ПРОПОВЕДЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Презентация С.В.Санникова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
Advertisements

Семь значений Вечери Господней.. Иисус Христос установил заповедь Вечери в верхней горнице, где обычно собирались гости, в неведомом нам иерусалимском.
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Нагорная проповедь Занятие 16. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь.
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
СТОЙТЕ НЕКОЛЕБИМО С ГОСПОДОМ ВМЕСТЕ 1 послание Фессалоникийцам, 3:1-13.
КРАСИВАЯ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНА ПОДРАЖАНИЯ. ОБРАЗЫ ПАВЛА Защищая своё апостольство, Павел показывает Коринфянам истинное призвание лидеров в церкви. Для.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
МАЛЫЕ ГРУППЫ И БЛАГОВЕСТИЕ Какое место в малых группах отводится благовествованию?
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Урок 4, 25 октября, 2014 Памятный стих: Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1:22).
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
В чём смысл моей жизни? 3 3:1 Среди фарисеев был человек по имени Никодим, один из иудейских предводителей. 2 Однажды вечером Никодим пришёл к Иисусу.
ИСПРАВНОМУ КОМПАСУ НЕ СТРАШЕН ШТОРМ ». ИСПРАВНОМУ КОМПАСУ НЕ СТРАШЕН ШТОРМ (ИОНА 1:9-16) «ЖИЗНЕННЫЙ КОМПАС» «...Следуй за сердцем твоим и за тем, что.
Пастор А.Турецкий. Психологи говорят, что есть пять уровней отношений. Их легко выразить в том, как и о чем мы говорим с разными людьми. Первый уровень.
Транксрипт:

ПРОПОВЕДЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Презентация С.В.Санникова

ПРОПОВЕДЬ СЕГОДНЯ Занятие 1 Постановка проблемы. Что происходит с проповедью в славянской диаспоре сегодня? Она в кризисе, в упадке? или происходит подъем проповеди? или мертвая зыбь? Сравним проповедь в славянской диаспоре сегодня с проповедью в СССР. Что произошло? Стало лучше или хуже? В чем лучше и в чем хуже?

ПРОПОВЕДЬ СЕГОДНЯ Сравним проповедь в славянской диаспоре c англоязычной проповедью? Чем она отличается от нашей? Что в ней лучшего и что худшее? Сравним проповедь в славянской диаспоре сегодня с проповедью, которая должна быть здесь. Такая ли проповедь должна быть здесь? Если не такая, то в чем отличие?

УЧАСТИЕ ПРОПОВЕДНИКА Каково участие проповедника? Если он просто передает Слово Божье, как рупор, а остальное делает Господь, то можно ли рассматривать проповедь как труд?

«Это было в маленьком провинциальном городке России. Молодежь из области приехала на евангелизацию. В городском сквере, в воскресенье вечером они пели и играли на гитаре. Вскоре собрался народ, человек 30. Песни нравились. Люди просили – пойте еще… Примерно через час после импровизированного концерта приехавший с молодежью дьякон, брат Василий, вышел вперед, открыл Библию и стал проповедовать. Он говорил горячо и очень правильно, но через пол часа из 30 слушателей осталось не более десяти, да и те похоже ожидали, когда брат Коля с гитарой снова начнет петь. Закончив Слово призывом, на который никто не откликнулся, Василий уступил место гитаристу, и видя реакцию публики на свою проповедь сказал своему другу: «Ну что ж, я знаю, что Слово Божье тщетным не возвращается, поэтому я особо не переживаю. Мое дело засвидетельствовать – остальное сделает Господь»

УЧАСТИЕ ПРОПОВЕДНИКА »В чем правота оценки Василия и в чем его неправота? »Проанализируйте Ис «Слово Мое не возвращается тщетным».

УЧАСТИЕ ПРОПОВЕДНИКА Ис «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое».

УЧАСТИЕ ПРОПОВЕДНИКА »Речь идет о том, что воля Божья и пророчества Его выполнятся обязательно, но текст Ис никак не может оправдать нерадение проповедника. »Обетования Его и предсказания о будущем будут исполнены, независимо ни от чего. Но здесь нет обещания, что те, кто передают Его Слово, могут делать это как угодно, а Бог Сам исправит их и сделает Свое дело. Имеется ли в виду в этом тексте, что наша проповедь будет иметь результат только потому, что мы цитировали много текстов из Священного Писания? Каков прямой смысл этого отрывка?

Что он делает, когда стоит на кафедре?

В такой модели проповедник действует только как передатчик. Он извлекает небольшую порцию Слова Божьего (стих, главу или отдельную истину) и увеличивает ее до размеров 30 минутной проповеди, добавляя к чистому Слову Божьему иллюстрации, разъяснения, истории из жизни и т.д. Предполагается, что слушателям интереснее и понятнее «разжеванное» Слово, чем чистое. Проповедник истолковывает Слово в соответствии со своим богословием и умением, извлекает то, что ему кажется интересным из Писания, перестраивает эти идеи, перемалывает их, потом «заворачивает» в свою упаковку из более интересного материала, чем сам библейский текст и делает все так, чтобы выглядело поаппетитнее. Модель 1 Перенос записанного Слова Божьего из библейского текста к слушателю.

Но при таком подходе возникает вопрос – почему бы просто не читать Писание? Где гарантия, что проповедник истолкует его лучше слушателя? Зачем проповеднику тратить много времени на то, чтобы «упаковать» Слово Божье в свои мысли и разработки, чтобы потом слушатель старательно извлекал чистое Слово из текста проповеди? Модель 1 Перенос записанного Слова Божьего из библейского текста к слушателю.

Таким образом, если проповедь является просто разъяснением Священного Писания, то есть несет чисто информативную нагрузку передать Истину от Бога к слушателю, то вряд ли она может сделать это лучше, чем само Писание. Очевидно, роль проповедника иная и более широкая и когда Неемия читал Писание и присоединял толкование, то это было не просто разъяснение написанного, а нечто большее. Что? Модель 1 Перенос записанного Слова Божьего из библейского текста к слушателю.

В такой модели проповедник «извлекает» истину из библейского текста, формулирует то, что он хочет провозгласить, применяя эту библейскую истину к современному контексту, осмысливает что значит эта Истина здесь и сейчас, то есть, контекстуализирует ее. Тит.1.3 Бог «явил Свое Слово в проповеди». Слово должно не просто повториться, как оно было написано, а явиться, то есть оно должно быть заново открыто. Фактически, Слово дает жизнь именно при провозглашении. Бог говорит через проповедника сегодня! Модель 2. Проповедник в этом варианте действует как соработник у Бога.

1. услышать Слово из Библии, хотя там весь текст это Слово Божье, но оно должно стать Словом Божьим ко мне, сейчас. 2. контекстуализировать, то есть применить услышанное в моих конкретных условиях. Модель 2. Проповедник в этом варианте действует как соработник у Бога. В этой модели важны два момента:

Ис «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое …». Роль проповедника - выпекать хлеб. Хлеб не растет на деревьях. Земля не дает хлеб непосредственно. Бог дает жизнь семени, но роль пахаря взрыхлить почву, посеять семя, поливать, пожать, обмолотить, смолоть, замесить, испечь и подать на стол. Это и делает проповедник. Он соработник у Бога здесь и сейчас. Без участия Бога конечно весь труд напрасен, но Бог желает дать хлеб через Своего служителя. Роль проповедника

Если проповедь отделяется от служения она лишается силы! (Д.Браун с.68)

Групповое совместное богослужение это больше, чем просто определенная группа людей, собирающихся в определенном месте в определенное время. Это значит, что церковь как единое целое славит Бога. Это не отдельные пения, а единая песнь. Нужна единая тема. Это важнейшая часть библейской проповеди. Надо делать объединяющие темы для наших служений, а то звучит проповедь о том, что надо любить соседей, а пение со страстным призывом принять Христа.

ПРОПОВЕДЬ СЕГОДНЯ Занятие 2 УЧЕНИЕ О ПРОПОВЕДИ. Суть проповеди, виды проповеди и ее результаты Философ Эйб Мартин писал: «В публичной речи любитель говорит слова, профессионал передает мысли. Любитель просто хочет выразить идею из свой головы, тогда как профессионал хочет вложить идеи в наши головы».

УЧЕНИЕ О ПРОПОВЕДИ Почему важна проповедь как устная речь? Слово сказанное это не тоже самое что слово написанное. Письменная речь сильно отличается от устной. Главное отличие – есть передающий, возникает эмоциональный и духовный контакт. (Актер не может без зрителя, так и проповедник без слушателя). «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Рим Почему вера не может возникать прямо от Слова? В Новом Завете Слово – это почти всегда произнесенное Слово, а не записанное. Буква способна умертвить.

УЧЕНИЕ О ПРОПОВЕДИ Что должна делать проповедь? Приведите тексты, которые доказывают ваше мнение. –Возрождать людей (1Пет.1:23 и 25), вести к вере (Рим.10.15), спасать (1Кор.1.21) –Очищать (Ин.15.3) –Вести к полноте и христианской зрелости (2Тим.3:16-17). –направлять внимание на Бога и Его мудрость (1Кор.2.7)

ПРОПОВЕДЬ И НАУЧЕНИЕ Чем отличается проповедь от научения? –Цель научения такова: «вот, что вам надо знать; такой должна быть ваша вера» Оно информационно. Научение передает знания, помогающие нам возлюбить Господа всем разумением.

ПРОПОВЕДЬ И НАУЧЕНИЕ Чем отличается проповедь от научения? –Цель проповеди в следующем: «вот, что вы должны делать, так вы должны отреагировать на услышанную библейскую истину» Это главным образом служение побуждения, воодушевления и мотивации.

Научение помогает слушателям понять библейскую истину. Проповедь стремиться убедить слушателей, заставить их действовать в соответствии с библейской истиной. Проповедь помогает возлюбить Бога всем сердцем (самой сердцевиной человеческого естества), душею (действием) и крепостью (всеми силами души). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» Марк Проповедь всегда включает в себя и учение, т.е. разъяснение, но надо разделить проповедование (керигма) и учительство (дидаксалия). Должно быть время и для учительства и для проповеди, но не должно быть смешивания этих двух важнейших служений церкви.

Иисус был и проповедником (10 упоминаний) и учителем (49 упоминаний). В Мф.4.23 говориться о Его 3 служениях: учительском, проповедническом и социальном: «ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Пример Иисуса Нигде не осталась запись Его проповедей. Сказано только, что Он проповедовал покаяние и Царствие Боже (Мф.4.17, Лк ). Все, что толкователи называют Его проповедями – Нагорная проповедь и др. есть Его научение (Мф.5.2)

Как говорит Новый Завет о проповеди и научении? Дидаско ( dida/skw ) – учить давать инструкции, иногда переводиться как доктрина (учение). (90 раз в Н.З. Например, Мф.4:23; Мф.28:20 и др.) Хомилио ( o;mile/w ) – быть вместе, общаться. От этого слова произошло понятие гомилетика. Лк (разговаривали между собой), Деян (беседовал) Кериссо ( khru/ssw )– проповедовать или провозглашать. Но керигма – это не просто передача сообщения от Царя к народу, как делал это обычный глашатай. Керигма предполагает превращение слова в действие. Так проповедовал Иоанн Креститель. Он не просто лекции читал о Царстве Небесном. Он многими разными словами убеждал покаяться.

Как говорит Новый Завет о проповеди и научении? Ангелло ( agge/llw )- корень слов, связанных с объявлением (ангел – посланник). Кат-ангелло – ( katagge/llw ) проповедовать (Деян.4.2; 17.23) Ди-ангелло – ( diagge/llw ) благовествовать как провозглашать (Лк.9.60) Ан-ангелло – ( a'nagge/llw ) проповедовать как возвещать (Деян.20.27) Ев-ангеллисо ( eu'aggeli/zw ) – благовествовать (Деян.5.42) Мартирео ( marture/w ) – свидетельствовать, давать показания, говорить о том, что видел. В наше время martyr – мученик, мартиролог – книга мучеников (Деян.1:8).

Как говорит Новый Завет о проповеди и научении? По действию проповедь часто отождествляется с пророчеством, как возвещение Слова Божьего через человека. Пророчествовать – это говорить людям в назидание ( oi'kodomh/ - oikodome домостроительство), увещание ( para/klhsiv paraklesis), утешение ( paramuYi/a paramuthia) (1Кор.14.3). То есть, группа слов определяющая проповедь отличается от слов, обозначающих «учить».

Как определить – что такое проповедь? Каково ее главное назначение? Что она должна сделать?

Классическое определение – «изъяснение определенного текста Писания» (Дж.Альберт Бродус год) или: «проповедь – это зажигательная логика» (Мартин Ллойд-Джонс) или: «проповедь – слово Божие, переданное устами человека» (И.С.Проханов)

По Кемпбелу Моргану «проповедь – это истина, ясность и сострадание». По Моунсу – «проповедь – это средство, через которое Бог открывает Себя и дает человеку возможность ответить верой» По П.Форсайту «проповедь – это провозглашение Евангелия» По Норткатту «проповедь – это эффективное сообщение Божьей истины, содержащейся в Писании, человеком, призванным Богом свидетельствовать для Него о деле Спасения, с целью дарования людям вечной жизни через Иисуса Христа».

Но как тогда объяснить, что «мы говорим разъяснительные проповеди, придерживаясь текста Священного Писания, однако слушатели остаются безразличными и невосприимчивыми» (Алекс Мантойя. Пламенная проповедь. Славянское евангельское общество)

По Дональду Миллеру проповедовать – это стать участником события, когда Живой Спасающий Бог производит действие спасения при непосредственной встрече с людьми… Проповедь – это оживотворение Креста и Ворскресенья, когда Господь лично встречает людей, чтобы спасти или осудить их. по Джону Стотту проповедью Бог сейчас делает давнюю историю сегодняшней действительностью. Бог встречает людей посредством проповеди.

Прямое значение слова "проповедь" - законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своей целью: 1. призывать неверующих грешников к вере и покаянию, 2. назидать или утверждать верующих в вере и добродетели и 3. разъяснять учение Христа.

1. Это нечто, происходящее между людьми. Это опыт человеческого взаимодействия. 2. Проповедь это событие имеющее церковную природу. Она должна звучать в церкви, в собрании верующих, хотя слушатели могут быть и неверующие. Но церковность означает, что слушатели ожидают церковную информацию и проповедующий дает церковную или религиозную информацию. 3. Проповедь это монолог. Собрание слушает минут один голос. Дэвид Браун выделяет несколько признаков проповеди:

4. Проповедь это устное провозглашение. Проповедь не должна читаться 5. Проповедь это нечто, основанное на Библии и исходящее из библейских истин и библейского текста. 6. Проповедь это то, что меняет слушателей. Она должна быть либо побуждающей либо вдохновляющей. Дэвид Браун выделяет несколько признаков проповеди:

Петь красивые и привлекательные песни?

Но проповедь надо рассматривать как побуждающую речь, основанную на Слове и действии Духа. Проповедь должна убеждать, мотивировать, вдохновлять! Суть проповеди в том, что слушатель должен измениться под действием Слова и Духа. ИЗМЕНЯТЬ!!!

Традиционно считается, что люди библейски не образованы и кафедра – главное место, откуда передается библейская Истина. Тогда цель проповедника – предложить людям поразмышлять над текстом, чтобы они поняли Истину. Отсюда – греческий и богословие и мнение многих богословов. То есть – проповедь часто - получение знаний, или эмоциональной встряски.

Это не просто передача слов, мыслей и идей, но это инструмент, меняющий жизнь. Филлип Брукс «Большинство наших проповедей напоминает мне чтение лекций по медицине больным людям» В Иер 1.10 – «Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать». В Иер «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» То есть проповедь - это действие, а не размышление.

Какие есть типы проповедей? Тематическая. Джеймс Брага - «тематическая проповедь – это та, в которой основные части определяются темой, независимо от текста». Экспозиционная (изъяснительная), в которой проповедник старается объяснить все тонкости и смысл текста Писания. Она использует один текст или один законченный отрывок текста, но пытается объяснить все встречающиеся в этом отрывке богословские истины. Иногда говорят – текстовая проповедь. К ней примыкает Гомилия – беседа или последовательное изъяснение текста подряд. По случаю (на бракосочетание, на погребение и т.д.) как частный случай тематической.

Какие есть типы проповедей? Богословская – по сути это тематическая, но построенная по принципу систематического богословия, когда проповедник пытается объяснить один из основных богословских вопросов – например, Триединство Бога, человеческая природа, грех, освящение и т.д. При этом различные кусочки библейской информации соединяются воедино в попытке представить последовательную и внутренне непротиворечивую богословскую систему. Библейская – проповедь основанная на одной библейской истине, извлеченной из одного библейского текста (Д.Браун) В ней как правило используется один библейский текст (с параллельными подтверждениями), в то время как в богословской проповеди используется много библейских текстов-подтверждений.

Какой вид проповедей лучше? Почему? Сегодня главное обвинение – мы мол не говорим экзегетических, разъяснительных проповедей. Но действительно ли это ответ на наши трудности? Очевидно, каждый тип проповедей имеет право на жизнь.

От чего зависят результаты проповеди? От Духа Святого, Который вдохновляет проповедника От проповедника, который должен услышать и подчиниться голосу Духа Святого От слушателя, который должен испытать веяние Духа и согласиться с Его работой То есть, богодухновенность – это не только то, что содержится в тексте, это не только то, что переживает проповедник, но это и то, что происходит со слушателем.

ПРОПОВЕДЬ ВЧЕРА - Ошибки в содержании проповеди –Ошибки в построении проповеди –Ошибки в форме изложении проповеди Занятие 3 Типичные ошибки в проповеди.

Судя по опросам, у нас трудности и в том – что мы проповедуем, но не в смысле ереси или ошибочного содержания, а в смысле цели, подхода и построения, но все же главные наши ошибки в том – как мы проповедуем. Типичные ошибки в проповеди.

1. Чаще всего мы пытаемся проиллюстрировать библейскими текстами собственные мысли. Эта проповедь похожа на проповедь систематического богословия. Она выглядит как библейская, потому что пересыпана многими библейскими текстами. Но проповедь не исходит из текста, текст только иллюстрирует мысль или тему проповеди. Типичные ошибки в проповеди.

2. Другая ошибка – это проповедь нравоучения и морализации. Она тоже может быть пересыпана библейскими текстами, но от этого она не становиться библейской. Там много призывов – так надо делать, а так не надо делать, но люди не всегда воспринимают такие поучения. Типичные ошибки в проповеди.

3. Еще одна ошибка – проповедь «домино», то есть безтемная… Тема «цепляет» другую тему, говоря о любви и вспомнив о Боге, можно тут же поговорить – кто такой Бог, а потом перейти на сотворение и так далее, сколько отпущено времени. Типичные ошибки в проповеди.

4. Мы не учитываем – как люди слушают. Что они слышат из наших проповедей. Надо говорить о гомилетике как о теории коммуникации, а не как только о монологе. То есть, кроме говорящего есть и слушающие и есть пути от говорящего к слушающим, полные шумами (внешними и внутренними). Типичные ошибки в проповеди.

–неверный подход к проповеди, недостаточное понимание сути этого явления. –неподготовленность, неумение. –неспособность, отсутствие дара проповеди. –отсутствие проповеднической традиции, опытных учителей. –привычка, невнимательность, слабая ответственность. Почему у нас появляются ошибки?

ПРОПОВЕДЬ ЗАВТРА Два искушения при выборе текста и подготовки проповеди: 1. Искушение включить как можно больше библейских цитат (ссылок). Ведь наши слушатели библейски безграмотны и их надо образовывать, Слово будет действовать само по себе, исправляя наши недоработки, можно показаться духовным и библейски грамотным. 2. Библейского материала так много и он такой интересный и важный, что неясно с чего начать. И проповедник при подготовке сидит в безмолвии, опасаясь начать не с того слова и выбрать не ту тему. О ЧЕМ ПРОПОВЕДОВАТЬ? Выбор темы, работа над текстом

Главное в содержательной стороне – проповедь должна иметь единый смысл. Ее сила во многом зависит от центральной идеи и целеустремленности. «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» Иер 23.29

Главный принцип библейской проповеди по Д.Брауну - она должна быть сосредоточена на одной теме и исходить из одного текста. ОДИН ТЕКСТ и ОДНА ТЕМА. «подобно молоту, разбивающему скалу»

Руэль Хоу, анализируя эффективность проповедей отмечает, что самая большая жалоба слушателей на то, «что проповеди обычно содержат слишком много различных мыслей» Яркий пример Иисуса. В Назаретской синагоге Он читает текст из Исайи и проповедует на него: «Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня … проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк ). О чем Он проповедовал? Как? Только одна мысль – пророчество Исайи исполнилось на Нем. Работа над текстом

Поэтому важнее всего в проповеди чтобы какая-то библейская истина и и текст загорелись» для нас. Должно прийти от Бога откровение или вдохновение. Другими словами - «Либо текст должен найти проповедника либо проповедник должен найти текст». Иер – «но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих». Работа над текстом

Главная идея – это двигатель проповеди. Этот главный смысл должен быть коротко сформулирован в коротком тезисе проповеди. Вот предложение и практический опыт Дэвида Брауна из книги «Трансформирующая проповедь»: 2 Фес.1:3-5: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, ''так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях. переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете».

Тема для проповеди - это основная идея о том, что я хочу проповедовать в моей проповеди. В начале давайте запишем все темы, которые видим в 2Фес.1:3-5. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 1 Определение темы проповеди «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях. переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете».

«Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, ''так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях. переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете». 1. В 3 стихе Павел благодарит Бога за людей в церкви. Он даже хвалится ими в следующем стихе (неплохая мысль для пастора время от времени поступать также!). 2. В 3 стихе Павел воздает славу проявляемой вере. 3. Он восхваляет умножающуюся любовь среди членов церкви (стих 3). 4. В 5 стихе он упоминает о суде Божием, что можно понять как ссылку на «последнее время». 5. Мы видим важность быть достойным Божьего царства, через личную веру (стих 5). 6. В 4 и 5 стихах присутствует идея страдания. Именно скорби помогают в построении христианского характера. 7. Стихи 4 и 5 также подразумевают важность отношений внутри церкви во время переживания трудностей. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 1 Определение темы проповеди

Итак, немного подумав, я определил, по крайней мере, семь тем для проповеди из этого небольшого отрывка, не потратив на это много времени. Но остановиться я хочу на теме страдания за Иисуса Отталкиваясь от темы, мне необходимо сформулировать простое утверждение библейской истины из этой темы. Истина рождается из этого определенного текста, и именно эта истина будет определять содержание моей проповеди. Я могу задать стандартные вопросы: кто, что, когда, где, почему и как. Но, самое главное, когда я пытаюсь определить библейскую истину, мне необходимо ответить на основной вопрос «действия»: «Как в этом действует Бог?», или «Как персонаж истории ответил Иисусу?» Или «Как мы должны себя вести в соответствии с этим текстом?» РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 2 Сформулируйте библейскую истину

Мне необходимо «одействовить» мою библейскую истину. Я записываю утверждение библейской истины в виде действия, как действуют Бог или библейские герои, или что мы должны делать в результате Божьего слова. Очень трудно работать с истинами, записанными в виде доктрин. Они приводят к доктринальным или богословским бечедам и не помогают в построении проповеди. Если я смогу определить библейскую истину в виде действия, позже это облегчит мне работу. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 2 Сформулируйте библейскую истину

Например, «Иисус есть Господь» - слишком широкое утверждение библейской истины. Это важная доктринальная истина, но она не придает направления моей проповеди. «Бог есть любовь» - другая важная доктринальная истина, но она не помогает в развитии побуждающей проповеди. Подобные утверждения приводят к проповедям- объяснениям (Почему Иисус является Господом? Какова роль Его смерти и воскресения в процессе спасения? На что похоже Его царство? и т.д.). Если я определяю библейскую истину в виде доктринального утверждения, это ставит мою проповедь на уровень теории, и, следовательно, она становится информирующей, а не трансформирующей. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 2 Сформулируйте библейскую истину

Итак, мне необходимо записать библейскую истину в виде предложения действия. Например, я говорю: «Когда вы следуете за Иисусом как за Господом, вы входите в новое Царство», или «Так как Иисус - это Господь, Он призвал меня следовать за Ним», или «являясь моим Господом, Иисус ставит передо мной определенные цели». Таким образом, я получаю более четкие наставления для моей проповеди. Вместо «Бог есть любовь» я напишу «Бог любит грешников». Когда библейская истина выражается в виде действия, нечто происходит в результате этой библейской истины. И возрастает вероятность того, что она будет значимой и важной для жизни моих слушателей. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 2 Сформулируйте библейскую истину Из 2 Фес.1:3-5 «Когда я страдаю за Иисуса, Бог сочтет меня достойным Его царства». Теперь я имею достаточно ясное представление о том, на что обращу особое внимание в проповеди.

Буду ли я говорить на нужду (уменьшать беспокойство) или же на желание (например, нахождение узкого пути христианином )? Я нашел, что если смогу дать четкие ответы на эти вопросы и определить обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание, или же ситуацию, на которую я имел желание проповедовать, моя проповедь будет более направленной, значимой и сильной. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 3 Определите нужду или желание Находясь в Брянске и размышляя о 2 Фес.1:3-5, я узнал о некоторых церквах, которые почти постоянно испытывали притеснения. Поэтому я решил проповедовать людям, публично выступающим в защиту своей веры и из-за этого сталкивающихся с трудностями и насмешками. Обращая проповедь на эту нужду, я понимал, что она также будет призывом к слушателям быть явными христианами среди тех, с кем они живут, учатся и работают.

Риторическая цель - это выражение того, как я хочу, чтобы мои слушатели ответили на библейскую истину. Хочу ли я, чтобы изменились их чувства? Или стремлюсь изменить их поведение и позицию! Как бы я хотел, чтобы мои слушатели подействовали, ответили, изменили свои мысли или были бы вдохновлены этой библейской истиной? РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 4 Разработка риторической цели Риторическая цель подразумевает, что так как Бог открыл определенную библейскую истину через Свое написанное слово для сегодняшнего дня, позиция и поведение ваших слушателей должны измениться. Риторическая цель связана с тем, какую реакцию вы хотели бы получить: изменение отношения или чувств, поведения или понимания.

Недостаточно лишь провозгласить Истину или сказать нечто интересное о ней. Если я хочу быть библейским проповедником, я хочу, чтобы мои слушатели что-то сделали, поверили во что-либо или совершили какой-либо поступок в результате услышанного. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 4 Разработка риторической цели Я хотел бы предложить два способа проповеди для получения результата. Каждый из них имеет определенные вариации, но эти две категории помогут направить вашу проповедь, чтобы она была более трансформирующей. 1.вдохновить 2.побудить

1. Вдохновить Информация становится вдохновляющей, когда «достигает цели», когда затрагивает струны души слушателя. Это полезное, возвышающее и ободряющее слово. Вдохновляющая проповедь помогает слушателям увидеть и понять свою жизнь, доктрину в новом свете. Она двигает их по направлению к чему-то лучшему, к тому, чтобы они взглянули на свою веру с более положительной точки зрения. Это связано с отношением, а не поведением. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 4 Разработка риторической цели Вдохновение ободряет людей, дает им мечты и надежды, стремление стать кем-то, кем они еще не являются. Оно двигает их вперед, ставит перед ними цели и поднимает их взгляд. Его антонимами являются запугивание, преследование, раздражение и осуждение.

Вдохновение - это ценный инструмент для проповеди. Если я хочу изменить систему верований человека, то лучше вдохновить его, вдохнутьв него новые идеи, а не доказывать их и не пытаться их объяснить. Когда я хочу предложить людям новое видение для церкви, гораздо убедительнее показать образ того, что могло бы быть, чем просто объяснить детали этого видения. Если я хочу, чтобы неверующие постигли полноту Евангелия, они смогут его лучше понять через вдохновение, а не объяснение. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 4 Разработка риторической цели Заметьте, что вдохновить не значит информировать! Большая часть информирующих проповедей, которые говорят о личных, общественных или церковных нуждах, почти никогда этого не делают. Это происходит потому, что они объясняющие, а не побуждающие. Но вдохновляющая или ободряющая проповедь всегда побуждающая. Ее цель поднять взоры слушателей, а не только предоставить им необходимую информацию.

Второй основной риторической целью является побуждение. Иногда моя проповедь будет убеждать или бросать вызов слушателям. Иногда она будет осуждать. Обычно слушатель следует за аргументом, который, когда закончен, сможет убедить их поверить во что-либо или начать действовать определенным образом. Побуждение означает, что я доказываю слушателям, что определенное поведение или стиль жизни или же какое-то действие является библейским. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 4 Разработка риторической цели Вдохновение не обязательно приводит к определенному действию, но побуждение - всегда. Когда я пытаюсь побудить, я хочу, чтобы мои слушатели произвели определенное действие в результате услышанной библейской истины.

Например, я хочу, чтобы слушатели обращались друг с другом с большей любовью, были более постоянны в молитве или сделали первый шаг к становлению учениками Иисуса или давали деньги для церкви. Когда я побуждаю, убеждаю или мотивирую моих слушателей определенной библейской истиной, я пытаюсь предоставить им конкретные практические советы как поступать в соответствии с этой библейской истиной. Итак, мне необходимо принять решение, чего я хочу добиться своей проповедью. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 4 Разработка риторической цели На текст из 2 Фес.1:3-5 я решил произнести вдохновляющую проповедь. В этот раз я не хотел призывать людей к какому- либо действию библейской истиной.

Тезисное утверждение - это очень простое предложение, говорящее, какой результат я хотел бы получить от проповеди. Библейская истина служит основанием для него, оно будет направлено на определенную нужду и будет говорить об ожидаемом результате, о том, как я хотел бы, чтобы мои слушатели отреагировали на библейскую истину изменением отношения или поведения. Тезис в одной фразе говорит о том, что я хотел бы, чтобы произошло после того, как закончу проповедь. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Шаг 5 Написание тезисного утверждения Это утверждение должно заканчивать предложение:«Я хочу (вдохновить или побудить) моих слушателей...» После нескольких попыток я получаю следующее: Я хочу вдохновить страдающих членов моей церкви оставаться верными Иисусу Христу, когда они терпят гонения за свою веру.

Иногда я начинаю четко понимать свой тезис только в субботу вечером, однако когда я выхожу на кафедру, тезисное утверждение должно быть предельно ясным, по крайней мере, в мыслях. Все компоненты тезиса в этот момент должны быть ясны. Если этого нет, чаще всего моя проповедь оказывается неуверенной, подобно зданию без фундамента или краеугольного камня. Проповеди, построенные с определенной целью, смогут затронуть чувства людей. Цель - очень важный элемент. РАЗРАБОТКА ТЕЗИСА: Самое важное Ваши слова как проповедника - это слова Бога для Его людей в это определенное время. Если вы были призваны на проповедь, ставьте перед собой цель так, как будто от этого зависит Царство Божье!

Как же нам проповедовать завтра? Должны ли меняться способы и формы подачи материала в III тысячелетии? Если менять, то что и как?

Ваш ответ: По Джону Стотту: 1. Сверхестественная ориентация (направленность к вечности, к Богу) 2. Осознание зла (первородный грех искажает все!) 3. Концепция Истины (данность Божественного откровения в Библии, которое не терпит компромиссов) 4. принятие власти (Откровение требует не равноправной преданности, а покорного подчинения) 5. беспокойство о человеке (признание ценности человеческой личности) Что должно оставаться неизменным в нашей проповеди?

Ваш ответ: Что надо изменить? (самое необходимое) Возможные ответы: 1. общий подход к проповеди 2. абстрактность и философичность тем 3. тон проповеди 4. способ подачи Главное в подаче проповеди – непосредственный контакт с аудиторией, живость и реальность происходящего, никакой искусственности.

Если менять, то что и как? Ориентироваться на целостное Писание. Ориентироваться на потребности, ощущаемые слушателями как реальные. Создавать доброжелательную эмоциональную и духовную обстановку. Правильно подавать материал. ПРОПОВЕДЬ ЗАВТРА

Как же нам проповедовать? Если менять, то что и как? Ориентироваться не столько на «доказательство текстом» (часто вырванные из контекста места Писания уводят от Истины), а на использование Писания во всех целостности. Пример: страх Божий – это не для христиан, ибо «боящийся несовершен в любви» 1Ин.4.18

Как же нам проповедовать? Если менять, то что и как? Ориентироваться не на реальные потребности, а на потребности, ощущаемые слушателями как реальные, и только потом подводить их к реальным потребностям. Что такое ощущаемые потребности?

Ощущаемые потребности У всех людей есть реальные потребности, а есть то, что они ощущают как потребность. Очень редко эти два уровня потребностей совмещаются. То есть, люди думают, что у них проблема скажем в одиночестве, в непонимании, в отсутствии средств и т.д., но на самом деле у них проблемы духовного характера – ослабела связь со Христом, мало посвященности, эгоизм и прочее. Если объяснять человеку, что у тебя не проблема одиночества, а проблема духовной пустоты, то в большинстве случаев это не поможет. Но если начинать с ощущаемых им потребностей и постепенно выводить его на реальные, то больше шансов на успех.

Ощущаемые потребности Ощущаемая потребность – это что угодно в любой области моей жизни, что я воспринимаю, как потребность. Реальная потребность – это то, что я могу и не понимать, но в чем я нуждаюсь на самом деле.

Часто реальная потребность (морковь) молодежи это страх перед будущим, опасение, что их мечты не сбудутся. Практичнее начать с ощутимой потребности, а потом перейти к реальной нужде. Ощутимая потребность это зеленые листья над поверхностью почвы. Их нельзя оставлять без внимания, если вы хотите найти морковь. Вторая часть моркови, которая находится под землей, представляет собой реальную потребность.

От ощутимой нужды до реальной Долг хорошего проповедника в том, что начиная с тех потребностей, которые люди ощущают, подвести их к реальным потребностям. Когда человек борется за свое выживание, его ощутимые и реальные потребности в пище, воде и безопасности совпадают. Но когда мы переходим к более высоким потребностям, очень часто ощутимые потребности являются только симптомами реальной нужды.

Иисус прежде всего обращался к ощущаемым потребностям людей. Во многих случаях крайняя нужда больных удовлетворялась исцелением, вслед за которым часто следовал «духовный» совет (хотя он не всегда принимался). Пример Иисуса Например, как Он говорил с женщиной у колодца? Прежде всего Он попросил пить. Это было началом интересного разговора. В последовавшей короткой беседе о воде живой Иисус точно указал как на нужду женщины, так и на ее проблему.

Не осуждая женщину каким бы то ни было образом, Он сказал ей, что знает, что она живет с мужчиной, не являющимся ее мужем, и что у нее уже было пять мужей. (Деян. 8:1-40 ). Пример Иисуса Иисус знал глубочайшую потребность этой женщины - потребность в принятии, - и когда Он удовлетворил эту нужду, женщина уверовала в Него и невольно стала самой восторженной свидетельницей - и, вероятно, заложила основу позднейшего духовного возрождения в Самарии

У Закхея тоже была глубокая потребность в дружеских отношениях. Иисус удовлетворил ее, войдя в его дом, чтобы предложить подлинную дружбу и общение, что подразумевалось посещением дома и совместной трапезой. Пример Иисуса Христианская коммуникация начинается с ощутимой потребности, но она должна применять христианскую истину для реальной потребности, открывая то, что скрыто под поверхностью.

Ощущаемые потребности Проблемой, от которой страдают многие христиане является убежденность в том, что мы должны помогать удовлетворению лишь реальных нужд людей, которые обычно понимаются как духовные. Но в таком случае мы игнорируем тот факт, что Бога интересует не только духовная жизнь человека, но человек в целом. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им … (Иак )

Ощущаемые потребности Это также означает непонимание того, что ощущаемые потребности или то, что воспринимается человеком как нужда, находятся на уровне сознания, в то время как действительные потребности, духовные они или нет, - обычно находятся на подсознательном уровне. Следовательно, добраться до реальных потребностей, каковы бы они ни были, можно только через потребности ощущаемые. Именно ощущаемые нужды ведут к действительным.

Как нам проповедовать завтра? Если менять, то что и как? Создавать доброжелательную эмоциональную и духовную обстановку (используйте матрицу Грея) Что такое матрица Грея?

Уроки Матрицы Грея Действенная проповедь Евангелия требует, чтобы люди не просто обрели больше знаний - они должны сменить враждебность (безразличие) на более позитивное отношение.

Уроки Матрицы Грея Вряд ли люди захотят узнать больше, если не сменят позицию по отношению к христианству и его законов на более благожелательную.

Как же нам проповедовать? Если менять, то что и как? Предлагать свое мнение? Навязывать его? Или убеждать? Джон Стотт: «люди должны быть убеждены, что законы, руководящие их жизнями, приносят им добро, и, таким образом, им выгодно подчиняться законам»

«И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;, но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». Лк Мехи и вино Главный смысл притчи Христа – форма, в которой существует некое содержание, должна соответствовать этому содержанию.

И в старых и в новых мехах было вино, но разного качества. Нельзя толковать эту притчу как то, что якобы появилось новое содержание и ему надо дать новую форму. Это неверно! Содержание одно и тоже, но физический состав содержания иной, его деятельность иная. Содержимое проповеди и во времена Христа и во времена Средневековья и сейчас одно и тоже, но действие, то есть применение должно быть разное! То есть мы проповедуем о том же, о чем проповедовал Христос, но примеры, способ подачи материала, стиль, акценты, контекстуализацию – вот что надо менять, то есть надо искать новые формы для тех же Истин, которые сейчас действуя иначе, добиваются того же. Мехи и вино

Для III тысячелетия Евангелие – это вино, а не водичка и не сладкий виноградный сок. Но это новое вино, которое мы, проповедники должны заново создать из исходного продукта – Слова Божьего (т.е. – самого Христа и Его отражения в Библии) действием Духа Святого, а не своими силами. Это новое вино приходится воспроизводить заново каждому новому поколению, то есть заново открывать того же Христа и то же самое Слово в изменившееся время. В проповеди:

Новое вино требует и новые мехи, то есть новое формы подачи материала, которая должна быть гибкой, но не подстраиваемой под пользователей, то есть под слушателей Слова, а соответствующей новому состоянию вина. Значит, евангелие должно показать – как вести себя бизнесмену в его работе, как матери воспитывать детей, как реагировать на одиночество, которое испытывает сестра, хотя вокруг множество людей и т.д. Это и есть ощущаемые людьми проблемы и ответ на них должен звучать с кафедры.

БУДУЩЕЕ СЛАВЯНСКОЙ ПРОПОВЕДИ 1. Как менять само богослужение? (если надо менять). - Как сохранить целостность идеи и материала во время служения и принцип всеобщего священства? 2. Как готовить новых проповедников? - Как откорректировать стиль проповеди тех, кто проповедует по 20 лет? Возможно ли это? Общая дискуссия:

Как слышать без проповедующего?