ГАОУ «Агинский ИПК работников социальной сферы» Г.Ц. Болотова 15 ноября 2011года Механизмы формирования универсальных учебных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» Тамбов 2010 года Механизмы формирования универсальных учебных действий в системе начального.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Транксрипт:

ГАОУ «Агинский ИПК работников социальной сферы» Г.Ц. Болотова 15 ноября 2011года Механизмы формирования универсальных учебных действий

Как формировать УУД? Как научить этому педагогов на всех ступенях обучения? Ключевые изменения в ФГОС2: «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель и основной результат образования»

изменение общей парадигмы образования Усвоение ЗУН Умение учиться Учение как процесс образования и порождения смыслов «Изолированное» от жизни СО Новое (деятельностное) содержание учебных предметов Изменение содержания образования и способов его организации Включение предметного СО в контекст решения значимых жизненных задач Стихийность УД Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования Индивидуальная форма усвоения знаний Учебное сотрудничество

Ключевые технологии достижения нового образовательного результата Критериальная оценка образовательной Де учащихся; Система формирования УУД; Деятельностно-ориентированный (компетентностный) подход в образовании

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование); действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностное отношение к проблеме Выразите свое отношение к вопросу притязаний отдельных государств на территорию Антарктиды? Выразите свое отношение к вопросу миграции жителей развивающихся стран в Европу? Каковы положительные и отрицательные стороны подобных миграций? Можно ли и нужно ли их контролировать ?

Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения Потребность как общая направленность активности учащегося, обусловленная принятием «значений», «смыслов», опредмечивается в мотиве. Соотнесение М и Ц Уд определяет подлинный смысл уч. Характеристики М содержательныединамические Направленность на СО УД или на компоненты Устойчивость Личностная значимостьСтепень удов-ти Ведущий М и подчиненный Степень действенности Позитивная, негативная Уровень осознанияБыстрота возникновения Внутренний или внешнийСила, интенсивность, выраженность

Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения Типы мотивации: Мотивация достижения (ориентация на успех) Мотивация избегания неудачи Составляющие мотивационной системы: 1.Учебные и познавательные (на освоение новых знаний и способов действий); 2.Социальные (долг и отв., стремление к одобрению), мотив социального сотрудничества, мотивы с/р, с/обр; 3.Внешние: матер.возн., стремление к стабильности, престижные и статусные мотивы, мотивы избегания неудач.

Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения Стадии развития мотивации: 1.Освоение уч-ся отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация. 2.Объединение учебных действий в целостный акт Уде, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. 3.Система Уде, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В.В. Давыдов) Рекомендации по развитию М. Уде: o ч/з отбор и стр-е учебного содержания; организацию ООД и уч. сотр-во; o Раскрыть личностный смысл; o Специально организованная рефлексия отн-я к учению; o Не исп-ть чрезмерную стимуляцию позн. потребности с помощью обильной наглядности, муз. и худ. оформления; o Опт. способ_пересмотр СО и его представление в виде системы теоретических понятий

Регулятивные действия Развитие способности к регуляции своей Де: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Развитие регулятивных способностей – ключевая компетентность Л Обр. система США: Способность справляться с жизненными задачами; Планировать цели и пути их достижения, устанавливать приоритеты; Контролировать свое время и управлять им; решать задачи; Принимать решения; Вести переговоры

Формирование способности Л к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе (порождение личностного смысла и мотивации учения) Новый тип саморегуляции Л-целевая регуляция, включающая отдаленные жизненные планы, с которыми соотносятся конкретные цели (Л.С. Выготский, 1983) Показатели сформированности способности к целеполаганию: 1.кол-во Ц для каждой из сфер жизнеДе. 2.содержание Ц. 3.конкретность Ц. 4.временная перспектива 5.степень активности S в достижении Ц. Активные цели; цели-желания.

Развитие регуляции УД Компоненты функциональной структуры системы с\регуляции: Цели Де; Модели значимых условий; Программы исполнительских действий; Критерии успешности; Оценка и коррекция результатов. Регуляторный опыт: -Ценностный опыт; -Опыт рефлексии; -Опыт привычной активизации (подготовка, адаптивная готовность, ориентированная на определенные условия работы, усилия и уровень достижений); - Операциональный опыт(общетрудовые, учебные З.У, опыт с\рег); - Опыт сотрудничества в совместном решении задач. Произвольная с/регуляция - осознанное управление своим поведением и Де, направленной на достижение поставленных Ц, спос-ть преодолевать трудности и препятствия. --с/регуляция эмоциональных и функ-х состояний.

Регулятивные действия Развитие с/регуляции Формирование личностных качеств: самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость, устойчивость в отношении воздействия среды, Развитие с/регуляции Формирование«ядерного» качества Л как самоэффективность – убеждение Л в способности человека успешно реализовать поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Способность к саморегуляции и самоконтролю в качестве объекта предполагает Пл, Контроль, Коррекцию в Де. Самоорганизация: Ц, анализ ситуации, Пл., с/к, коррекция, волевые усилия. Успешность обучения степень интегрированности компонентов с/организации. Ц (типы) постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести) принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор способа действий, К и Оц его выполнения)

Регулятивные действия Контроль : контроль поведения и Де (контроль действий) – обнаружение отклонений от эталонного образца и внесение корректив в действие; Характеристики К: мера самостоятельности ученика, автоматизированность, направленность на результат или способ действия, критерии К, время осуществления К.; Коррекция действий – изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени (тайм-менеджмент). Оценка –определение правильности системы действий формирование адекватных критериев оценки уч-ся своей Де ( степень самостоятельности, мера усвоения, обобщенность, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения – П.Я. Гальперин, 1965 ) Развитие действия ОЦ основа развития рефлексии. В культурно-историческом деятельностном подходе рефлексия рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, как способ познания, т.е.осознание учеником оснований способов действий, реализуемых в УД. Во-вторых, как способ развития, т.е. особый способ организации коммуникативного вз/действия в процессе УД, выступающего в качестве условия присвоения учащимися учебного содержания (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Регулятивные действия Контроль : контроль поведения и Де (контроль действий) – обнаружение отклонений от эталонного образца и внесение корректив в действие; Характеристики К: мера самостоятельности ученика, автоматизированность, направленность на результат или способ действия, критерии К, время осуществления К.; Коррекция действий – изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени (тайм-менеджмент). Оценка –определение правильности системы действий формирование адекватных критериев оценки уч-ся своей Де ( степень самостоятельности, мера усвоения, обобщенность, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения – П.Я. Гальперин, 1965 ) Развитие действия ОЦ основа развития рефлексии. В культурно-историческом деятельностном подходе рефлексия рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, как способ познания, т.е.осознание учеником оснований способов действий, реализуемых в УД. Во-вторых, как способ развития, т.е. особый способ организации коммуникативного вз/действия в процессе УД, выступающего в качестве условия присвоения учащимися учебного содержания (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) контроль эмоций (саморегуляция эмоциональных состояний) ; когнитивный контроль.

Регулятивные действия Вы планируете посетить Филиппинские острова. Чем они привлекательны для туриста? В какое время года туда лучше поехать? Спрогнозируйте возможные риски.

Регулятивные действия Ученику предлагается проверить текст, содержащий различные виды ошибок. 1.50% детей пропускают 2-3 ошибки смысловые, 30%-4-5 ошибок. 2. Предлагается алгоритм поиска ошибок: Прочитай I предложение; Проверь: -Нет ли смысловой ошибки; -Есть ли пропущенные слова; -Предложение начинается с заглавной буквы; и т.д Прочитай I слово: -Есть ли пропуски букв; -Есть ли замена 1 буквы на другую; -Слово пишется слитно, или есть разрывы; Переходи ко 2 слову ….

Познавательные УУД. Общеучебные, знаково-символические Сам. выделение и формулирование познавательной Ц; Поиск и выделение необх.инф. Инф. поиск Знаково-симв.действия: моделирование и преобразование модели, структурирование; Строить речевое высказывание в устной и письм.форме; Выбор эфф. способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; К и оц. процесса и результатов; Смысловое чтение; Извлечение необх.инф; и т.д

знаково-символические изменение модели с целью выявления общих законов Как может измениться климат европейской части Евразии при интенсивном таянии полярных льдов и ледников Гренландии? Какие природные зоны, отсутствующие в настоящее время в Австралии, могут там появиться в далеком будущем (30 млн.лет), если за единственный фактор, приводящий к изменению природы континента, принять движение литосферной плиты? Найди правильную схему к каждой задаче. (УЗ на установление логической модели на соотношение данных и неизвестного. Установление соотношения схемы и типа задачи – общий способ решения задач (м,ф,х))

Познавательные УУД. Логические УУД. анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований, критериев для сравнения, сериации, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные УУД Коммуникативная Де и общение-взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина, 1986). Содержательное ядро в развитии К. Де - способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. К.К – умение ставить и решать многообразные К.задачи, спос-ть устанавливать и подд.необходимые контакты; владение нормами и техникой общения и т.д. Ключевые К. умения: 1) общение и взаимодействие; 2) работа в группе т.е. совм. Де

Коммуникативные УУД 1. общение и вз\е с партнерами по совм.Де-это умение: -слушать и слышать друг друга; -выражать свои мысли, исп-ть речевые ср-ва для дискуссии и аргументации своей позиции; -представлять СО и сообщать его в письменной и устной форме; -спрашивать; -вступать в диалог, участвовать в обсуждении, владеть монол. и диал. Речью. 2. способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия : -понимание возм-ти различных т. зр., не совп. с собственной; -готовность к обсуждению разных т.зр. и выработке общей позиции; -умение уст-ть и сравнивать разные т.зр, прежде чем принимать решение и делать выбор; -умение арг-ть свою т.зр., спорить и отстаивать свою позицию.

Коммуникативные УУД 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: -опр-е Ц и функций участников, способов вз/я; -планирование общих способов работы; -обмен знаниями м/у членами группы для принятия эфф.совм. решений; -спос-ть брать на себя инициативу в орг.совместного действия; (деловое лидерство) -сп-ть с помощью вопросов добывать недост.инф. (позн. иниц-ть); -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -упр-е поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнена, умение убеждать.

Коммуникативные УУД 4.Работа в группе: -уст-ть рабочие отн-я, эфф-но сотр-ть и спос-ть продуктивной кооперации; -Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное вз/е со сверстниками и взр.; --обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе; --переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий. 5. Следование морально-этическим и пс. принципам общения и сотрудничества- -это уважительное отн-е к партненрам; -адекватное м/л восприятие; -готовность реагировать на нужды других, помощь и эмоц. поддержка партнеров, эмпатия. 6. Речевые действия - исп-е языковых ср-в; -речевое отбражение учеником совершаемых действий в форме социализированной речи, внутреннего говорения (этап интериоризации )

Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?

Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к УД, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания ( актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - волевая саморегуляция (Р). УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся должны: 1) Восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - волевая саморегуляция (Р); - синтез, сравнение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково- символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); -формулирование и аргументация своего мнения; - учет разных мнений (К); УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Краткое описание этапов урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - планирование, прогнозирование (Р); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К) УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Перечень УУД, выполняемых учащимися отдельных этапах «Сила трения». ФИЗИКА 7 класс Установить, есть ли связь между силой трения скольжения и силой нормального давления Задание группам: «Перечислите требования, которым будет отвечать хорошо сформулированная гипотеза. Предложите способ проверки формулировки гипотез на соответствие этим требованиям». Требования: Соответствие фактам Проверяемость Возможная простота Непротиворечивость. выдвигать и проверять гипотезу; планировать и проводить эксперимент 1.Обсуждение известных данных. 2.Формулирование возможных вариантов решения проблемы (выдвижение предположений). 3. Соотнесение каждого предположения (гипотезы) с требованиями и формулирование общей для группы гипотезы. УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

«Сила трения». ФИЗИКА 7 класс Перечень УУД, выполняемых учащимися отдельных этапах 2. Задание группам: Перечислите требования к плану проведения эксперимента. Предложите способ проверки соответствия плана этим требованиям. Критерии оценки плана проведения эксперимента: определен полный состав действий по достижению желаемых результатов; четко определены требования к результатам действий; определены связи между действиями; определена продолжительность каждого действия; обоснована общая продолжительность каждого действия; план рационально детализирован; реалистичность по ресурсному обеспечению и срокам реализации. 1.Определить цель эксперимента. 2.Определить форму представления результатов эксперимента 3. Подобрать оборудование для проведения эксперимента. 4.. Определить цену деления приборов. 5. Определить погрешность измерения. 6. Провести измерения F тр и N 7. Заполнить форму представления результатов. 8. Проанализировать результаты эксперимента. УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

физика Перечень УУД, выполняемых учащимися отдельных этапах исследовать дома бытовые приборы, узнать их мощность и составить рекомендации для безопасного их применения; написать сказку, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении; Отрывок из литературных произведения: - определите физические явления, о которых идёт речь; - укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их; -как будут протекать явления, если условия изменить и др. Создать физический словарь УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения образовательных целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 4) владение самоконтролем, самооценкой, способность к принятию решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. произвольная саморегуляция – осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия. Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость (иммунитет) и устойчивость в отношении воздействия среды.