Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по теме «Вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них» Русский язык 11 класс.
Advertisements

Двенадцатое февраля. Классная работа.. Вводные конструкции : Какие вы знаете вводные конструкции ?
А21 Вводные слова Отличайте вводные слова от членов предложения. Море казалось черным. Сегодня, кажется, будет дождь.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ Вводные слова Вводные словосочетания Вводные предложения Вставные конструкции.
Обращение и вводные конструкции Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Кириленко.
Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.
Вводные слова Учитель русского языка и литературы: Буланова Н.Н.
Подготовка к ЕГЭ Вводные слова. Назовите обращения и грамматическую основу в предложениях. 1) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан.
УСПЕХ Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даль: Успех – это удача, польза, счастье. Толковый словарь. С.И.Ожегов: Успех – 1. Удача в достижении.
Проверь свои знания! Знаки препинания при обособленных членах предложения.
В ВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми: К ужасу хозяйки, гости явились раньше времени. На первом этаже, вероятно,
Тема урока: Вводные слова.. Вводными называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию.
Пример задания А 21: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? Язык поэзии (1) как известно.
= Вводные слова и предложения. Знакомство с вводными словами и их признаками.
Урок решения грамматических задач по теме «Вводные слова» «ПРОВЕРЬ СЕБЯ, или ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ВВОДНЫХ СЛОВ»
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Лингвистическая минутка Лингвистическая минутка Какое отношение «вводные слова» имеют к «воде» и «подводным камням»?Какое отношение «вводные слова» имеют.
Отличия вводных слов от членов предложения.. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения. Он, может.
Практикум Словарная работа 1)Тема: предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (о чем текст?) 2)Главная мысль (идея): основная мысль,
Найдите вводные слова и определите их разряд. Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают.
Транксрипт:

Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» В5 ТРЕНАЖЕР Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

1. Учебный тренажер содержит теоретические сведения и задания формата Б5 ЕГЭ по русскому языку. 2. Каждое задание имеет 4-6 вариантов ответа. Нужно выбрать один или несколько правильных, нажав при этом на кружок рядом с выбранным вариантом ответа. 3. Если ответ правильный, появится «плюс». 4. Если ответ неверный, появится «минус». 5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ТРЕНАЖЕРОМ

Внимание! Задание Б5 на знание обособленных членов предложения. Оно звучит примерно так: среди предложений найдите предложение с обособленным согласованным или несогласованным определением, обстоятельством или приложением. Напишите номер этого предложения. Внимание! Обособление это один из способов смыслового выделения того или иного второстепенного члена с целью придать ему большую самостоятельность в предложении. В устной речи такие обособленные члены произносятся с особой интонацией, на письме они выделяются запятыми, реже тире. Н: Она пожалела о забытых дома перчатках (простое предложение, не осложненное обособленными членами). Н: Она пожалела о перчатках, забытых дома (простое предложение, осложненное обособленными членами). Н: Она пожалела о перчатках, которые забыла дома (сложное предложение).

Обособленные определения. Могут обособляться как согласованные, так и несогласованные определения. Согласованные обособленные определения обычно выражаются причастными оборотами и оборотами на базе прилагательного. Н: Волны, рвущие побережье на части, гудели победно и грозно. Н: Вразвалку вошел мастер, весь черный от угольной пыли. Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными. Н: Спящий, он казался ей еще суровей. Н: Постройки, новые, свежие, казались пряничными. Несогласованные обособленные определения обычно выражаются оборотами, в основе которых находится существительное в косвенном падеже, реже наречие или форма сравнительной степени прилагательного. Н: Сторож, в рваной ушанке и рукавицах, выглядел внушительно. Н: Бетонные блоки, впритык и кое-где внакладку, громоздились за участком. Н: Эта комната, гораздо светлее и шире предыдущей, мне понравилась.

Обособленные определения. Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными. Н: Спящий, он казался ей еще суровей. Н: Постройки, новые, свежие, казались пряничными. Обособленные приложения. Особым случаем обособленного определения считается обособленное приложение определение, выраженное существительным. Н: Особенно лицеисты полюбили Галича, профессора российской и латинской словесности. Внимание! Не следует путать обособленные согласованные определения с придаточными определительными предложениями. Н: Ветер, постепенно усиливающийся до ураганного, мешал не только идти, но и говорить. Н: Ветер, который постепенно усиливался до ураганного, мешал не только идти, но и говорить.

Обособленные обстоятельства. Обычно обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существ. с производным предлогом. Н: Они, улыбаясь, встали у двери. Н: Он, забыв попрощаться, ушёл. Обособления не происходит при следующих условиях: Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.). Н: Не бросайся в драку очертя голову! Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение ( например нехотя, шутя и др.). Н: Живите-ка смеясь! (т.е. весело, без забот.) Н: Шел он не торопясь. (т.е. медленно.) Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу. На деепричастие падает тогда смысловой акцент предложения. Н: Особенно трудно биатлонистам стрелять стоя. Н: Старуха стояла _ опустив голову. (Говорящему важно не то, что старуха стояла, а то, что она стояла с опущенной головой.)

Обособленные обстоятельства могут выражаться также существительными в косвенных падежах с производными предлогами. Многие производные предлоги в русском языке имеют значения, которые способствуют смысловому выделению существительных с такими предлогами. Это значения причины, условия, уступки, следствия, сопутствующего события и т. д. Сочетания с производными предлогами, которые чаще других обособляются : Несмотря на что- либо; невзирая на что-либо; благодаря чему- либо; согласно чему-либо; вследствие чего-либо; за неимением чего-либо; в силу чего-либо; при отсутствии чего-либо; при наличии чего-либо; при условии чего-либо; ввиду чего-либо; вопреки чему-либо и т. д. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом, если они имеют значение уступки (когда одно событие происходит, несмотря на наличие другого, и является первому помехой). Н: Несмотря на дожди, погода была теплая.

Обособленные обстоятельства Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они распространены и стоят в начале либо в середине предложения. Н: Он, благодаря своим организаторским способностям, оказался неплохим руководителем. Н: За неимением свободного времени, он не успевал делать всего того, что обещал. Нераспространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обычно не обособляются, если стоят в конце предложения. Н: Полк прибыл в гарнизон в пятницу согласно приказу.

Обособленные уточняющие члены предложения. Уточняющие члены предложения служат для конкретизации либо для пояснения смысла других членов предложения (уточняемых). Н: Направо (уточняемое), у самого леса (уточняющее), были заметны заросли крапивы. Н: Это была пустая (уточняемое), без жителей (уточняющее), деревня. Обычно под термином обособленные уточняющие члены предложения имеют в виду три близких явления: 1) собственно обособленные уточнения, 2) обособленные обороты, содержащие иное наименование предмета (особый тип приложений), 3) обособленные обороты со значением включения, исключения, замещения, акцентирования.

Обособленные уточняющие члены предложения. Чаще в роли уточняющих членов выступают обстоятельства места и времени, может выступать именная часть сказуемого. Уточняющее значение присуще оборотам, которые содержат иное наименование предмета. Н: Корабельный повар, или кок, считается лицом неприкасаемым. Н: Полюбилось мне выращивать бураки - свеклу по-вашему. Как уточняющие часто обособляются обороты со значением включения, исключения, замещения, акцентирования (обычно в роли дополнения). Н: Правило действует для всех, в том числе и для вас. Н: Нет ничего, кроме пяти копеек. Н: Граждане, главным образом молодежь, активности в выборах не проявили. При обособленных уточняющих членах часто употребляются специальные союзы: то есть, или и др., и слова, подчеркивающие уточняющий смысл членов предложения: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе. Н: Живем неплохо, т. е. не без достатка. Н: Вы здесь как разбойники выглядите, особенно Фрол. Н: Экзамен сдали все, в том числе и Копытин.

Сравнительные обороты К обособленным членам предложения относятся и сравнительные обороты. Сравнительный оборот это особая синтаксическая конструкция в составе предложения, имеющая значение сравнения. Сравнительный оборот включает в себя сравнительный союз (будто, как будто, словно, точно, чем, нежели и др.) и сравнивающую часть, которая обычно выражается существительным, но может быть представлена и прилагательным, и наречием, и глаголом. Н: Облака, словно скрученные нити, тянутся по небу. Н: Он казался выше, чем его брат. Н: Он продолжал шевелить губами, будто что-то бормотал про себя. Сравнительные обороты обычно выступают в предложении в роли обстоятельства.

Вводные слова и вводные предложения Предложение может содержать слова и сочетания, которые не связаны с его членами синтаксической связью и сами не являются членами этого предложения. Такие слова, однако, не теряют смысловой связи с содержанием предложения, отражая оценки и намерения говорящего. К подобным явлениям относятся вводные слова и вводные предложения. Вводные слова Вводные слова это специальные слова или сочетания слов, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что сообщает. Вводные слова не являются членами предложения и имеют различные значения. Н: К сожалению, билетов уже не было. Н: Вы недооценили опасность. Следовательно, вы не учли последствий. Вводные предложения Иногда значения вводности выражаются предложениями. Н: Вы, я уверен, справитесь с этим делом. Н: Это, я думаю, просто усталость.

Вводные слова могут выражать такие значения: ЗначенияВводные словаПримеры Большая степень уверенности Конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др. Дождь, конечно, скоро кончится. Меньшая степень уверенности Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др. Дождь, кажется, скоро кончится. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др. Дождь, к счастью, скоро кончится. Порядок явлений (мыслей) и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, так, напротив, наоборот, например и др. Итак, я плохо знаю язык, следовательно, не справлюсь с заданием. Этикетные формы привлечения внимания собеседника Пожалуйста, будьте добры, видите ли и др. Будьте добры, принесите кофе.

Внимание! Следует различать одни и те же формы в роли вводных слов и в роли членов предложения. Н: Он, очевидно, отдыхает. Его превосходство всем очевидно. (В 1-м примере очевидно - вводное слово, во 2-м - это именная часть сказуемого.) Н: Я, кажется, вас поняла. Она кажется утомленной. Кажется, что ветер стихает. (В 1-м примере кажется выступает в роли вводного слова, во 2-м примере - сказуемое. В 3-м - сказуемое главной части сложноподчиненного предложения, т.к. к нему присоединяется придаточная часть) Многие слова и сочетания по своему значению похожи на вводные слова, но не являются ими. Их надо запомнить: авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

1.Образование… 2.Это слово имеет множество определений. 3.Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. 4. Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который складывается в течение веков у того или иного народа, нации. 5. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. 6. Будущее – это надежды, выраженные разными способами В тексте найдите предложение с обособленным определением. (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

1.Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. 2.Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. 3.Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности. 4. Наконец, есть и такие горе- спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. 5. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами. 6. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения Среди предложений найдите предложение (я) с обособленным (и) обстоятельством (ами). (1) (2) (3) - (6) - - (4) (5)

1.И как отдельный человек первой любовью ввергается в новую, неведомую ему стихию чувствований, так и русский читатель чтением Пушкина ввергается в сердцевину поэзии. 2. Ведь Пушкин не только «выносил в себе всё», как сказал о нём Аполлон Григорьев. 3. Он и высказал всё выношенное по-своему, по-пушкински. 4. Он как бы перевёл всё лучшее, всё созвучное его душе на свой волшебный пушкинский русский язык. 5. Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не стесняясь, переводил на свой язык. 6. И многие переводы превосходили оригиналы Среди предложений найдите предложение с уточняющим обстоятельством. (1) (2) (3) - (6) - - (4) (5)

1.Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. 2. Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. 3. Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст. 4. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро Среди предложений найдите предложение с обособленными приложениями. (1) (2) (3) (4)

1.А разве Волга не река и других народов – татар, мордвы, марийцев и прочих? 2. Далеко ли от неё от народов коми или башкир? 3. Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! 4. А культура – это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше Среди предложений найдите сложное, одна из частей которого осложнена одиночным обособленным приложением. (1) (2) (3) (4)

1.Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. 2. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. 3.И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 4. Никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника, игнорирующего мир книг. 5. Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой Среди предложений найдите предложение, осложнённое обособленным определением и однородными членами. (1) (2) (3) - + (4) (5)

1.Попробуйте читать дома вместе и вслух! 2. Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. 3. Все чувства усиливаются и обостряются. 4. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. 5. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом Среди предложений найдите такое, в котором есть обособленные обстоятельства. (1) (2) (3) - + (4) (5)

1.Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьёзные и смешные. 2. Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. 3. Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. 4. И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. 5. Наряду с сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. 6. Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии Найдите предложение с необособленным распространённым определением. (1) (2) (3) - (6) - - (4) (5)

1.По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем, или, лучше, за что «воевать». 2. А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. 3. Русский язык. 4. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» Среди предложений найдите все предложения с вводными конструкциями. (1) (2) (3) (4)

1.Судьба уготовила Далю стать в начале пути «воителем», то есть защитником Отечества, Родины. 2. Отечеством Даль называл не только землю, где человек «родился, вырос», но и «землю, где выходец поселился, приняв подданство или прочно, навсегда водворившись». 3. Всегда мягкий и сдержанный по характеру, Даль мог сказать при случае: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, за язык». 4. «Отец мой – выходец, а моё отечество - Русь», - напишет впоследствии Даль в словаре Среди предложений найдите предложение с обособленными обстоятельствами. (1) (2) (3) (4)

1.- Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. 2. Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света. 3. Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. 4. Я улыбнулся. 5. Молодая мама усадила его на место. 6. – Потерпи, миленький, потерпи, скоро мы пойдём! Найдите предложение с необособленным распространённым определением. (1) (2) (3) - (6) - - (4) (5)

1.Бывшие княгини, графини, генеральши жили в крестьянских избах со слюдяными окнами и дымящейся печью, готовили обед и отправляли его в тюрьму, чтобы поддержать своих близких. 2. В 1827 году в Чите Александра Григорьевна Муравьёва пишет, что желает разделить участь мужа, государственного преступника, и готова жить среди арестантов, там, где они будут содержаться. 3. Император Николай отнял у них все имущественные наследственные права, разрешил тратить только нищенские суммы и повелел отчитываться в своих расходах перед начальником рудников. 4. На четвёртом году с узников сняли кандалы, и декабрист Николай Бестужев сделал из них женщинам кольца, которые те с гордостью носили Найдите предложение с обособленным приложением. (1) (2) (3) (4)

1.Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». 2. Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. 3. Уже зрелым человеком прочёл я записки Марины Цветаевой о Пушкине. 4. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. 5. У меня было совсем другое. 6. Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича Найдите предложение (я) с обособленным обстоятельством. (1) (2) (3) - (6) - + (4) (5)

1.Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. 2. Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. 3. Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. 4. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна) Найдите предложение с обособленным приложением. (1) (2) (3) (4)

1.Гроза. 2. Одно из величественных атмосферных явлений. 3. Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. 4. Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. 5. Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. 6. И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет Найдите предложение с обособленным определением. (1) (2) (3) - (6) - + (4) (5)

1.И, разумеется, без веры невозможно никакое убеждение. 2. Убеждение – это знание, соединённое с верой в него. 3. Не все знания требуют убеждения, смешно заявлять: «Это стол, таково моё убеждение». 4. Убеждения начинаются там, где есть оспоримые знания, труднодоказуемые и трудноопровергаемые. 5. Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы. 6. Но есть между ними вера – она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания Найдите предложение (я) с обособленным (и) определением (ями). (1) (2) (3) - (6) - + (4) (5)

ИСТОЧНИКИ 1. Нарушевич А. Г., Русский язык, Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. М., Просвещение, 2011 г. 2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. М: Азбуковник, стр. 3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А., Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», с. 4. Баронова М. М., Русский язык: полный справочник. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, с. 5. Бисеров А. Ю., Русский язык, Тематические тренировочные задания. М. ЭКСМО, 2010г. 6. И. П. Цыбулько, В. И. Капинос и др., ЕГЭ Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. ФИПИ, М., ЭКСМО, с.

АВТОРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 2» АВТОРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 2»