© Alexey N. Kostikov 2007 1 Оценка качества и подходы к выбору программных сред для Интернет-обучения Докладчик 1.Введение 2.Проблема выбора платформы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выбор платформы дистанционного обучения Организация дистанционного обучения сама по себе является сложной организационной, педагогической и инженерно-технологической.
Advertisements

Система управления дистанционным обучением. Что такое Moodle? Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты.
Мажугина С.Н., методист Регионального ресурсного центра информатизации образования Функциональные возможности системы MOODLE для проведения телекоммуникационных.
СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ LMS ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ КУРСА А.О. Кривошеев, А.Е. Лифанов,
СДО Moodle Якимов Е.В. - преподаватель кафедры ИТиДО СКИПКРО - куратор образовательных программ Лаборатории Касперского - зам. Директора МОУ СОШ 14 г.
Что такое Moodle? Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно - ориентированная динамическая учебная среда свободно.
Платформа Moodle Краткое описание дистанционного обучения в МИПКИ.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 1.
Создание обучающего модуля в СПО Moodle Автор Чепасов П.А., учитель информатики МБОУ «Гимназия 13»
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
TEMPUS Project JEP Russlandweite Hochschul- Unternehmenskooperation zur Implementierung eines E-Learning Weiterbildungsnetzwerks (RELNET) Хабаровск.
Система Moodle Обзор основных возможностей. История развития Moodle - это действующий и постоянно развивающийся проект. Разработка данного проекта была.
Реализация e-learning по бизнес - моделированию в формате электронного учебника НИУ ВШЭ 2013 г. Курсовая работа Правительство Российской Федерации Федеральное.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет Новокузнецкий филиал Дистанционное образование как одно из современных средств повышения.
Что такое Аванта Аванта – информационная обучающая среда (ИОС)
Некоторые возможности использования LMS Moodle в очном обучении Маняхина В. Г.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
Транксрипт:

© Alexey N. Kostikov Оценка качества и подходы к выбору программных сред для Интернет-обучения Докладчик 1.Введение 2.Проблема выбора платформы ДО 3.Зарубежные и отечественные платформы ДО 4.Обзор платформ дистанционного обучения 5.Преимущества платформы Moodle 6.Заключение к.п.н., доц. Алексей Николаевич Костиков

© Alexey N. Kostikov Введение Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания.

© Alexey N. Kostikov Введение Дистанционный курс - это новая форма представления структуры и содержания учебной дисциплины. Как показывает опыт, для создания дистанционного курса, в достаточной степени адекватного учебной дисциплине в ее традиционной форме представления, требуется мощная программная среда, в которой имеются возможности по автоматизированному созданию лекционного материала в электронном виде, настраиваемая система тестового контроля теоретических знаний, а также возможность, позволяющая использовать компьютерные лабораторные комплексы и программы, реализующие лабораторные работы и практические занятия.

© Alexey N. Kostikov Проблема выбора платформы ДО Организация дистанционного обучения сама по себе является сложной организационной, педагогической и инженерно-технологической проблемой. Выбор программно-технического оснащения процесса обучения (платформы) становится нетривиальной задачей, кардинально влияющей как на последующее существование обучения, так и на подготовку, и доставку до студента учебных материалов и других учебных ресурсов, называемых «контентом».

© Alexey N. Kostikov Выбор платформы дистанционного обучения Изучение технических и дидактических характеристик, названных выше продуктов, позволяет выделить обобщенные функциональные модули. В этих модулях решаются некоторые базовые задачи, которые в целом присущи любой существующей оболочке, независимо от разработчика: 1.Разработка и публикация учебно–методической информации в разл ичных формах от текста до гипермедийного варианта; 2. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса; 3. Организационно–административные задачи; 4. Контроль с помощью системы тестирования.

© Alexey N. Kostikov Выбор платформы дистанционного обучения Шаг 1. Определение целевой аудитории Прежде чем приступать к разработке какого-либо курса, необходимо ответить на важные вопросы: кому это нужно и зачем? То есть определить контингент слушателей кто они: студенты, преподаватели, предприниматели, работники банков, сферы обслуживания и т.д. Важно учесть возрастную группу предполагаемой аудитории, уровень компьютерной грамотности, базовую (продвинутую) подготовку в области знаний планируемого курса, региональные особенности.

© Alexey N. Kostikov Выбор платформы дистанционного обучения Шаг 2. Постановка целей и задач Определив целевую группу будущих студентов, нужно понять и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед ними, какие навыки планируем у них сформировать и чему хотим обучить. Обратите внимание, что целью является конечный результат, к которому вы стремитесь, в то время как задачи обучения это этапы выполняемых работ, действия, которые вы совершаете для достижения поставленной цели.

© Alexey N. Kostikov Выбор платформы дистанционного обучения Шаг 3. Выбор темы и отбор содержания Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое содержание курса, которое позволит данной фокусной группе достичь вышеназванных целей. То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей. Например, у нас целевая аудитория студентов-третьекурсников Российского государственного педагогического университета, которых нужно обучить работе с большими объемами информации, включая Интернет. Итак, целевая аудитория студенты- третьекурсники, базовое образование педагогическое, цель курса умение работать с большими объемами информации, включая Интернет.

© Alexey N. Kostikov Выбор платформы дистанционного обучения Шаг 4. Формы организации учебного процесса Форма организации учебного процесса или организационная форма обучения это процесс обучения с точки зрения места, времени, количества обучаемых, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса (т. е. учителя и ученика), а также целей, содержания и различных технологий обучения. Всем известны такие традиционные формы организации обучения, как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки. Однако технологические особенности ДО привносят свою специфику в традиционные формы обучения.

© Alexey N. Kostikov Зарубежные и отечественные платформы ДО Отечественные: Виртуальный Университет - ( Доцент Прометей Орокс eLearning WebTutor Аванта xDL Redclass WebClass -

© Alexey N. Kostikov Зарубежные и отечественные платформы ДО Зарубежные: Blackboard - IBM Lotus LearningSpace - WebCT - Its learning –

© Alexey N. Kostikov АС ДО «ДОЦЕНТ»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «ДОЦЕНТ» Состав АС ДО «ДОЦЕНТ» Автоматизированные рабочие места«Администратор»,«Куратор»,«Преподаватель»,«Слушатель», обеспечивающие процесс функционирования виртуального учебного центра. Все АРМы реализованы в виде интернет-приложений. Централизованная база данных, содержащая интегрированную информацию о ходе учебного процесса и позволяющая вести учет и статистику, формировать необходимые формы отчетности. Инструментальные средства для разработки мультимедийных обучающих курсов и индивидуальных и групповых тестов з аданной сложности «Униар Продюсер», «Униар Билдер», «Униар Тьютор».

© Alexey N. Kostikov Структура АС ДО «ДОЦЕНТ» В системе Дистанционного обучающего центра функционирует дискуссионный клуб "Форум", где слушатели учебной группы могут обмениваться мнениями в режиме off-line. Консультации слушателей преподавателями проводятся в режиме on-line с испол ьзованием управляемых преподавателем Chat или Whiteboard, либо в виде телеконференций.

© Alexey N. Kostikov Структура АС ДО «ДОЦЕНТ»

© Alexey N. Kostikov Структура АС ДО «ДОЦЕНТ» Особенности системы: Возможность одновременной работы с одним и тем же обучающим курсом неограниченному числу пользователей. Простота подключения новых обучающих курсов (или их фрагментов), подготовленных в других инструментальных средах. Минимальные системные требования к серверной части АС ДО «ДОЦЕНТ»: IBM/PC - совместимый компьютер, процессор Pentium IV 2000 МГЦ и выше. RAM МB. HDD GB, OS - Microsoft Windows 2000 Server/2003 Server, Microsoft SQL 2000 Server. Минимальные системные требования к компьютерам персонала и слушателей: IBM/PC - совместимый компьютер. Процессор Pentium III 500 МГЦ и выше. RAM Мб. CD-ROM OS - Microsoft Windows 2000 Professional (Microsoft Windows XP Home/Professional), Microsoft Office 2000, Internet Explorer 6.0.

© Alexey N. Kostikov Рабочий сайт АС ДО «ДОЦЕНТ»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «ПРОМЕТЕЙ»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «ОРОКС»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «ОРОКС»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «eLearning Server 3000»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «WebCT»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «WebCT»

© Alexey N. Kostikov АС ДО «Its learning»

Open Source и e-learning

Роль Open Source в развитии e-learning Open Source и открытые спецификации Обзор программных продуктов Поговорим о

Преимущества Open Source Новаторство –Большинство проектов начинается разработчиками из учебных заведений в рамках научных исследований –В проектах реализуются функции, еще неизвестные рынку и потому невостребованные Бесплатное ПО –Идеально для пилотных проектов Большие сообщества пользователей –Модифицировать продукт может любой –Доступно большое количество расширений, реализующих дополнительные функции –Пользователи сами реализуют поддержку друг друга, и она бесплатна

Open Source = Free? Можно ли по своему усмотрению как угодно пользоваться, модифицировать, распространять? 5 различных лицензий – не все совместимы GPL(General Public License) – самая распространенная, с ней совместимы MIT, BSD, LGPL Совместимость означает возможность объединить модуль, распространяемый на основе одной из лицензий, с другой – чтобы получить одну программу Не всегда можно использовать модуль Open Source для коммерческого продукта

Сравнение различных лицензий Лицензия GPLBSDMITMozilla public l icense Apache software license Требуется указывать имя автора Да Измененные файлы должны быть помечены Да Нет ДаНет Наименование производного ПО должно отл ичаться от наименования продукта создателей лицензии Нет Да Производные произведения должны распро страняться на условиях первоначальной лицензии ДаНет ДаНет Указана территория, на которую предоставляется лицензия Нет ДаНет Отсутствие гарантий на ПО Да Предоставляется право применить другую лицензию Нетне указано Дане указано

Open Source и открытые спецификации Разработка и публикация Реализация в приложениях и сбор опыта применения Улучшение Появление стабильной версии и принятие сообществом как стандарта де- факто Стандартизация уполномоченным органом IMS Global Learning Consortium ADL SCORM ISO, IEEE, CEN Сообщество Open Source Коммерческие продукты

Стандарты и спецификации e-learning Спецификации –IMS Content Packaging –IMS Metadata –IMS Simple Sequencing –IMS Learning Design –IMS QTI –Etc. Эталонные модели –SCORM 1.2 –SCORM 2004 Стандарты –AICC –IEEE LOM (IMS Metadata XML Binding)

RELOAD Reusable Learning Objects Authoring and Delivery – разработка и доставка повторно используемых уч ебных объектов Проект финансируется JISC, работа ведется в Bol ton Institute, UK 2 редактора + 2 «плеера» Поддерживаемые стандарты и спецификации: –SCORM 1.2 (SCORM 2004 в бета-версиях) –IMS Content Packaging –IMS Metadata –IMS Simple Sequencing (в бета-версиях) –IMS Learning Design 1.0

Разработка электронных курсов: Reload Editor 2.0 Cредство для сборки электронных курсов, соответствующих IMS Content Packaging и SCORM Java-based Open Source (лицензия MIT) Проверенная интероперабельность со многими системами Встроенный «плеер», основанный на SCORM RTE (Reload Player)

Функции Reload Editor 2.0 Формирование структуры учебного материала и наполнение ее ресурсами Добавление метаданных на всех уровнях структуры Редактирование свойств элементов SCORM Упаковка курса Предварительный просмотр

Управление обучением: Moodle MOODLE – Modular Object Oriented Digital Learning Environment Проект начат Martin Dougiamas, Австралия как результат неудовлетворенности возможностями WebCT Первая работающая версия была представлена сообществу в августе 2002 года Изначально ориентирован на преподавателей

Moodle Основан на веб-платформе Open Source –Apache –PHP –СУБД MySQL Более зарегистрированных пользователей (скачавших систему) Перведен на 61 язык Распространяется под лицензией GPL Имеет модульную архитектуру

Возможности Moodle: курсы Встроенный WYSIWYG редактор материалов 3 способа представления курса –Календарный план (удобен для поддержки смешанной формы обучения) –Форум (удобен для коллаборативного обучения) –Структура (удобен для самостоятельного обучения) Фильтры – преобразуют текст веб-документов на уровне системы –Автоссылки –Математические формулы –Текст на нескольких языках –Внедрение медиаобъектов Реализовано воспроизведение пакетов SCORM (импортируются как ресурс курса Moodle)

Возможности Moodle: Элементы курса Голосование –Отчетность до пользователя, графическая интерпретация Форум –Различные типы: для преподавателей, общие, новости, одно сообщение на пользователя Журнал –Личные коммуникации между преподавателем и студентом Ресурсы –Любой электронный контент, внутренние и внешние ссылки Чат Тестирования –Ограничения, перемешивание, 8 типов вопросов Семинар –Оценка работы одногруппниками с комментарием преподавателя Исследование –Интерфейс препятствует созданию незавершенных тестирований

Возможности Moodle: пользователи Встроенные роли: Администратор, Создатель курсов, Преподаватель, Студент Поддерживается авторизация через каталог LDAP, любую БД Пакетное добавление пользователей из файла CSV Авторегистрация студентов Гостевой доступ к курсам, доступ с ключом Персональные профили

Возможности Moodle: разные Отчетность –Сводная отчетность по оценкам за все модули курса –Полный журнал действий пользователя с аналитикой (до страницы) Автоуведомления по –Копии сообщений с форума –Комментарии преподавателя Настройка портала –Управление выводом различных информационных модулей –Изменение цветовой схемы

Проектирование сценариев обучения Спецификация IMS Learning Design –Универсальный язык описания педагогик –Не навязывает определенную педагогику (подходит для описания любой педагогической модели) –Построена на основе языка EML (Educational Modeling Language), разработанного Open Universiteit Nederlands –Завтрашний день e-learning

Преимущества LD Обеспечивает переносимость не только контента, но и эффективной педагогической практики В отличие от других спецификаций, рассматривает обучение как процесс со множеством участников Подходит не только для полностью дистанционного, но и для смешанного обучения

Информационная модель спецификации

3 уровня LD Учебные и поддерживающие активности, структуры активностей Среды обучения, доступные в них учебные объекты и сервисы Методики, пьесы, акты, роли участников обучения Свойства (личные, общие, локальные, глобальные), Условия выполнения сценария Уведомления о ходе выполнения сценария А В С

Инструменты RELOAD LD Editor 2.0 – создание сценариев обучения, уровни А, В, С RELOAD LD Player – предварительный просмотр созданных сценариев CopperCore – «движок» для воспроизведения сценариев, уровни А, В, С

RELOAD LD Editor 2.0 Создание сценариев уровня А, В и С –Учебные и поддерживающие активности, структуры активностей –Среды обучения, доступные в них учебные объекты и сервисы –Методики, пьесы, акты, роли участников обучения –Свойства –Условия выполнения сценария –Уведомления о ходе выполнения сценария Встроенный редактор текста и XML Встроенный браузер для просмотра ресурсов курса Централизованное управление проектами и ресурсами

Claroline Официальный сайт: Текущая версия: Поддержка: IMS/SCORM спецификаций Языки приложения: PHP, JAVA СУБД: MySQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть Демонстрационный сайт: Логин/пароль: admin/demo Приложение было создано в Бельгии институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене

Dokeos Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии ). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении. Официальный сайт: Поддержка: IMS/SCORM Платформа: PHP, MySQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть Демонстрационный сайт: Логин/пароль: admin/demo

ATutor Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый e-learning инструментарий. Есть русскоязычная версия. Официальный сайт: Поддержка: IMS/SCORM Текущая версия: Языки приложения: PHP, JAVA СУБД: MySQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть Демонстрационный сайт: Логин/пароль: demo/demo

ILIAS Официальный сайт: Поддержка: IMS/SCORM Текущая версия: Языки приложения: PHP СУБД: MySQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть

SAKAI Официальный сайт: Поддержка: IMS/SCORM Платформа: JAVA СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть

LAMS Официальный сайт: Текущая версия: 2 Языки приложения: Java СУБД: MySQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: нет Демонстрационный сайт: Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands – OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

OLAT Официальный сайт: Текущая версия: Стандарты: SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI) Языки приложения: Java СУБД: MySQL, PostgreSQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть Демонстрационный сайт: Разработка системы началась еще в 1999 году в University of Zurich, Switzerland, где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

OLAT Официальный сайт: Текущая версия: Стандарты: SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI) Языки приложения: Java СУБД: MySQL, PostgreSQL Лицензия: GNU General Public License (GPL) Поддержка русского языка: есть Демонстрационный сайт: Разработка системы началась еще в 1999 году в University of Zurich, Switzerland, где она является основной образовательной платформой электронного обучения.