Педагогический мониторинг Педагогический мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в условиях модернизации образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «Гимназия 2» Людмила Юрьевна Сенькив, зам. директора.
Advertisements

Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
Мониторинг образовательного процесса Зольникова Т. Н.
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
ГОБОУ ЦПМСС МО Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса в образовательных организациях Учитель-дефектолог: Ященко Е. Н.
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ Функций мониторинга в образовании: информационная, диагностическая, контрольная, педагогическая.
Мониторинговая деятельность педагога Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Мониторинг педагогических кадров г. Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя – это непрерывное контролирующие.
9 апреля 2009 Внутришкольный мониторинг КПМО 2009, направление 3.
Система контроля в дошкольном учреждении Заведующий д/с 406 С.А. Литвиченко.
Процессуальный мониторинг. Мониторинг «Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности.
Мониторинг Модуль 1 Ознакомление с инструментом мониторинга Ознакомление с инструментом мониторинга.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
ГБОУ ЦО1488 Педсовет «Управление процессом Педсовет «Управление процессом формирования качеств знаний учащихся» формирования качеств знаний учащихся»
Мониторинг в работе заместителя директора по УВР.
Мониторинг (Доклад на ШППМ) доклад подготовлен преподавателем социальных дисциплин РАТК Малон Л.В.
Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.
Система мониторинга знаний в условиях предпрофильной подготовки.
Мониторинг- это Постоянное и непрерывное наблюдение, отслеживание, оценка, прогноз состояния объекта Сбор информации Система организации сбора, хранения,
Транксрипт:

Педагогический мониторинг Педагогический мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в условиях модернизации образования

Определение мониторинга Мониторинг процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса. или Мониторинг систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх организационных функций: выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее; устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих и неудач определенной политики или программ; устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.

Мониторинг в образовании Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. или Мониторинг в образовании (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Системы мониторинга в образовании На сегодняшний день есть все основания говорить о существовании локальных систем мониторинга, не только в нашей стране но в других странах мира. Попробуем на основе имеющейся информации посмотреть реальное состояние, сгруппировав реальные системы по нескольким основаниям.

Первая группа – это информационный мониторинг, связанный в непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, мониторинг средств массовой информации об образовании и другие. Второе направление это системы мониторинга за развитием знаний учащихся, так называемое «Системы мониторинга за знаниями учащихся».

Классификация мониторинга в образовании 1. Классификация с точки зрения управления и современных тенденций: Информационный Базовый Проблемный Управленческий

2. Возможна классификация по используемым для проведения мониторинга средствам: – педагогический, – социологический, – психологический, – медицинский, – экономический, – демографический.

3. Возможна классификация по иерархии систем управления: – школьный, – районный, – областной (региональный), – федеральный.

4. Представляется чрезвычайно важной классификация по основаниям экспертизы: Динамическая, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя (например: количество педагогов готовых уйти из образования района составляет: Сравнительная, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. Комплексная, когда используются несколько оснований для экспертизы. Безосновная, когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании.

6. Возможна классификация мониторинга и по типу выявляемой эффективности образовательной системы. Данное разделение может показаться достаточно условным, однако оно несет за собой специфичность используемых средств и организации обследований. Социальной сферы Учебной сферы

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Основные документы, необходимые для реализации и проведения педагогического мониторинга Приказ об утверждении Положения о внутришкольном педагогическом мониторинге Положение о внутришкольном педагогическом мониторинге Приказ об утверждении внутришкольной программы мониторинговых исследований Внутришкольная программа мониторинговых исследований Положение о системе оценки результатов деятельности по показателям и индикаторам мониторинга

Объектом педагогического мониторинга выступают субъекты образовательного процесса – обучающиеся, педагоги, родители. Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он: 1. Целесообразен. 2. Имеет четкие цели и задачи. 3. Направлен на определенный объект. 4. Систематичен и планомерен. 5. Формы и методы соответствуют целям и содержанию. 6. Оперативен. 7. Коллегиален. 8. Объективен.

Применительно к школе можно выделить следующие виды мониторинга: - по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный); - по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); - по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); - по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); - по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); - по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); - по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); - по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.)

методы сбора информации: наблюдения анализ школьной документации посещение уроков посещение внеклассных мероприятий социологические исследования (анкетирование, тестирование, интервью, беседа) самооценка контроль знаний, умений, навыков

Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпритацию результатов обработки.

1 этап – подготовительный постановка цели определение объекта установка сроков проведения изучение соответствующей литературы изучение имеющегося педагогического опыта разработка инструментария для проведения мониторинга

2 этап – практическая часть мониторинга: сбор информации наблюдения собеседования тестирование анкетирование контрольные работы

3 этап – аналитический: систематизация полученной информации анализ имеющихся данных разработка рекомендаций и предложений на последующий период выводы

Использование полученной информации При разработке школьной программы повышения качества образования; При отборе информации для родителей о деятельности школы; При отборе информации для проведения экспертизы деятельности школы При отборе информации для проведения общественной аттестации деятельности школы, аттестации учителей

Все это требует наличия у педмониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля. Сравнительный характер педмониторинга дает возможность сравнения обученности различных групп и классов. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течении достаточного длительного периода с определенным контингентом учащихся. Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся. Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся. Прогнозирующий характер – обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент

Оценка знаний через мониторинг Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени. Узнавание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, правил, конкретных фактов, методов, процедур, соответствующих сведений. Понимание – проявляется в преобразовании изученного материала из одной формы в другую, в интерпритации, в предположении о дальнейшем ходе развития событий, явлений, действий. Применение – проявляется в получении результатов при решении задач, обосновании выводов на основе использования правил, законов, методов, процедур, принципов, теорий.

Анализ – проявляется в характеристике составляющих частей целого, в определении связей между этими частями, в выявлении принципов организации целого, в выявлении ошибок и упущений в логике рассуждений, в выявлении структуры изложенного материала. Синтез – проявляется в умении составить из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной. Оценка – проявляется в умении оценить конкретный текст, явления, теорию, правило, художественное произведение, продукт деятельности в соответствии с заданными критериями и целями и представить эту оценку в устном или письменном виде.

Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете. Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.

Заключение: Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагируют школы на изменения внешней среды и потребности местного сообщества. Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами - ключевая проблема, на решение которой направлен проект "Модернизация образования. Активное привлечение общественности в сферу образования, распределение ответственности за результаты образования между заинтересованными субъектами может обеспечить механизм государственно-общественного управления качеством образования.

Вывод: Педагогический мониторинг является системой контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.