04.03.2013 1 Урок в условиях введения ФГОС Из материалов Тахтамышевой Г.Ч., ИРО РТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок в условиях традиционного обучения характеризуется: Устойчивостью отношений учителя, ученика и целого класса Ученик - пассивный объект.
Advertisements

Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Переход к компетентностному и деятельностному способу обучения коренным образом меняет инструментарий педагога.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Анализируем урок! Г.Ч. Тахтамышева, доцент ГАОУ ДПО ИРО РТ Г. Казань.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
LOGO Add your company slogan УРОК по ФГОС. Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Всероссийский конкурс «Учитель года России 2014» Яворский О.О. ЯНАО СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Транксрипт:

Урок в условиях введения ФГОС Из материалов Тахтамышевой Г.Ч., ИРО РТ

Характеристики урока в условиях традиционного обучения Устойчивость отношений учителя с конкретным учеником и классом Ученик - пассивный объект обучения, исполняющий требования учителя Основной источник учебного материала - слово учителя Структура урока отличается постоянством Деятельность учащихся, носит подражательный и воспроизводящий характер (все сводится к копированию образца и запоминанию учебного материала) Ведущей формой обучения на уроке является фронтальный, а методом - монологический (один говорит все слушают и выполняют; один работает у доски, другие на своих рабочих местах и сверяют с "доской") Учитель - судья, инициативное начало Ученик - подсудимый, ведомый Согласованных критериев оценки знаний учащихся нет. Учитель ставит отметки "на глаз", примерно, в сравнении с другими ученикам. Цели и дидактические задачи урока формально присутствуют, хотя в отдельных случаях учитель объявляет цели и задачи урока, но они не всегда выдерживаются учителем в ходе урока.

Анализ урока, построенного в традиционной манере 1. Анализ начинается с рассмотрения цели урока, сформулированной учителем. Анализируется содержание цели урока, реальность ее выполнения в границах данного урока и с учащимися данного класса, ее связи с целями и задачами предыдущих и последующих уроков. 2. Определяется тип и вид урока, их соответствие содержанию учебного материала и целям урока, выясняется влияние данного соответствия на формирование конечного результата урока. 3. Далее осуществляется анализ по ходу урока и этапам, из которых он состоит. Оценивается эффективность каждого этапа, определяется: решена ли задача каждого этапа урока и насколько полно: анализ организационного момента: проверка домашнего задания подготовка учащихся к восприятию нового материала усвоение новых знаний закрепление нового материала предъявления домашнего задания 4. Общая оценка урока. Здесь следует сформулировать выводы, вскрыв причины успехов и недостатков урока и обязательно с учетом конечного результата урока, призванного стать выразителем исполнения целей урока. 5. После вывода по уроку можно предложить рекомендации учителю и обусловить их сроками выполнения и повторной проверки.

Вывод 1 Содержательная основа урока в режиме ФГОС ОО – деятельностная: деятельность ученика является преобладающей на уроке (формирование, становление, развитие самостоятельной деятельности), деятельность учителя - управление самостоятельной познавательной деятельностью ученика, поддержка индивидуального маршрута в продвижении к освоению компетентностей Необходим иной подход в анализе урока, построенного на деятельностной основе. Иной подход выражается в умении руководителя увидеть(оценить, скорректировать, поощрить…) деятельность учителя, обеспечившего самостоятельную познавательную деятельность ученика на протяжении всего урока.

Продолжение Обеспечть самостоятельную познавательную деятельность ученика на протяжении всего урока – означает: Незримо управлять самостоятельной деятельностью ученика по освоению того, чему следует научиться(см. цели стандарта) поддержка индивидуального маршрута каждого ребенка в собственном продвижении к тем целям, которые он принял в качестве своих целей (или цели) и которые следует исполнить в процессе урока неукоснительно включение ученика в коллективную деятельность, содействующую выработке навыков работы в команде

Урок в режиме ФГОС ОО характеризуется следующими чертами: Ученик - субъект обучения Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; УМК; справочная литература; практические работы Структура урока динамична, изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося Ведущий способ обучения - коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», но и «все помогают всем» Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов» Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные (как следствие целесообразности урока, озвученного учителем в начале урока; в ряде случаев цели урока могут быть не названы, однако весь урок проходит как ответ на некий вопрос, сопровождающий и ведущий учебный процесс)

Ориентировка на анализ урока в режиме ФГОС ОО Как всякая деятельность анализ предполагает ориентировочную основу деятельности, включающую как стандарты и нормативные документы, так и отдельные теории и идеи педагогики. В связи с этим особую значимость приобретают идеи современной дидактики - теории обучения. 1. Принцип соответствия содержательного и процессуального компонентов обучения( М.Скаткин, И.Лернер, В. Краевский). Суть его в том, что каждый элемент содержания образования может быть усвоен лишь в деятельности, адекватной его природе. В традиционной педагогике учитель подбирает задачи, вопросы, задания обеспечивающие деятельность ученика, а также соответствующую помощь, поддержку в усвоении способов деятельности. В результате осуществления деятельности у учащихся формируется опыт применения знаний на практике. Это может быть как репродуктивный опыт, так и опыт творческого применения знаний(креативный опыт) 2. Деятельностный подход. Предыдущий принцип распредмечивает теоретический материал в деятельности. Однако лишь та деятельность эффективна, которая становится востребованной личностью. Другими словами, смотивированный ученик работает не просто над усвоением учебного материала, а при помощи этого учебного материала работает над своим развитием. Для того чтобы учебная деятельность состоялась должно иметь место ее действительное выполнение, а не имитация.

Продолжение 3. Применение активных и интерактивных методов обучения. Активные и интерактивные методы по своей природе предполагают использование и реализацию личностного потенциала ученика. 4. Идея целостности образования. Урок, построенный на идее целостности реализует несколько линий, своего рода логик (вместо традиционной логики усвоения знаний): логику усвоения понятий, логику развития интереса, смысла, личностных функций ученика. 5. Педагогический анализ урока в режиме ФГОС ОО предполагает всестороннюю оценку урока, выполненную на основе нормативных требований государства, общества и других заказчиков образовательных услуг, с позиций современной педагогики и психологии, в контексте образовательного пространства региона, потенциальных возможностей учителя и т.д.

Надо помнить, что Используя традиционный подход к анализу урока в режиме ФГОС ОО можно серьезно «навредить» учителю, работающему в новом формате. Отступления от необходимости изменить руководителю свое поведение при анализе урока ФГОС ОО могут выражаться в таком анализе, где присутствуют формализм, предвзятость, субъективизм, ненаучность, некорректность, бестактность, нивелировка (или же безосновательное и беспочвенное восхваление) учителя, позиция "контролера" и т.п.)

Ориентировка на анализ в режиме ФГОС Основными критериями для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке являются: результативность работы каждого учащегося и самого учителя, усвоение каждым школьником непосредственно на уроке основного содержания учебного материала, подлежащего научению, формирование у каждого учащегося УУД, предметных умений, а также самостоятельного, творческого мышления, активной гражданской позиции. воспитательная эффективность урока Анализ урока предваряется добротно составленным протоколом урока.

Как учитель управляет вниманием учащихся на уроке? При анализе управления вниманием учащихся на уроке необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Как стимулируется интерес к содержанию урока? 2. Как создается установка быть внимательным? 3. Как раскрыта практическая значимость изучаемого на уроке материала? 4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания ( яркость, новизна, структурирование и пр.)? 5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)? 6. Как организована смена видов деятельности на уроке? 7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников? 8. Как формируется цель деятельности на уроке? 9. Как выбирается темп ведения урока? 10. Как организуется активность учащихся на уроке? 11. Как учитываются индивидуальные особенности в развитии внимания учащихся? 12. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания: не может концентрироваться, низкая устойчивость внимания, не способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой? 13. Как используются учителем собственные индивидуальные особенности в организации внимания учеников?

Как обеспечивается качественное восприятие материала? При анализе урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Как создается установка на восприятие содержания урока? 2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? 3. Как учитывается фон восприятия при изложении материала? 4. Как используется прошлый опыт учеников при организации восприятия нового материала? 5. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач? 6. Как организовано обучение перцептивным действиям? 7. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий? 8. Как учитываются возрастные особенности восприятия? 9. Как учитываются закономерности развития восприятия? 10. Как учитываются различные виды восприятия? 11. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?

Показатели современного урока Диалогичность: установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию.

Проблемность: наличие в учебном материале оснований для создания проблемных ситуаций. Изучение основополагающих проблем приобретает смысл тогда, когда проблемы не транслируются, а порождаются познающим сознанием (Е.В. Бондаревская). Содержательный акцент приходится на формирование проблемных представлений о знаниях и опыте поведения. В их основе - развитие умений критичного оценивания, рефлексии, самостоятельного мотивирования, поиска и обнаружения противоречий, дополнения собственными значениями различных смыслов знаний и т.д. Таким образом, на уроке закладывается основа смыслотворчества, являющегося базой для развития личности.

Концептуальность. Смысл образования, как деятельность по расширению памяти, дополняется деятельностью по расширению мотивационно-оценочной сферы сознания. Для этого необходимы умения концептуализации содержания знаний посредством придания объектам обучения характеристик открытости, неоднозначности, дополнительности, контекстности открытий, нелинейности, личностных смыслов и т.д.

Резонансность. Умения производить слабые, резонансные, воздействия на учащихся. Внешние воздействия совпадают (резонируют) с внутренними механизмами самоорганизации. Зная механизмы самоорганизации, можно сознательно ввести в среду соответствующее воздействие - "уколоть" среду в нужных местах и тем самым направить её движение. Но направить не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды (С.П. Курдюмов).

Направленность на возникающее целое. Это план, главная идея - та путеводная нить, которая помогает выстроить систему самоуправления. План играет роль стимула, одного из резонансных воздействий на сложную систему самоуправляемого развития. План инициирует работу всех учеников, способствует выведению потенциально зреющего наружу, его логическому оформлению.

Приоритет развития целого. Во всей объединённой области устанавливается новый, более высокий темп развития. Целое развивается быстрее составляющих его частей. При этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое, особенно когда речь идёт о такой сложной системе, как урок. Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат (Е.Н.Князева). В связи с этим становится важным процесс вовлечения учащихся в процессы их собственного развития для создания нового целого.

Смысл этих и других критериев и показателей становится доступен любому учителю при использовании нескольких смыслопоисковых операций. Качество выполнения этих операций учителем должно соответствовать требованиям критериев: это соответствие проявляется в умениях совместно проектировать цель и содержание занятий, преобразовывать и представлять содержание изучаемых знаний как основу для дополнения их собственными смыслами учеников, создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно- смыслового отношения учеников к знаниям, в умениях востребовать эти отношения в процессе занятий и т.д.

Качество новых умений учителя и учащихся по творческому обучению и учению выступают результатом, который и имеет смысл оценивать по наборам разработанных и разрабатываемых критериев и показателей как новое качество управления процессом познания.

Способ протоколирования урока: Дидактичес кие задачи урока Деятельнос ть учащихся Деятельнос ть учителя Оценка успешности решения дидактических задач урока

Способ протоколирования урока: Дидактическ ие задачи урока Временные рамки решения каждой задачи Деятельно сть учащихся по решению задач урока Деятель ность учителя Замечан ия по ходу урока (они могут сопрово ждаться значками : "+" "-", "?". "!".

Карта отслеживания эффективности урока Дата, урок, учитель Класс Твое отношение к уроку (подчеркнуть): Отличный, интересный, захватывающий Хороший, содержательный, заставляющий работать Нормальный, обычный Скучный, работа без интереса Бесполезный, совсем не интересны Вспомни (как можно точнее) название темы урока: Какая цель стояла перед тобой на уроке(какую цель ты сам себе поставил):

Продолжение Каков был план урока: Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке: Чему новому ты научился на уроке УУД: Знания: Умения: Какие были главные мысли, идеи на уроке:

Методика работы с картой Данные карты эксперт выдает учителю и учащимся (сразу по окончании урока или после всех уроков в этот день). Учитель и учащиеся заполняют карту эффективности урока. Образцом для проверки служит заполненная карта учителя. Ученик оценивается так: "5" -текст учащегося соответствует тексту учителя на %; "4" - текст учащегося близок к тексту учителя на %; "3" - работа выполнена скорее хорошо, чем плохо %; "2" - в работе имеются лишь отдельные сведения %; "1" - практически в работе лишь обозначена тема урока и отдельные записи %; "0" - нечего не написано. Затем вычисляется коэффициент эффективности данного урока. Если он соответствует %, то урок отличный; % - урок хороший; ниже 65 % - урок удовлетворительный.