По О. С. Виханскому и А. И. Наумову Лекция 6 Психологическое содержание функций менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность и цели управления. наука о психологическом содержании и структуре управленческой деятельности, психологических особенностях личности руководителя,
Advertisements

Концепция 7 «S»
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Характеристика методов и функций менеджмента Выполнила: Михайлова А.Р. Группа: эбз-161.
Классическая (административная) школа управления ( гг.) Самарина Н. Мальцева В. Кузнецов Д. Оллаков А. Папоян А.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Мичурина М.И. Группа ЭЭ-204. Управление по целям Management by Objectives, MBO Питер Друкер, «The Practice of Management», 1954 год.
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология». Автор Смирнова А.Ю. к.псх.н. Саратов 2011 Саратовский государственный.
Транксрипт:

по О. С. Виханскому и А. И. Наумову Лекция 6 Психологическое содержание функций менеджмента

Тематический план лекции : Основные функций управления ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ). Основные функций управления ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ). Алгоритм управленческой деятельности. Алгоритм управленческой деятельности Виды деятельности организации ( по А. Файолю ). Виды деятельности организации ( по А. Файолю ). 14 управленческих принципов А. Файоля ? 14 управленческих принципов А. Файоля ? Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании управленческих функций. Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании управленческих функций

Управление - это особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется : фиксация целей действия, мотивирование на осуществление действий для достижения целей, координация в процессе достижения целей. Управленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления. Управление – это последовательная реализация управленческих функций. Управление это всегда субъект - субъектные отношения Управление это всегда субъект - субъектные отношения

постановка цели ; разработка стратегии ; планирование работы ; проектирование работы ; мотивирование к работе ; Функции управления : ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ) Формирование цели как субъективного идеального образа. Формирование цели как субъективного идеального образа. Мотивирование как функция управления – процесс побуждения себя и других ( сотрудников организации ) к достижению поставленных ( оранизационных ) целей. Мотивирование как функция управления – процесс побуждения себя и других ( сотрудников организации ) к достижению поставленных ( оранизационных ) целей. Проектирование как функция управления - процесс создания оргструктуры, а также формальной и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником. Проектирование как функция управления - процесс создания оргструктуры, а также формальной и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником. « Разработка общего направления действий и плана, фиксирующего во времени определенные действия для достижения поставленных целей, а также обусловливающего распределение ресурсов ». « Разработка общего направления действий и плана, фиксирующего во времени определенные действия для достижения поставленных целей, а также обусловливающего распределение ресурсов ». Планирование - это умение предвидеть цели организации и результаты ее деятельности. Планирование как функция управления представляет собой постоянный процесс, состоящий из последовательных этапов, в ходе которых определяются : миссия, цели организации на определенный период времени, определяются ресурсы, необходимые для достижения организационных целей. Планирование - это умение предвидеть цели организации и результаты ее деятельности. Планирование как функция управления представляет собой постоянный процесс, состоящий из последовательных этапов, в ходе которых определяются : миссия, цели организации на определенный период времени, определяются ресурсы, необходимые для достижения организационных целей.

постановка цели ; разработка стратегии ; планирование работы ; проектирование работы ; мотивирование к работе ; координация работы ; учёт и оценка ; контроль выполнения работы ; предоставление обратной связи. Функции управления : ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ) Координация работы как функция управления – процесс согласования действий исполнителей, выполняющих различные функции для достижения организационных целей. Координация работы как функция управления – процесс согласования действий исполнителей, выполняющих различные функции для достижения организационных целей. Контроль как управленческая функция – это процесс сопоставления полученного результата с поставленными перед исполнителями целями. Контроль как управленческая функция – это процесс сопоставления полученного результата с поставленными перед исполнителями целями. Учет работы – это контроль выполнения плана по промежуточным результатам. Оценка работы это процесс, осуществляемый организацией для определения того, насколько удовлетворительно ее члены выполняют свои профессиональные обязанности. Учет и оценка работы – это деятельность по измерению и анализу результатов. Учет работы – это контроль выполнения плана по промежуточным результатам. Оценка работы это процесс, осуществляемый организацией для определения того, насколько удовлетворительно ее члены выполняют свои профессиональные обязанности. Учет и оценка работы – это деятельность по измерению и анализу результатов. Предоставление обратной связи от менеджера к исполнителю – корректирующая функция управления, предполагающая предоставление информация оценочного характера о степени совпадения результата, полученного исполнителем с поставленной задачей, с целью коррекции действий подчиненного. Предоставление обратной связи от менеджера к исполнителю – корректирующая функция управления, предполагающая предоставление информация оценочного характера о степени совпадения результата, полученного исполнителем с поставленной задачей, с целью коррекции действий подчиненного.

Развитие научного управления неразрывно связано с анализом следующих аспектов : Осмысление содержания функций менеджмента Осмысление содержания функций менеджмента Человек, его потенциал и мотивация Оптимизация организационной структуры Оптимизация организационной структуры

Осмысление функций менеджмента и развитие научного управления неразрывно связано с именем Анри Файоль ( )

Его трудовая деятельность (60 лет без 2) прошла во французской компании по переработке угля и железной руды. В фокусе научного внимания А. Файоля была деятельность по управлению, правильной организацией и выполнением которой он объяснял свой карьерный успех. А. Файоль считал, что подобного успеха может достичь каждый менеджер.

Согласно А. Файолью для любой деловой организации характерно наличие следующих видов деятельности : управленческой ( планирование, организация, координация и контроль ) технической ( производство ); коммерческой ( закупка, сбыт и обмен ); финансовой ( поиск и оптимальное использование капитала ); учетной ( эккаунтинг - деятельность по анализу, учету, статистике ); защитной ( защита собственности людей );

А. Файоль разработал управленческие принципы, получившие широкую известность как « Четырнадцать принципов управления А. Файоля »

Разделение труда ; Власть ; Дисциплина ; Единство распорядительства ; Единство руководства ; Подчинение индивидуальных интересов общим интересам ; Материальное вознаграждение ; Централизация ; Цепи взаимодействия ; Четырнадцать принципов управления А. Файоля Дисциплина – это уважение к существующим в организации соглашениям и правилам, Что предопределяет и взаимопонимание между менеджерами и рабочими. Дисциплина – это уважение к существующим в организации соглашениям и правилам, Что предопределяет и взаимопонимание между менеджерами и рабочими. Власть согласно А. Файолю – это возможность отдавать приказы и нести ответственность за результаты действий подчиненных. Власть согласно А. Файолю – это возможность отдавать приказы и нести ответственность за результаты действий подчиненных. Согласно данному принципу распоряжения работнику должны поступать только от одного руководителя Отчитываться работник также должен только перед одним руководителем. Согласно данному принципу распоряжения работнику должны поступать только от одного руководителя Отчитываться работник также должен только перед одним руководителем. Четкое построение коммуникативных сетей ( цепей взаимодействия для доведения приказов от руководства к подчиненным ). Четкое построение коммуникативных сетей ( цепей взаимодействия для доведения приказов от руководства к подчиненным ). Оплата труда работников должна выполнять мотивирующую функцию Оплата труда работников должна выполнять мотивирующую функцию Разделение труда Способствует повышению производительности труда и повышению квалификации работников в выполняемой ими деятельности. Разделение труда Способствует повышению производительности труда и повышению квалификации работников в выполняемой ими деятельности. Уровень централизации в организации должен кореллировать с характером выполняемых задач и другими внутриорганизационными условиями, и приносить максимальные результаты. Уровень централизации в организации должен кореллировать с характером выполняемых задач и другими внутриорганизационными условиями, и приносить максимальные результаты. В дополнение к единству распорядительства : единые цели, единые действия по их достижению В дополнение к единству распорядительства : единые цели, единые действия по их достижению Данный принцип предполагает личную вовлеченность менеджера в достижение общих целей организации, последние рассматриваются как более важные, чем интересы индивидов, групп и подразделений. Данный принцип предполагает личную вовлеченность менеджера в достижение общих целей организации, последние рассматриваются как более важные, чем интересы индивидов, групп и подразделений.

Порядок ; Равенство ; Стабильность персонала ; Инициатива ; Корпоративный дух. Четырнадцать принципов управления А. Файоля Объективное ( справедливое ) и гуманное отношение к персоналу. Объективное ( справедливое ) и гуманное отношение к персоналу. Стабильность кадрового состава и стабильность организационной среды для персонала. Стабильность кадрового состава и стабильность организационной среды для персонала. Руководители должны мотивировать работников предлагать новые идеи Руководители должны мотивировать работников предлагать новые идеи Каждый должен знать свою роль в организации. Каждый должен знать свою роль в организации. Совместная деятельность ( бригадная форма работы ), развитие единства в трудовом коллективе. Совместная деятельность ( бригадная форма работы ), развитие единства в трудовом коллективе.

Применение данных принципов в управленческой практике должно быть гибким, релевантным ситуации управления.

Тематический план лекции : Основные функций управления ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ). Основные функций управления ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ). Алгоритм управленческой деятельности. Алгоритм управленческой деятельности Виды деятельности организации ( по А. Файолю ). Виды деятельности организации ( по А. Файолю ). 14 управленческих принципов А. Файоля ? 14 управленческих принципов А. Файоля ? Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании управленческих функций. Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании управленческих функций

После Анри Файоля предпринималось еще много попыток теоретического осмысления. Однако, во многом последователи лишь развивают изложенные положения. Теорию А. Файоля современные исследователи * относят к « одномерным теориям менеджмента ». К данным « одномерным » теориям также относятся : О. С. Виханский и А. И. Наумов Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций Теория Элтона Мэйо Теория Элтона Мэйо Мари Паркер Фоллет ( ) акцентировавшая роль лидерства, а не формального руководства. Мари Паркер Фоллет ( ) акцентировавшая роль лидерства, а не формального руководства. Абрахам Маслоу ( ) Теория мотивации которого активно применяется в менеджменте Абрахам Маслоу ( ) Теория мотивации которого активно применяется в менеджменте Дуглас Мак - Грегор ( ), социальный психолог, автор X-Y теории. Дуглас Мак - Грегор ( ), социальный психолог, автор X-Y теории. Фредерик Уинслоу Тейлор, во многом схож и в чем - то предвосхитил в своих взглядах А. Файолем Фредерик Уинслоу Тейлор, во многом схож и в чем - то предвосхитил в своих взглядах А. Файолем

Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций «7-S» К « Синтетическим » теориям ( системным и ситуационным ) О. с. Виханский А. И. Нуцмов относят работы : Энтони Атоса, Питера Друкера, Уильяма Оучи, Томаса Питерса, Ричарда Паскаля, Роберта Уотермана. К « Синтетическим » теориям ( системным и ситуационным ) О. с. Виханский А. И. Нуцмов относят работы : Энтони Атоса, Питера Друкера, Уильяма Оучи, Томаса Питерса, Ричарда Паскаля, Роберта Уотермана. Одна из самых ярких системных концепций менеджмента разработана Томасом Питерсом и Робертом Уотерманом, а также Энтони Атосом и Ричардом Паскалем в 1980 г. во время их работы В « МакКинзи ». Одна из самых ярких системных концепций менеджмента разработана Томасом Питерсом и Робертом Уотерманом, а также Энтони Атосом и Ричардом Паскалем в 1980 г. во время их работы В « МакКинзи ». Согласно О. С. Виханскому и А. Н. Наумову, для « синтетических » подходов, в отличие от « одномерных », концентрирующих свое исследовательское внимание только на одном факторе ( задачи, организация деятельности по управлению, персонал ), свойственен подход к управлению как комплексному системному феномену, детерминируемому и детерминирующему множество внешне - и внутрорганизационных факторов. Согласно О. С. Виханскому и А. Н. Наумову, для « синтетических » подходов, в отличие от « одномерных », концентрирующих свое исследовательское внимание только на одном факторе ( задачи, организация деятельности по управлению, персонал ), свойственен подход к управлению как комплексному системному феномену, детерминируемому и детерминирующему множество внешне - и внутрорганизационных факторов.

« Внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними *». « Внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними *». Согласно данной теории для эффективного менеджмента нужно контролировать семь взаимосвязанных составляющих : стратегия ; структура ; системы ; штат ; стиль ; квалификация ; разделенные ценности. * О. С. Виханский и А. И. Наумов « Менеджмент », С. 54 Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций Эволюция представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций « Ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т. п.*». « Ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т. п.*». Организационная культура и методы управления, применяемые в организации.* Организационная культура и методы управления, применяемые в организации.* « Квалификационные возможности ключевых работников в организации ». « Квалификационные возможности ключевых работников в организации ». « Смысл и содержание основных принципов и целей деятельности, которые организация *» « Смысл и содержание основных принципов и целей деятельности, которые организация *» « Процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации *». « Процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации *». « Планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей *». « Планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей *».

Резюме : Понимание функций менеджмента эволюционирует от механистической в сторону повышения внимания именно к психологической составляющей функций менеджмента, повышения значимости личностных качеств менеджера отдельных работников, а также организационной культуры в эффективной реализации управленческих функций.

это обособленные специализированные элементы управленческой деятельности, каждый из которых имеет :: содержание, процесс осуществления ; структуру, в рамках которой завершается их организационное обособление. Содержание функции управления отвечает на вопрос « Какие действия ( набор действий ) осуществляются в рамках данной функции ?» Содержание функции управления отвечает на вопрос « Какие действия ( набор действий ) осуществляются в рамках данной функции ?» Функции управления Структура функции отвечает на вопрос : « Как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию ?» Структура функции отвечает на вопрос : « Как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию ?» Процесс реализации функции отвечает на вопрос : 1. « Какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий ?» 2. « Что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась ?» Процесс реализации функции отвечает на вопрос : 1. « Какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий ?» 2. « Что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась ?»

Функции управления : ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ) Постановка цели ( определение будущего состояния организации. Разработка стратегии ( определение способов достижения цели. Планирование работы ( определение задач конкретным исполнителем. Проектирование работы ( определение рабочих функций исполнителей. Мотивирование к работе ( целенаправленное воздействие на исполнителей ). Координация работы ( согласование усилий исполнителей ). Учёт и оценка работы ( измерение результатов и их анализ ). Контроль выполнения работы ( сопоставление результатов с целями. Обратная связь ( корректировка ).

Эти управленческие функции Постановка цели Разработка стратегии Планирование работы Проектирование работы Мотивирование к работе Координация работы Учёт и оценка работы Контроль выполнения работы Обратная связь образуют алгоритм перевод организационной системы из существующего в желательное состояние.

Пример : Содержание функции планирования Функция планирования предполагает выполнение в организации следующие действия : Анализ внешней среды : Формулирование миссии организации ; Установление целей организации ; Анализ возможностей организации и выработка альтернативных стратегий ; Разрабатываются политик и процедур, устанавливающих стандарты и нормы действий работников ; Разработка оперативных планов для работы подраздлений. Содержание функции управления отвечает на вопрос « Какие действия ( набор действий ) осуществляются в рамках данной функции ?» Содержание функции управления отвечает на вопрос « Какие действия ( набор действий ) осуществляются в рамках данной функции ?»

Создание рабочей группы или подразделения для анализа внешней среды : определения миссии и установления стратегических целей организации ; Разработка среднесрочного плана и политик и процедур, устанавливающих стандарты и нормы действий работников ; Периодическое текущее планирование. Пример : реализация функции планирования : Процесс реализации функции отвечает на вопрос : 1. « Какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий ?» 2. « Что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась ?» Процесс реализации функции отвечает на вопрос : 1. « Какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий ?» 2. « Что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась ?»

Функция планирования выполняется несколькими подразделениями : отделом маркетинга ; планово - экономической, финансовым отделом, бухгалтерией и тр. Пример : структура функции планирования : Структура функции отвечает на вопрос : « Как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию ?» Структура функции отвечает на вопрос : « Как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию ?»

Таким образом, содержание, процесс и структура функции являются теми направлениями, по которым проводится ее анализ. Результаты этого анализа могут являются базисом для развития функции : выделение из нее новой функции или изъятие за ненадобностью данной функции из организации. Результаты управленческих функций используются для проектирования оргструктуры и дизайна работы.

Контрольные вопросы по теме : Каков алгоритм управленческой деятельности ? Дайте определения основных функций менеджмента ( по О. С. Виханскому и А. И. Наумову ). Опишите эволюцию представлений о менеджменте и психологическом содержании менеджерских функций. Какое понимание управленческих функций в историю научного управления внес А. Файоль ? Какие управленческие принципы Вам известны ? Перейти к тематическому плану лекции

Библиографический список : Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами A Handbook of Human Resource Management Practice е издание, СПб.: ПИТЕР, с. Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский. – 3- е изд. – М.: Экономистъ, – 528 с. Перейти к тематическому плану лекции Перейти к тематическому плану лекции

Спасибо за внимание !