Экономика психического здоровья населения России: состояние и перспективы В.С. Ястребов Научный центр психического здоровья РАМН Москва Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Advertisements

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ доктор медицинских наук, профессор Флек Виталий Олегович Министерство здравоохранения и социального.
Промышленная политика региона: привлечение инвестиций, модель и оценка эффективности Бахмутская Александра Викторовна.
Основные принципы разработки и реализации долгосрочных программ реконструкции и развития систем водоснабжения и водоотведения Карлик Д.А. Заместитель генерального.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Введение в экономическую статистику Статистика – это экономическая арифметика А. Веаньон.
К АРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ К АФЕДРА ИСТОРИИ К АЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Выполнила : Шмарович Е.С. Группа.
30 лет спустя практически дословно перекочевали в концепцию создания в России Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. «Большая.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
Главные цели и приоритеты политики на период до 2020 года.
Учет налоговых расходов. Предложения по интеграции потерь бюджетной системы от налоговых льгот и освобождений в бюджетную статистику.
Страховая система РФ. Лекция 1. Предмет «Экономика здравоохранения.» Содержание лекции: Определение экономики в целом. Определение экономики здравоохранения.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Транксрипт:

Экономика психического здоровья населения России: состояние и перспективы В.С. Ястребов Научный центр психического здоровья РАМН Москва Москва

Значение экономического направления в современной психиатрии

Стоимость психического «нездоровья» населения России (данные 1995 г.) Прямые расходы - 0,4% ВВП (9,8 трилл. рубл.) Непрямые потери-1,5% ВВП (33,3 трилл. рубл.) Итого: около 2 % ВВП (43,1 трилл. рубл.) * Л.С.Шевченко, В.П.Корчагин, 1997

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 Прямые Косвенные Суммарные Психическ. расстр Кардио-васкул. патол Онкология Респираторная патология Сравнительные потери вследствие психических расстройств и других видов патологии ( A. Rupp, 1997) (психические расстройства приняты за единицу)

Исследование 2005 – 2008 гг. «Цена психического здоровья: оценка масштаба потерь и обоснование новых стратегий»

Цели: оценить экономическую составляющую психического здоровья как основы для разработки адекватной национальной политики и выбора эффективных стратегий развития; доказать, что улучшение психического здоровья должно быть приоритетной проблемой государства и общества. Задачи: 1. разработать понятийный аппарат; 2. разработать систему экономического анализа по оценке масштаба психической патологии; 3. оценить макроэкономические государственные затраты на поддержку лиц с психической патологией; 4. провести анализ изменений в области психического здоровья с учетом приоритетной экономической политики в этой сфере; 5. подготовить предложения по улучшению экономической и финансовой политики в психиатрии.

Экономика психического здоровья – это система знаний: - о методах экономической оценки потерь общества вследствие психических расстройств - об эффективности мер по охране психического здоровья - о формах хозяйственной деятельности институтов психиатрического профиля и ее результатах Экономика психического здоровья как подотрасль экономики здоровья призвана обеспечивать: Экономика психического здоровья как подотрасль экономики здоровья призвана обеспечивать: повышение качества и доступности психиатрической повышение качества и доступности психиатрической помощи помощи модернизацию финансового обеспечения отрасли модернизацию финансового обеспечения отрасли рациональное использование ресурсов рациональное использование ресурсов улучшение психического здоровья населения страны/региона улучшение психического здоровья населения страны/региона

Служба психического здоровья оказалась вне основных экономических преобразований, обусловленных переходом на принципы ОМС и связанных с этим механизмов: финансирование лечебных учреждений по конечному результату деятельности финансирование лечебных учреждений по конечному результату деятельности развитие договорных отношений развитие договорных отношений стимулирующие модели оплаты труда стимулирующие модели оплаты труда проведение экономического анализа деятельности службы и отдельных учреждений проведение экономического анализа деятельности службы и отдельных учреждений расчет цен и тарифов расчет цен и тарифов

Действующая модель экономических отношений в психиатрической службе характеризуется: нормативным методом распределения ресурсов сметным финансированием отсутствием мотивации к повышению качества помощи неэффективной диспропорцией в структуре оказания психиатрической помощи и ее финансирования: соотношение между внебольничным и стационарным звеньями составляет в денежном выражении 10% к 90% соотношение между внебольничным и стационарным звеньями составляет в денежном выражении 10% к 90% (в общесоматической сети эффективным считается распределение 55 % и 45% соответственно)

Внебольничная служба Внебольничная служба Стационарная служба Стационарная служба 85% 10 % 15 % 90%

Экономическая оценка последствий психических заболеваний (2005 г.) Вложения в психическое здоровье – потери вследствие психического нездоровья Прямые расходы 0,3 % ВВП Косвенные потери 1,0% ВВП Недофинансирование : 27% от плановой потребности Лечебно-реабилитационные мероприятия 0,1% ВВП или 4,1% бюджета здравоохранения Социальное страхование 0,7% ФСС или 0,005% ВВП Социальное обеспечение 1,8% от ПФ или 0,1% ВВП Стойкая нетрудоспособность 0,8% ВВП Временная нетрудоспособность 0,04% ВВП Преждевременная смертность 0,03% ВВП Безработица 0,01% ВВП

Суммарные потери в связи с психическим нездоровьем достигают 1,25% ВВП Эта величина явно занижена

Сравнительные показатели экономической оценки последствий психических заболеваний в России за 1995 и 2005 гг. Показатели% от ВВП 1995 * Прямые расходы0,40,3 2. Косвенные потери0, Суммарные расходы 1,11,3 * Приведены расчетные данные

Вопросы: «Причины и что делать»? Причины? Командно-административная система управления и соответствующие ей механизмы финансово-экономического обеспечения Что делать? разрабатывать новую финансово-экономическую модель психиатрической службы лоббировать интересы службы психического здоровья на всех уровнях привлекать большее внимание органов исполнительной власти и общественных структур к проблемам психического здоровья обеспечивать информационную поддержку в средствах массовой информации формировать коалицию сил, заинтересованных в решении проблем психического здоровья

Основные характеристики новой финансово- экономической модели психиатрической службы государственное финансирование государственные гарантии предоставления населению бесплатной помощи – гарантированный её объем интеграция психиатрической службы (или отдельных ее звеньев) в систему ОМС финансирование учреждений по результатам их деятельности развитие альтернативных форм платной помощи за счет привлечения потребителей помощи к софинансированию службы

Психиатрия должна стать приоритетом государственной поддержки законодательное закрепление в качестве параметра макроэкономического регулирования расходов на здравоохранение на уровне 5-8 % ВВП (по данным последних лет ~ 3 %) выделение финансирования системы психиатрической помощи в общей модели экономического обеспечения отрасли и его законодательное закрепление на уровне не менее 7 – 10 % бюджета здравоохранения ( выделение финансирования системы психиатрической помощи в общей модели экономического обеспечения отрасли и его законодательное закрепление на уровне не менее 7 – 10 % бюджета здравоохранения (0,2 % ВВП) Приоритетный характер исследований в области экономики психического здоровья должен быть признан психиатрическим сообществом

Спасибо за внимание!