Каппарова В.А.- зам.директора по УВР МАОУ«СОШ 22».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация ФГОС ООО: ИКТ- компетенции на уроке и во внеурочной деятельности.
Advertisements

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
ФГОС. Основное общее образование. Формирование ИКТ - компетенций на отдельных предметах.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Формирование информационно- коммуникационных компетентностей обучающихся Т.М. Киселева, учитель информатики.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся Образовательная программа основного общего образования МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа»
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Разработка и условия реализации программы ИКТ- компетентности обучающихся в основной школе.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Формирование ИКТ - компетенции на уроках информатики Учитель информатики Кобец С. А.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Транксрипт:

Каппарова В.А.- зам.директора по УВР МАОУ«СОШ 22»

Подготовка человека к жизни в информационном обществе. Для этого необходимо решать следующие задачи: Смещение основного акцента с усвоения значительных объёмов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; Освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления; Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» к «знаю, умею и умею применять на практике».

II. Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ 1)«Формирование универсальных учебных действий», 2)«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», 3)«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», 4)«Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ( Проект НФПК «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ ) ИКТ представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно– коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий. Грамотность это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества. ( Материалы проекта «Информатизация системы образования», )

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков. Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач.

ИКТ компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

ИКТ компетентность учебная (для обучающегося) умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.

Мы все страдаем от избытка информации. Действительно, вокруг нас – море информации, но проблема заключается в том, чтобы выбрать из нее именно ту, которая нам необходима, именно тогда, когда она нам нужна, и именно в той форме, которая наиболее удобна для дальнейшего использования.

Люди самых разных возрастов решают задачи, связанные с переработкой информации. Педагогическая практика и специальные исследования показывают, что процесс успешного решения информационных задач включает семь основных этапов, каждый из которых включает два шага. Б7 – это схематическое описание этого процесса.

1.Определение 1.1. Определить информационную проблему 1.2. Идентифицировать необходимую информацию 2.Управление 2.1. Выявить все возможные источники 2.2. Выбрать наилучшие из них 3.Доступ 3.1. Найти соответствующий источник (теоретически или практически) 3.2. Найти нужную информацию внутри источников 4.Интеграция 4.1. Организовать материал, полученный из различных источников 4.2. Представить информацию должным образом 5.Оценка 5.1. Оценить качество продукта 5.2. Оценить эффективность работы 6.Создание 6.1. Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации 6.2. Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы 7.Передача 7.1. Извлечь нужную информацию 7.2. Передать информацию

1.Определение В чем состоит задача? Какого рода информация мне нужна? 2. Управление Каковы возможные источники? Какие из них нам более всего подходят? 3.Доступ Где расположен каждый источник? Где внутри каждого из них находится нужная информация? 4.Интеграция Как организовать всю имеющуюся информацию? Как корректно представить результаты анализа? 5.Оценка Как наилучшим образом использовать каждый источник? Какая информация в нем наиболее полезна? 6.Создание Можно ли считать задачу решенной? Отвечает ли полученное решение на исходно поставленный вопрос? Удалось ли найти авторитетные источники? Как можно улучшить данный продукт? 7.Передача Можно адаптировать информацию для конкретных потребностей? Как грамотно цитировать источники? Как передать информацию для анализа ?

на учителе информатики? Авторы «Большой семёрки» определяют ИКТ-компетентность как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, а не только на уроках информатики»

1.Обращение с устройствами ИКТ,; 2.Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка. 3.Создание письменных текстов. 4.Создание графических объектов. 5.Создание музыкальных и звуковых объектов. 6.Создание сообщений (гипермедиа). 7.Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа). 8.Коммуникация и социальное взаимодействие. 9.Поиск информации

понимание основных принципов работы устройств ИКТ; подключение устройств ИКТ к электрической сети, включение и выключение устройств; базовые действия с экранными объектами; соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде; обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; вывод информации на бумагу; использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;

цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка; создание мультипликации как последовательности фотоизображений; обработка фотографий; видеомонтаж и озвучивание видео сообщений. Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, естествознание, внеурочная деятельность.

Сканирование текста и распознавание сканированного текста: ввод русского и иноязычного текста; базовое экранное редактирование текста; структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения); использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; издательские технологии.

создание геометрических объектов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами; создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических; создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий; создание мультипликации в соответствии с задачами; создание виртуальных моделей трехмерных объектов. Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: обществознание, география, история, математика.

использование музыкальных и звуковых редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов» Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность

создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер; цитирование и использование внешних ссылок; проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки ;

понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные); формулирование вопросов к сообщению; разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями; деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование; описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.); работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

выступление с аудио-видео поддержкой, участие в обсуждении (видео-аудио, текст); посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо; личный дневник (блог); форум; игровое взаимодействие; театральное взаимодействие; взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики); видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса; образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);

приёмы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов; приемы поиска информации на персональном компьютере; особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве. Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.

персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, графический планшет, сканер, микрофон, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука технические программные инструменты

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

насыщенная информационная среда образовательного учреждения Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ- компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы. Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.

насыщенная информационная среда образовательного учреждения В соответствии с ФГОС (требования к условиям) примерная ООП ООО исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается: поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал. домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д. учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде, текущие и итоговые оценки учащихся.

насыщенная информационная среда образовательного учреждения цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты. Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

мобильный компьютер (например, ноутбук), переносной проектор и экран, фотоаппарат, видеокамера, цифровой диктофон, шумопоглащающие наушники закрытого типа, микрофон, соответствующие цифровые образовательные ресурсы и необходимые расходные материалы ( диктофоны, микрофоны и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD- диски).

образовательные ресурсы Конспекты уроков Методические разработки и дидактические материалы к урокам Учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам Электронные учебники Статьи из опыта работы Презентации (учителей и учащихся) к урокам Разработки внеурочных мероприятий

ИКТ – компетентность ученика ИКТ – компетентность ученика ИКТ - компетентность ИКТ – компетентность администрации ИКТ – компетентность администрации ИКТ – компетентность учителя предметника ИКТ – компетентность учителя предметника

ИКТ - управление ИКТ – компетентность администрации ИКТ – компетентность администрации ДИРЕКТОР ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА (ИКТ-ГРУППА) ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА (ИКТ-ГРУППА) ИКТ-КООРДИНАТОР – ПРЕДМЕТНИК

Определение. Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. ИКТ – компетентность ученика ИКТ – компетентность ученика Модель ИКТ- компетентности

ИКТ – компетентность учителя предметника ИКТ – компетентность учителя предметника базовая ИКТ- компетентность предметно- ориентированная предметно- ориентированная Под базовой ИКТ- компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю- предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ- технологий общего назначения Предметно-ориентированная ИКТ- компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

ИКТ-компетентность педагога – совокупность знаний умений и опыта деятельности в сфере использования ИКТ в образовании. Наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. В ИКТ компетентности педагога можно выделить два уровня: базовый; расширенный.

Содержание базового и расширенного уровней ИКТ компетенции педагога может быть представлено двумя группами диагностируемых показателей: наличием представлений об использовании ИКТ в специфике педагогической деятельности в соответствии с образовательными задачами уровнем владения приёмами обработки информации средствами ИКТ в ходе организации и реализации педагогического процесса

Под базовым уровнем понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый и общедоступный для каждого педагога в решении образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ универсального назначения: овладение общепринятыми инструментами работы в личном информационном пространстве на компьютере (файловыми операциями и графическим интерфейсом); использование технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет; использование электронной почты и технологий сетевого общения; общее представление о мультимедийных и сетевых образовательных ресурсах.

Расширенный уровень предполагает более глубокое избирательное освоение востребованных в педагогической деятельности тех информационных технологий, которые формируют профессиональную активность педагога средствами ИКТ в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета и готовность к их внедрению в реальный учебный процесс на регулярной основе. На расширенном уровне ИКТ компетентности у педагога формируются технологические навыки представления собственной учебно- методической информации.

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого- педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). )

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). )

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). ))

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). )

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). )

Эффективная модель формирования ИКТ – компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителями различных предметов и их классов отдельные элементы их курсов с ИКТ-поддержкой.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников в данной примерной программе определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках: активизирует познавательную деятельность обучающихся; повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету; экономит время на объяснение материала; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся; даёт возможность увеличить накопляемость отметок; создаёт комфортность на уроках.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов: учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (т.е. помнить о ней всегда); потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ- компетентности; формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Повышение ИКТ – квалификации учителей. Повышение уровня ИКТ – компетентности учителей. Создание системы мониторинга по отслеживанию ИКТ - компетентностей у учащихся. Улучшение хранения, обмена и доступа к цифровым учебно- методическим материалам как общешкольным ресурсам. Создание архива цифровых образовательных ресурсов как ресурса медиатеки. Участие в дистанционных образовательных программах. Развитие цифровой образовательной среды школы. Отражение на страницах сайта школы результатов формирования ИКТ – компетентности учащихся. Участие в программе «Электронный дневник». Приоритетные направления

Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике. Участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах. Учителям, прошедшим подготовку, разработать проект по использованию ИКТ. Использовать учителями при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров. Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

Создание системы мониторинга по отслеживанию ИКТ – компетентностей у учащихся: Разработать критерии базовой ИКТ – компетентности учащихся. Разработать задания по отслеживанию базовой ИКТ – компетентностей у учащихся.