Уважаемые читатели! Предлагаем Вашему вниманию электронную презентацию «Чудо, имя которому книга», посвящённую истории развития книги Электронная презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеклассное мероприятие. Библиотека – в переводе с греческого означает «книгохранилище». Библиотеки возникли за 3-4 тыс. лет до нашей эры. Они появились.
Advertisements

Начало книгопечатания Выполнил: ученик 6 класса Б МОУ СОШ 58 Мацевич Алексей 2008 год.
Библиотечно- библиографический урок для 1 класса.
В.П.Иванова. Ш/с "Родничок". Сигаево, Удмуртия. Какими были первые книги Библиотечно-библиографический урок для 1 класса.
г. Пашкина С.И.. Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Папирус, свернутый в трубочки, заменял их. Листы.
Книжное сокровище. 14 марта Всемирный день православной книги.
Книга – мой друг, наставник и учитель. Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин.
LOGO т Библиографический урок для 5-9 кл.. Company Logo Библиотека В переводе с греческого «БИБЛИО» - значит «КНИГА», «ТЕКА» - «ХРАНИЛИЩЕ»,
История книгопечатания
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вохомская средняя школа «Книга – наш лучший друг» Автор: учитель начальных классов Скрябина В. И г.
От печатной книги до интернет-книги ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА СВЕТЛАНА ИВАНОВА УЧЕНИЦА 5 В КЛАССА.
Из глубины веков дошли до нас глиняные книги. Из мягкой глины изготавливали прямоугольные плитки. На поверхности плиток заостренной палочкой выдавливали.
В Киевской Руси книги писали (на чём?)… Самым известным летописцем Киевской Руси был монах…
Первые записи представляют собой просто наскальные рисунки.
ДОЛОТОВ АЛЕКСЕЙ 7Б ГОУ СОШ 2008 ДОЛОТОВ АЛЕКСЕЙ 7Б ГОУ СОШ 2008.
Библиотечный урок.. Книги на бересте; Книги на глиняных дощечках; Книги на папирусе; Книги на пергаменте.
Книга-инструмент насаждения мудрости. Я. Коменский. Книги-корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения.
РОЖДЕНИЕ КНИГИ Презентацию подготовила учитель начальных классов Ордина Т.Ю. СОШ 25 с углублённым изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева г.
Как создавались книги.. Невозможно представить себе современное общество без книг. Однако были времена, когда не только книг не было, но и писать люди.
Если задуматься, книга сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Возьму на себя смелость сказать, что первые наскальные рисунки наших.
Транксрипт:

Уважаемые читатели! Предлагаем Вашему вниманию электронную презентацию «Чудо, имя которому книга», посвящённую истории развития книги Электронная презентация

Первая страница ПродолжитьПервая страница Продолжить Последняя страницаПоследняя страница

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придаётся три значения. Первое – «сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе – «писание, всё, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, наконец, третье – «раздел, отдел в обширном письменном сочинении». Книги

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Рукописные книги называют манускриптами. Манускрипты

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Глиняная табличка (туппу́м, мн. ч. – туппу́мы) – это одна из первых материальных основ для книги. Шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики- таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки (клинопись). Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определённом порядке в деревянный ящик – получалась глиняная клинописная книга. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги – клинописные перечни хранящихся книг. Глиняная табличка

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Древнейший образец бескрасочного оттискивания текста с помощью рельефных форм – глиняный диск из Феста (о. Крит, 17 в. до н. э.). Глиняный диск из Феста

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Также в Древнем Египте использовался папирус, изготавливаемый по особой технологии из тростника-папируса. Как материал для письма папирус был изобретён в Древнем Египте в начале 3- го тыс. до н.э., с середины 1-го тыс. до н.э. получил распространение в других государствах Средиземноморья. Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в Лист папируса в специальные футляры – капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток – одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации. На таком листе писали поперёк его длины. Документы в виде длинной ленты из подклеенных один к другому листов, свёртываемых в свиток, в Московском государстве называли столбцами. Свиток

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретён этот способ. Пергам – малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги – кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле «кодекс» в переводе с латинского языка означает «деревяшка». Возможно, произошло это от того, что переплетали книгу в деревянные доски. Рукописная книга на пергамене

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Обычно такие бамбуковые «книги» достигали в длину сантиметров, а в ширину были около сантиметров. Текст на них наносился сверху вниз, справа налево. Заметное развитие в 3 веке до нашей эры в Китае получили новые книги – «шёлковые». Их скорее можно назвать шелковыми свитками, так как они представляли собой прямоугольный, длинный, и не очень широкий кусок шёлка, который одной стороной крепился к деревянному стержню. Бамбуковая книга Шёлковый свиток

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, поэтому она приобрела название от исторических слов «бомбакка» и «бомбицинна». Она на просвет неоднородная, имеет фактуру и как правило изготавливается вручную. Живопись на китайской бумаге

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница В странах Европы предки германцев и славян, как показывает этимология слов, обозначающих книгу ("библио", "либер", "либро"), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э. Берестяная грамота

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Первые печатные книги называют «инкунабулами», то есть «книгами во младенчестве». Инкунабулы

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Самый ранний способ воспроизведения текстов и иллюстраций с переносом красочного слоя – ксилография, то есть печатание с гравированной на дереве форм. Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к 6 в. Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в 9 в. К более раннему периоду относятся древнейшие отпечатанные с досок тексты: в Корее найден текст, оттиснутый в первой половине 8 в., а в Японии – фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия. Ксилография возникла в Китае не позднее 10 в. В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших» родителей своих». В Европе такие книги появились в 1 ой половине 15 в. На их страницах воспроизведены иллюстрации с небольшим пояснительным текстом, вписанным от руки, а позднее – также воспроизведённым способом гравюры на дереве. Китагава Утамаро. "Любовь задумчивая". Цветная ксилография Япония

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Первые опыты книгопечатания путём переноса красочного слоя с наборной формы на бумагу были предприняты в (середина 11 в.) в Китае. Китайские летописцы повествуют о некоем кузнеце по имени Би Шен (или Пи Шень), который использовал «подвижный» шрифт. Он изготовлял литеры из клея и глины, лепил брусочки, выдавливал на них палочкой иероглифы, а затем для закрепления обжигал их в печи. Далее изобретатель располагал полученные литеры построчно на ровном листе железа, предварительно покрытом смесью смолы, пчелиного воска и бумажного пепла. Потом лист железа располагали над слабым огнем, чтобы смола и воск стали эластичными. Эта операция была необходима для выравнивания литер по высоте. Как бы ни пытался мастер вылепить их одинаковыми, сделать это было невозможно. Зато после вдавливания литер ровной доской в густую разогретую смесь Би Шен получал достаточно ровную поверхность печатной формы. Те же летописи свидетельствуют об изобретении Би Шеном наборной кассы, в которой хранились литеры-брусочки. С их помощью можно было получить несколько тысяч оттисков. Книг, отпечатанных Би Шеном, до нас не дошло. Подобные сведения о начале книгопечатания есть в Тибете, Монголии, Корее, Японии. В Корее сохранились бронзовые литеры, изготовленные в 15 в. Глиняные литеры

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Возникновение европейского способа книгопечатания (подвижными литерами) связано с именем Иоганна Гутенберга и относится к 40 ым годам 15 в. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. В изданиях Гутенберга типографским способом воспроизводился лишь текст, инициалы и орнаментальные украшения делались от руки. При ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов Гутенберг, тем не менее, достиг замечательных успехов. Настоящего портрета Гутенберга нет. Все его изображения относятся к более позднему времени, и являются плодом фантазии художников. Иоганн Гутенберг (ок гг.), немецкий ювелир, типограф, изобретатель Печатный станок И. Гутенберга Библия И. Гутенберга

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят Петером Шёффером и Иоганном Фустом на страницах так называемой Майнцской псалтыри. Её печать была закончена 14 августа 1457 года. Майнцская Псалтирь, собрание псалмов на латинском языке для литургической службы, вышла в двух изданиях: «кратком» и «расширенном». Оба издания были отпечатаны на пергамене, в одну колонку. Особенностью издания Псалтири стало применение многокрасочной печати: книга напечатана чёрной, красной и синей красками. Инициалы вынимались из набора и окрашивались в красный или синий цвет отдельно от основного текста. Таким образом, страницы могли печататься в один прогон. Для больших инициалов, которые в книгах Гутенберга ещё вписывались вручную, Петер Шёффер изобрёл особое металлическое клише, которое позволило печатать их в две краски одновременно. Майнцская Псалтирь является первой датированной инкунабулой. Фуст Иоганн (ок гг.), один из первых немецких книгопечатников Петер Шёффер (ок гг.), одним из первых немецких книгопечатников Разворот из Майнцской Псальтири

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Печатная книга с гравированными на дереве иллюстрациями впервые выпущена в Бамберге в 1461 году Альбрехтом Пфистером (ок ок гг., один из первых немецких книгопечатников.). Также первым стал выпускать книги на немецком языке. Пфистеру приписывается девять инкунабул. Книги датируют примерно первой половиной 1460-х гг.: два издания «Богемского пахаря» Иоганна фон Тепля, на немецком; два издания «Драгоценного камня» Ульриха Бонера, на немецком; два издания «Библии для бедных» (Biblia pauperum), на немецком; «Библия для бедных» на латыни; «История об Иосифе, Данииле, Юдифи и Эсфири», на немецком; издание «Велиала» Якова Терамского (Jacobus de Teramo). Страница из «Драгоценного камня» Ульриха Бонера Разворот из «Библии для бедных», напечатанной Пфистером в 1462/1463 году. Иллюстрации раскрашены вручную

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Книгопечатание быстро распространилось по странам Европы: в Италии с 1465 г. (Субиако, близ Рима), в Швейцарии около 1468 г. (Базель), во Франции с 1470 г. (Париж), в Бельгии с 1473 г. (Алст), в Венгрии с 1473 г. (Будапешт), в Польше около 1473 г. (Краков), в Испании с 1474 г. (Валенсия), в Чехословакии (Пльзень) и Англии (Вестминстер) с 1476 г., в Австрии (Вена) и Дании (Оденсе) с 1482 г., в Швеции с 1483 г. (Стокгольм), в Португалии с 1487 г. (Фару). Значительным центром книгопечатания в 15 в. становится Венеция, где до 1500 г. было основано около 150 типографий. Первые книги славянского глаголического шрифта были напечатаны в 1483 г., кирилловского шрифта – в 1491 г. (Краков, типограф Ш. Фиоль). Крупнейшие типографы 15 в. – П. Шёффер, А. Кобергер (Германия), Э. Ратдольт (Германия-Италия), Н. Иенсон, А. Мануций, У. Ган (Италия), И. Амербах, И. Фробен, Н. Кеслер (Швейцария), У. Кэкстон (Англия). Мануций в 1490 г. в Венеции объединил вокруг себя знатоков греческого языка и издавал древнегреческих авторов с тщательной текстологической подготовкой печатаемых сочинений. Альд Мануций ( гг.) – итальянский гуманист, издатель и типограф Иоганн Фробен (ок гг.) – известный базельский издатель и книгопечатник

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница В вв. в Европе сложились типографско-издательские династии Этьеннов (Франция), Плантенов (Бельгия), Эльзевиров (Нидерланды). Робер Этьенн Первый, в частности, составил и издал толковый словарь латинского языка – «Сокровищница латинского языка». Среди фундаментально подготовленных текстологически и снабжённых научным аппаратом изданий Эльзевиров (их книги по имени издателей называются «эльзевирами») – труды по арабскому и древнееврейскому языкам. Марка издательства Этьенн (15 в.) Христофор Плантен (ок гг.) – южно-нидерландский (фламандский) издатель и типограф Марка издательства Эльзевир (17 в.)

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница В 1517 г. белорусский просветитель Ф. Скорина напечатал книги кирилловским шрифтом в Праге, а в 1522 г. основал в Вильне (ныне Вильнюс) первую типографию. Возникновение книгопечатания в Москве датируется около 1553 г., когда появилась так называемая анонимная типография, выпустившая не менее 7 изданий. В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец закончили печатать первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол». Третья типография Ивана Фёдорова стала первой типографией на Украине, была основана во Львове в 1573 г. Применительно к нуждам книгопечатания в начале 18 в. в России по инициативе Петра I был создан гражданский шрифт, получивший широкое распространение. М. Величко «Франциск Скорина» Иван Фёдоров (ок гг.), первый известный русский книгопечатник, основатель книгопечатания на Украине

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница В 1931 г. Конгресс США утверждает программу «Книги для слепых» – для поддержки слабовидящих, а в 1932 г. американский Фонд слепых выпускает первые «говорящие книги». Это аудиокнига. Аудиокнига – художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радиоспектакля (радиопостановки). Кассета с аудиокнигой Профессиональная студия для записи книг

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Сегодня, во время информационной революции, появился новый тип книг – электронные книги. Электронная книга – версия книги в электронном (цифровом) виде, а также это совокупность мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения книг в электронном (цифровом) формате. Электронная книга

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Самой большой книгой в мире является Кодекс Гигас (Codex Gigas) – грандиозный рукописный свод начала XIII века (640 (624) страницы, размер переплёта – 92 см в высоту, 50 см в ширину; толщина книги – 22 см, а вес – 75 кг). Кодекс Гигас

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Самой маленькой книгой в мире является «Хамелеон» А.П.Чехова размером 0,9 х 0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3 цветные иллюстрации. Книга была отпечатана и переплетена А.И.Коненко в 1996 г. в Омске. Анатолий Иванович Кононенко (1954 г.) – омский художник-микроминиатюрист Миниатюра «Хамелеон» А.П. Чехова

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Библиографический список 1. Альд Мануций – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : %D1%86%D0%B8%D0%B9. – Загл. с экрана. 2. Аудиокнига – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D0%B3%D0%B0. – Загл. с экрана. 3. Большой реферат: рефераты, сочинения, словари, биографии, стихотворения, народный фольклор – скачать бесплатно [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 4. Глиняная табличка – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : %D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8. – Загл. с экрана. 5. Гуттенберг, Иоганн – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D0%B3,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD. – Загл. с экрана. 6. Иван Фёдоров – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : %D1%80%D0%BE%D0%B2. – Загл. с экрана. 7. Иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол. : В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. – М. : Большая Российская энцикл., – 894 с. : ил.

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница 8. История книги : учеб. для вузов / под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. – М. : изд-во МГУП «Мир книги», – 346 с. 9. История книги [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 10. История книги и книгопечатания – МГУП – Московский Государственный Университет Печати [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 11. Книга – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 12. Книгопечатание [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 13. Ксилография – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D1%84%D0%B8%D1%8F#cite_ref-0. – Загл. с экрана. 14. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА // Литературная энциклопедия. Т. 6. – 1932 (текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 15. Майнцская Псалтирь – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D1%8F_%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8C. – Загл. с экрана.

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница 16. Наборная печатная форма – Энциклопедиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : %B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D 0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0. – Загл. с экрана. 17. Основные этапы развития допечатной книги [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 18. Плантен, Христофор – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : 5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80. – Загл. с экрана. 19. Пфистер, Альбрехт – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82. – Загл. с экрана. 20. Свиток – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : – Загл. с экрана. 21. Фуст, Иоганн – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D0%BD%D0%BD. – Загл. с экрана. 22. Шёффер, Петер – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : D1%82%D0%B5%D1%80. – Загл. с экрана.

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница 23. Электронная книга – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : %D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0. – Загл. с экрана. 24. Электронная книга (устройство) – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : %D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_(%D1%83%D1%81%D1 %82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE). – Загл. с экрана.

Первая страница НазадПервая страница Назад Продолжить Последняя страницаПродолжитьПоследняя страница Вы познакомились с материалами электронной презентации «Чудо, имя которому книга», посвящённой истории развития книги.

Первая страница НазадПервая страница Назад Последняя страницаПоследняя страница Адрес: , г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, д. 80, каб. 131 Составитель: Манохина Е.М., ведущий библиограф Редактор: Михеева Г.Б., заведующая библиотекой