Урок литературы в 6 классе Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Размышления о феномене панночки (по повести Гоголя Н.В. «Вий»).
Advertisements

Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя «Вий» Учитель русского языка и литературы: Шамарова Ю.И.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
Н.В.Гоголь. Майская ночь, или Утопленница. Страница 62.
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Работу выполнила Ученица 6 класса «Г» Коптева Елизавета МАОУ Гимназия 56 г. Томск.
Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
К 200-летию великого русского писателя. Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь согласно христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая.
Подробное изложение «Первый снег». Урок русского языка в 5 классе. Учитель Ревенко Нина Васильевна. ГБОУ СОШ 2031.
Анализ повести «Тамань». Характер Печорина, роль пейзажа.
«Откуда берутся снежинки?» Автор: Ученица 1 В класса Григорьева Софья Руководитель: учитель начальных классов Петрова И.В. Муниципальное общеобразовательное.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
Константин Воробьев «Убиты под Москвой». ...Нам свои боевые Не носить ордена. Вам все это, живые, Нам отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Определить значение зимнего времени года в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Какой вред причиняют сосульки? Труд людей.
Жилище древних славян.. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами.
Тайна снежинки. Что такое снег Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые,
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Транксрипт:

Урок литературы в 6 классе Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. …Луга, леса,долины- всё,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавиц у. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?

Первый раз Хома видит её такой : «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

« Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило ; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний ; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз : такая страшная, сверкающая красота!»

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?

Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент. Вий. У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое? В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала : реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.