ДИСТАНЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ Богомолов А.Н. доктор педагогических наук Директор Центра международного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и современная система образования А.Н. Богомолов Директор центра дистанционного обучения ЦМО МГУ им. М.В.
Advertisements

Модель преподавателя иностранного языка в среде дистанционного обучения А.Н. Богомолов Директор центра дистанционного обучения ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова.
Сетевой курс "Теория и практика ДО" М.А. Татаринова, к.п.н., зав. лабораторией ДО ИСМО РАО,
Педагогический совет 16 ноября 2011год. - Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью.
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы; ЭОР - электронные образовательные ресурсы.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Сетевое педагогическое сообщество «Дошкольное образование»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чапразова Наталья Викторовна, методист ЦДО МОУ «Средняя.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Школа – ВУЗ: будущее начинается сегодня (дистанционное обучение одаренной молодежи) Ф.Д.Ковалев, зам.начальника управления информатизации УрФУ, к.ф.-м.н.
Ресурсный центр как структурный компонент информационно-методического обеспечения образовательного процесса Михайлова Людмила Анатольевна, заместитель.
Новые информационные технологии в образовании Федченко Татьяна Растямовна МОУ СОШ с. Семёновка.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Использование дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения государственных служащих.
Транксрипт:

ДИСТАНЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ Богомолов А.Н. доктор педагогических наук Директор Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Fernlehrumgebung und Fremdsprachenlernen: Struktur und Inhalte Prof. Dr. Andrej Bogomolow, Russland

« Сокруши в себе ветхого человека » (из письма Пушкина Дельвигу)

План выступления 1.Информационно-коммуникацииионные технологии и современная модель образования 2. Дистанционное обучение иностранным языкам: общая характеристика базовых понятий (определение, модели) 3. Дистанционная среда обучения иностранным языкам (определение, специфика, составляющие, структура и содержание) 4. Преподаватель иностранного языка в среде дистанционного обучения (категории и функциональная характеристика)

Специфика новой педагогической реальности новая концепция образования - непрерывное обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности; изменение отношения учащихся к работе с информацииией; формирование нового направления философии образования – коннективизма; информацииионно-дидактическое пространство учебного процесса; новый тип учащегося – ИКТ грамотный пользователь образоватььельных услуг («цифровое поколение» = digital natives); изменение требований к «профессиограмме» преподавателя РКИ («цифровые иммигранты» = digital immigrants); изменение образоватььельной парадигмы; формирование новой модели образования.

Соотношение объема информацииии с развитием коммуникацииионных технологий Десятилетия Годы и дни Века

Современная парадигма образования педагогические технологии педагогические технологии информацииионно- коммуникацииионные технологии информацииионно- коммуникацииионные технологии Интеграция очной и дистанционной форм обучения Конструктивизм, проблемное обучение

Педагогические технологии обучение в сотрудничестве «мозговая атака» ситуационный анализ (case-study) метод проектов «портфель ученика» «тандем-метод» сетевые лекции сетевые семинары сетевые дискуссии тьюториалы сетевые практические занятия сетевые практикумы сетевые дискуссии сетевые консультации телетестинг сетевые игры образоватььельной направленности виртуальные экскурсии

Соотношение объема информацииии с развитием коммуникацииионных технологий Десятилетия Годы и дни Века

Типы моделей образования родители – дети (образование в семейном кругу) наставник – ученик (образование в непосредственном социальном общении ) учитель –книга– ученик (образование в опосредованном социальном общении ) учитель – [средства ИКТ+инф.пространство] – ученик (образование в непосредственно- опосредованном общении) Типы инф. революций язык и речь письменность книгопечатание и печатные СМИ компьютер электронные СМИ телекоммуникацииионные системы Информационные революции и модели образования

отбор, адаптация, интерпретация, передача знаний, управление процессом самостоятельной учебной деятельности ученика с книгой, контроль усвоения знаний восприятие и усвоение, самостоятельная работа под руководством и контролем учителя УЧЕНИК КНИГА как носитель и источник знания УЧИТЕЛЬ Модель «книга – учитель – ученик»

отбор материала для обучения из разных источников на разных носителях, создание собственных информацииионных продуктов и размещение их в среде, помощь учащимся в интерпретации информацииии, организация индивидуальной, групповой и коллективной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учеников через партнерство, непрерывная консультативная деятельность, организация объективных и субъективных формы контроля индивидуальная самостоятельная, коллективная или групповая работа под руководством и при содействии учителя, направленная на решение учебных и жизненно важных проблем, самоконтроль, активное участие в процессе обучения и учения, создание и размещение в среде реальных информацииионных продуктов, обмен достигнутыми результатами с другими участниками учебного процесса Информационно- коммуникацииионное образоватььельное пространство [КНИГА (бумаг+цифр.), средства ИКТ, СМИ] - носитель и источник знания/информацииии, обучения, контроля УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Что мы понимаем по дистанционным обучением? Дистанционное обучение/ e-Learning - это система обучения, основанная на взаимодействии субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной информацииионно- коммуникацииионной образоватььельной среды.

Дистанционное обучение компоненты процесса обучения подсистемы средства обучения цели содержание методы организационные формы учебно-методическая материально-техническая финансово-экономическая маркетинговая нормативно-правовая учебный процесс

Mostly READ Web Limited number of authors Million of users Static info and home pages Owning content HTML portals Web forms Directories (taxonomy) Ex. Britannica Online Mostly READ Web Limited number of authors Million of users Static info and home pages Owning content HTML portals Web forms Directories (taxonomy) Ex. Britannica Online WEB 1.0 INFORMATION WEB WEB LEARNING/ READING 1.0 WEB 2.0 SOCIAL WEB COLLABORATIVE RMM WEB LEARNING 2.0 WEB 3.0 SEMANTIC WEB PERSONALIZED WEB LEARNING 3.0 WEB 4.0 INTELLIGENT WEB INTELLIGENT LEARNING 4.0 Mostly Mobile & Personal Web Focus on individual user Integrated on-demand dynamic content Semantic web and content objects Widgets, mashups, metadata, dynamic web services, ontology User behavior Active user engagement Mostly Mobile & Personal Web Focus on individual user Integrated on-demand dynamic content Semantic web and content objects Widgets, mashups, metadata, dynamic web services, ontology User behavior Active user engagement Mostly READ-WRITE COMMUNICATIVE Web Millions of authors Billions of users Great interactivity (blogs, wikis, etc.) Sharing content XML, RSS Web applications Tagging (folksonomy) Ex. Wikipedia Mostly READ-WRITE COMMUNICATIVE Web Millions of authors Billions of users Great interactivity (blogs, wikis, etc.) Sharing content XML, RSS Web applications Tagging (folksonomy) Ex. Wikipedia Mostly SELF- LEARNING, SELF- ORGANIZING Web Focus on individual user + Subject Domain + Level of Knowledge Internet as a universal World Computer Web as a universal Knowledge Base Mostly SELF- LEARNING, SELF- ORGANIZING Web Focus on individual user + Subject Domain + Level of Knowledge Internet as a universal World Computer Web as a universal Knowledge Base А. Amman & T.Kiss Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 Поколения e-learning 1.0, 2.0, 3.0,

Основа дистанционного обучения Виртуальная среда обучения

Виртуальная языковая среда обучения - это структурированное сетевое окружение участников лингводидактического процесса, которое включает комплекс электронных обучающих и прикладных ресурсов, а также средств коммуникацииионные. Что мы понимаем под виртуальной языковой средой обучения?

ДО теор. дисциплинам ДО ИЯ Специфика ДО ИЯ практическая направленность – обучения; коммуникативно-деятельностная основа обучения Содержание обучения ИЯ комплекс знаний, навыков, умений, необходимых для практического владения языком в различных сферах и ситуациях общения

Типы учебной интеракции Студент Препод. Контент

СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ Информ.- образоватьь. компонент Коммуникационный компонент Учебный форум Сервисы Веб 2.0 А-/В-кон- франции , Чат Веб-личный кабинет Студент Студенты Преп. адм.-тех. служба Дистанционное управление УП (эл.деканат, эл.бухгалтерия ) Модели ДО

Информационно-образоватььельный контент ВЯСО Обучающие ресурсы на электронных и печатных носителях Методические рекомендации для учащихся и преподавателей Учебники Учебные пособия УМК Прикладные ресурсы Справочно-информацииионные ресурсы интернета(словари, энциклопедии, библиотеки, медиатеки, информацииионные поисковые системы…) Образовательные порталы, ресурсные центры

Составляющие ВЯСО ИЯ Содержательная Организационная Технологическая разработка концепции среды обучения, электронных и печатных учебно-методических и прикладных средств, выбор инструменттария планирование, организация и проведение УП с использованием методов и организационных форм применительно к различным моделям ДО программное обеспечение: определенный набор компьютерных оболочек

Универсальная структура контента ВЯСО ИЯ Компонентный состав Элементный состав информации-образоватьь. блок учебный блок коммуникации. блок контролирующий блок блок управления результирующий блок методический блок блок преподавателя инструмент. блок Обучающие ресурсы Прикладные ресурсы Инструментальные средства УМК учебник учебное пособие Веб- страница ученика Констр уктор Дискуссион. форум , Аудио- /видео он. коммерческий блок демонстрационный блок блок учащегося C. О.

Современные педагогические технологии, используемые в ВЯСО сетевой семинар, тьюториал, сетевое практическое занятие, сетевой практикум, сетевая дискуссия, сетевая консультация, сетевая лекция, телетестинг, учебный телекоммуникацииионный проект, «портфель ученика» «тандем метод» сетевая олимпиада вебинар сетевая экскурсия

Мотивы и целевые установки Отработка речевых навыков и умений при помощи различных компьютерных лингво тренажеров на очных занятиях и в виде самостоятельной работы. 2. Желание поддерживать достигнутый уровень коммуникативной компетенции. 3. Желание индивидуально изучать русский язык под руководством сетевого преподавателя-консультанта (тьютора) из российского вуза. 4. Желание продолжать изучение русского языка с дистанционным преподавателем-консультантом (из-за отсутствия возможности посещать очные занятия). 5. Желание самостоятельно освоить элементарный и базовый курсы русского языка в дистанционной форме. 6. Необходимость пройти курс, отсутствующий в данном учебном заведении, в дистанционной форме. Курс может быть расположен на сервере российского учебного заведения.

Мотивы и целевые установки Желание самостоятельно пройти дистанционное обучение по различным электронным материалам, представляющим учебные и профессиональные интересы, которые предлагаются другими учебными заведениями. 7. Желание подготовиться к своей будущей жизни в России (работе), пройдя пропедевтические дистанционные курсы социокультурной, межкультурной и деловой адаптации/«Country Oriented Information Course», «Country Oriented Business Course» и т.д. 8. Дети соотечественников, проживающие за границей и желающие поддерживать свои речевые навыки и умения на должном уровне при помощи различных электронных ресурсов. 9. Участие в учебных телекоммуникацииионных проектах, виртуальных дискуссиях (на очных занятиях и в виде самостоятельной работы).

Основные виды деятельности преподавателя ИЯ в системе ДО общее педагогическое проектирование языковой среды обучения; педагогическое проектирование наполняющих ее дистанционных ресурсов; менеджмент дистанционного обучающего ресурса; разработка сценариев компонентов дистанционного обучающего ресурса; сетевое индивидуальное консультирование; координация работы виртуальной учебной группы; сетевой контроль и экспертная оценка результатов обучения.

Преподаватель ИЯ в системе ДО Методист-разработчик ВЯСО Методист-разработчик ЭОР Сетевой индивидуальный преподаватель- консультант Сетевой преподаватель- координатор учебной группы Менеджер ВЯСО Сетевой контролер/ тестолог

Основные функции методиста-разработчика электронного обучающего ресурса (ЭОР) анализ потребностей целевой аудитории в разрабатываемом ЭОР; разработка концепции ЭОР; разработка (совместно с программистами) интерфейса ЭОР; проектирование и моделирование структуры ЭОР и его типового учебного модуля; создание учебно-методического контента ЭОР и методическое редактирование подготовленных материалов; оценка учебной эффективности разработанного ЭОР; определение эффективности используемых методов и форм учебной работы по данному ЭОР; оказание методической помощи сценаристам и авторам текстов (учебного материала); разработка форм методического сопровождения УП по данному ЭОР; консультирование преподавателей, ведущих обучение по ЭОР

Основные функции менеджера ВЯСО управление отношениями с клиентами-потребителями образоватььельных услуг, предоставляемых учебным заведением в дистанционной форме; организация и поддержка связи с обучающимися, сетевыми преподавателями и администратором центра ДО учебного заведения; обеспечение сетевых преподавателей РКИ необходимой информацииией (методической, справочной и др.); оказание помощи сетевым преподавателям при разрешении возникающих трудностей методического характера; предоставление обратной связи сетевым преподавателям по результатам их деятельности; осуществление мониторинга деятельности сетевых преподавателей

Основные функции индивидуального сетевого преподавателя-консультанта диагностика языковой и речевой компетенци учащегося; разработка индивидуальной траектории обучения сетевого учащегося; определение коммуникативных потребностей учащегося; управление и стимулирование самостоятельной учебно- познавательной деятельности индивидуального сетевого учащегося; коррекция деятельности сетевого обучающегося; проверка и комментирование выполненных заданий; мониторинг языковых и коммуникативных ошибок, анализ их типологии, подготовка на их основе дополнительных учебных материалов.

Основные функции сетевого преподавателя-координатора учебной группы разработка траектории обучения дистанционной группы в ВЯСО; ведение документации хода учебного процесса (дневника занятий и заданий); организация учебного сетевого общения учащихся в рамках аудио, видео- и телеконеренций, в социальных сетях Веб 2.0; организация и стимулирование совместной учебной деятельности дистанционных учащихся; предупреждение и разрешение конликтных ситуаций между дистанционными учащимися, возникающих в ходе интернет- коммуникацииии; координация взаимодействия дистанционных учащихся с сетевыми индивидуальными преподавателями.

Преподаватель ИЯ в среде ДО должен обладать четырьмя группами компетенций: в предметной области, в области использования ИКТ при обучении ИЯ, в области организации учебного процесса в системе дистанционного обучения ИЯ, психолого-педагогическими компетенциями в области дистанционного обучения в целом.

ВЫВОДЫ

Спасибо за внимание! А ндрей (Николаевич) Богомолов