Доктор исторических наук, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ ЭПОХА ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОРГАНЫ ВЛАСТИВЫСШИЕЦЕНТРАЛЬНЫЕМЕСТНЫЕ.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Галичева Елена Ивановна, учитель обществознания МБОУ СОШ 2 учитель обществознания МБОУ СОШ 2 г. Семикаракорска Ростовской области.
Наместники -кормленщики (до 1555 г.) Центральное управление Местное управление Земский староста Земская изба Губной староста Губная изба Земский собор.
Местное самоуправление система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление.
Мишина Наталья Вячеславовна – доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой «Государственного и муниципального управления» ФГБОУ ВПО РГУПС, действительный.
Этапы развития муниципального права России. К 1785 г. Россия была поделена на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Недостатком такой системы.
Истоки местного самоуправления в России Исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоуправления. Одни ведут отчет российского городского.
Тема 6. Государство как основной политический институт 3. Правовое государство и гражданское общество.
Тема 9. Политика, культура и сознание 1. Политическое сознание: сущность, структура, типология. 2. Понятие, структура и функции политической культуры.
Политическая система и ее роль в жизни общества. Политическая система –единый, сложно организованный механизм Совокупность государственных и общественных.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему: Местное самоуправление
Дума Городовыемагистраты Российская империя Губернии Губернатор Частныйпристав Части Квартальныйнадзиратель Кварталы Городничий Города Губернское правление.
Слово «ПАРЛАМЕНТ» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы.
Лекция 41 Политическая культура.. Политическая культура Политическая культура это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности,
Транксрипт:

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, профессор Омельченко Николай Алексеевич Доктор исторических наук, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, профессор Омельченко Николай Алексеевич История государственных органов и учреждений в России (курс лекций) История государственных органов и учреждений в России (курс лекций)

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Государство Государство политические партии политические партии общественно- политические движения, объединения, группы интересов, группы давления общественно- политические движения, объединения, группы интересов, группы давления СМИ СМИ межгрупповые межгрупповые межпартийные межпартийные федеративные федеративные международные международные Конституция Конституция законы законы нормативно- правовые акты (указы Президента, постановления Правительства) нормативно- правовые акты (указы Президента, постановления Правительства) политические традиции и обычаи политические традиции и обычаи этико- моральные нормы этико- моральные нормы В самом общем смысле ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА можно представить как интегральную качественную характеристику политической жизни общества, его политической системы

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА Политическая культура общества относится к внеинституциональным аспектам политики В рамках политической культуры общества формируются регуляторы политического поведения, выстраивается мотивационная база властных отношений Представляет собой внеинституциональную систему, охватывающую политические традиции, политические ценности и установки практического политического поведения

ТРИ БЛОКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Культура политического сознания (когнитивный, познавательный блок) - политические взгляды, убеждения, установки идеалы Культура политического сознания (когнитивный, познавательный блок) - политические взгляды, убеждения, установки идеалы Культура политического поведения (мотивационно-поведенческий блок) - образцы политического участия Культура политического поведения (мотивационно-поведенческий блок) - образцы политического участия Культура функционирования политических институтов (институционный или функциональный блок): Культура функционирования политических институтов (институционный или функциональный блок): культура электорального процесса; культура электорального процесса; культура принятия и реализации политических решений; культура принятия и реализации политических решений; культура разрешения социальных конфликтов культура разрешения социальных конфликтов

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЛАСТИ ПО УРОВНЮ ОБЩНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ Г.Алмонда и С. Вербы политическая культура ГОСПОДСТВУЮЩАЯ политическая культура КОНТРКУЛЬТУРА КОНТРКУЛЬТУРА ОБЩАЯ политическая культура ОБЩАЯ политическая культура СУБКУЛЬТУРА, характерная для определенной социальной группы общества СУБКУЛЬТУРА, характерная для определенной социальной группы общества (социально-классовая, национально- этническая, религиозно- политическая, региональная) 1. СЕКУЛЯРНО- ГОМОГЕННЫЕ политические культуры 2. ФРАГМЕНТИРОВАННЫЕ секулярные культуры А) ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ (архаический) тип политической культуры Б) КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ (партисипаторный тип) В) ПОДДАНИЧЕСКАЯ политическая культура

НОРМЫ И СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЕ)СОЗНАНИЕУВАЖЕНИЕ К ПРАВУ, ЗАКОНУ, К ПРАВУ, ЗАКОНУ,ДОГОВОРУ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ УВАЖЕНИЯ И САМОУВАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ПРАВ И СВОБОД ЕЕ ПРАВ И СВОБОД НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ГРАЖДАН ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ САМООГРАНИЧЕНИЯИНДИВИДА

ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ЭТАТИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕГОСПОДСТВОБЮРОКРАТИИ(ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕОБЩЕСТВА)АВТОРИТАРНЫЙХАРАКТЕРГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИПАТЕРНАЛИЗМ(СТРЕМЛЕНИЕГОСУДАРСТВА ОПЕКАТЬ ОБЩЕСТВО ) КЛИЕНТЕЛИЗМГОСПОДСТВОПАТРОН-КЛИЕНТНЫХОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕ СЛАБАЯ СТЕПЕНЬ СТРУКТУРИРОВАННОСТИОБЩЕСТВА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПОЛИТИКИ И ВЛАСТИ (ПРЕОБЛАДАНИЕНЕФОРМАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ) САКРАЛИЗАЦИЯВЛАСТИ,ПРИВЕРЖЕННОСТЬХАРИЗМАТИЧЕСКИМЛИДЕРАМ

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ и национальной государственности ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Континентальное(«разбегавшееся»)пространство(обусловливалопостояннуювнешнююопасность)Распыленностьэтносов,слабостьполитических коммуникаций коммуникаций Авторитарный характер власти Кластерная модель управления Медленноеразвитиесословий(отчастиобусловленноегеографическимфактором)Отсутствиеразвитого среднего класса («третьего сословия») (объяснялосьслабостью русских городов) Отсутствие развитого института и традиций частной собственности (земли много, людей мало)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ ЭПОХА ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОРГАНЫ ВЛАСТИВЫСШИЕЦЕНТРАЛЬНЫЕМЕСТНЫЕ Киевская Русь ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДУМА КНЯЗЯ ВЕЧЕ ГОСАППАРАТ (БЮРОКРАТИЯ) ЕЩЕ ОТСУТСТВУЕТ СИСТЕМА КОРМЛЕНИЙ (КОРМЛЕНЩИКИ, НАМЕСТНИКИ) Московское государство МОСКОВСКИЙ ЦАРЬ БОЯРСКАЯ ДУМА ЗЕМСКИЙ СОБОР МОСКОВСКИЕ ПРИКАЗЫ (ПРИКАЗНАЯ БЮРОКРАТИЯ) ГУБНЫЕ И ЗЕМСКИЕ ИЗБЫ (СТАРОСТЫ) С КОНЦА 17 в. - ВОЕВОДЫ Петр Первый ИМПЕРАТОР (1722) СЕНАТ (1711) СИНОД (1722) КОЛЛЕГИИ (ВО ГЛАВЕ С ПРЕЗИДЕНТАМИ) ГУБЕРНАТОРЫ ВОЕВОДЫ (УЕЗД) ЗЕМСКИЕ КОМИССАРЫ (ПРОВИНЦИЯ) ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Екатерина Вторая ИМПЕРАТОР СЕНАТ (РАЗБИТ НА 4 ДЕПАРТАМЕНТА) СИНОДКОЛЛЕГИИ (МНОГИЕ ИЗ НИХРАСФОРМИРОВАН Ы И ИХ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАНЫ В ГУБЕРНИИ) ГУБЕРНАТОР ЗЕМСКИЙ ИСПРАВНИК (КАПИТАН- ИСПРАВНИК) ДВОРЯНСКИЕ СОБРАНИЯ (ГУБЕРНСКИЕ И УЕЗДНЫЕ) Александр Первый (Николай Первый) ИМПЕРАТОРСЕНАТСИНОДМИНИСТЕРСТВА КОМИТЕТ МИНИСТРОВ (КООРДИНИР. ОРГАН) ГУБЕРНАТОР КАПИТАН- ИСПРАВНИК ДВОРЯНСКИЕ СОБРАНИЯ Александр Второй ИМПЕРАТОРСЕНАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СИНОДМИНИСТЕРСТВА КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТ МИНИСТРОВ ГУБЕРНАТОР КАПИТАН- ИСПРАВНИК ДВОРЯНСКИЕ СОБРАНИЯ ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ Начало 20 века ИМПЕРАТОР СЕНАТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ (ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА) СИНОДМИНИСТЕРСТВА СОВЕТ МИНИСТРОВ (ПРАВИТЕЛЬСТВО во главе с премьером - Председателем Совета Министров) ГУБЕРНАТОР КАПИТАН- ИСПРАВНИК ДВОРЯНСКИЕ СОБРАНИЯ ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ

ЭПОХА ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Московское государство ЗЕМСКИЕ ИЗБЫ (ЗЕМСКИЕ СТАРОСТЫ, ЦЕЛОВАЛЬНИКИ) ВОЕВОДЫ (СЪЕЗЖИЕ ИЗБЫ - ПРИКАЗНЫЕ ИЗБЫ, ДЬЯКИ) Петр Первый ВОЕВОДЫ С 1699 Г. - ВЫБОРНЫЕ БУРГМИСТРЫ (РАТМАНЫ) С 1721 Г. - ГОРОДОВЫЕ МАГИСТРАТЫ ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ В ПЕТЕРБУРГЕ Екатерина Вторая ОБЩАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА И ШЕСТИГЛАСНАЯ ДУМА - ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ (ПОЛИЦЕЙСКАЯ УПРАВА) - ГОРОДНИЧИЙ Александр Второй 1870 г. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА ГОРОДСКАЯ ДУМА - ГОРОДСКАЯ УПРАВА (ИСПОЛНИТ. ОРГАН) УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ (ПОЛИЦЕЙСКАЯ УПРАВА) - ГОРОДНИЧИЙ ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЯТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШЕСТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Контроль за деятельн. министров Контроль за деятельн. министров подготовка проектов указов подготовка проектов указов контроль за деятельн. контроль за деятельн.губернаторов управление кадрами государств. аппарата (прием, увольнение, производство в чины) управление кадрами государств. аппарата (прием, увольнение, производство в чины) обобщение юридической практики обобщение юридической практики проведение кодификации законов проведение кодификации законов вопросы государств. и политической безопасности вопросы государств. и политической безопасности управление женскими учебными заведениями управление женскими учебными заведениями и благотвор. учредениями (ведомство императрицы Марии Федоровны) (1828 г.) выработка проекта реформы государств. крестьян (1836 г.). В 1937 г. преобразов. в Минист-во государств. имуществ выработка проекта реформы государств. крестьян (1836 г.). В 1937 г. преобразов. в Минист-во государств. имуществ управление территориями Кавказа (в т.ч. в условиях Кавказской войны) (создано в 1842 г.) управление территориями Кавказа (в т.ч. в условиях Кавказской войны) (создано в 1842 г.)

СТРУКТУРА ЗЕМСКИХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ (выборный представительный орган) ГУБЕРНСКАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА (испонительный орган) ГУБЕРНСКОЕ ДВОРЯНСКОЕ СОБРАНИЕ УЕЗДНОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ (выборный представительный орган) УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА (исполнительный орган) УЕЗДНОЕ ДВОРЯНСКОЕ СОБРАНИЕ УЕЗДНЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ ДВОРЯНСТВА ГУБЕРНСКИЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ ДВОРЯНСТВА

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОСТОИНСТВАНЕДОСТАТКИ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТЧУЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ОТ ВЛАСТИ, ДАВ ТОЛЧОК РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТЧУЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ОТ ВЛАСТИ, ДАВ ТОЛЧОК РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПЕРВЫЕ МАССЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИОБЩАЛИСЬ К УПРАВЛЕНИЮ МЕСТНЫМИ ДЕЛАМИ ВПЕРВЫЕ МАССЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИОБЩАЛИСЬ К УПРАВЛЕНИЮ МЕСТНЫМИ ДЕЛАМИ БЫЛ НАКОПЛЕН БОГАТЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ХОЗЯЙСТВА: БЫЛ НАКОПЛЕН БОГАТЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ХОЗЯЙСТВА: МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ДОРОЖНОМ ДОРОЖНОМ СТРАХОВОМ И ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОМ ДЕЛЕ СТРАХОВОМ И ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОМ ДЕЛЕ СТАТИСТИКЕ СТАТИСТИКЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИИ НЕ ОБЛАДАЛИ РЕАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТЬЮ НЕ ОБЛАДАЛИ РЕАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТЬЮ СЛАБАЯ НОРМАТИВНО-ПРОВОВАЯ БАЗА, ПОДЧАС ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ НОРМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ СЛАБАЯ НОРМАТИВНО-ПРОВОВАЯ БАЗА, ПОДЧАС ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ НОРМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ЗЕМСКИЕ ОГРАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ БЫЛИ СОЗДАНЫ ТОЛЬКО В 34 ГУБЕРНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ (К 1917 Г. - В 43 ГУБЕРНИЯХ) ЗЕМСКИЕ ОГРАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ БЫЛИ СОЗДАНЫ ТОЛЬКО В 34 ГУБЕРНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ (К 1917 Г. - В 43 ГУБЕРНИЯХ) НЕ БЫЛО СОЗДАНО ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОРГАНА, КООРДИНИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ НЕ БЫЛО СОЗДАНО ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОРГАНА, КООРДИНИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ НЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ ВОЛОСТНЫЕ ЗЕМСТВА НЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ ВОЛОСТНЫЕ ЗЕМСТВА