РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР : СКАЗКА 1. Языческие корни сказки 2. Мифологическая природа волшебных сказок 3. Композиция сказки 4. Язык сказки 5. Сказочные персонажи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу и шаблон выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края,2012.
Advertisements

2006 Урок литературы в 5 классе «Русские народные сказки»
Иван - Царевич Иван – царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж.
Путешествие в сказку Задачи урока виды сказок главных героев художественные особенности сказок что такое сказка Вспомним,
Муниципальная общеобразовательная школа 6 Рыбальченко виктория Владимировнаа учитель русского языка и литературы первой категории.
Сочиняем волшебную сказку учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 362 Московского района г.Санкт-Петербурга Сызранова Наталия Владимировна.
М ОДЕЛИРУЕМ СКАЗКУ Урок информатики в 7 классе Покровская Л.П.
«Начинается, починается, добрая весть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а ПРИСКАЗКА. Сказка будет впереди…» -н-начало сказки, где говорится.
Презентация ученицы 8 класса МОУ СОШ с. Сосновоборское Пышной Екатерины.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного.
МКОУ «Сергеевская СОШ» Урок обобщение по сказкам в 5 классе. Учитель литературы: Холдина И. В.
Играем в «карты Проппа» Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22», Череповец.
В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь. И был у него сын Иван-царевич. Однажды, когда Иван стал взрослым, царь сказал сыну: - Сынок,
Проект по математике (3 класс) по теме: Проект по математике "Математическая сказка" УМК "Школа России"
Шер Надежда Сергеевна детская писательница автор очерка «Картины-сказки»
Играем в «карты Проппа» 11 Урок литературы в 5 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 22», Череповец 1(23)
«Путешествие по Стране сказок» Урок внеклассного чтения 2 класс.
Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.
Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной. С.Я.Маршак.
НАПРАВЛЕНИЕ: Литературоведение. ТЕМА : « Литературный герой – образ - персонаж »
Транксрипт:

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР : СКАЗКА 1. Языческие корни сказки 2. Мифологическая природа волшебных сказок 3. Композиция сказки 4. Язык сказки 5. Сказочные персонажи и символы

Владимир Яковлевич ПРОПП ( ), Морфология сказки (1928), Исторические корни волшебной сказки (1946)

СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫ: 1.Животные 2.Волшебные 3.Бытовые ВРЕМЯ И МЕСТО В СКАЗКЕ НЕОПРЕДЕЛЕННО: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были»...

Языческие корни сказки Языческие образы СКАЗКА христианская культура 1. Перевоплощение человеческих высших духовных предков в животных (царевна-Лягушка, царевна-Лебедь) ; 2. Мифологизированное восприятие природы (обращение к Солнцу, Ветру Ветровичу, Реченьке-кисельные берега...) Николай Рерих, Идолы

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ 1.Экспозиция 2.Завязка 3.развитие сюжета 4.Кульминация 5. развязка ФУНКЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ 1.антагонист (мачеха) 2.дарител (старичок, Баба Яга) 3.помощник (животные) 4.царевна или её отец 5.отправитель (отец) 6.герой (князь Гвидон)

Язык сказки (1) Специфическая лексика, устаревшие обороты: «Когда сыновья стали на возрасте» вместо «в возрасте» «знать судьба твоя такая» вместо «значит…» «карета о шести лошадях» вместо «запряженная шестеркой лошадей» «закручинился» вместо «загрустил» «к завтрему» вместо «на завтра, к завтрашнему дню» «изукрашенный» вместо «разукрашенный» «ширинка» вместо «вышитое полотенце» «лазоревый» вместо «голубой» В современном русском языке встречаются выражения: «Красна девица», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Утро вечера мудренее»

Язык сказки (2): специфика в построении фраз А. Порядок слов: фраза часто начинается со сказуемого, что создает большую напевность: «Упала стрела на широкий купеческий двор», «Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета». Б. Строение фраз часто троичное (в этом проявляется музыкальность и напевность, а также скрытый, но повсеместно присутствующий на всех уровнях символ «тройки»): «Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил»; «лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой».

положительные ИВАН-ДУРАК СНЕГУРОЧКА ПЕРСОНАЖИ И СИМВОЛЫ ЛЕБЕДЬ – ЛЕДА КОНЬ ЖАР-ПТИЦА

Отрицательные КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (кощное царство = мертвое) КОЩЕЙ < 1. кость (koštьі) худой, тощий человек, ходячий скелет; скряга 2. др.-русское «кощей» (пленник) Сергей Малютин, Кощей, 1904 ПЕРСОНАЖИ И СИМВОЛЫ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, Чудо-Юдо поганое < ПОГАНЫЙ : "нечистый, грязный", пога́н, -а́на, -а́но, др.-русск. поганъ "языческий", ст.-слав. поганъ

Виктор Васнецов, Кощей Бессмертный,

Амбивалентные: БАБА-ЯГА Этимология (происхождение имени) 1.Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» (Макс Фасмер); 2.яг = бор, сосновый лес (язык Коми), баба – женщина баба Яга – женщина из леса; 3.«Яга» - уменьшительная форма распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев ПЕРСОНАЖИ И СИМВОЛЫ