Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании литературы в старших классах. Методическая концепция учебников под ред. А.Н.Архангельского и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая концепция учебников классов под ред. А. Н. Архангельского и В. В. Агеносова Структура учебников Примеры структурно-содержательных.
Advertisements

ЕГЭ по русскому языку в условиях перехода на ФГОС : взгляд учителя - практика Дощинский Р. А., Председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы.
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Актуальные проблемы профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы Тралкова Наталья Борисовна – методист-филолог, доцент кафедры информационных.
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ФГОС.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Организация учебной деятельности по достижению планируемых результатов ФГОС ООО средствами УМК «Сфера.Биология» Ушакова О.Б. методист МБОУ ДЛО ЦПК «Центр.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Транксрипт:

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании литературы в старших классах. Методическая концепция учебников под ред. А.Н.Архангельского и В.В.Агеносова Тралкова Наталья Борисовна – Специальность - филолог, методист Должность - доцент кафедры информационных технологий и образовательной среды, начальник отдела ИКТ-поддержки методической службы ГМЦ МИОО, автор программ, учебников и пособий по литературе, автор проекта Городской детско-взрослой читательской конференции «Современная литература и Я-читатель»

План вебинара Основания для введения ФГОС Понятие деятельностного подхода Образовательная среда школы с т.з. ФГОС Методическая концепция учебников 10_11 класса под ред. А.Н.Архангельского и В.В.Агеносова Структура учебников Примеры структурно-содержательных компонентов методического аппарата учебника ИКТ-поддержка преподавания литературы в школе. ИКТ-компетентность учителя литературы. Сетевое взаимодействие учителей и учащихся способ развития интереса к чтению

Основы введения ФГОС Переход от модели «контроля знаний» к модели «обеспечения качества» планируемых результатов

Образовательная среда школы Образовательная среда - совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. ДеятельностьДеятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003)

Деятельностный подход (к изучению психики) 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная Фихте, Гегелем и К. Марксом категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики); 2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев).

Основные принципы деятельностного подхода развития и историзма; предметности; активности; интериоризации экстериоризации как механизмов усвоения общественно- исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Алексей Николаевич Леонтьев 1903 – 1979 «Деятельность. Сознание. Личность»

«...формирование и развитие отдельных психических процессов происходят не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием ее психологического строения, ее направленности и побуждающих ее мотивов». А.Н.Леонтьев Ведущий тип деятельности Личностный смысл

Системно-деятельностный подход в обучении 1 операции система операций 2 действия способы деятельности 3 освоенная деятельность деятельность «со знанием дела» По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

ФГОС: Нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности Из истории науки: «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн),образ потребного будущего «системообразующий результат» (П.К. Анохин), «системообразующий результат» «результат как мотив и ценность деятельности» (А.Н. Леонтьев).результат как мотив и ценность деятельности

Методологическая основа стандартастандарта Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Хуторской А.В., д.п.н., член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва Доклад на XII-й Всероссийской научно-практической конференции «Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход» (Москва, 27 – 30 марта 2012 года) 1) ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически), 2) создаёт в результате свой личный образовательный продукт; 3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом; 4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения; 5) процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов. Программные произведения Цветные стрелки и зеленый комментарий добавлены мною - НБТ Читательское представление о мире ХП и вывод Литературная критика, статьи учебника Система ценностей

Современный урок САМ УЧУСЬ СОЗДАЮ УСЛОВИЯ, НАПРАВЛЯЮ

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании литературы в старшей школе Личностные результаты обучения (нравственные основы деятельности) Метапредметные результаты обучения (УУД) Предметные результаты обучения ФГОС средней (полной) школы: Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию (…)

Предметные результаты – базовый уровень – «Русский язык и литература» 1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко- культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Предметные результаты – углубленный уровень – «Русский язык и литература» 1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; 2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; 3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; 6) владение различными приёмами редактирования текстов; 7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности; 8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; 9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; 10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; 11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико- литературного характера; 12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); 13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.

Линия УМК "Литература. 10–11 классы" А. Н. Архангельского, В. В. Агеносова и др. Тралкова Н.Б. Самоучитель для школьников

Методическая концепция учебников Расширение спектра процессуальных читательских умений школьников обеспечивается: «Фокусным» повторением в начале учебного года изученного в основной школе курса литературы Рассредоточенным повторением изученного ранее и изучаемого в течение учебного года Ранжированием вопросов и заданий «от простого к сложному»

Методическая концепция учебников Систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения (система читательской деятельности) обеспечивается: Системой работы с учебником литературы как речевым произведением квалифицированных культурных читателей – литературоведов, методистов, литературных критиков. Системой семинаров с дифференцированными темами для базового и профильного уровня обучения. Системой сочинений с дифференцированными темами для базового и профильного уровня обучения.

Методическая концепция учебников Развитие читательской самостоятельности обеспечивается: Системой вопросов и заданий как внутри учебных статей, так и после монографических тем. Системой проектной (базовый уровень обучения) и исследовательской (профильный уровень обучения) деятельности. Системой работы с цифровыми образовательными ресурсами, цифровыми инструментами, сайтами писателей, электронными словарями, библиотеками и другими Интернет-ресурсами.

Методическая концепция учебников Развитие читательской культуры в контекстуальном поле мировой культуры и диалога языков искусств обеспечивается: Системой вопросов и заданий на установление – исторических, литературных, смысловых связей произведений, – взаимовлияний литератур и творческих заимствований авторов. Интерпретацией идей в различных языках искусств (изобразительное искусство, кино, театр, музыка). Отдельными темами семинаров. Отдельными проектными и исследовательскими заданиями. Системой работы с сайтами литературных музеев.

Структура методического аппарата учебников Базовым компонентом являются вопросы и задания, ранжированные по степени сложности: простой, усложненный, сложный; ранжированные по уровню сложности: базовый, профильный; дифференцированные по месту в учебном пространстве учебника литературы: внутри учебных статьей, после монографических блоков; дифференцированные по целевым задачам (частные и обобщающие).

Структура методического аппарата учебников Статьи Литературная критика Вопросы и задания (ранжированные) Лаборатория читателя Семинар Сочинение Проект Исследование Литературная дискуссия Термины (словарь) Литература к каждой главе Интернет-ресурсы

Отдельные примеры вопросов и заданий в тексте статьи учебника. 11 класс (И.А.Бунин) (…) Здесь, на последних страницах рассказа, углубляется до символического название парохода (Атлантида мифический огромный остров к западу от Гибралтара, из-за землетрясения опустившийся на дно океана). Возрастает частотность образов-символов: это образы бушующего океана; «бесчисленных огненных глаз» корабля; «громадного, как утес», Дьявола; похожего на языческого идола капитана. Каковы, на ваш взгляд, символические значения следующих деталей финальной сцены: «гудевший, как погребальная месса», океан; «траурные от серебряной пены» горы волн; «широкогорлые трубы», «яростные взвизгивания сирены»; «громады котлов» и «адские топки» в «подводной утробе» корабля? Предметная детализация в рассказе И.Бунина. Предметная детализация, или, как называл эту сторо­ну писательской техники сам Бунин, внешняя изобра­ зительность, одна из самых сильных сторон его мастерства. Эту грань таланта Бунина еще на заре его писательского пути заметил и оценил А. П. Чехов, под­черкнувший густоту бунинского живописания словом, плотность воссоздаваемых пластических картин. Вот лишь один пример из описания тех развлечений, которым предаются на «Атлантиде» богатые пассажиры: «...до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по па­лубам... или играть в...» Здесь намеренно пропущено название игры, приведенное в бунинском тексте. Сумеете ли вы вспомнить это название и в общих чертах объяснить характер игры? Казалось бы, существенно ли точное знание игр, популярных у пожилых американцев, находящихся на отдыхе? Не довольно ли обобщенно-расплывчатого «подвижные игры» или совсем уж невнятного «какие-то игры»? Для Бунина абсолютная точность подробностей азы писательского ремесла. (…)

Отдельные примеры вопросов и заданий после монографической темы ЛАБОРАТОРИЯ ЧИТАТЕЛЯ Краткое творческое изложение учебной статьи (индивидуальная работа). Конспектирование литературоведческой статьи (опорный конспект). Далее следуют инструкции для ученика БЕСЕДА Объясните, почему столь подробно описаны в рассказе рас­порядок жизни на пароходе, содержание туристских «развлечений» путешественников. ** В чем стилевая уникальность бунинского использования деталей? Приведите соответствующие примеры. СЕМИНАР Созвучие: творчество русских лириков XIX века и бунинский художе­ственный мир. ** «Дворянское гнездо» в изображении И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина. ** - повышенный уровень сложности

ПРОЕКТ Историко-культурный комментарий к рассказу И.Бунина «Чистый понедельник». Далее комментарий к выполнению работы ИССЛЕДОВАНИЕ Лиризм прозы Бунина. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДИСКУССИЯ Что такое любовь: «солнечный удар», «легкое дыхание», «темные аллеи»...? Рекомендуемая литература Мемуарная и биографическая литература Бабореко А. И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). 2-е изд. М., Кузнецова Г. Грасский дневник. М., Муромцева-Бунина В. Жизнь Бунина. Беседы с па­мятью. М., Критические статьи и литературоведческие исследования Айхенвалъд Ю. Иван Бунин // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 2-е изд. М., Мальцев Ю. Иван Бунин – М., Колобаева Л. Проза И.А.Бунина. М., Михайлова М. От прекрасного к вечному. Эволюция творческих принципов И.А.Бунина. Орел, 2008.

Линия УМК "Литература. 10–11 классы" А. Н. Архангельского, В. В. Агеносова и др.

ФГОС: Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – это: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы ; совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: – компьютеры, – иное ИКТ оборудование, – коммуникационные каналы, – систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. ИКТ-поддержка УВП, взаимодействие, мониторинг, работа и с информацией и пр.

ИКТ-компетентность учителя Иметь представление о типах, видах ИКТ, способах работы Использование готовых ЦОР Самостоятельное создание ЦОР Владение приемами сбора, обработки, хранения и передачи информации Знание закономерностей применения ИКТ на разных этапах УВП Использование ИКТ для мониторинга и контроля результатов обучения Применение ИКТ для управления УВП по предмету Умение использовать ИКТ для НОТ

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые образовательные ресурсы ХрноЛайнер Живая родословная

Хронолайнер

Hot Potatoes АЛГОРИТМ КРОССВОРД ПРОПУСКИ ПЕРЕТАСКИВАНИЕ ТЕСТ

Концептуальные схемы Концептуа́льная схе́ма система взаимосвязанных по определенным правилам понятий и концепций.системапонятийконцепций ОбъектОбъект (процесс, явление) познаваемы человеком постольку, поскольку человек имеет дело с этими объектами, пытаясь решить какие-то задачи или проблемы.процессявлениезадачипроблемы Иными словами, степень глубины и предмет познания прямо зависят от того, как человек собирается использовать изучаемый объект в своей практической деятельности.практической деятельности Следовательно, помимо собственно объекта имеется субъект и стоящая перед ним практически значимая задача. Именно она формирует точку зрения человека на объект.точку зрения При воспроизведении этой точки зрения в явном виде выстраивается концептуальная схема система взаимосвязанных понятий, необходимая и достаточная для описания требуемого аспекта объекта.аспекта

Дидактические инструменты новой школы От традиционного задания - к заданию в соответствии с ФГОС Тренинг: Прежде чем открыть шторку, придумайте следующий шаг в задании, чтобы оно отвечало требованиям ФГОС: Учебная ситуация диалог-полилог Учебное задание директива 1. Вы художники-оформители. Вам поручено подготовить эскизы оформления зала к серии творческих вечеров поэтов символистов, акмеистов, футуристов. 1. Напишите сочинение (ознакомьтесь с готовым сочинением) по литературе на тему … 2. Обоснуйте свою концепцию оформления зала. 2. Проверьте и оцените работу в соответствии с критериями (учителя, ГИА, ЕГЭ). 3. Составьте список источников информации. 3. Отредактируйте текст самостоятельно (подготовьте рекомендации к устранению … ошибок) 4. Подготовьте буклет (презентацию, видео) к защите на конкурсе проектов. 4. Сформулируйте темы сочинения, близкие по смыслу данной.

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании литературы в старших классах. Методическая концепция учебников под ред. А.Н.Архангельского и В.В.Агеносова Тралкова Наталья Борисовна – Специальность - филолог, методист Должность - доцент кафедры информационных технологий и образовательной среды, начальник отдела ИКТ-поддержки методической службы ГМЦ МИОО, автор программ, учебников и пособий по литературе, автор проекта Городской детско-взрослой читательской конференции «Современная литература и Я-читатель»