«От Ромула до наших дней» ( из истории искусства спора ) Маркова Ольга, ученица 9 класса МОУ Полянская основная общеобразовательная школа, 2007 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Искусство ведения спора» «Искусство ведения спора» Табакова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему. Дискуссия - спор, обсуждение какого - либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
ЛОБАЧЕВА А.Ю. ЮМ 02/16 Искусство спорить. «Самое трудное в споре не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Под.
Именно во время спора иногда рождается истина, приходят в голову нужные решения. Сколько людей, столько и точек зрения. А где есть две уверенные в себе.
Дискуссия. Основы организации дискуссии. Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков)
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Тема I.Предмет логики и теории аргументации 1. Логика и предмет её изучения. 2. История логики. 3. Язык и мышление 4. Роль и значение науки о мышлении.
«Искусство быть услышанным» Автор: Даншина Виктория Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы.
Софисты
Дискуссия (от лат.discussio-рассмотрение, исследование)
Урок русского языка 8 класс Рассуждение на дискуссионную тему: «Как правильно вести полемику?» Презентация посвящена подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению.
Сократ Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Родился: 469 г.
Сочинение-рассуждение Урок русского языка в 6 классе.
РИТОРИКА 1.1. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЕ РОДЫ И ВИДЫ 1.2.АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 1.3. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ 1.4. СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ 1.5. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ РЕЧЬ.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Презентация (логопедия) по теме: Презентация "Культура речи и средства эффективного общения"
Поскольку общий принцип обоснования индукции так и не был найден, на смену индуктивной модели к 1930-м гг. пришла гипотетико-дедуктивная модель. Эта модель.
Формы деятельности классного руководителя по духовно- нравственному направлению воспитательной работы Стрельникова Т. Н.,
Программа элективного курса по русскому языку «Речевой этикет» Программа разработана Л. В. Ковалевской, учителем русского языка и литературы МОУ Екатерининской.
Транксрипт:

«От Ромула до наших дней» ( из истории искусства спора ) Маркова Ольга, ученица 9 класса МОУ Полянская основная общеобразовательная школа, 2007 год

Цель работы: Познакомиться с историей возникновения и развития спора.

Античный спор Античные мыслители установили, что спор играет важную роль для выяснения истины. Древнегреческие учёные выделяли разные виды спора, разграничивали диалектические беседы и софистические споры. Софистическая беседа

Эристика Эристика – искусство ведения спора, при котором используются любые приёмы, рассчитанные на то, чтобы победить противника. «Один и тот же довод будет софистическим и эвристическим: эвристический – ради мнимой победы, софистический – ради мнимой мудрости». Аристотель

Софистика Софистика – искусство ведения спора, при котором главное – отстоять свою правоту, активно возражать против иной точки зрения, при этом активно применяются различного рода словесные и логические уловки.

Протагор Мастер публичного диспута, родоначальник софистики Протагор

Сократ «Истина рождается в споре» «Он отличался твёрдостью убеждений и приверженностью к демократии, достоинством и независимостью». Диоген Лаэртский Сократ

Спор в Афинах Афины – крупный экономический, политический и культурный центр Древней Греции. Народное собрание в Афинах

Спор в Афинах Чтобы добиться успеха, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. В Афинах начала разрабатываться теория публичного спора, появились научные трактаты о споре.

Спор в Индии Развитие логики и философии в Индии способствовало широкому развитию различного рода дискуссий и диспутов. Колесо жизни, или круг перерождений

Спор в Индии Традиция индийского спора – серьёзное и вдумчивое отношение к взглядам и идеям противника, внимание к аргументации, которую взвешивали, оценивали, принимали или опровергали. Храм бога Солнца

«Индийское правило спора» «Прежде чем опровергать противника, нужно хорошо понять суть его позиции, удостовериться, что она правильно понята». В Древней Индии написаны научные трактаты по искусству спора: Гатама «Ньяя-сутра», Дхармакирти «Наставления о научных диспутах». Брахма, творец Вселенной

Средневековый спор Главным местом споров были средневековые университеты. В средневековых университетах проводились «диспутации о чём угодно», которые могли продолжаться до двух недель. Эти споры не имели цели разрешить спорные вопросы или выяснить истину, поэтому со временем себя изжили. Средневековый университет

Спор в России Спор – неотъемлемая часть духовной и общественно – политической жизни России XIX века. Предметом спора в этот период являлись проблемы национального самосознания, государственного устройства, философии, истории, литературы, искусства, этики, нравственности.

Спор в России Во второй половине XIX века распространены были споры о литературных произведениях, диспуты – защиты диссертаций Центрами споров в России считались Московский и Петербургский университеты. А.И.Герцен В.Г.Белинский

Выводы: История развития спора тесным образом связана с историей развития цивилизации. Умение вести спор во все времена считалось признаком передового человека. В истории человечества спор играл большую социальную и нравственную роль.

Литература Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи, -Современная риторика. - Ростов -на-Дону,1995 год Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. - М: Просвещение, 1986г. Павлова Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика. - М: Просвещение 1991г. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора.// «Вопросы философии» г. 3. //Практика административной работы в школе г. 5 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения, - М: Просвещение, 1989 г.