Государственный университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ: первые результаты XI Международная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ Москва, 2011.
Advertisements

Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
О роли работодателей в формировании индивидуальных образовательных траекторий студентов Зам. декана по УР ФУЭС ТТИ ЮФУ проф.Егоров А.В.
Кафедра истории и теории социологии КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Всего направлено 158 студентов КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Факультет психологии Кафедра управление образованием Управление персоналом Проект подготовили: Путинцева К. С. Аранжин В. В. Першин А. В. Устимова К. Ю.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Несчанская Ольга Дмитриевна, Главный специалист НМЦ города Пензы
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Институт развития образования МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК РЕСУРС? Исследование траекторий.
Формирование предложений по НИОКР в рамках реализации ФЦПРО на годы Основные подходы к формированию предложений и прохождению проектов в рамках.
ГОУ СОШ 17 Школа 17 открыта в 1972 году. Школа 17 открыта в 1972 году. Основное направление образовательной программы - профильное обучение. Основное направление.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА-ИСТОРИКА ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.
В этом году я заканчиваю школу. Передо мной возникла проблема : куда пойти учиться ? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное.
Шамардина Любовь МНУЛ ИАЭР. Постановка проблемы Аспекты процесса поиска информации Для кого важна стадия информационного поиска? Гипотезы исследования.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Транксрипт:

Государственный университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ: первые результаты XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества Москва, 8 апреля 2010 года В.С.Вахштайн, Д.Л.Константиновский, Д.Ю.Куракин, Д.С.Попов, Ю.А.Тюменева, И.Д.Фрумин

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Австралия Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY) Великобритания Youth Cohort Study (YCS) Longitudinal Study of Young People in England (LSYPE) Канада Youth in Transition Survey (YITS) США National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 97) National Education Longitudinal Study (NELS 88)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ ПРОГРАММЫ Цель работы Разработка и инсталляция в России системы мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов. Текущие задачи Разработка концепции, методологии и инструментария исследовательского комплекса. Формирование панелей для лонгитюдного исследования, реализация массового опроса школьников и студентов в двух регионах России (республика Татарстан, Ярославская область) Проведение социологических качественных исследований в пилотных регионах проекта, координация качественного социологического блока с количественным исследованием, проводимым в рамках проекта: результаты первого должны обеспечивать интерпретативный потенциал второго. Анализ и интерпретация результатов первой стадии мониторинга образовательных и трудовых траекторий.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА Социально-экономические характеристики учащихся и их семей, включая их образовательный и культурный капитал Учебные достижения Опыт, касающийся учебы, трудоустройства, работы Особенности выбора специальности Индивидуально-психологические характеристики (мотивационные, ценностные, характерологические) Самооценка состояния здоровья

Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование «портрета поколения»; Прогнозирование смены траекторий (с учетом влияния социо-психологических факторов, параметров микро- и макро-контекста, институциональных изменений); Определение существующих барьеров/ресурсов затрудняющих/способствующих формированию успешных и неуспешных траекторий. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

I. Информированность о специальности на момент поступления; II. Устойчивость выбора специальности в моменту поступления » III. Желание учиться и работать по специальности на момент поступления IV. Удовлетворенность пребыванием в вузе ПРОГНОЗ СМЕНЫ ТРАЕКТОРИИ: «ГРУППЫ РИСКА» Особенности выбора студентами специализации для обучения как предикторы изменения траектории:

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ Источники информации% Знакомые, обучающиеся этой специальности 26 Родители, знакомые, имеющие эту специальность 25 Реклама вуза о специальности 25 Популярные книги, статьи об этой специальности, справочная информация 15 Знакомые, друзья, сами не имеющие отношения к этой специальности 11 Я работал(а) по этой специальности до поступления 3 Я практически не имел(а) информации об этой специальности 15 По данным опроса студентов выпускных курсов в республике Татарстан

ВРЕМЯ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Как задолго до поступления Вы приняли решение о выборе этой специальности % За месяц или меньше до поступления33 За полгода до поступления29 За год до поступления19 За полтора-два года до поступления9 Более чем за два года до поступления10

ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ К моменту поступления хотели ли Вы работать по выбранной специальности? % Да, хотел(а)65 Не уверен(а), что хотел(а) или мне было скорее все равно 28 Нет, не хотел(а)7

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕБЫВАНИЕМ В ВУЗЕ Индекс удовлетворенности Процент по выборке Низкий8% Средний73% Высокий19%

ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В «ГРУППАХ РИСКА» Количество «групп риска», в которые попадает студент Количество студентов в процентах

СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ Принадлежность к «группе риска» и достижения Индекс достиженийГруппа риска Не входит в группу риска Низкий19%12% Средний62% Высокий19%26% Группа риска Не входит в группу риска Я уверен(а) в том, чем я буду заниматься, когда закончу обучение 59%75% Принадлежность к «группе риска» и представление о будущей карьере

СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ Что Вы планируете делать после окончания обучения? Входит в одну группу риска Входит в две группы риска Входит в три группы риска Получить второе высшее образование 43%46%62% Планирую учиться, но не знаю где именно 7%12%23% Еще не решил(а), что делать после обучения 7%10%17%

Школы: повышение дисперсности траекторий как эффект ЕГЭ ориентацияструктура мотивации «ценностная»« классическая»: решение принимается заранее сильное влияние родителей «прагматичная» решение часто принимается в последний момент выбор вуза определяется исходя из результатов ЕГЭ

Семьи: в поисках «объезда» ЕГЭ Ссузы становятся путем в вуз в обход ЕГЭ. К примеру, уже в этом году по свидетельству представителей Министерства образования Республики Татарстан число перешедших из 9-го класса в 10-й сократилось на 10% (примерно до 60%). Число поступающих в вузы из ссузов растет.

Вуз Ссуз: новые стратегии вузов Описанная ситуация обуславливает и изменение стратегий самих вузов, которые теперь активно «играют» на поле среднего специального образования. Феномен «карманных колледжей».

Вузы: редукция дисперсности траекторий как системная реакция вузов на экономический кризис Выпускники: тревога и снижение ожиданий Вузы: поиск партнеров на рынке труда Работодатели: льготные условия найма, повышающие предсказуемость

Влияние кризиса на траектории трудоустройства В прошлом году из 7000 выпускников ссузов и вузов Ярославской области 2000 оказались на бирже труда. На первом месте в списках безработных – представители гуманитарных специальностей (особенно с дипломами ссузов).

СОЗДАНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ На основе выявления и анализа кластеров субъектов формирования траекторий Каждому кластеру соответствует набор траекторий, имеющих определенную частоту представленности

НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОПРОСЫ Существуют ли типовые траектории и какие факторы (преимущественно) задают типы? Каковы типичные причины смены траектории? С какими факторами связаны смены? Можно ли назвать группы траекторий как успешные или неуспешные? С какими факторами они связаны? Влияет ли изначальная развернутость представления о профессии на продолжительность одной траектории? Какие социальные и личностные последствия имеет образование? Каковы потенциальные вклады неформального образования или разных типов формального образования? Какова причина того, что значительная часть выпускников вузов выбирает работу не по специальности? Что предопределяет такой выбор и что обеспечивает возможность такого выбора? Можно ли утверждать, что распространенной (доминирующей?) моделью поведения молодых людей на рынке труда и образования становится метод «проб», кратковременных экскурсов в различные области с быстрой сменой траектории движения? Какую роль играет темп развития траекторий? И каково взаимовлияние траекторий в этом контексте. Каковы отношения между жизненной удовлетворенностью и участием в послешкольном образовании/работе? Что заставляет меняться отношения между карьерой и удовлетворенностью жизнью? Какую роль играют психологические характеристики (ценности, идентичность, удовлетворенность, well-being) в выборе образовательного и/или трудового пути (точнее, последующего шага на пути), возможно ли вычислить их независимый вклад в развитие траекторий?