Ребенок - это космобиопсихо- социокультурное, пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии; активно усваивающее и созидающее общественно- исторический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Advertisements

ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Воспитание как педагогический процесс.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Транксрипт:

Ребенок - это космобиопсихо- социокультурное, пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии; активно усваивающее и созидающее общественно- исторический опыт и культуру; самосовершествующее в пространстве и времени; имеющее богатую духовную жизнь. ( Педагогическая антропология. М., 2001 )

Начало XXI века в России характеризуется существенными преобразованиями в сфере обучения, воспитания и, социальной адаптации детей и подростков с нарушениями в развитии. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, а также совершенствованием нормативно – правовой базы, выражающей политику государства по отношению к детям с отклонениями в развитии:

- все дети с отклонениями в развитии, даже с самыми тяжелыми, имеют право на образовательные услуги и должны быть включены в образовательное пространство; - приоритетной организационной формой образования детей с ограниченными возможностями здоровья является их совместное обучение с нормально – развивающимися сверстниками – инклюзивное образование.

Возрастание внимания общества к интересам отдельного человека в последнее десятилетие XXI века привело к формированию нового подхода к общественному устройству – социальной включенности, цель которой – создание «общества для всех», в котором каждый индивидуум, со своими правами и обязанностями, играет активную роль.

Сегодня можно констатировать, что антропологическое знание признается ядром профессиональной компетентности специалистов системы образования, поскольку именно оно связывает цели, задачи, содержание, технологию образования в целостную гуманистическую систему.

Основное содержание антропологического знания выражено в системе следующих понятий: антропология, человек, ребенок, развитие человека как вида, пространство и время развития человека, культура, воспитание.

Антропология – «наука о человеке», имеет глубокие исторические корни. Этот термин, предложенный И. Кантом, определил новое направление в науке, предметом изучения которой является сам человек как самостоятельный феномен. Антропология, по мнению Канта, интегрируя знания из самых разных наук, должна стать теоретической базой педагогики.

Именно в педагогике, в шестидесятые годы XIX века в России впервые возникает термин «педагогическая антропология». Его употребил Н. И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856 г.), а дополнил конкретным содержанием – К. Д. Ушинский в многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 – 1869 гг.). Ушинский впервые предпринял попытку анализа и синтеза данных антропологических наук под педагогическим углом зрения, что в дальнейшем составило фундамент научного педагогического знания.

В антропологическом направлении специальной психологии и коррекционной педагогики, которое заложили И.И. Сеченов, М.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.М.Бехтерев, Г.Я.Трошин, изучается «человек как предмет воспитания» с позиции комплексного системного подхода в сравнительном аспекте к нормальному и аномальному ребенку. Проблемы аномального развития рассматриваются с позиций и медицинской, и педагогической антропологии.

Термин «педагогическая антропология» обозначал новую педагогику. Человек и ребенок – вот основные социокультурные ценности. Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика берет из природы человека, исходя из объективных законов человеческого развития. Педагогическая деятельность рассматривается в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное развитие не только сознания, но и чувств и воли ребенка, взаимосвязанных между собой.

Педагогической антропологии требовался педагог, обладающий фундаментальными знаниями о человеке, ребенке, познавательном процессе, с одной стороны, природе и обществе – с другой.

Все эти идеи представлены в работе К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Эта работа явилась первым опытом реализации целостного подхода к человеку, к ребенку. Этот научный труд оказался успешным опытом интеграции философского, психологического, естественнонаучного, исторического, филологического, педагогического знания. Эта интеграция была осуществлена К. Д. Ушинским для проникновения в природу человека, превращения действий российского педагога в антропологически грамотную, адекватную природе ребенка деятельность.

Из антропологического подхода в понимании природы человека логично вытекало стремление его целостного комплексного изучения и описания. Идея всестороннего целостного изучения человека в отечественной науке, глубоко и полно обоснованная в работах В.М. Бехтерева, представляет большой интерес и является основой развития комплексного человекознания.

Человек у Бехтерева - это и представитель определенного биологического вида, и носитель нервно-психической организации, и продукт внешней среды. Изначально целостный взгляд на человека, естественно, определил логику и динамику научных интересов ученого. Начав с исследования психических нарушений, где предметом его специального глубокого рассмотрения является материальный субстрат психики - мозг и нервная система (их строение, структуру, функции, взаимосвязи и взаимодействие с разными отделами организма), опираясь на полученные данные, затем вновь обращается к изучению психических явлений, рассматривая их в контексте общей структуры человека.

Строя целостное учение о человеке, Бехтерев определяет неврологический подход как доминирующий всех рассматриваемых им направлений и областей человекознания. Суть научного подхода ученого - признание основополагающей роли мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и регуляции его взаимоотношения с миром.

Бехтерев обосновывает важность и практическое значение систематического изучения ребенка. В 1908 г. выходит его работа «Объективное исследование нервно- психической сферы в младенческом возрасте», с которой собственно и начинаются поиски в области генетической рефлексологии. Предметом рассмотрения становятся разные аспекты развития детской психики особенности речи и внимания у ребенка, эволюция детского рисунка, вопросы воспитания в детском возрасте, использование музыки как важного средства психического развития и т. д.

Отличительной чертой научной концепции Бехтерева являлась ее антропологическая ориентация. Исходной точкой, отправным моментом и основной задачей его научных поисков на всем протяжении творческого пути выступал человек как целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в нерасчлененном единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром (природным, космическим, социальным).

Через пятьдесят лет после выхода работы К. Д. Ушинского и основываясь на научной антропологической концепции В.М.Бехтерева, Г.Я.Трошин – отечественный невропатолог и психиатр, с позиции педагогической антропологии, разрабатывает теорию аномального развития. В основе его теоретических воззрений антрополого- гуманистическая концепция. Концепцию характеризует системный и целостный антропологический подход, интегрирующий данные разных наук: специальной психологии и педагогики, психопатологии, детской невропатологии и психиатрии. В центре этой концепции стоит личность аномального ребенка как высшая ценность, нуждающаяся в развитии и защите.

Г.Я. Трошин открыл новое направление в педагогике, положив в его основу гуманистический подход с позиций медицинской и педагогической антропологии. Суть его педагогической позиции состояла в том, что только гуманный педагогический процесс способствует максимальному развитию личности умственно неполноценного ребенка, реализации его природного потенциала. Это возможно лишь при условии, если принимать ребенка таким, какой он есть, работать с ним так, чтобы сформировать ценностное отношение к себе и другим.

Главным тезисом гуманистической психиатрической концепции Г.Я. Трошина явилось положение о том, что изучать нужно не болезнь, а человека и его природу. Ученый подчеркивал, что «в ненормальности ребенка многие усматривают только болезнь, в то время как имеется колоссальное количество областей, не незатронутых болезнью». Он впервые высказал положение об ориентации в медико-педагогической практике не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые, развиваясь, окажут влияние на личность в целом. Идеи Трошина позднее утвердились в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике.

Таким образом, Г.Я. Трошин впервые в мировой практике положил в основу наук, изучающих детскую патологию, психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию, целостный антропологический подход, и указал на взаимосвязь медико- психологических и педагогических аспектов в дефектологической практике.

Общепризнанно, что рост научного знания и крупные научные завоевания достигаются на стыках наук, в смежных областях между ними. Рождение новых наук на стыке старых, как тенденция к комплексному изучению объектов природы в их естественной взаимосвязи и всесторонней взаимообусловленности, возникла более столетия назад, когда происходил переход от дисциплинарного к проблемному способу постановки и решения научных задач, расширялись междисциплинарные и сравнительно- типологические исследования.

Формы проявления этой тенденции свойственны и современной науке. В результате – зародились комплексные, пограничные научные дисциплины, такие как психофизика, психофизиология, этнопсихология, сравнительная психология, специальная психология и педагогическая антропология.

С последней трети ХХ столетия возрождаются идеи педагогической антропологии – синтеза знаний о человеке как предмете воспитания. Это связано с резко возросшим интересом науки к проблеме человека. Система изучения человека в его целостности и во всём многообразии его феноменов охватила в последние десятилетия почти весь диапазон познания, от физико-математических наук до гуманитарных. В этой сложной и разветвленной системе теоретического и практического человекознания проблема «человек предмет» воспитания вновь заняла одно из важнейших мест.

Человек нового века – личность, имеющая социально-культурное многообразие. Создание условий для развития и свободы каждого члена общества, освоения им всех достижений предыдущего опыта цивилизации, всестороннего формирования, становления и совершенствования чувственной личной и социальной ответственности – одна из ведущих проблем бытия в новом веке.