Когнитивизм в лингводидактике: истоки и перспективы д.п.н., проф. Щепилова А.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Смена основных подходов к обучению ИЯ в истории методической науки. 2. Идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета ИЯ с.
Advertisements

Лекция 14 Анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ КОГНИТИВНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ канд. филол. наук, доц. Шамаева Ю.Ю., канд.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
1 СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ декабря 2010 года Евдокимова Мэри Георгиевна Декан факультета иностранных языков Московский государственный институт.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор.
Транксрипт:

Когнитивизм в лингводидактике: истоки и перспективы д.п.н., проф. Щепилова А.В.

Когнитивистика Наука, занимающаяся человеческим разумом, мышлением и теми ментальными процессами и состояниями, которые с ними связаны. Предмет исследования - взаимодействие систем восприятия, репрезентирования и продуцирования информации и ее технологическое представление, то есть, построение моделей познания.

50-60 годы ХХ века Дж.-С.Брунер, Ул.Найссер, Ж. Пиаже, Ал. Ньюэлл Bruner J.S. Acts of meaning. – Cambr. (Mass.); L.: Harvard UP, – p.1 Исследовать не наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации, стратегии, способности человека, которые данные действия порождают.

Когнитивная психология «… как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение» Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – М.: Тривола, – с. 234

Теория информации «Понятие обработки информации … было приложено к человеку. Общая идея трансформировалась в следующее положение: организмы используют внутренние представления (репрезентации) и осуществляют «вычислительные» операции над этими представлениями. Когниция теперь – объект регулируемого (по правилам) манипулирования репрезентациями, в полной аналогии с современными компьютерами» Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, с.18.

Когнитивная лингвистика Проблема соотношения ментальных единиц и структур со структурами языковыми: какая часть концептуального содержания и каким образом фиксируется языковыми значениями.

70-е годы ХХ века Krachen Stephen. Second language acquisition theory and the preparation of teachers: toward a rational. // Applied linguistics and the preparation of second language teachers: toward a rationale. T. IX. / James E. Alatis, H.H. Stern, Peter Strevens. - Washington: Georgetown Un. Press, p

Когниция разум, сознание, мышление, знание внимание, восприятие, узнавание, воспоминание, мысленные образы интеллектуальные операции, участвующие в процессе познания и интерпретации информации,процессы преобразования информации

знание - когниция результат - процесс адекватная и оправданная репрезентация – репрезентация, обоснованная внутренне как приемлемая Le Ny J.-F. Science cognitive et compréhension du langage. – P.: PUF, 1989 – с. 26

60-70-е годы ХХ века error analysis / pédagogie de la faute : классификация, диагностика ошибок обучающихся, поиск приемов, позволяющих превратить ошибку, ее осознание в фактор обучения, в элемент учебного прогресса

Теория интерязыка / interlanguage 1967: Corder S.-P. «The significance of learners errors» (Corder S.-P. Que signifient les erreurs des apprenants? // Languages ) Spolsky Bernard. Conditions for Second Language Learning. - Oxford University Press, p.32 Selinker Larry. Interlanguage. // International Review of Applied Linguistics p

Проблемы когнитивных исследований проблемы исследования когнитивных и метакогнитивных стратегий ученика, когнитивного стиля учащегося, когнитивного конфликта, проблема обеспечения учебной автономии, проблема дедуктивного и индуктивного изучения грамматики, проблема соотношения процедурных и декларативных знаний

Изучение мыслительных процессов Выгодский Лев Семенович (процессы мышления, в частности, процессы образования понятий ) Леонтьев Алексей Николаевич (механизмы сознания и его роль в регуляции деятельности человека) Гальперин Петр Яковлевич (теория поэтапного формирования умственных действий ) Шахнарович Александр Маркович (языковая способность и лингвистическое развитие личности ) Леонтьев Алексей Алексеевич (психологические основы обучения иностранным языкам и теория речевой деятельности) Зимняя Ирина Александровна (психология речи )

Вопросы методики обучения в работах Ел. Бьялисток Bialystok Ellen. A theoretical model of second language learning. // Language Learning p Bialystok Ellen. Le dévéloppement de la capacité en langue 2: approche différenciée. // Acquisition d'une langue étrangère. V. II. Actes du colloque de mai 1981 tenu à Paris VIII - Vincennes à Saint Denis. // Encrages: 8/9. - Paris, p Bialystok Ellen. The role of linguistic knowledge in seconde language use. // Studies in second language acquisition p Bialystok Ellen. Towards an explanation of second language acquisition. // Language and understanding. - Oxford University Press, p

Педагогические теории когнитивного обучения Развитие совокупности умственных способностей и стратегий обучающихся, облегчающих процесс их социальной адаптации. Графолингвистическая ретроспекция, «представление – понимание – предмет» (Ахметова Л.В., Стрижова С.М.) и пр. Развитие рефлексивной деятельности учащихся, формирование интеллектуальных навыков, необходимых для решения учебных задач, активизация чувственно-интуитивных способов получения новых знаний Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеева, В. Дружинин, М. А. Холодная и др.

Когнитивизм в лингводидактике Установление закономерностей познания учащимися лингвистических явлений, разработка техник и стратегий, обеспечивающих овладение иностранным языком и общение на нем, развитие способности обучающегося эффективно конструировать ментальные представления о языке, совершенствовать их и использовать в речи.

Коммуникативно-когнитивный подход И.Л. Бим «Концепция обучения второму иностранному языку /(немецкому на базе английского)» Н.В. Барышников, Пятигорская школа многоязычного обучения. Когнитивный принцип: обеспечение доступа учащимся к сопоставлению языковых явлений изучаемых языков на сознательной основе, облегчающее формирование адекватного представления о лингвистическом явлении.

Коммуникативно-когнитивный подход к обучению ИЯ г. необходимость приблизить когнитивный процесс выработки нового знания о языковых структурах к естественному процессу образования понятий проблемно-поисковая технология необходимость учитывать индивидуальные когнитивные стили обучающихся индивидуализация обучения организация метакогнитивной активности обучающихся, а именно осознания ими своей умственной деятельности автономия обучающихся

Метакогнитивная деятельность постановка перед собой задачи, выбор способов достижения цели, рефлексия, оценка эффективности своей деятельности, включая оценку адекватности созданных или обновленных когнитивных структур. Обеспечить субъекта обучения стратегиями, которые позволят ему более эффективно осуществлять свою когнитивную деятельность и будут способствовать развитию волевого контроля над собственной умственной деятельностью.

Развитие когнитивного направления Шамов Александр Николаевич Нижегородская методическая школа Табаченко Татьяна Сергеевна «Профессиональная подготовка студентов-филологов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-когнитивного подхода » (Сахалинский гос. Университет)

Модель обучения ИЯ С. Крашена концептуализация интериоризация тренировка сбор и ввод информации организация хранение использование intake L2 knowledge inputoutput

Восприятие как начальный этап обучения Восприятие - процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов, явлений (А.А. Леонтьев) В каком виде информация должна быть представлена обучающимся ?

Теория фильтрации Р.Солсо Сенсорный регистр (канал параллельной обработки информации) Сенсорный регистр (канал последовательной обработки информации) Распознающее устройство > Организация сознательного, избирательного внимания

Структуры ментальных репрезентаций концепт - базовый элемент картины мира, содержательная оперативная единица знания мыслительная картинка – результат чувственно-перцептивной деятельности схема – пространственно-контурный образ предмета или явления фрейм – объемный, многокомпонентный концепт, представляющий результат ассоциативных связей сценарий – динамически представленный фрейм как разворачиваемая во времени определенная последовательность этапов, эпизодов

Фреймовая теория Ч.Филлмора Значение лексемы может быть понято только в том случае, если также поняты остальные части более крупной концептуальной системы, в которую лексема входит. В значении слова скрыт «языковой срез», состоящий из культурных стереотипов, ожиданий, фоновых предположений. Fillmore C.J. The mechanisms of «Construction Grammar» // BLS 1988, v.14:

Когнитивная грамматика Р.Ленекера База –энциклопедическое знание о понятии или концептуальное содержание Профиль понятия - обозначающее его слово, отдельный элемент базы. Знание о слове имеет фрагментарный характер, до тех пор, пока базовое понятие не закрепится твердо в языковом сознании. Langacker R.W. Foundations of cognitive grammar: V.1: Theoretical prerequisites. – Stanford (California): Stanford UP, 1987.

Когнитивная грамматика Л.Талми Конфигурационная структура: грамматически зафиксированные понятийные категории: количество, разделенность, протяженность, ограниченность, членение пространства и др. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics, MIT Press, 2000

Проблематика исследований этапа концептуализации Найти форму презентации информации, которая максимально соответствовала бы аналогичной структуре носителя языка, найти контекст, который обеспечил бы быстроту и удобство доступа к информации, правильность ее использования в речи, умение пользоваться данной информацией для решения новых познавательных задач. Обеспечить опору: на когнитивные лингвистические исследования, выявляющие и детально описывающие структуры знания, стоящие за языковой единицей, категорией, формой; на лингвокультурологические исследования.

Проблематика исследований этапа интериоризации Декларативные знания - знания о фактах (значении языковой единицы). Процедурные знания - знания о процедурах выполнения действий (как образовать форму и употребить ее в контексте). Фиксируются постепенно в ментальных структурах сознания в процессе упражнения. > разработка комплексов упражнений, рационально сочетающих, во-первых, приемы овладения декларативным и процедурным знанием, во-вторых, приемы параллельного усвоения грамматической формы и ее функции в речи.

Грамматическая форма и ее речевая функция «Знание должно быть представлено в форме, в которой оно будет использоваться» Норманн, Л. Переработка информации у человека – М., Наука, 1973 – с.130 «Ученик не просто овладевает системой языка, а овладевает одной из его функций – быть средством коммуникации». Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды – М., 2003

Прочая проблематика исследований разработка вопросов индивидуализации обучения посредством учета когнитивного стиля учащегося, проблема овладения учащимися техниками и стратегиями, организующими познание и общение, вопрос о соотношении эксплицитного и имплицитного знания.

А также проблематика формирования когнитивных умений, обеспечивающих внутренние процессы движения от мысли к слову, что обеспечивало бы порождение текстов, реализацию коммуникативных намерений говорящего и пишущего. проблема последовательности овладения теми или иными языковыми средствами изучение процедур метапознания, то есть процедур саморегулирования и самоконтроля, которые субъект применяет в своей когнитивной деятельности.

Когнитивистика как методология Когнитивистика определила новые объекты анализа, новые аспекты изучения существования и функционирования сущностей, а главное – новые возможности объяснения фиксируемых наблюдений и фактов. «Когнитивная наука – при всей раздробленности ее школ – представила миру некую единую научно- теоретическую программу исследований человеческого разума и человеческих возможностей и вовлекла в это исследование представителей разных наук и целые научные сообщества». Кубрякова, Е.С. Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: материалы «круглого стола». М, С. 4.