничество в Страну Востока // Гессе Г. Избранное. М., С. 75.

Риторические основания истины. Язык не переодевает мысли, и уж, тем более, не искажает их. Гумбольдт: «Язык есть орган, образующий мысль» Кто идёт, куда глаза глядят, всегда попадает туда, куда шёл. И только тот, кто знает, куда идёт, всегда попадает не туда. Лихтенберг: «Книга – это зеркало. И если в него смотрит обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола»

Риторические основания истины. Одну и ту же мысль невозможно высказать дважды. Во-первых, … Во-вторых, …

Риторические основания истины. Loquor, ergo sum – Я говорю, следовательно, я существую. Cogito, ergo sum – Я мыслю, следовательно, я существую. &

Понять, т.е., обнаружить вещь разумом, означает рассказать ее. Причем, ключ к пониманию и поиску этой реальности дает порядок речи. Указать на вещь другому разуму я так же могу только через слово, в котором для моего разумного собеседника откроется смысл, позволяющий разуму «увидеть» эту вещь. Риторические основания истины.

«Сделать известным» и «сделать сказанным» – два аспекта одного и того же. Сказывание является и средством познания и средством сообщения. Референциальная и коммуникативная функции языка не существуют друг без друга, это два аспекта одной способности. Вместе они реализуют эпистемическую функцию языка – главная забота риторики. Риторические основания истины.

Основная функция риторики в том и состоит, чтобы сделать сказанным, сделать известным значения и смыслы сущего. Риторические основания истины.