Антуан де Сент- Экзюпери. «Маленький принц» Цели: Знакомство с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери, определение места сказки «Маленький принц» в творческом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Встал поутру, привёл себя в порядок и свою планету»
Advertisements

Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство. А. де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». Авиатор и писатель «Для меня писать и летать – одно и то же»
Антуан де Сент- Экзюпери Ищите меня в том, что я пишу…
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «Сад души человеческой» (по сказке А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»)
Антуан де Сент Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» (философская сказка «Маленький принц») Выполнила: Ружич Н.Н. учитель русского языка и литературы.
Презентация к уроку литературы «Мы навсегда в ответе за тех, «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» кого приручили» Выполнила учитель Выполнила.
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Подготовила учитель начальной школы МОУ – СОШ 35 Г. Белгорода Синёва Мира.
МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Маленький принц, мальчишка из сказки, В космос бескрайний глядишь без опаски, Знаешь, что звёзды далёкие греют тех, кто в их свет без сомнения.
Тема урока:Зорко одно лишь сердце… Эпиграф к уроку: Мы в ответе за тех, кого приручили… Любить это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть.
1942 год «Для меня писать и летать – одно и то же»
Сад души человеческой в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
Сказка, рассказанная Антуаном де Сент - Экзюпери, - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом.
Антуан де Сент- Экзюпери Экзюпери
ФОРМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 города Черепанова.
Урок литературы в 6 классе 6 классе. Путешествие с Маленьким принцем.
Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц Урок внеклассного чтения в 5 М классе. Учитель Смирнова Ольга Александровна.
Антуан де Сент-Экзюпери ( ) Для меня летать и писать – одно и тоже. Главное – действовать, главное – найти себя. Авиатор и писатель сливаются:
ГРЕХ ДУША Антуан де Сент- Экзюпери «- Есть такое твёрдое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок.
Транксрипт:

Антуан де Сент- Экзюпери. «Маленький принц» Цели: Знакомство с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери, определение места сказки «Маленький принц» в творческом наследии писателя. Актуализация знания теоретико-литературных понятий (притча, рамочные компоненты). Развитие умений анализа художественного произведения: анализ в аспекте жанра: сказка-притча; анализ проблематики: философско- символическое начало сказки; анализ системы образов: образ героя- повествователя, особенности образов персонажей. Анализ текста с учетом специфики адресата: дидактический характер сказки, определение роли произведения в детском чтении.

Вопросы: 1. Место сказки «Маленький принц» в творчестве Антуана де Сент-Экзюпери. (Сведения о писателе, его жизненных позициях, история создания произведения; посвящение). 2. Образ героя-повествователя, способы его создания. Образы персонажей, способы создания образов «взрослых». Символичность данных образов. 3. Жанровые особенности произведения: сказка-притча «Маленький принц». 4. Романтические традиции и символизм. 5. «Маленький принц» - философская сказка: основные философские темы и проблемы и способы их раскрытия. 6. Место произведения в круге детского чтения.

Образы персонажей Герой-повествователь – образ взрослого, не утратившего «зоркости сердца». Основные средства создания образа – речевая характеристика и самохарактеристика. Другие образы «взрослых» - это символические (суперлогические – по классификации М. Эпштейна) образы, демонстрирующие явления в их чистом виде. (Власть короля над единственным подданным, честолюбие без почитателей, пьянство для того, «чтобы забыть, что совестно», подсчет звезд и т.д., - бесцельное, бессмысленное занятие.) => Поднимаеся вопрос о смысле жизни. Система образов обитателей планет позволяет утвердить мысль об относительности человеческих суждений (Образ географа). Диалектика и психологизм в создании образа Маленького Принца (конфликт в его душе назревает постепенно: что важно?); Основной конфликт сказки: «в мире нет совершенства, но есть гармония, человечность, ответственность человека за порученное ему дело».

Жанровые особенности произведения Сказка (литературная) произведение эпического рода, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Притча – жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. [Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, с.] Черты жанра притчи: отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, его дидактическая обусловленность, рассредоточенные по всему тексту моральные обобщения и сентенции, параболическая композиция. Маленький принц – это новый вариант сказки-притчи, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. (текст наполнен огромным количеством деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия).

Романтические традиции и символизм Взятый за основу бродячий сюжет: (прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений), переосмысляется иронически. В сказке сильны романтические традиции: выбор фольклорного жанра – сказки; тема детства (одна из ключевых в романтизме); основной принцип романтизма – принцип двоемирия. Главный герой говорит о внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. (Личность и толпа: Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и Злу). Образы сказки глубоко символичны: Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. Философско–символическое обобщение получают также многие другие образы: колодец, родник, змея, баобаб, фонарь, гусеницы и бабочки и т.д.

«Маленький принц» - философская сказка: основные философские темы и проблемы и способы их раскрытия. Тема Добра и Зла.(«Микрозло» - зло внутри отдельно взятого человека, и «макрозло» - Зло в общечеловеческих масштабах). Раскрывается посредством образов обитателей планет, персонифицированного образа зла – образ баобабов. Проблема долга, ответственности: (образ Фонарщика: «таков уговор», образ Маленького Принца: каждый отвечает за свою планету). Тема настоящей любви и дружбы: (образ Лиса, Розы, образ героя-повествователя). Тема бытия - одна из ключевых философских тем сказки Маленький принц (реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность). Тема жизни и смерти. Проблема смысла жизни и поиска своего места в этом мире. Тема одиночества (одиночество среди людей). С ней связана проблема отношения Личности и Толпы. Неразрешимость конфликта. Раскрываются с помощью контраста образов обитателей планет и образов Маленького Принца и Летчика). Тема познания мира. Раскрывается с помощью перипетий сюжета, речевой характеристики, прямой характеристики героем-повествователем. Философско-символическим обобщением мудрости и силы является образ Змеи.

Мудрые изречения Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Взрослые очень любят цифры. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Но я был слишком молод, я еще не умел любить. Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Странный народ эти взрослые. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

И понимать нечего, уговор есть уговор. Среди людей тоже одиноко. Все дороги ведут к людям. Нет в мире совершенства! Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Там хорошо, где нас нет. Одни только дети знают, чего ищут. Хорошо, когда есть друг, пусть даже надо умереть. Вода бывает нужна и сердцу... Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их... Глаза слепы. Искать надо сердцем. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. В конце концов всегда утешаешься.

Задание: 1. Составить систему вопросов и заданий для рассмотрения образа Маленького Принца со школьниками и со студентами. (для детской и взрослой аудитории). 2. Ответить на вопрос: Проследите изменения в мировидении Маленького принца, как они воплощены в тексте сказки? 1. Продумать систему вопросов для композиционного анализа сказки «Маленький принц» для студентов. 2. Ответить на вопрос: Как соотносится автор биографический (А. де Сент- Экзюпери) и основной субъект речи в сказке (герой-повествователь)? 1. Сформулировать систему вопросов для беседы со школьниками о философских проблемах, поднятых в произведении. 3. Ответить на вопрос: Кто, на ваш взгляд, является адресатом сказки «Маленький принц», в чем специфика восприятия данного произведения читателями разных возрастов.