E&P ПРОЗРАЧНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ Мониторинг-исследование сайтов благотворительных фондов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность белорусских организаций в области разработки и реализации проектов международной технической помощи и возможности обмена опытом между ними.
Advertisements

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Правовое обеспечение деятельности фондов местных сообществ Илья Чукалин, исполнительный директор Фонда «Саратовская губерния», заместитель председателя.
К разработке оценки деятельности ОНС Третьякова Т.А. Национальная сеть МиО.
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ Шалгимбаева Г.Н. Департамент финансового надзора Национальный Банк Республики Казахстан.
Информационна открытость государственных органов. Доступ к бюджетной информации Шолпан Айтенова г.Астана, 27 февраля 2013 г.
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
ПРОЕКТ МФ РФ И МБРР «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» Разработка методологии проведения бюджетного аудита на региональном.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Система корпоративного управления Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ: Роль в разработке программы деятельности и потребности в информации Совета директоров Холли Дж. Грегори Уэйл, Готшал.
Подготовил: Кортоев Ислам, БУ 2-1 м. Некоммерческие организации (НКО) играют важнейшую роль в мировой экономике и во многих национальных экономических.
Коалиция PRO Отходы. более эффективной работы Участников в области решения проблемы отходов привлечения организаторского ресурса привлечения волонтеров.
Транксрипт:

E&P ПРОЗРАЧНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ Мониторинг-исследование сайтов благотворительных фондов

2 Вместо эпиграфа:

3 Прозрачность некоммерческих организаций в США (исследование Guidestar) Высокий процент (93 процента) некоммерческих организаций использует интернет для размещения информации о своих программах и услугах. Почти три четверти организаций указывают имена людей, которые работают в руководящих органах, и ключевых сотрудников, которые управляют организациями и следят за выполнением программ и предоставлением услуг. Теперь другие факты: Всего 43 процента исследованных некоммерческих организаций разместили на своих веб-сайтах годовые отчеты. Всего 13 процентов разметили на своих веб-сайтах проверенные аудиторами финансовые отчеты. Всего 3 процента разместили на своих веб-сайтах надлежащие уведомления IRS[1] об освобождении от налогов.[1] [1] Internal Revenue Service (IRS) – государственное агентство США, которое отвечает за сбор налогов и осуществляет надзор за исполнением налогового законодательства. [1] Источник: Состояние дел в сфере прозрачности некоммерческих организаций, 2008: Практика добровольного раскрытия информации. Guidestar, Washington, D.C., Williamsburg, Va. Вместо эпиграфа:

4 Источник: Состояние дел в сфере прозрачности некоммерческих организаций, 2008: Практика добровольного раскрытия информации. Guidestar, Washington, D.C., Williamsburg, Va. Наличие отдельных документов, размещенных on-line, по уровню дохода организации Фактическое количество откликов указано в колонках, обозначенных серым цветом Прозрачность некоммерческих организаций в США (исследование Guidestar) Вместо эпиграфа:

5 Содержание Цели исследования Соответствие интернет-ресурсов фондов принципам EFC Общие выводы Принцип 1: Соблюдение законов Принцип 2: Управление Принцип 3: Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки Принцип 4: Контроль: управление и финансы Принцип 5: Раскрытие информации и коммуникация Принцип 6: Мониторинг и оценка Принцип 7: Сотрудничество Рекомендации 4

6 Цель и объект исследования Цель исследования - сопоставление практики и подходов к обеспечению прозрачности и открытости деятельности, существующей в американских и российских фондах, посредством представления информации на Интернет-ресурсах организаций. Объект исследования – сайты частных благотворительных фондов Группы сравнения: Фонды США были выбраны в качестве «группы сравнения» для российских фондов по следующим причинам: 1.Высокие требования к подотчетности некоммерческого сектора в США 2.Самая долгая история существования частных фондов в США по сравнению с другими странами 3.Лидерство США в вопросах руководства и управления в некоммерческом секторе, включая обеспечение прозрачности и открытости. 4.Резкий рост требований общества в США к прозрачности и открытости частных фондов в последние годы (как из-за повышения интереса общественности к эффективному использованию в общественных целях средств организациями, имеющих налоговые льготы, так и из-за стремления предотвратить возможность финансирования – в т.ч. через частные фонды - террористических, расистских и других антиобщественных организаций)

7 Формирование выборки Принцип формирования выборки: Американские фонды - фонды с собственным капиталом\финансовыми ресурсами, действующие как на национальном, так и на международном уровне Российские фонды - фонды с собственным капиталом\финансовыми ресурсами, действующие как на национальном, так и на региональном уровне, работающие не менее 3 лет В Выборку вошли 7 американских и 7 российских фондов, в том числе. СШАРоссия William and Flora Hewlett Foundation Фонд Билла Гейтса Фонд Мотта Фонд Форда Фонд Джона и Катрин Макартуров Фонд Келлога Robert Wood Johnson Foundation Фонд Потанина Фонд «Династия» Фонд «Наше будущее» Фонд «Расправь крылья» Детский фонд «Виктория» Благотворительный фонд Алексея Йордана Фонд Михаила Прохорова

8 Критерии прозрачности и открытости Сайты, включенные в выборку, анализировались в соответствии с принципами эффективной деятельности фондов, разработанными Европейским Центром фондов (EFC)

9 Принципы эффективной деятельности EFC [1] [1] Принцип 1: Соблюдение законов Фонды соблюдают законы государства, на территории которого они находятся, и действуют в соответствии с их положениями. Они [фонды] соблюдают международные и европейские конвенции, к которым присоединилась страна их местонахождения. Принцип 2: Управление Фонды имеют распознаваемые структуры принятия решений, члены и правопреемники которых должны номинироваться согласно установленным принципам и процедурам и действовать в соответствии с самыми высокими этическими стандартами. Принцип 3: Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки Фонды формируют пакет основных политик и процедур, определяющих миссию, задачи, цели, соответствующие программы, и пересматривают их на постоянной основе. Принцип 4: Контроль: управление и финансы Фонды продвигают идею эффективной организации и работают, обеспечивая разумное и устойчивое управление и использование ресурсов во имя общественного блага. Фонды осуществляют бухгалтерский учет на должном уровне и в соответствии с правилами, установленными государством местонахождения фондов. На добровольной основе фонды могут усиливать данные положения дополнительными мерами. Принцип 5: Раскрытие информации и коммуникация Фонды действуют прозрачно и соблюдают предписания относительно прозрачности, обязательные для исполнения в странах, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Они [фонды] могут дополнять такие предписания другими мерами на добровольной основе. Принцип 6: Мониторинг и оценка Фонды организуют надлежащий мониторинг и постоянную оценку своей деятельности и программ. Принцип 7: Сотрудничество Фонды используют все доступные возможности для обмена опытом и ноу-хау с родственными организациями и другими заинтересованными сторонами в целях продвижения эффективной практики и сотрудничества и усиления влияния в соответствующих сферах деятельности. [1][1] The European Foundation Centre (EFC) – Европейский центр фондов

10 Содержание Цели исследования Соответствие интернет-ресурсов фондов принципам EFC Общие выводы Принцип 1: Соблюдение законов Принцип 2: Управление Принцип 3: Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки Принцип 4: Контроль: управление и финансы Принцип 5: Раскрытие информации и коммуникация Принцип 6: Мониторинг и оценка Принцип 7: Сотрудничество Рекомендации 4

11 Принцип 1. Соблюдение законов Фонды соблюдают законы государства, на территории которого они находятся, и действуют в соответствии с их положениями. Они [фонды] соблюдают международные и европейские конвенции, к которым присоединилась страна их местонахождения. Соблюдение принципа 1 должно обеспечить: Использование ресурсов фондов именно в тех общественных целях, ради которых фонды были созданы; Исключение возможности неправомерного использования средств в целях осуществления незаконной деятельности, включая насилие и терроризм.

Рис. 1 – Официальный акт о регистрации Фонда Форда Рис. 2 – Титульный лист отчета аудиторов за 2008 г. (Фонд Дж. и К. МакАртуров) Иллюстрации к Принципу 1

13 Выводы по Принципу 1 (Соблюдение законов) Фонды демонстрируют выполнение требований законодательства через раскрытие информации о целях организации, профинансированных проектах (устав, база данных выданных грантов, отчеты о реализации проектов, результаты ежегодного аудита). Американские фонды, как правило, предоставляют на сайтах информацию о профинансированных проектах и их результатах. Некоторые фонды публикуют также официальный акт о регистрации компании и устав. Российские фонды также часто публикуют информацию о поддержанных проектах, но информации об их результатах на сайтах нет. Не публикуются и уставные документы фондов. Информация о результатах аудита предоставляется в виде отчета аудиторов или заключения аудиторов. Отчет может публиковаться как самостоятельный документ или как часть финансового или годового отчета. Американские фонды публикуют результаты аудита, хотя чаще все же только в виде заключения аудиторов. Некоторые фонды не размещают результаты аудита на сайте, но готовы предоставить его по запросу. Российские фонды пока редко публикуют результаты аудита – как правило, в виде аудиторского заключения в составе годового отчета.

14 Принцип 2. Управление Фонды имеют распознаваемые структуры принятия решений, члены и правопреемники которых должны номинироваться согласно установленным принципам и процедурам и действовать в соответствии с самыми высокими этическими стандартами Соблюдение принципа 2 должно обеспечить: Исключение возможности использования членами правления и/или сотрудниками своего служебного положения для извлечения финансовой или иной личной выгоды. Принятие адекватных мер в ситуации реального или потенциального конфликта интересов. Распределение ролей и соответствующих обязанностей в руководящем органе, включая процедуры принятия решений в фонде. Периодическое изменение состава руководящего органа и преемственность его деятельности. Регулярные проверки работы руководящего органа и исполнительных сотрудников фонда.

15 Рис. 1 – Положение о комиссии по назначениям и руководству Совета Директоров фонда Р.В. Джонсона Рис. 2 – Ценности и политики фонда В.и Ф. Хьюлеттов Иллюстрации к Принципу 2 1 2

16 Выводы по Принципу 2 (Управление) Фонды демонстрируют прозрачность принятия решений через публикацию уставных документов, состава высшего руководящего органа и его полномочий. Общепринятая практика среди американских фондов предполагает публикацию информации о руководящем органе, его составе, комиссиях и комитетах и их функциях. Некоторые российские фонды размещают в Интернете информацию о своем руководящем органе и его составе. Соответствие принимаемых решений самым высоким этическим стандартам обеспечивается принципами, политиками и процедурами, которыми руководствуется фонд в своей деятельности. Американские фонды уделяют большое внимание внутренним правилам, регулирующим их деятельность, и публикуют их на своих сайтах (часто публикуется полный текст кодекса, политики или процедуры). В то же время набор опубликованных документов варьируется от фонда к фонду. Так, многие фонды публикуют этический кодекс, политики по урегулированию конфликта интересов, контроля финансовых нарушений, работы с добровольцами и т.д. Российские фонды пока мало внимания уделяют внутренним регуляторам – или, по крайней мере, не публикуют их в открытом доступе. На российских сайтах удалось обнаружить пример политики работы с добровольцами и пример этического кодекса.

17 Принцип 3. Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки Фонды формируют пакет основных политик и процедур, определяющих миссию, задачи, цели, соответствующие программы, и пересматривают их на постоянной основе. Соблюдение Принципа 3 позволяет: Строить отношения с третьими сторонами на основе взаимного уважения, с учетом экспертного мнения и понимания миссии и обязательств всех вовлеченных сторон. Обеспечить обоснованный и оптимальный выбор партнеров и благополучателей. Соблюдать требования конфиденциальности и обеспечить защиту данных учредителей, доноров, благополучателей, партнеров и подрядчиков. Обеспечить прозрачность деятельности фонда, поддерживаемых программ и их результатов.

18 Иллюстрации к Принципу 3 (1) Рис. 1 – Информация о программных направлениях фонда Б. и М. Гейтсов Рис. 2 – Новые стратегические подходы фонда Форда 1 2

19 Выводы по Принципу 3 (Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки) (1) Фонды обеспечивают эффективное взаимодействие с получателями финансовых средств через предоставление максимально полной и детальной информации о своей миссии, стратегии, целях, существующих и разрабатывающихся программах. Информация для потенциальных заявителей и грантополучателей – центральная на сайтах всех обследованных американских фондов. Миссия, детальное описание финансируемых направлений, а также программные установки (цели и задачи по каждому направлению) имеются на всех обследованных сайтах. Описание стратегии также представлено на всех сайтах, но не всегда в качестве единой для всего фонда стратегии. Некоторые фонды представляют только стратегии по отдельным направлениям. Актуальные грантовые предложения также есть не на всех обследованных сайтах. Для российских фондов информация для потенциальных заявителей и получателей средств также находится в центре внимания. Миссия и описание финансируемых направлений опубликованы всеми обследованными фондами. Программные установки также описаны на большинстве сайтов. В то же время стратегия фонда в том или ином виде есть далеко не на всех сайтах, как и актуальные грантовые предложения.

20 Иллюстрации к Принципу 3 (2) Рис. 1 – Рекомендации соискателям финансирования фонда Ч. С. Мотта Рис. 2 – Информация для соискателей грантов фонда Р.В. Джонсона Рис. 3 – Он-лайн форма для заполнения заявки фонда В.К. Келлога 1 3 2

21 Выводы по Принципу 3 (Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки) (2) Политики и процедуры, регулирующие взаимодействие фондов с получателями средств, обеспечивают выстраивание отношений с третьими сторонами на основе взаимного уважения, с учетом экспертного мнения и понимания миссии и обязательств всех вовлеченных сторон. Американские фонды уделяют большое внимание внутренним правилам, регулирующим взаимодействие с получателями средств, и публикуют их на своих сайтах. На всех обследованных сайтах размещены критерии предоставления грантов, а также алгоритм подачи заявок на финансирование. Жестко регламентированный формат самой заявки есть не у всех фондов, в то же время некоторые сайты дают возможность подать заявку он-лайн. Политика защиты информации есть у всех обследованных фондов. Российские фонды также много внимания уделяют взаимодействию с получателями средств. Фонды, предоставляющие финансирование на конкурсной основе, публикуют критерии отбора получателей средств и алгоритм подачи заявок, реже – форму заявки. Политика защиты информации на сайтах российских фондов отсутствует.

22 Принцип 4. Контроль: управление и финансы Фонды продвигают идею эффективной организации, обеспечивают разумное/устойчивое управление и использование ресурсов во имя общего блага. Фонды осуществляют бухгалтерский учет на должном уровне и в соответствии с правилами, установленными государством местонахождения фондов. Принцип 4 обеспечивает: использование официальных каналов для осуществления всех финансовых операций осуществление учета в соответствии со стандартами и практикой, принятыми в тех странах, в которых работают фонды, обеспечение прозрачности в отношении доходов, расходов и активов. Отражение задач инвестирования, правил размещения капитала, характера инвестирования (например, социально ответственное инвестирование, капитал донора) в инвестиционной политике.

23 Иллюстрации к Принципу 4 Рис. 1 – Финансовый отчет фонда Д. и К. МакАртуров Рис. 2 – Инвестиционная политика фонда В. И Ф. Хьюлеттов 2 1

24 Выводы по Принципу 4 (Контроль: управление и финансы) Фонды обеспечивают эффективное управление ресурсами и их оптимальное использование, а также ведение бухгалтерского учета в соответствии с правилами страны местонахождения фондов. Все обследованные американские фонды публикуют свои финансовые отчеты на сайтах – либо как самостоятельный документ, либо как часть годового отчета за соответствующий период, часто с копиями отчета в соответствующий налоговый орган. Также все Фонды публикуют информацию о годовом обороте фонда и доле программных расходов в общем объеме расходов. Не у всех фондов представлена информация о распределении средств по программным направлениям. Также не все фонды публикуют свою инвестиционную политику (Политику социального инвестирования). Все российские фонды публикуют информацию о годовом обороте и программных расходах, как правило, также как часть годового отчета. В меньшей степени фонды уделяют внимание публикации финансового отчета и данных о распределении средств по программам или направлениям. Ни один из российских фондов, обследованных в рамках данного исследования, не публикует свою Политику социального инвестирования.

25 Принцип 5. Раскрытие информации и коммуникации Фонды действуют прозрачно и соблюдают предписания относительно прозрачности, обязательные для исполнения в странах, на территории которых они осуществляют свою деятельность Принцип 5 позволяет обеспечить: поддержание открытых коммуникаций с общественностью, властью и средствами массовой информации информирование общественности на постоянной основе посредством регулярных отчетов.

26 Иллюстрации к Принципу 5 Рис. 1 – Обращение Билла и Мелинды Гейтс Рис. 2 – Интерактивная карта грантов фонда Ч.С. Мотта Рис. 3 – Пресс-центр фонда Р.В. Джонсона 1 2 3

27 Выводы по Принципу 5 (Раскрытие информации и коммуникации ) Фонды обеспечивают эффективное взаимодействие с обществом, властью и СМИ через публикацию ежегодных отчетов, раскрытие информации о членах руководящего органа, ключевых сотрудниках, регулярную публикацию новостей о деятельности фонда, а также через создание специальных коммуникативных ресурсов на сайте с использованием Web2.0 технологий. Все обследованные американские фонды публикуют на своих сайтах годовые отчеты, новости о своей деятельности, а также информацию о ключевых сотрудниках и их контакты. У каждого фонда также есть виртуальный пресс-центр. Многие фонды публикуют обращение руководителя фонда, информацию об учредителях и руководителях. Почти все фонды используют на сайте технологии обратной связи с посетителями. Реже всего фонды размещают на сайте презентационные брошюры о своей деятельности. Контактная информация, лента новостей и годовой отчет есть и на сайтах всех обследованных российских фондов. Как правило, имеется информация о ведущих сотрудниках. Реже встречаются обращение руководителя фонда и биографии учредителей и президента, презентационные брошюры. Информация для прессы на сайтах российских фондов отсутствует. Российские фонды не используют технологии обратной связи на своих сайтах.

28 6. Мониторинг и оценка Фонды организуют надлежащий мониторинг и постоянную оценку своих программ и своей деятельности Стандарт 6 обращает внимание фондов на: Создание мер по контролю выполняемой деятельности (мониторинг), а также достигаемых результатов и происходящих изменений (оценка), которые соответствуют уровню деятельности и услуг и/или поддержке и предоставленному финансированию. Получение убедительных результатов/изменений и обеспечение их доступности для всех заинтересованных сторон..

29 Иллюстрации к Принципу 6 Рис. 1 – Отчет об оценке деятельности фонда Р.В. Джонсона Рис. 2 – Отчет о взаимодействии с грантополучателями фонда Ч.С. Мотта Рис. 3 – Методические материалы по оценке фонда В.К. Келлога 3 2 1

30 Выводы по Принципу 6 (Мониторинг и оценка) Фонды осуществляют контроль за своей деятельностью и деятельностью получателей средств, оценку достигаемых результатов и оказываемого воздействия, а также обеспечивают доступность получаемой в ходе мониторинга и оценки информации. Этот аспект деятельности фондов в наименьшей степени отражен в Интернет-пространстве. Общеизвестно, что в некоммерческом секторе США мониторингу и оценке традиционно уделяется очень большое внимание. Тем не менее не все обследованные фонды публикуют информацию о результатах оценки поддержанных проектов и программ. Еще меньше фондов, публикующих результаты оценки собственной деятельности. Ее примерами могут быть как отчет об оценке фонда (Assessment Report), так и оценка обратной связи от грантополучателей (Grantee Perception Report). На сайтах нет и политик и процедур, регламентирующих эту сторону деятельности фондов; в то же время на двух сайтах есть методические рекомендации и инструментарий по проведению оценки проектов и программ. Российские фонды пока не размещают информацию об оценке своей деятельности, а также оценке поддержанных проектов и программ на своих сайтах.

31 7. Сотрудничество Фонды используют все доступные возможности для обмена опытом и ноу-хау с родственными организациями и другими заинтересованными сторонами в целях продвижения эффективной практики и сотрудничества и усиления влияния в соответствующих сферах деятельности. Принцип 7 обращает внимание фондов на: Регулярное взаимодействие с родственными организациями в рамках неформальных и формальных сетей в целях обмена и совершенствования технологий, практик и опыта. Объединение экспертных и иных ресурсов для участия в совместной деятельности, в целях усиления ее влияния. Развитие базы существующих документальных ресурсов о саморегулировании, эффективной практике и профессиональном развитии.

32 Иллюстрации к Принципу 7 Рис. 1 – Библиотека фонда Ч.С. Мотта Рис. 2 – Библиотека фонда В. И Ф. Хьюлеттов Рис. 3 – Библиотека фонда Форда 1 2 3

33 Выводы по Принципу 7 (Сотрудничество) Фонды обеспечивают доступ к аналитической и методической информации, лучшим практикам и опыту, наработанным как самими фондами, так и их грантополучателями в рамках профинансированной деятельности. Все обследованные американские фонды публикуют результаты исследований по направлениям своей программной деятельности, а также формируют своего рода виртуальные библиотеки, в которых размещают аннотации или полные тексты публикаций, имеющих отношение к направлениям деятельности фондов. Большинство обследованных фондов также размещает методические рекомендации по направлениям программной деятельности. Многие фонды в дополнение к результатам оценки поддержанных проектов также публикуют аналитические материалы по соответствующим темам, выполненные как самими фондами, так и грантополучателями. Российские фонды, как правило, пока ограничиваются созданием на своих сайтах электронных библиотек по направлениям своей деятельности. Отдельные фонды публикуют аналитические материалы, а также методологические рекомендации.

34 Содержание Цели исследования Соответствие интернет-ресурсов фондов принципам EFC Общие выводы Принцип 1: Соблюдение законов Принцип 2: Управление Принцип 3: Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки Принцип 4: Контроль: управление и финансы Принцип 5: Раскрытие информации и коммуникация Принцип 6: Мониторинг и оценка Принцип 7: Сотрудничество Рекомендации 4 4

35 Вид информации/ ресурса Американские фондыРоссийские фонды Визитная карточка миссия фонда обращение руководителя ведущие сотрудники биографии учредителей, президента контакты миссия фонда контакты Управление устав фонда высшие руководящие органы Политика конфликта интересов Privacy Policy \Statement Взаимодействие с грантополучателями описание финансируемых направлений программные установки: цели и задачи по каждому направлению актуальные грантовые предложения на 2009 г. критерии предоставления грантов алгоритм подачи грантовых заявлений база данных предоставленных грантов описание финансируемых направлений программные установки: цели и задачи по каждому направлению критерии предоставления грантов алгоритм подачи грантовых заявлений Отчетность Аудит Годовой отчет о деятельности финансовый отчет годовой оборот фонда, программные расходы грантовые отчеты Годовой отчет о деятельности годовой оборот фонда, программные расходы Аналитические и методические ресурсы статьи с исследованиями по направлениям методология работ по направлениям библиотеки: статьи, аналитика, электронные журналы, книги Фонд о себе лента новостей press-room лента новостей Обратная связь Web 2.0 технологии обратной связи Выводы: Сопоставимость типовой структуры сайта

36 Выводы: Сопоставимость информации на сайте Российские и американские фонды: СопоставимыРазличаются по видам информации по актуальности опубликованной информации по раскрытию информации о текущей грантовой деятельности (анонсы, алгоритмы, заявки, критерии отбора) по раскрытию общей отчетности по представлению и частоте обновления информации в новостных блоках по структуре представления информации: американские ресурсы, в отличие от российских, имеют более унифицированную структуру по мультимедийности и интерактивности: зарубежные сайты превосходят российские по степени раскрытия финансовой информации: у российских нет отдельных финансовых отчетов по степени раскрытия информации об учредителях фондов, руководящих органах российские фонды не имеют практики раскрытия исследовательского, аналитического материала, результатов реализованных проектов, опубликования отчетов по выданным грантам; российские фонды не имеют кодексов и стандартов управления и деятельности. российские фонды не публикуют отчеты с независимыми оценками деятельности по имеющимся ресурсам: самый большой заявленный бюджет у российского фонда – 4,9 млн долл., самый большой бюджет у американского фонда – 29, 5 млрд долл.

37 Содержание Цели исследования Соответствие интернет-ресурсов фондов принципам EFC Общие выводы Принцип 1: Соблюдение законов Принцип 2: Управление Принцип 3: Обоснованные политики, деятельность и программы поддержки Принцип 4: Контроль: управление и финансы Принцип 5: Раскрытие информации и коммуникация Принцип 6: Мониторинг и оценка Принцип 7: Сотрудничество Рекомендации 4

38 Прозрачность и открытость: Рекомендации GuideStar некоммерческим организациям США Мы рекомендуем пять простых шагов, которые в значительной мере поспособствуют прозрачности некоммерческих организаций: Некоммерческим организациям следует регулярно обновлять веб-сайты текущей подробной информацией о программах и их оценке. Доступ к информации о стратегии, показателях оценки, основанных на фактах, и предпочтение теории изменений повысят качество программной информации, которая в настоящий момент широко представлена на веб-сайтах некоммерческих организаций. Данная информация составляет суть социальных изменений и является решающей для вовлечения в благие дела новых «инвесторов» - умелых пользователей всемирной паутины. Помимо имен и должностей членов правления и ключевых сотрудников, некоммерческим организациям следует размещать краткую биографическую информацию этих значимых лидеров. Биографии должны рассказывать о навыках и вкладе, которые эти люди предоставляют данной организации; это люди, которые проводят в жизнь изменения, влияющие на качество жизни, в которой мы живем, работаем, действуем и выражаем признательность. Каждой некоммерческой организации, составляющей годовой отчет, следует разместить его на своем веб-сайте. Не смотря на то, что законодательство этого не требует, для некоммерческой организации выпуск годового отчета – большое дело. Каждой некоммерческой организации, имеющей проверенные аудитом финансовые показатели, следует разместить данную информацию на своем веб-сайте. Не смотря на то, что федеральное законодательство не требует аудита от освобожденных от налогов предприятий, и требования государства к аудиту различны, раскрытие результатов аудиторской проверки является общепринятой практикой для некоммерческих организаций, которые обращаются за грантами в частные фонды. Каждой некоммерческой организации, имеющей уведомление IRS об освобождении от налогов, следует разместить его на своем веб-сайте. Результаты нашего исследования показали сильное нежелание организаций показывать этот основополагающий документ, подтверждающий статус освобождения от налогов. Как было сказано выше, данное уведомление является публичным документом. Также как и раскрытие результатов аудиторской проверки, доступ к уведомлению об освобождении от налогов является общепринятой практикой для некоммерческих организаций, которые обращаются за грантами в частные фонды.