Урок по теме: «Фотосинтез» Автор: Фомина Татьяна Владимировна, учитель биологии, МБОУ лицей имени Н. А. Рябова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа учеников 10 а класса Руководитель Полякова А.В. Работа учеников 10 а класса Руководитель Полякова А.В. ГОУ средняя школа 167 Санкт-Петербург 2006.
Advertisements

Ф О Т О СИ Н Т Е З Автор: Сорока Э.Ю., учитель биологии и химии Саметской основной школы Костромского района Костромской области.
Все организмы зависят от процессов обмена веществ и энергии. На Земле самым главным источником энергии, существующим уже более чем 4,5 миллиарда лет,
-продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания растительных организмов; -- познакомиться с механизмом фотосинтеза; --
Огромные успехи в изучении механизмов этого процесса были достигнуты лишь во второй половине ХХ столетия Если бы для биологических процессов и явлений.
Фотосинтез -это образование органических веществ из неорганических в хлоропластах с помощью солнечной энергии 6СО 2 + 6Н 2 О= С 6 Н 12 О 6 +6О 2.
Выполнил обучающи Бородулин Александр Дмитриевич Группа 11 По провесии Автомеханик Проверил преподаватель Голубева Ирина Анатоливна.
Питание клетки автор Устенко К.В. г. Обнинск. Питание Автотрофы – растения и часть бактерий Гетеротрофы – животные, грибы и часть бактерий.
Тема урока: «Фотосинтез». ФОТОСИНТЕЗ - ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ СОЛНЦА В ЭНЕРГИЮ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих.
МОУ Сусанинская средняя школа, учитель биологии Карпушева А.Э.
Тема урока: «Темновая фаза фотосинтеза» План урока : 1.Темновые реакции фотосинтеза 2.Значение фотосинтеза 3.Групповая работа 4.Самостоятельная работа.
ПИТАНИЕ КЛЕТКИ. ФОТОСИНТЕЗ. ХЕМОСИНТЕЗ. ГЕТЕРОТРОФЫ.
К. Тимирязев Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого.
Фотосинтез у растений Жест Наталья Олеговна, учитель биологии МОУ гимназия 40 город Екатеринбург, 2011 год.
Тема урока: Цель: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.
Цель урока: - Сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений; -Изучить стадии фотосинтеза;
в доступной и наглядной форме формирование и углубление у обучающихся 10 класса знаний о фотосинтезе для обоснования космической роли зеленых растений.
Выполнил: Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся углеводы.
Выполнил: Фотосинтез Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся.
шаг 1 Алгоритм изучения хлоропласта. Цель: Используя рисунок, выявить особенности строения и функционирования хлоропласта. Вопросы: 1. Какое строение.
Транксрипт:

Урок по теме: «Фотосинтез» Автор: Фомина Татьяна Владимировна, учитель биологии, МБОУ лицей имени Н. А. Рябова

Роль растений на Земле огромна – они снабжают органическими веществами и энергией практически все организмы. Ежегодно растения производят такое количество свободной энергии, которая более чем в 10 раз превышает количество энергии, выделяющейся при сжигании полезных ископаемых населением Земли в течении года. Следует помнить, что горючие полезные ископаемые – уголь, нефть также являются продуктами фотосинтеза. На свету растения выделяют кислород. Почему же при дыхании растения кислород поглощают, а при фотосинтезе выделяют? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно познакомиться с процессом фотосинтеза.

План урока: 1.История изучения фотосинтеза. Эксперименты по фотосинтезу. 2.Значение фотосинтеза. 3.Фотосинтетические пигменты. 4.Фотосистемы. 5.Световая фаза фотосинтеза. 6.Темновая фаза фотосинтеза. 7.Лимитирующие факторы фотосинтеза.

История изучения фотосинтеза Ян Ван Гельмонт взвешивал горшок с землей и ивой, и отдельно само дерево, показал, что через 5 лет масса дерева увеличилась на 74кг, а почва потеряла только 57г. Он решил, что пищу дерево получает из воды. Ян Ван Гельмонт взвешивал горшок с землей и ивой, и отдельно само дерево, показал, что через 5 лет масса дерева увеличилась на 74кг, а почва потеряла только 57г. Он решил, что пищу дерево получает из воды.

В 1804 году Соссюр установил, что в процессе фотосинтеза велико значение воды. В 1804 году Соссюр установил, что в процессе фотосинтеза велико значение воды. В 1887 году С. Н. Виноградским открыты хемосинтезирующие бактерии. В 1887 году С. Н. Виноградским открыты хемосинтезирующие бактерии. В 1905 году Блэкман установил, что фотосинтез состоит из двух фаз: световой и темновой. В 1905 году Блэкман установил, что фотосинтез состоит из двух фаз: световой и темновой.

Климент Аркадьевич Тимирязев ( ) Лист зеленого растения чудесная «кладовая», куда оно складывает поглощенные солнечные лучи в виде ряда химических соединений, обладающих запасом потенциальной энергии (крахмал, сахар). В этом и заключается, по словам Тимирязева, космическая роль зеленого растения. Лист зеленого растения чудесная «кладовая», куда оно складывает поглощенные солнечные лучи в виде ряда химических соединений, обладающих запасом потенциальной энергии (крахмал, сахар). В этом и заключается, по словам Тимирязева, космическая роль зеленого растения.

Эксперименты по фотосинтезу Опыт 1 Доказывает значение солнечного света

Опыт 2 Доказывает значение углекислого газа для фотосинтеза Опыт 3 Доказывает значение фотосинтеза Эксперименты по фотосинтезу

Значение фотосинтеза Синтез органического вещества Выделение в атмосферу кислорода Преобразование световой энергии в химическую Основа всех цепей питания Контроль за содержанием Углекислого газа

Сущность фотосинтеза заключается в превращении световой энергии солнечного луча в химическую энергию в виде АТФ и НАДФ.Н 2 заключается в превращении световой энергии солнечного луча в химическую энергию в виде АТФ и НАДФ.Н 2 Суммарное уравнение фотосинтеза: 6СО 2 + 6Н 2 О С 6 Н 12 О 6 + 6О 2

Типы фотосинтеза Анаэробный фотосинтез Аэробный фотосинтез Характерен для фотосинтезирующих бактерий (подцарство Настоящие бактерии). Фотосинтезирующим пигментом у них является бактериохлорофилл. Кислород не выделяется Характерен для всех оксифотобактерий и растений. Происходит в клетках содержащих хлорофилл. Кислород выделяется

Главными автотрофами на Земле являются зеленые растения, клетки которых содержат хлоропласты.

Хлорофилл Молекула хлорофилла имеет эмпирическую формулу: С 55 Н 72 О 5 N 4 Мg. Атомы С, Н, О, N соединены в сложное порфириновое кольцо. Хлорофилл близок по строению к гемоглобину крови, только в гемме в центре молекулы атом Fe, а в хлорофилле атом Мg, связанный с одним или четырьмя атомами азота. Молекула хлорофилла имеет длинный «хвост» - остаток спирта фитола, который содержит цепь из 20 углеродных атомов. Молекула хлорофилла имеет эмпирическую формулу: С 55 Н 72 О 5 N 4 Мg. Атомы С, Н, О, N соединены в сложное порфириновое кольцо. Хлорофилл близок по строению к гемоглобину крови, только в гемме в центре молекулы атом Fe, а в хлорофилле атом Мg, связанный с одним или четырьмя атомами азота. Молекула хлорофилла имеет длинный «хвост» - остаток спирта фитола, который содержит цепь из 20 углеродных атомов.

Хлорофилл имеет модификации а, в, с, d. Отличаются они структурным строением и спектром поглощения света. Например: хлорофилл в содержит на один атом кислорода больше и на два атома водорода меньше, чем хлорофилл а. Все растения и оксифотобактерии имеют как основной пигмент желто-зеленый хлорофилл а, а как дополнительный хлорофилл в. У большинства растений есть темно оранжевый пигмент – каротин, который в животном организме превращается в витамин А и желтый пигмент – ксантофилл. Фикоцианин и фикоэритрин – содержат красные и сине-зеленые водоросли. У красных водорослей эти пигменты принимают более активное участие в процессе фотосинтеза, чем хлорофилл.

Фотосистемы Пигменты растений участвующие в фотосинтезе «упакованы» в тилакоиды хлоропластов в виде функциональных фотосинтетических единиц – фотосинтетических систем: фотосистемы I и фотосистемы II. Пигменты растений участвующие в фотосинтезе «упакованы» в тилакоиды хлоропластов в виде функциональных фотосинтетических единиц – фотосинтетических систем: фотосистемы I и фотосистемы II.

Фотосинтез Световая фаза Темновая фаза или цикл Кальвина Фотофизический этап Фотохимический этап Идет за счет энергии, которая образовалась в световой фазе. Суть процесса: включение углекислого газа в образование органических веществ Поглощение квантов света пигментами, идет возбуждение электронов в этих молекулах и передача возбуждения от одной молекулы к другой Преобразование энергии света в энергию химических связей АТФ и НАДФ.Н 2. Идет на фотосинтетических мембранах.

Световая фаза фотосинтеза Нециклическое фотофосфорилирование

Световая фаза фотосинтеза Циклическое фотофосфорилирование

Сравните нециклическое и циклическое фотофосфорилирование

Процесс фотосинтеза

Темновая фаза фотосинтеза Цикл Кальвина

Лимитирующие факторы фотосинтеза Свет. Углекислый газ. Температура Свет. Углекислый газ. Температура Вода. И сходное вещество для фотосинтеза. Недостаток воды влияет на многие процессы в клетках. Но даже временное увядание приводит к серьезным потерям урожая. Причины: при увядании устьица растений закрываются, а это мешает свободному доступу СО 2 для фотосинтеза; при нехватке воды в листьях некоторых растений накапливается абсцизовая кислота. Это гормон растений – ингибитор роста. Вода. И сходное вещество для фотосинтеза. Недостаток воды влияет на многие процессы в клетках. Но даже временное увядание приводит к серьезным потерям урожая. Причины: при увядании устьица растений закрываются, а это мешает свободному доступу СО 2 для фотосинтеза; при нехватке воды в листьях некоторых растений накапливается абсцизовая кислота. Это гормон растений – ингибитор роста.

Лимитирующие факторы фотосинтеза Концентрация хлорофилла. Количество хлорофилла может уменьшаться при заболеваниях мучнистой росой, ржавчиной, вирусными болезнями, при недостатке минеральных веществ и с возрастом. При пожелтении листьев наблюдаются хлоротичные явления или хлороз. Причиной может быть недостаток минеральных веществ. Концентрация хлорофилла. Количество хлорофилла может уменьшаться при заболеваниях мучнистой росой, ржавчиной, вирусными болезнями, при недостатке минеральных веществ и с возрастом. При пожелтении листьев наблюдаются хлоротичные явления или хлороз. Причиной может быть недостаток минеральных веществ. Кислород. Кислород. Высокая концентрация кислорода в атмосфере (21%) ингибирует фотосинтез. Кислород конкурирует с углекислым газом за активный центр фермента, участвующего в фиксации СО2, что снижает скорость фотосинтеза. Высокая концентрация кислорода в атмосфере (21%) ингибирует фотосинтез. Кислород конкурирует с углекислым газом за активный центр фермента, участвующего в фиксации СО2, что снижает скорость фотосинтеза.

Лимитирующие факторы фотосинтеза Специфические ингибиторы. Специфические ингибиторы. Лучший способ погубить растение – это подавить фотосинтез. Для этого ученые разработали ингибиторы – гербициды – диоксины. Например: ДХММ – (дихлорфенилдиметил- мочевина) – подавляет световые реакции фотосинтеза. Успешно используют для изучения световых реакций фотосинтеза. Лучший способ погубить растение – это подавить фотосинтез. Для этого ученые разработали ингибиторы – гербициды – диоксины. Например: ДХММ – (дихлорфенилдиметил- мочевина) – подавляет световые реакции фотосинтеза. Успешно используют для изучения световых реакций фотосинтеза. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей среды. Газы промышленного происхождения, озон и сернистый газ, даже в малых концентрациях сильно повреждают листья у ряда растений. Сажа забивает устьица и уменьшает прозрачность листовой эпидермы, что снижает скорость фотосинтеза. Газы промышленного происхождения, озон и сернистый газ, даже в малых концентрациях сильно повреждают листья у ряда растений. Сажа забивает устьица и уменьшает прозрачность листовой эпидермы, что снижает скорость фотосинтеза.

Источники информации klass.html klass.html klass.html klass.html Биология: Справ. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся /Д.и. Трайтак, В.А.Карьентов, Е.Т.Бровкина и др.; Под ред. Трайтака. – 3 изд. Перераб. – М.: Просвещение, Биология: Справ. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся /Д.и. Трайтак, В.А.Карьентов, Е.Т.Бровкина и др.; Под ред. Трайтака. – 3 изд. Перераб. – М.: Просвещение, Грин н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 –х т. Перераб. С англ. /Под.ред. Р.Сопера. – М.: Мир, Грин н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 –х т. Перераб. С англ. /Под.ред. Р.Сопера. – М.: Мир, Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001г. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001г. Общая биология: Учеб. Для 10 – 11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии /Под ред. А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1993г. Общая биология: Учеб. Для 10 – 11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии /Под ред. А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1993г. Общая биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. Под ред. Проф. А. Ф. Никитина. – Спб., ВМедА, Общая биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. Под ред. Проф. А. Ф. Никитина. – Спб., ВМедА, Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии – М.: ТЦ «Сфера», Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии – М.: ТЦ «Сфера», Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007.