Презентация по теме «Деепричастие» Т.А. Матузова учитель русского языка и литературы МБУ СШ 18 г.Тольятти 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 6 классе С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ» с. Сосновка, 2012 год.
Advertisements

Урок русского языка в 6 классе Своя игра Обобщение по теме: «Деепричастие»
ДЕЕПРИЧАСТИЕ 7 класс. Сопоставление и анализ предложений Мальчик надевает куртку и разговаривает с мамой. Мальчик разговаривает с мамой и надевает куртку.
Графическая запись правила Деепричастие Добавочное действие при основном. Относится к тому же слову, что и основное действие. Отвечает на вопросы Что.
1 Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Урок русского языка в 7 классе МОУ гимназии 77 Учитель Рузанова Н.В.
План характеристики части речи. I. Общее значение. II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль.
Урок русского языка в 6 КЛАССЕ Михайлова Татьяна Владимировна МБОУ «Сергинская СОШ», учитель русского языка и литературы с. Серга Пермский край Что называется.
Урок русского языка в 6 классе : «Деепричастие. Морфологический разбор» проведён учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 106» г.Саратова Козловой.
Роберт Саути Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь,
Конкурс презентаций «Интерактивная мозаика». Pedsovet.su Презентация по теме «Деепричастие». Выполнила: учитель русского языка и литературы II квалификационной.
Выделите в каждом столбике деепричастие: 12 А) закрыт;А) работавший; Б) закрывшийся;Б) работая; В) закрыв.В) разработка. По каким признакам определили.
Тема урока: Употребление деепричастий в речи Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.
Русский язык 7 класс «Деепричастие как часть речи» Презентацию подготовила учитель русского языка МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа» Самохина.
«Странные родственники» /урок русского языка в 7 классе/ Урок – исследование на тему: «Отличие деепричастий от наречий»
В русском языке есть великое множество слов. К.Г.Паустовский.
Евгений Евтушенко. Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы, как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.
Подготовил презентацию : Кузнецова Елена Александровна учитель русского языка и литературы Высшая категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Деепричастный оборот. Девиз урока: « Никого ничему нельзя научить. Можно только научиться »
Презентация по теме «Деепричастие».. Синтаксическая пятиминутка. Деревья радостно трепещут, купаются в голубом небе.
Систематизация и обобщение изученного по теме « Деепричастие » 7 класс.
Транксрипт:

Презентация по теме «Деепричастие» Т.А. Матузова учитель русского языка и литературы МБУ СШ 18 г.Тольятти 2012 год

Своя игра Обобщение по теме: «Деепричастие»

Условия игры: I тур I тур Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд. Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд. В игре вам могут встретиться сектора: В игре вам могут встретиться сектора: «сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются. «сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются. « » - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы. « » - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы. «своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда. «своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда. II тур II тур Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость. Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.

Загадки синтаксиса Всякая всячина Бюро морфологии В мире морфемики Весёлая орфография II тур I тур

Вопрос 10:Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении: Вопрос 10:Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении: Звонко чирикая, воробьи купались Звонко чирикая, воробьи купались в луже. в луже. Ответ:Синтаксическая роль деепричастия «чирикая» в предложении – обстоятельство. Ответ:Синтаксическая роль деепричастия «чирикая» в предложении – обстоятельство. Загадки синтаксиса

Вопрос 20:Объясните допущенные в предложении ошибки и исправьте их: Вопрос 20:Объясните допущенные в предложении ошибки и исправьте их: Петька бежал, сломя голову. Петька бежал, сломя голову. Ответ:Сломя голову – фразеологический оборот и запятой не выделяется. Ответ:Сломя голову – фразеологический оборот и запятой не выделяется. Загадки синтаксиса

Вопрос 30:Расставьте знаки препинания в предложении: Вопрос 30:Расставьте знаки препинания в предложении: Волны несутся гремя и сверкая чуткие звезды глядят с высоты. Волны несутся гремя и сверкая чуткие звезды глядят с высоты. Ответ:Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты. Ответ:Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты. Загадки синтаксиса

Вопрос 40:Музыкальная пауза Вопрос 40:Музыкальная пауза Загадки синтаксиса

Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки? Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки? 1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. 2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. 3. Возвратясь домой, шёл дождь. 3. Возвратясь домой, шёл дождь. Ответ: Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация. Ответ: Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация. Загадки синтаксиса

Вопрос 10: О какой части речи эта загадка? Вопрос 10: О какой части речи эта загадка? Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! Ответ: Деепричастие. Ответ: Деепричастие. Всякая всячина

Вопрос 20: Составьте деепричастие из букв: Вопрос 20: Составьте деепричастие из букв:БАСЬЯУЛЫ Ответ: Улыбаясь. Ответ: Улыбаясь. Всякая всячина

Вопрос 30:Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. Вопрос 30:Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. Дружба как стекло, … не сложишь. Дружба как стекло, … не сложишь. Ответ: Дружба как стекло, разбивши, не сложишь. Ответ: Дружба как стекло, разбивши, не сложишь. Всякая всячина

Вопрос 40: Что общего в этих предложениях? Вопрос 40: Что общего в этих предложениях? По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов). По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов). Набегают тучки на небо, гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов). Набегают тучки на небо, гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов). А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов). А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов). Ответ: В этих художественных текстах мы обнаруживаем устаревшие формы деепричастий, образованные при помощи суффикса -учи (-ючи), которые в современном русском языке уже не употребляются. Ответ: В этих художественных текстах мы обнаруживаем устаревшие формы деепричастий, образованные при помощи суффикса -учи (-ючи), которые в современном русском языке уже не употребляются. Всякая всячина

Вопрос 50: Послушайте стихотворение Р. Саути Лодурский водопад, Вопрос 50: Послушайте стихотворение Р. Саути Лодурский водопад, сколько здесь деепричастий? сколько здесь деепричастий? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Ответ: 48 Ответ: 48 Всякая всячина

Вопрос 10: Что называют деепричастием? Вопрос 10: Что называют деепричастием? Ответ: Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). Ответ: Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). Бюро морфологии

Вопрос 20:Какое слово является деепричастием? Вопрос 20:Какое слово является деепричастием? 1. Дерзок 3. Построенный 2. Летает 4. Подпрыгивая Ответ: Подпрыгивая – деепричастие, т.к. обозначает действие, сопутствующее основному действию (добавочное): Ответ: Подпрыгивая – деепричастие, т.к. обозначает действие, сопутствующее основному действию (добавочное): например, бежал (как?) подпрыгивая. например, бежал (как?) подпрыгивая. Бюро морфологии

Вопрос 30: Выполни морфологический разбор деепричастия в предложении: Вопрос 30: Выполни морфологический разбор деепричастия в предложении: Волнуясь, она подошла к склону холма. Волнуясь, она подошла к склону холма. Ответ: Ответ: Волнуясь (что делая?) – деепричастие. Волнуясь (что делая?) – деепричастие. 1. Волнуемся + -я- 1. Волнуемся + -я- 2. Морф. признаки: несов. вида, возвратное. 2. Морф. признаки: несов. вида, возвратное. 3. Подошла волнуясь (обстоятельство). 3. Подошла волнуясь (обстоятельство). Бюро морфологии

Вопрос 40:Какими признаками наречия обладает деепричастие? Вопрос 40:Какими признаками наречия обладает деепричастие? Ответ: Не изменяется, в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. Ответ: Не изменяется, в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. Бюро морфологии

Вопрос 50:«Сюрприз». Дополни правило. Вопрос 50:«Сюрприз». Дополни правило. Деепричастия … вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия … вида обозначают законченное добавочное действие. Деепричастия … вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия … вида обозначают законченное добавочное действие. Ответ:Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие. Ответ:Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие. Бюро морфологии

Вопрос 10:Назовите способ словообразования деепричастий. Вопрос 10:Назовите способ словообразования деепричастий. Ответ: Деепричастия образуются суффиксальным способом словообразования. Ответ: Деепричастия образуются суффиксальным способом словообразования. В мире морфемики

Вопрос 20:Разбери деепричастие вытираясь по составу Вопрос 20:Разбери деепричастие вытираясь по составу Ответ: Вытираясь Ответ: Вытираясь В мире морфемики

Вопрос 30:Назови суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида. Вопрос 30:Назови суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида. Ответ: Суффиксы деепричастий совершенного вида: -в, -вши, -ши; Ответ: Суффиксы деепричастий совершенного вида: -в, -вши, -ши; суффиксы деепричастий несовершенного вида: -а, -я. суффиксы деепричастий несовершенного вида: -а, -я. В мире морфемики

Вопрос 40:«Своя игра». Вопрос 40:«Своя игра». Как образовались деепричастия плача и увлёкшись? Как образовались деепричастия плача и увлёкшись? Ответ: Плача - деепричастие несовершенного видаобразовано от основы глагола настоящего времени плачем с помощью суффикса -а; Ответ: Плача - деепричастие несовершенного видаобразовано от основы глагола настоящего времени плачем с помощью суффикса -а; увлёкшись деепричастие совершенного вида образовано от основы инфинитива увлечься с помощью суффикса -ши. увлёкшись деепричастие совершенного вида образовано от основы инфинитива увлечься с помощью суффикса -ши. В мире морфемики

Вопрос 50:Придумайте деепричастие, соответствующее схеме: Вопрос 50:Придумайте деепричастие, соответствующее схеме: В мире морфемики

Вопрос 10:Выберите правильную букву и объясните выбор. Вопрос 10:Выберите правильную букву и объясните выбор. К..саясь (а/о) Ответ: Касаясь (после корня с чередующейся гласной а есть суффикс -а-). Ответ: Касаясь (после корня с чередующейся гласной а есть суффикс -а-). Весёлая орфография

Вопрос 20:Укажите слитно пишущееся деепричастие с не: Вопрос 20:Укажите слитно пишущееся деепричастие с не: 1) (не) вернувшись 2) (не) играя 1) (не) вернувшись 2) (не) играя 3) (не) годуя 4) (не) учась Ответ: 3) Негодуя. Ответ: 3) Негодуя. Весёлая орфография

Вопрос 30:Музыкальная пауза Вопрос 30:Музыкальная пауза Весёлая орфография

Вопрос 40:Объясните орфограммы на месте пропуска букв в деепричастиях. Вопрос 40:Объясните орфограммы на месте пропуска букв в деепричастиях. Бл…стая, в…дыхая Л…ская, выр…стая. Ответ: Блистая, вырастая (корни с чередованием гласных), вздыхая (приставка, оканчивающаяся на з), лаская (проверяемая безударная гласная в корне слова). Ответ: Блистая, вырастая (корни с чередованием гласных), вздыхая (приставка, оканчивающаяся на з), лаская (проверяемая безударная гласная в корне слова). Весёлая орфография

Вопрос 50: Исключи «пятое лишнее». Вопрос 50: Исключи «пятое лишнее». А) (не) решая, (не) посмотрев Б) (не) сказав, (не) читая В) (не) навидя, (не) годуя Г) (не) думая, (не) поднимая Д) (не) говоря, (не) прыгая А) (не) решая, (не) посмотрев Б) (не) сказав, (не) читая В) (не) навидя, (не) годуя Г) (не) думая, (не) поднимая Д) (не) говоря, (не) прыгая Ответ: В) ненавидя, негодуя, так как эти деепричастия пишутся слитно с не. Ответ: В) ненавидя, негодуя, так как эти деепричастия пишутся слитно с не. Весёлая орфография

II тур Одни ученые считают, что деепричастие – это самостоятельная часть речи, другие называют деепричастие особой формой глагола. Одни ученые считают, что деепричастие – это самостоятельная часть речи, другие называют деепричастие особой формой глагола. Какое утверждение, на ваш взгляд, верное? Какое утверждение, на ваш взгляд, верное? Ответ: Единого мнения о деепричастии на сегодняшний день нет. Ответ: Единого мнения о деепричастии на сегодняшний день нет.

Использованная литература Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, Русский язык. Справочник школьника / Сост. О.В. Галаева; Под. ред. В. В. Славкина. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. Ломоносова, Русский язык. Справочник школьника / Сост. О.В. Галаева; Под. ред. В. В. Славкина. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. Ломоносова, 1996.