Критерии эффективности использования средств информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном учреждении "Информационные технологии в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к оценке эффективности использования электронных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности
Advertisements

МОУ «Преображенская СОШ» Программа информатизации школы на 2010 г. – 2012 г.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Формирование информационно- коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса. Заместитель директора по УВР МОУ «Ржаксинская сош 1» Лексин.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ МОУ «Гимназия 1».
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОУ СТРЕМУТКИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПСКОВСКОГО РАЙОНА.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Проект программы информатизации МОУ Мезенская средняя общеобразовательная школа учебный год.
МОУ «Перегребинская СОШ 2» ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРЕГРЕБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, - подготовить своих учеников.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
1 Анализ информатизации учебно-воспитательного процесса в МОУ 9 Римма Васильевна Франк, директор МОУ г.
Управление по образованию, спорту и молодежной политике МО «Усть-Канский район» Научно-методическое сопровождение работы по развитию ИКТ - компетентности.
Информационное обеспечение образовательного процесса МБОУ СОШ 6 г. Котово Презентацию подготовила Гончарова В.С., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ.
Программа информатизации образовательного учреждения как модуль образовательной программы школы.
Педагогическая конференция Современное информационное пространство образовательных учреждений в условиях модернизации системы общего образования.
Транксрипт:

Критерии эффективности использования средств информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном учреждении "Информационные технологии в образовании 2012" г. Ростов-на-Дону "Информационные технологии в образовании 2012" г. Ростов-на-Дону МБОУ методический центр "Центр информатизации образования г.Ростова-на-Дону" МБОУ методический центр "Центр информатизации образования г.Ростова-на-Дону" Методист ЦИО Зенина И.А

2 Школьное образование в информационном обществе Тенденции: Тенденции: Внедрение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью преподавания в современной школе. Внедрение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью преподавания в современной школе. Спектр учебных материалов значительно расширился: наряду с полиграфическими изданиями все чаще стали использовать электронные ресурсы. Спектр учебных материалов значительно расширился: наряду с полиграфическими изданиями все чаще стали использовать электронные ресурсы. Результатом ускоряющегося процесса информатизации стала значительная насыщенность школы обширными медиатеками разнообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Результатом ускоряющегося процесса информатизации стала значительная насыщенность школы обширными медиатеками разнообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Использование предметно-ориентированных программно- методических комплексов демонстрирует их превосходство в сравнении с другими средствами познания. Использование предметно-ориентированных программно- методических комплексов демонстрирует их превосходство в сравнении с другими средствами познания.

3 Школьное образование в информационном обществе Проблемы: Проблемы: Реальное использование потенциала электронных ресурсов в каждодневном образовательном процессе школы все еще остается недостаточным. Реальное использование потенциала электронных ресурсов в каждодневном образовательном процессе школы все еще остается недостаточным. Слабая адаптация имеющихся ЭОР к школьному курсу, основанному на учебно-методических комплексах (УМК). Слабая адаптация имеющихся ЭОР к школьному курсу, основанному на учебно-методических комплексах (УМК). Недостаточная готовность педагогов к использованию средств ИКТ в полном объеме. Недостаточная готовность педагогов к использованию средств ИКТ в полном объеме. Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности. Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности. Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике. Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике. Сложность и неоднозначность оценки результатов как отдельных образовательных учреждений (ОУ), так и информатизации образования в целом. Сложность и неоднозначность оценки результатов как отдельных образовательных учреждений (ОУ), так и информатизации образования в целом.

4 Разработка четкой системы объективных количественных критериев оценки эффективности использования ИКТ для ускорения процесса информатизации современной школы. Разработка четкой системы объективных количественных критериев оценки эффективности использования ИКТ для ускорения процесса информатизации современной школы. Цель: Цель: Цели и задачи Задачи: Задачи: определять правомерность и методическую обоснованность включения ЭОР в различные этапы урока; определять правомерность и методическую обоснованность включения ЭОР в различные этапы урока; оценивать качество электронного продукта и итоговую эффективность его применения; оценивать качество электронного продукта и итоговую эффективность его применения; выявлять передовой опыт, инновационные методические решения в области применения ИКТ; выявлять передовой опыт, инновационные методические решения в области применения ИКТ; определять результативность материальных затрат на повышение ИКТ-оснащенности ОУ; определять результативность материальных затрат на повышение ИКТ-оснащенности ОУ; сопоставлять между собой достижения в области применения ИКТ как отдельных педагогов, так и ОУ в целом. сопоставлять между собой достижения в области применения ИКТ как отдельных педагогов, так и ОУ в целом. Создать систему критериев оценки эффективности применения средств ИКТ, которая позволит: Создать систему критериев оценки эффективности применения средств ИКТ, которая позволит:

5 Системы критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУ: Системы критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУ:Системы критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУСистемы критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУ Оглавление Школьное образование в информационном обществе - тенденции и проблемы. Школьное образование в информационном обществе - тенденции и проблемы.Школьное образование в информационном обществе тенденциипроблемыШкольное образование в информационном обществе тенденциипроблемы Цели и задачи разработки систем критериев эффективности. Цели и задачи разработки систем критериев эффективности.Цели и задачи разработки систем критериев эффективностиЦели и задачи разработки систем критериев эффективности Выводы. Практическое применение критериев. Выводы. Практическое применение критериев.Выводы Практическое применение критериевВыводы Практическое применение критериев Использованные источники Использованные источникиИспользованные источникиИспользованные источники Система критериев оценки эффективности применения средств ИКТ в процессе урока. Система критериев оценки эффективности применения средств ИКТ в процессе урока. Система критериев оценки эффективности применения средств ИКТ в процессе урока. Система критериев оценки эффективности применения средств ИКТ в процессе урока. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ

6 1.Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в процессе урока. Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в процессе урокаСистема критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в процессе урока 2.Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУСистема показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ Задача выработки системы критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУ по сфере своего применения разделяется на две задачи:

7 3. Результативность использования ИКТ на уроке (max=24 баллов). 3. Результативность использования ИКТ на уроке (max=24 баллов). Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в процессе урока 1. Критерии методической оценки урока с применением ИКТ (max=25 баллов). 1. Критерии методической оценки урока с применением ИКТ (max=25 баллов). 2. Основные критерии оценки эффективности применения ИКТ на уроке (max=25 баллов). 2. Основные критерии оценки эффективности применения ИКТ на уроке (max=25 баллов). 4. Оценка качества и эффективности ЭОР, используемых в процессе урока (max=26 баллов). 4. Оценка качества и эффективности ЭОР, используемых в процессе урока (max=26 баллов). Все критерии (около 100) разделены на четыре группы:

8 1. Критерии методической оценки урока с применением ИКТ Методическая обоснованность и целесообразность использования в процессе урока средств ИКТ: интерактивной доски; интерактивной презентации; видеоматериалов; электронного тестирования. Соблюдение основных дидактических принципов обучения при применении средств ИКТ на уроке: системность, последовательность; доступность; дифференцированность; научность; проблемность; наглядность. Тип методики использования ИКТ на этапах урока: ЭОР как источник дополнительной информации; адаптированная методика; авторская методика. Методическая оценка целесообразности применения ИКТ на уроке: в соответствии с целями и задачами урока; органичность включения; перераспределение времени; визуализация и эстетика; соответствие возрастным особенностям. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при использовании ИКТ на уроке, соответствие гигиеническим нормам: временного регламента, ЭОР, характеристик интерактивного комплекса, ИКТ-рабочих мест. Критерии эффективности применения средств ИКТ в процессе урока

9 2. Основные критерии эффективности применения ИКТ на уроке Применение средств ИКТ к основным компонентам образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация. Разнообразие видов ЭОР, применяемых в процессе урока: демонстрационно-энциклопедические программы, презентации; обучающие программы, лабораторные работы; интерактивные задания; компьютерное моделирование; тестирование, контролирующие программы. Уровень и эффективность использования педагогических инструментов ИКТ: интерактивность; мультимедиа; моделинг; коммуникация; производительность. Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением ИКТ: разнообразие форм, методов; рациональность методов, приемов и средств обучения; управляемость учебного процесса; систематизация и интеграция знаний; сочетание индивидуальной и групповой работы; повышении плотности урока; повышение привлекательности учебного материала; тестирование; стимулирование самостоятельной работы. Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения: активная позиция обучающегося; формирование мотивации ученика к самообразованию; уровень коммуникации учитель - ученик и учеников между собой; уровень сотрудничества. Критерии эффективности применения средств ИКТ в процессе урока

10 3. Результативность применения ИКТ на уроке Критерии положительного эффекта от использования ИКТ, повышения качества учебного процесса: уровень усвоения материала; уровень познавательной активности и степень интереса учащихся; практическое применение знаний; формирование положительной мотивации; уровень формирования информационной культуры учащихся Оценка уровня ИКТ-компетентности учащихся: владение ИКТ средствами; способность находить информацию; успешность усвоения материала; умение самостоятельно ориентироваться в материале; умение правильно выбирать средства ИКТ Использование систем самоанализа учащимися степени успешности усвоения учебного материала на уроке, применение методов тестирования, организация самоотслеживания учащимися процесса понимания учебного материала: использование карты анализа учебного занятия; уровень оценки учащимися степени эффективности усвоения учебного материала урока. Критерии эффективности применения средств ИКТ в процессе урока

11 4. Оценка качества и эффективности используемых ЭОР Выполнение основных дидактических принципов в ЦОР/ЭОР: оптимальный объем; доступность; научность; разнообразие форм; занимательность; эстетичность; динамичность; учет особенности восприятия информации с экрана. Формы взаимодействия пользователя с ЦОР/ЭОР: условно-пассивные; активные; деятельностные; исследовательские Требования к общим характеристикам используемых ЦОР/ЭОР: соответствие возрастным и психологическим особенностям; валидность и надёжность; развитие способностей обучающихся; диалогичность; адаптивность и вариабельность; инструментальность и технологичность. Требования к структуре используемых ЦОР/ЭОР: полнота структуры; ясность, логичность, рациональность построения и изложения; лаконичность изложения; понятная и удобная навигация; разнообразие форм представления информации; соблюдение принципа разумной достаточности. Требования к оформлению и дизайну используемых ЦОР/ЭОР: единство и выдержанность стиля; гармоничность и эстетичность дизайна; эргономичность и учет законов восприятия; умеренность в использовании анимации, эффектов и украшений. Критерии эффективности применения средств ИКТ в процессе урока

12 Получение суммарной оценки по всем разделам комплексная оценка урока (в % от 100 баллов), всесторонне отражающая методический уровень, эффективность и результативность использования средств ИКТ. ЭТАПЫ получения комплексной оценки урока по эффективности применения средств ИКТ По каждому критерию уроку даётся оценка (в интервале от 0 до 1): - на основании экспертных оценок; - по результатам контрольного тестирования; - по системам саморефлексии учащихся. Суммирование оценок по каждому разделу (с одинаковым или разным весом, в зависимости от значимости критерия).

13 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 3. Использование средств ИКТ в методической работе. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ и информатизации ОУ. 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ и информатизации ОУ. 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ. 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ. 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ. 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ. Все критерии (около 60) разделены на четыре группы:

14 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ ОУ Уровень оснащённости ОУ средствами ИКТ: общий и детализированный по функциональности и назначению кол-во оборудованных средствами ИКТ классов и кабинетов; кол-во оборудованных рабочих мест: ученика, учителя, администратора Общие показатели результативности применения средств ИКТ: доля уроков с использованием ИКТ-средств; количество внеурочных мероприятий с применением ИКТ; доля учителей, использующих ИКТ во внеурочной деятельности; доля обучающихся использующих ИКТ во внеурочной деятельности. Информатизация школьной библиотеки: электронный каталог, базы данных библиотечных ресурсов. Информационное пространство ОУ и уровень развития коммуникационных технологий: наличие и уровень развитие сайта ОУ; наличие электронного варианта школьной газеты; доля обучающихся и их родителей, использующих ИКТ для взаимодействия с образовательным пространством школы; Показатели эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ

15 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ Уровень использования ИКТ на уроках во всех предметных областях школьного курса: доля рабочих программ, предусматривающих систематическое использование ЦОР/ЭОР различных типов - электронных вариантов учебников из ФПУЛ, приложений к ним, готовых или авторских ЦОР/ЭОР ) Организация медиаресурсов ОУ: систематизация, аннотация имеющихся в школьной медиатеке медиаресурсов по предметным областям; периодичность и объём пополнения медиатеки новыми ресурсами; наличие актуального банка данных рекомендованных ЭОР/ЦОР и источников в системе Интернет Мониторинг ИКТ- компетентности учащихся ОУ: система мониторинга ИКТ- компетентности учащихся; ведение электронных портфолио достижений учащихся; системы доступа учащихся к сети Интернет во внеурочное время; наличие положительной динамики показателей мониторинга ИКТ- компетентности учащихся (повышение мотивации обучения, развитие интереса к предмету, повышение качества обучения). Показатели эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ

16 3. Использование средств ИКТ в методической работе Наличие в ОУ систем: подготовки и повышения квалификации учителей по эффективному использованию средств ИКТ; мониторинга ИКТ- компетентности учителей; ведения электронного портфолио учителя. Регулярность проведения семинаров, конференций, курсов по повышению ИКТ- компетентности учителей; Доля учителей ОУ, принимающих участие в конкурсах, конференциях, семинарах по ИКТ-тематике; Доля учителей – участников сетевых педагогических сообществ. Количествово публикаций материалов по новым методическим разработкам в области ИКТ (в различных образовательных ресурсах) Доля учителей, использующих ИКТ-средства в целях в демонстрации и иллюстрации; индивидуализации, дифференциации обучения. Доля учителей, активно использующих Интернет-технологии для организации дистанционных форм обучения Показатели эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ

17 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ Наличие элементов перехода на безбумажную технологию делопроизводства и ведения учебно-методической деятельности: - автоматизация документооборота, ведение отчётности в электронном виде; - планирование учебного процесса с применением средств ИКТ; - использование электронных журналов; - использование электронных дневников учащихся; - использование электронных "портфелей отчетности" учителя-предметника, классного руководителя. Наличие единой информационно-образовательной среды школы с включением всех её служб. Наличие созданного в ОУ сетевого педагогического сообщества. Наличие системы мер по стимулированию участников образовательного процесса, использующих ИКТ технологии. Показатели эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ

18 Получение комплексной оценки - среднего значения показателя (в % от 100 баллов) по 4 разделам, всесторонне отражающей уровень эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ. ЭТАПЫ получения комплексной оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ Заполнение таблицы количественных показателей ОУ; автоматический пересчёт показателя в %. Для расчёта баллов используются общие данные ОУ: - общее количество учебных классов и кабинетов; - общая численность учащихся; - общая численность педагогических работников. Заполнение таблицы количественных показателей ОУ; автоматический пересчёт показателя в %. Для расчёта баллов используются общие данные ОУ: - общее количество учебных классов и кабинетов; - общая численность учащихся; - общая численность педагогических работников. Вычисление по каждому разделу среднего значения показателя (в %).

19 Эффективность средств ИКТ на уроке Выводы: Созданная система количественных критериев оценки эффективности применения средств ИКТ в процессе урока позволяет : делать выводы о правомерности, методической обоснованности включения тех или иных ЭОР в различные этапы урока; делать выводы о правомерности, методической обоснованности включения тех или иных ЭОР в различные этапы урока; оценить качество электронного продукта и итоговую эффективность его применения; оценить качество электронного продукта и итоговую эффективность его применения; сопоставить между собой достижения в области применения средств ИКТ отдельных педагогов; сопоставить между собой достижения в области применения средств ИКТ отдельных педагогов; выявить передовой опыт педагогической деятельности. выявить передовой опыт педагогической деятельности.

20 Выводы: Созданная система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности образовательного учреждения позволяет : определить результативность материальных затрат на повышение ИКТ-оснащенности ОУ; определить результативность материальных затрат на повышение ИКТ-оснащенности ОУ; выявить инновационные методические и организационные решения в области применения ИКТ; выявить инновационные методические и организационные решения в области применения ИКТ; сравнить между собой достижения в области внедрения средств ИКТ различных ОУ. сравнить между собой достижения в области внедрения средств ИКТ различных ОУ. Эффективность средств ИКТ в деятельности ОУ

21 Практическое применение критериев эффективности использования средств ИКТ Приказ Управления образования города Ростова-на-Дону 675 от "Об учреждении статуса образовательного учреждения "Школа цифровых технологий" Приказ Управления образования города Ростова-на-Дону 675 от "Об учреждении статуса образовательного учреждения "Школа цифровых технологий" Положение о получении образовательным учреждением города Ростова-на-Дону статуса "Школа цифровых технологий" Положение о получении образовательным учреждением города Ростова-на-Дону статуса "Школа цифровых технологий" Показатели оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ (таблица показателей для подачи заявки на сертификацию) Показатели оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ (таблица показателей для подачи заявки на сертификацию) Учреждение статуса образовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Школа цифровых технологий" Статус отмечает: высокий уровень информатизации ОУ, высокую эффективность внедрения средств ИКТ - в учебный процесс; в методическую работу; в управление школой с помощью автоматизированных средств ИКТ.

22 1) "Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", от 7 апреля 2009 г. N307, п.36. 2) Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. ( СанПиН ). 3) А.П. Шестаков. Правила оформления компьютерных презентаций, 4) Н.В. Стрелкова, "Рекомендации по созданию учебных презентаций" (презентация), 5) А.С. Шушкевич. "Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций", texnologii/38-principy-i-pravila-sozdaniya-uchebnyx.html texnologii/38-principy-i-pravila-sozdaniya-uchebnyx.htmlhttp://konf.samsspc.ru/informacionnye-i-kommunikacionnye- texnologii/38-principy-i-pravila-sozdaniya-uchebnyx.html 6) "Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint", сайт МОУ гимназии 56 г.Томска, 7) Зенина И.А."Методические рекомендации по созданию учебных мультимедийных презентаций" 8) Г.А. Краснова, П.А.Савченко, Н.А. Савченко "Общие подходы к созданию рацио- нального интерфейса обучающих программ", Открытое образование, N6, ) Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. "Эргономическое проектирование электронных учебников". Открытое образование, N2, след. стр. след. стр. Использованные источники стр. 1

23 10) "Опыт эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности лицея 11 "Естественнонаучный" ) Текучева С.Ф. (Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского). ИКТ- компетентность учителя ) "Из опыта использования средств ИКТ в педагогической деятельности МОУ СОШ 43" ) Электронный информационно-аналитический сборник "Методический вестник". пред. стр. пред. стр. Использованные источники стр. 2

Спасибо за внимание! Полностью методическую разработку "Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении" можно скачать на сайте администрации города по ветке: Образование >> Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону >> "Школа цифровых технологий" МБОУ методический центр "Центр информатизации образования г.Ростова-на-Дону" Методист ЦИО Зенина И.А