АСОЦИАЛЬНОГО АСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛАКТИКА ПРОФИЛАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОДРОСТКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Advertisements

Классного руководителя классного руководителя Работа Работа с детьми и их семьями требующими особого внимания с детьми и их семьями требующими особого.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. Причины и способы преодоления.
Дети, находящиеся в особо трудных жизненных обстоятельствах. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, оказавшиеся в социально опасных условиях.
Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям» Из опыта работы классных руководителей Платоновой Е.В. и Тетериной С.Г. МОУ СОШ.
асоциального асоциального Профилактика Профилактика поведения поведения подростков подростков.
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности.
Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ. Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Причины и способы преодоления.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
асоциального асоциального Профилактика Профилактика поведения поведения подростков подростков.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ Автор: Заместитель директора по ВР Нилова И. С.
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
асоциального асоциального Профилактика Профилактика поведения поведения подростков подростков.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
МОУ «Нискасинская СОШ» Воспитательная деятельность с учащимися.
Транксрипт:

АСОЦИАЛЬНОГО АСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛАКТИКА ПРОФИЛАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОДРОСТКОВ

Выдержка из Российского Закона об образовании: «…содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений» Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребёнке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребён к а: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдаёт той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребёнка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одарённость ОтклоненияОтклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врождёнными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределённость социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путём анализа совершённых действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребёнка, имея характер изменённой воспитательной деятельности Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребёнка, имея характер изменённой воспитательной деятельности При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

При начале асоциального поведения (второй этап) характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьёй и малой группой. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьёй и малой группой. Помощь ребёнку имеет характер коррекционной деятельности. Её цель разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении. Помощь ребёнку имеет характер коррекционной деятельности. Её цель разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам: - личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее её собственным ценностям и установкам, - наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведёт к конфликту. Отношение личности к общественным нормам: - личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее её собственным ценностям и установкам, - наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведёт к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Четвёртый этап устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно- воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем. Пятый этап устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжёлыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы- вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо- приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное. Пятый этап устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжёлыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы- вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо- приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

ДЕВИАЦИИ Девиантное поведение Делинквентное поведение Криминальное поведение Девиантное поведение один из видов отклоня- ющегося поведения, свя- занный с нарушением со- ответствующих возрасту социальных норм и пра- вил поведения, характер- ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учёбы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва- ются в определённый устой- чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за огра- ниченной общественной опас- ности или недостижения ре- бёнком возраста, с которого начинается уголовная ответст- венность. Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ- ственности служит основа- нием для возбуждения уголовного дела и ква- лифицируется по опреде- лённым статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: они дезорганизуют систему, подрывают её основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе? преобладанием биологических инстинктов генетическими особенностями региональными факторами психофизиологическими особенностями социальной средой психофизиологическими особенностями генетическими особенностями Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для чётко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно- биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками её темперамента.

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения. 1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причём, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесённое насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощённая наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: 1) семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение; 2) семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия; 3) семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребёнка, а мать отвечает за воспитание ребёнка; 4) семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребёнку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм; чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своём поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Социальный портрет подростка В свободное от уроков время подростки любят: проводить время с друзьями на улице – 52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Мы можем ещё раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. В свободное от уроков время подростки любят: проводить время с друзьями на улице – 52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Мы можем ещё раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики 65%, девочки 40%). По видам насилия: избиение 10%; издевательства, оскорбление 28%; вымогательство денег и вещей 5; другим видам насилия 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия одноклассники; для 20% взрослые, для 3% подростков основной источник насилия родители, а для 5% учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% - родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесённую обиду 46%, склонны сами совершить насилие 3%, способны уйти из дома 5,5%, могли бы совершить преступление 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики 65%, девочки 40%). По видам насилия: избиение 10%; издевательства, оскорбление 28%; вымогательство денег и вещей 5; другим видам насилия 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия одноклассники; для 20% взрослые, для 3% подростков основной источник насилия родители, а для 5% учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% - родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесённую обиду 46%, склонны сами совершить насилие 3%, способны уйти из дома 5,5%, могли бы совершить преступление 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.

Разновидности асоциального поведения: детский алкоголизм наркомания токсикомания беспризорность безнадзорность проституция Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины - подростки. водвод осоосо Особенности детского алкоголизма: - быстрое привыкание к спиртным напиткам; - злокачественное течение болезни; - принятие больших доз; - низкая эффективность лечения. Причины: - неблагополучие семьи; - позитивная реклама в СМИ; - незанятость свободного времени; - отсутствие знаний о последствиях; - самоутверждение; - уход от окружающих проблем.

вредноне вредно, если в меру вреда нет Курение 78%16%3% Наркотики 79%4%1% Алкоголь 75%16%6% 12% не знают о влиянии наркотиков на организм Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному. Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Типы профилактических мероприятий: - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; - устраняющие подобные обстоятельства; - контролирующие проводимую работу и её эффективность. Типы профилактических мероприятий: - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; - устраняющие подобные обстоятельства; - контролирующие проводимую работу и её эффективность. Подходы: - информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); - социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); - медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); - социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением). Подходы: - информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); - социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); - медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); - социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ: комиссия по делам несовершеннолетних подразделения органов внутренних дел органы опеки и попечительства органы управления образованием образовательные учреждения специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной защиты учреждения труда и занятости населения учреждения по делам молодёжи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации

Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико- гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.