Научно - методическая конференция, СУНЦ НГУ, январь 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Advertisements

РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА В ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Работу выполнили: Альмухамедова Элина Блинова Юлия Васильчук Юлия Войну Карина Оленик.
Период поздней латыни. Эпоха поздней империи и возникновения варварских государств. В произведениях писателей этой поры - преимущественно историков и.
Понимание текстовой информации – основа образованности современного школьника.
Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова.
Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная.
Изменения личности школьника Подготовила учитель физики МОУ СОШ 3 г. Светлого Токмашова М.Н., март 2011 г.
© ООО «Баласс», 2012 Образовательная система «Школа 2100» Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков Автор презентации: Казаринова.
«РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ 8 «А» КЛАССА» Исследовательская работа Выполнила Шутова Алина, 8 «А» класс. Руководитель Бивзюк Е.Б.
Даты: г.н.э. – кризис Римской империи III века 395 г.н.э. – разделение Римской империи на Западную и Восточную 410 г.н.э. – захват и разграбление.
ВЫПОЛНИЛА: СПИРИДОНОВА ВЕРА ФЛБ-21 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.
Исследовательская работа «Как читают в нашей школе» Выполнила: Боровец Алина ученица 4а класса МБОУ СОШ 4 г. Салехард Без чтения нет настоящего образования,
Исследовательская работа по литературе ученицы 8 класса Базуевой Екатерины Базуевой Екатерины.
Отчет о методической работе Михайловой Л.И. учителя химии и биологии ГБОУ школа-интернат 28.
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ПАМЯТИ ПРОШЛОГО Язык как средство коллективной памяти.
Культура Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения. (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке,
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Рассмотреть иллюстрации и уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом стр
Практикум Словарная работа 1)Тема: предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (о чем текст?) 2)Главная мысль (идея): основная мысль,
Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Транксрипт:

Научно - методическая конференция, СУНЦ НГУ, январь 2013 года

Е. О. Федоренко, доцент кафедры русской словесности СУНЦ НГУ

? Завершен ли нововременной проект (Modernity) ? Постмодерность - еще Модерность?А переживаемая нами «Перепостмодерность»? («Перепостмодернизм» - словечко Льва Рубинштейна.)

Назад в будущее

Словосочетание возникло в эпоху Позднего Возрождения Содержание понятия: относительность привычных параметров Я использую не понятие, а к онцепт «средневековье» («новое средневековье») Проблема оценки: Средние века = «темные века» ? Проблема временных рамок: плюрализм мнений

« Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека ; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не « творец культурных ценностей » - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. И этот концепт существует в сознании ( в ментальном мире ) такого человека не в виде четких понятий, а как « пучок » представлений, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово. В отличие от понятий в собственном смысле, концепты не только мыслятся, они переживаются.» ( Ю. С. Степанов Концепт // Степанов Ю. С. Константы : Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа " Языки русской культуры ", С )

Феномен сетевого авторства (коллективное авторство - гипертексты, другие интерактивные произведения; «виртуальные личности» …) «Хоровое» авторство (Д.С.Лихачев) средневековых текстов Авторство эпохи «дорефлексивного традиционализма» (С.С.Аверинцев)

«Новое средневековье» у Бердяева («ритмическая смена эпох»)и Флоренского («я человек средневековый») Каждый раз, когда очередная фаза нововременного проекта оказывается в стадии кризиса, заходит разговор о «новом средневековье»: Новалис - «Христианство и Европа» (разочарование в идеях эпохи Просвещения); К. Леонтьев – «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» (разочарование в эпохе либеральных реформ)… Умберто Эко «Новое средневековье уже наступило» (1994 г.) Современные философы, социологи, культурологи, историки о «новом средневековье» (Блехер Л., Любарский Г.; Бузгалин А., Колганов А.; Казин А.; Соломатин М. и др.) Т.Толстая,«Кысь» (2000 г.) А. Герман-старший, «Трудно быть богом» : «…два брата-сочинителя…писали свои книги о прошлом для понимающих настоящее – и в результате написали про будущее» В ХХI веке самыми популярными стали произведения, использующие средневековые реалии: «Игра престолов» – бестселлер и самый популярный в мире сериал; «Властелин колец» и «Гарри Поттер» – бестселлеры и лидеры кинопроката; «Несвятые святые» экз. за год.

«Далекое»: работы ученых, философов, писателей, кинорежиссеров «Близкое»: работы моих учеников последних лет (не все, но исключения подтверждают правило)

В прежних учебных группах была критическая масса умелых читателей- сочинителей-говорителей Выпуск 2007 года – мои последние ученики, родившиеся еще в СССР, учившиеся читать до того, как в каждом доме появился компьютер, взрослевшие вне социальных сетей. В последние годы вся область деятельности, связанная с чтением- говорением-писанием, оказалась в зоне риска.

порча литературного языка («мужицкая латынь») визуализация культуры закрытость всех существенных вопросов книжник как маргинал «стёртое авторство» автор- «скриптор» …

Само выражение « средние века » появилось в эпоху Позднего Возрождения, когда новая генерация книжников осознала дистанцию между классической латынью Цицерона и Горация и письменным языком, возникшим на развалинах Римской империи. В работе « От Античности к Средневековью » С. С. Аверинцев пишет : «… ни варвары, ни христиане не думали, что нельзя пожинать плоды, не заботясь о корнях, что воспроизводство культуры процесс, требующий постоянных и немалых усилий ; прилагать эти усилия варвары не умели, а христиане не хотели. Поэтому в течение нескольких поколений экономика, управление, образованность в землях Западной империи разлаживались все больше и больше, пока новые хозяева не обнаружили, что во власти у них остались лишь развалины былой культуры. Эти несколько поколений и были переходом от античности к Средневековью, занявшим весь V в. и первую половину VI в. Новая обстановка порождала новое отношение к слову. Быстрое падение образованности в массе населения расшатывало нормы латинского языка, обиходная речь все больше отличалась от литературной, все больше принимала в себя элементов « народной », « мужицкой » латыни »… Не правда ли, это что - то напоминает ?

Просторечия, жаргонизмы, обсценная лексика Бедная речь (примитивный синтаксис, небольшой словарный запас) Варваризация языка (Ловлю себя на том, что уже не могу обойтись без «локусов», «кластеров» и «концептов».) Отсутствие средств выразительности «Мужицкая латынь» ХХI века, в том числе в стенах ФМШ

Естественный процесс архаизации языка классических текстов Порча литературного языка

Мои ученики из авторов превращаются в «скрипторов» «Цитата была такой большой, что я не стала ставить кавычки…» (ученица СУНЦ НГУ) Средневековье – период минимализации новизны (клише, стереотипы, каноны) Снижение креативности: чем свободнее задание, чем больше фантазии оно требует, - тем меньше энтузиазма вызывает (раньше было наоборот) Компиляторство, эпигонство Коллективное авторство (средневековый человек не является индивидуальностью в полном смысле слова – он мало осознает себя в отрыве от социума) «стёртое авторство» в ХХI веке «Фигура автора принадлежит Новому времени», - Р. Барт, «Смерть автора».

Книжник как маргинал в современной молодежной среде Визуализация культуры

Закрытость всех существенных вопросов для большинства современных молодых людей «Минимализа ция новизны» как следствие перенасыщения информацией Рефлексия ?

Проблематика русской классической литературы Закрытость всех существенных вопросов

Языковые, мировоззренческие, художественные реалии «нового средневековья» - прогноз ? Русский язык как школьный предмет? В отношении русского языка прогноз, несмотря ни на что, - благоприятный. Язык отразит все изменения, которые придут с новой эпохой. Другим станет образ мира, но предмет «русский язык» сохранится. Литература как школьный предмет? Приговор ей уже подписан в мае 2012 года с принятием новых ФГОСов.

По всей видимости, Сергей Волков имел в виду Министерство образования и все прилегающие бюрократические и псевдонаучные структуры. Но мне кажется, что проиграли мы не бюрократии, а цивилизации …

Нам нужны новые навыки и новые смыслы…