ЛЕКЦИЯ 9 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Догматика ислама. 1 Основные догматы ислама 2 Пять «столпов веры» ислама.
Advertisements

Выполнила : Матвиенко Юля 10 « в » класс СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и.
Исламская культура Исламская культура Кюребекова Мадина Нусретовна ГОУ ЯО ИРО кандидат философских наук Кюребекова Мадина Нусретовна ГОУ ЯО ИРО кандидат.
ИСЛАМ Самая молодая мировая религия. Возникла в начале 7 в. н.э в Западной Аравии.
ИСЛАМ СИМВОЛЫ ИСЛАМА Полумесяц и з в е з д а – символы и с л а м а.
Ислам
Религия Ислам.География
Зарождение и распространение ислама. Вопросы 1. Явление пророка. 2. Мир ислама. 3. Арабский халифат. 4. Завоевательные походы арабов. 5. Управление халифатом.
Ислам Традиции и обычаи веры. Мировая религия: По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.) Не приемлет христианской идеи триединства;
Выполнили: Жаркова А Никитина П ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ МУСУЛЬМАН.
И С Л А М ИСЛАМ- в переводе с арабского означает «покорность», то есть покорность человека и всего живого Богу. Последователи ислама-мусульмане. Бога они.
VII в – зарождение третьей мировой религии - ИСЛАМА Арабы в VI-XIвв.
Возникновение ислама УРОК 20 ЗАДАНИЕ Скажите, что вы знаете об исламе?
Слово ислам в переводе с арабского означает предание себя Богу,то есть ислам – религия служения единственному Богу Аллаху. Последователи ислама называют.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Правовые системы современности. Система права это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение.
Презентация по дисциплине семейное право:. В соответствии с Семейным кодексом РФ алименты уплачиваются по решению суда (судебный порядок уплаты алиментов)
Земельное право Тема 6 Право собственности на землю Право собственности на землю.
Семья в современном обществе. Законодательство о семье Урок по основам безопасности жизнедеятельности.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 9 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Цель лекции: Ознакомить студентов с особенностями и причинами зарождения и формирования средневекового права Востока. Познакомиться с основ - ными характерными положениями права средне-векового Арабского халифата и иных государств востока (шариат), где утвердился ислам. План лекции Особенности формирования шариата. Источники мусульманского права. Религиозно-обрядовые предписания и обязанности мусульманина. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений. Преступления и наказания. Суд и судебный процесс. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ШАРИАТА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ШАРИАТА Для народов и государств средневекового Востока, учитывая специфику их культурного и социального развития, характерно возникновение и обоснование права на власть, тесно увязанное с религиозно-философскими представлениями. В условиях преобладающей общинной, а позже государственной собственности на основные средства производства с монархической формой правления в форме «восточной деспотии», характерно слияние религиозно-этических норм со светско- правовыми, выросшими на основе первых. Причиной тому, как мы уже отмечали в предыдущих лекциях, изначальное слияние светских верховных институтов власти с религиозными, идея божественного оправдания светской власти и регулирующая роль религиозно-нравственных учений для отношений среди населения как на уровне обычаев, так и последующих законов. Юридический акт монарха, власть которого проистекала от воли Бога (либо являвшегося непосредственно вместилищем Бога), означал «божественное установление» либо акцию санкционированную богами. Следовательно, церковное право (а под термином «церковь» мы здесь и далее понимает любую религиозную общину, например, в исламе – «умму») изначально сливалось или было основой для развития светского права. Рассматривая право средневекового Востока, классическим примером может быть шариат – мусульманское право, основы которого были заложены в Арабском халифате. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Шариат сформировался в процессе религиозно-политической борьбы арабских народов, а также в противостоянии родоплеменным и соседним этническим и мировым религиям. Поэтому, мусульманское право: является одной из сторон, составной частью самого религиозного учения; является отражением исламской правовой идеологии; подчеркивает государственный характер ислама и стоит в центре самого учения; существенно влияет на культурное развитие народов Востока; тотален, т.к. в отличие от европейских законов, тотально охватывает абсолютно все стороны жизни мусульманина - с рождения до конца дней; имеет мировое значение. Шариат возник и оформился в рамках Арабского халифата. Процесс его развития тесно связан с историей данного арабского государства - от патриархально-родовой религиозной общины (VII) при пророке Мухаммаде - до одной из крупнейших империй VIII - Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского халифата мусульманское право не потеряло своего значения, а подобно римскому праву в средневековой Европе, стало действующем правом в ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам в различных его формах (Египет, Индия, Оттоманская империя и пр.). Шариат вобрал в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока (правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных территориях). На его формирование при династии Омейядов оказали влияние право Сасанидского Ирана, Византии и даже элементы римского права. В то же время, данные элементы почти незаметны, т.к. в основе лежит учение и деятельность основоположника ислама пророка Мухаммада и четырех первых халифов. ФОРМИРОВАНИЕ ШАРИАТА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ШАРИАТА Изначально шариат развивался как строго конфессиональное право, слитое с теологией ислама и пронизано его религиозно-этическими предписаниями и пред- ставлениями. Правовые установления рассматриваются как часть единого божест- венного порядка и закона, которым управляется весь мир. Такое слияние (синкре- тизм) привело к тому, что шариат регулирует с одной стороны «человеческие», т.е. общественные отношения, а с другой - отношения человека с Аллахом (ибадат). Тесная связь права с религией привели к тому, что в шариат включены пять основных обязанностей мусульман и предписания, признание божественного предопределения. Поэтому для шариата характерна ориентированность не столько на права мусульманина, сколько акцент делается на его обязанности, прежде всего, по отношению к Аллаху. Учитывая, что шариат регламентирует большинство сторон жизни верующих, вплоть до правил взаимоотношений в семье, обществе и даже таких деталей, как правил захоронения, пищи и пр., то данный закон прежде всего принимается и распространяется только на мусульман и в отношениях между мусульманами. В основе шариата, прежде всего, лежат священная книга мусульман - Коран и сборник хадисов - Сунна (у шиитов Ахбар). Однако, когда мусульманское общество из общинно - патриархальных отношений начало переход к классовым, возникла необходимость от казуальных методов формирования правовых норм, перейти к логико-системным. Именно эту функцию выполнили мусульманские ученые-юристы. В их числе наиболее авторитетные Абу Ханифа (ум. в 768), Малик ибн Анас (ум. в 795), Мухаммад ибн Идрис Шафин (ум. в 820) Ахмед ибн Ханбаль (ум. в 855). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ШАРИАТА Толкованием шариата с целью применения его положений к реальной жизни занимается фикх - теория мусульманского права. Как вы отмечали в предыдущей лекции, традиционно у суннитов сложилось 4 основные школы, получившие названия по имени их основателей: ХАНИФИТСКАЯ школа Турция, Пакистан, Китай, частично Египет и Индонезия МАЛИКИТСКАЯ школа Испания, Северная Африка, Верхний Египет, Западная Африка, Судан ХАНБАЛИТСКАЯ школа с ХII века - Сирия, Месопотамия, в наше время - Саудовская Аравия Школа ДЖАФАРИТСКОГО толка Иран, Ирак, Ливан, Йемен, Бахрейн, частично Афганистан, Пакистан, Индия, Сирия, Азербайджан и частично Ср.Азия У С У Н Н И Т О В У Ш И И Т О В УЧЕНИЯ, ПОЛУЧИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ РЕГИОНАХ: ШАФИИТСКАЯ школа Нижний Египет, Хиджаз, Южная Аравия, Восточ- ная и Южная Африка, Палестина и Индонезия ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Основные положения вероучения, следовательно и основы шариата, изложены в священной книге - Коране. Мусульмане считают Коран (Коран (араб.) - ''кара'а" - "читать" или "ал-куран" - "чте- ние вслух", "назидание" ) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское духовенство учит, что Аллах передавал содержание Корана отдельными откровениями посредством видений. Первое видение Мухаммада, получило название "Лайлат алкадр" ("ночь предопре- деления") и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамадана. В эту ночь, по убеж- дению верующих, Аллах принимает решение о судьбе каждого мусульманина, учиты- вая и его желания. Поэтому принято проводить ее в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении сокровенного желания. Мухаммад постоянно ссылался на источник - "небесная книга", "мать книги" (13:39), доступный лишь тем, кто пребывает в состоянии нравственной чистоты. Сам он, якобы, познал часть этой книги, ниспосланной ему на арабском языке. Архангел Джиб- раил ранее наставлял предшественников Мухаммада: "...мы даровали Исе, сыну Май- рам, ясные знамения и подкрепили его духом святым..." (2:81 и 2:54). В этой фразе из Корана прослеживается отзвук христианства, т.к. речь идет об Иисусе, сыне Марии. По преданию, во время молитв Мухаммад много постился, а периоды божествен- ного откровения сопровождались приступами, похожими на лихорадку. Поэтому месяц рамадан стал впоследствии для мусульман периодом поста. По словам Мухаммада, его откровения имели тот же источник, что иудаизм и христианство. Коран был ниспослан "на языке арабском, ясном", и в своих первых, ранних откровениях (26: ) Мухаммад подтверждает законы Моисея, Евангелие Иисуса, псалмы Давида. Однако, находясь, в Медине, Пророк несколько смягчил утверждение зависимости от ранних священных книг, говоря, что евреи получили только часть Писания и "искажают слова на их местах" (4:48): ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА "Обладатели писания! К вам пришел Наш Посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании, и проходя мимо многого…" (5:18). Но в начале своей пророческой деятельности Мухаммад испытывал еще более сильное влияние арабского язычества, от которого он стремился освободиться. Тем не менее множество терминов и даже стихотворный стиль Корана соответствуют древним религиозным традициям и сложившейся форме риторики. Когда Мухаммад умер, письменных текстов Корана не существовало. Сохранились заученные после- дователями стихи, некоторые фрагменты были записаны на плоских костях, пальмо- вых листьях или камне. Поэтому возникла угроза утраты священного текста. По совету Омара, преемник Пророка Абу Бакр ( ) приказал собрать и записать текст священной книги на отдельных листах, а при третьем халифе Османе (или Усмане) ( ) был составлен окончательный текст, собранный в рукописную книгу (Мус- хаф), который и был объявлен каноническим. С тех пор текст Корана не изменялся и не утрачено ни единого слова из слов священной книги, так как это речь Алла- ха. С точки зрения верующих, точный, в духовном плане, перевод Корана на другие языки невозможен, т.к. искажается слово Аллаха, он не передает в полной мере божественной сущности откровения. Переводы называются "переводами смыслов" и такие книги не являются священными. Коран делится на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов, фрагментов) - от 286 до 3. Суры имеют названия и размещены (не по содержанию и не по времени их появления) в порядке убывания длины, за исключением первой суры - фатихи. Содержание Корана в большей степени напоминает перечень предписаний и правовых норм. Он состоит из проповедей и предписаний, регулирующих имущест- венные, правовые, семейные отношения, бытовых правил и поучений, сюжетов, ана- логичных иудейской и христианский мифологии, древнего арабского фольклора, до- полненного сложившимися местными традициями. Каждая сура Корана (кроме девя- той) начинается бисмалой – в переводе - "во имя Аллаха милостивого милосердного". ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В связи с тем, что текст Корана был передан Мухаммаду по частям, принято, клас- сифицировать суры. Мекканские - посвящены, в первую очередь, проповеди единобо- жия, сказаниям о пророках (они отличаются возвышенностью, эмоциональностью и безупречны в литературном отношении). Мединские - содержат, в основном, обилие культовых, этических и правовых предписаний. Следует отметить, что существует множество разночтений Корана, обусловленные особенностями арабской письменности, когда содержание написанного слова можно истолковывать по-разному. Каноническими признаются только семь вариантов чтения Корана. При этом у мусульман существует традиционное искусство чтения Священной Книги нараспев. Для тех же, кто посвящает себя религиозной деятельности, считается обязательным заучивание текста Корана наизусть. Вторым важнейшим источником шариата является Сунна (Сунна (араб ) - "путь", "пример", "образец"). Ее полное название: "Сунна посланника Аллаха". Когда Мухам- мад был жив, он сам управлял мусульманской общиной. После смерти Пророка оказа- лось, что предписаний Корана не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Таким образом, описание деяний, слов и поступков самого Мухаммада стало предметом подражания правоверных. Сунна значительно дополнила теорию и практику мусульманского права. Первона- чально сунна передавалась устно и служила дополнением к основному Закону. Кто от- ходил от нее, впадал в состояние "биды" ("новшество", "нововведение"), равносильное ереси в христианстве. Вскоре "бида" стала синонимом слова "куфр" ("полное неверие"). Между тем, бида - это результат блуждания, поиска истины, а куфр - это умышленное сопротивление, неверие. Впоследствии мусульмане, строго придерживавшиеся Сунны, получили название "сунниты". ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Со временем тысячи преданий (хадисов) о жизни Мухаммада и его сподвижников были собраны и записаны. Например: "По свидетельству Абу Хурайры Абд ар-Рахма- на ибн Сахра, Посланник Аллаха сказал: "Чтобы быть хорошим мусульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается" или "Передаю со слов Анаса, что Пророк сказал: "Не уверует никто из нас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе". Каждый хадис обязательно состоит из двух частей: текста (матн) и стоящего перед ним имени того, кто его сообщил, и тех, кому его сообщили (иснад). Со временем ха- дисы в сборниках стали располагать по темам и делить на главы. Наиболее автори- тетными для всех мусульман считаются лишь четыре наиболее ранних сборника хадисов. У мусульман-шиитов свои собственные сборники преданий, связанные с жизнью и деятельностью халифа Али, которые называются Ахбар ("сообщения"). Третьим по значению источником шариата является иджма, которая рассматрива- лась как «общее согласие мусульманской общины». Она складывалась из совпадаю- щих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны спо- движниками Мухаммада (более 100 чел.) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманами-теологами. Эта интерпретация текста Корана и Сунны, а также увязанные с ними, не противоречащие основным священным источникам новые нормы. Эти правила также становились обязательными в силу единодушной под- держки муфтиев и муджтахидов (тефсир). Данный способ развития мусульманского права получил название «иджтахад». Правомерность иджмы истекала и обосновыва- лась словами Мухаммада: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». Именно иджма позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать правовые нормы, приспособленные к раннефеодальным отношениям в обществе самих арабов и завоеванных ими народов, включая отношения с немусульманами. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Однако, уже начиная с XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и соответственно разными правовыми школами, мусульманское право фактически перестало существовать как единая система. С веками внутренние расхождения стали приобретать все более широкий характер. Спорным источником мусульманского права является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может применяться к делу, которое прямо не предусмотрено, не учтено в данных источниках. Кияс позволял урегулировать новые отношения связанные с социально-экономическим, политическим и культурным развитием общества, а также способствовал освобождению шариата (в отдельных случаях) от теологичес-кого давления. Данный метод был обоснован в трудах Абу Ханифа (ханифитская школа). Против кияса выступают ханбалиты (ортодоксальное течение) и шииты, которые не признают данный метод в качестве источника шариата. Кроме того, к источникам права относят амал – судебный прецедент. Шариат допускал и дополнительные источники права - местные обычаи, которые не вошли в раннее учение, но не противоречат прямо принципам и нормам ислама. Признавались правовые обычаи в арабском обществе (урф) и многочисленных покоренных народов (адаты). Производными от шариата источниками мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы и законы - конуны. Фирманы и конуны также не должны противоречить принципам шариата и прежде всего, дополняли его нормами, регулирующими деятельность государственных структур и их отношения с населением. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА (ШАРИАТА) КОРАНСУННАТЕФСИРИДЖМА ФЕТВАКИЯСФИРМАНЫКАНУН УРФАМАЛАДАТ

ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАН РЕЛИГИОЗНО-ОБРЯБОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАНИНА Еще во времена Мухаммада сформировались пять "столпов веры" ("аркан ад-дин"), указывающих на важнейшие обязанности, мусульманина: исповедание веры, молитва, пост, узаконенная милостыня и паломничество. Некоторые авторитеты прибавляют к ним и священную войну (джихад). Первая обязанность - свидетельство веры (шахада) состоит в произнесении форму- лы: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад (да будет с Ним мир) - Пророк Его". Если человек уверовал своим сердцем, то публичное троекратное произнесение этой фор- мулы (на арабском языке) в присутствии двух свидетелей составляет основное содер- жание ритуала принятия ислама. Верующий должен прибегать к ней при всех торжест- венных случаях, и, особенно, при приближении смерти. Причем умирающий либо про- износит ее сам, либо за него ее произносят другие. В широком смысле слово "шахада" означает "свидетельство", даваемое мусульманином, который сражается за веру и погибает за нее в священной войне. Тогда он становится шахидом - "свидетелем, муче- ником". Эта формула включена почти во все молитвы и в азан - призыв мусульман к молитве, возвещаемый муэдзином с минарета мечети. Она вписывается и широко используется в мусульманских орнаментах. Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс. - намаз, ар. -салят). Мусульманин должен совершать ежедневно пять ритуальных молитв: на заре (салят ас-субх или аль-фаджр), в полдень (салят аз-зухр), во второй половине дня (салят аль- аср), при заходе солнца (салят аль-магриб) и в начале ночи (салят аль-иша). В леген- дах рассказывается о том, что повеление молиться пять раз в день Мухаммад получил от Аллаха во время ночного вознесения (мирадж). В одном из хадисов рассказывается о том, что архангел Джабриил спускался пять раз в день, чтобы совершить обрядовую молитву в присутствии Мухаммада. Салят сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАН Пять обязательных ежедневных молитв выполняются всеми взрослыми и находя- щиеся в здравом уме мусульманами. От молитвы освобождаются больные, но обязаны ее совершать после выздоровления. Тот, кто по своей воле пренебрегает молитвой, считается неверным (кафиром). Молитве обязательно предшествует ритуальное омо- вение и очищение. Священное писание гласит: "Чистота - половина веры". Всякое загрязнение делает молитву недействительной. Молитва может совершаться в любом месте, кроме могил и нечистых мест. Моля- щиеся обращаются лицом к Мекке (кабла). Затем проверяют, не загрязнена ли почва и ограничивают на ней пространство, на котором верующий будет отделен от внешнего мира во время молитвы. Обычно это место ограничивается с помощью коврика. После этого молящийся излагает свое намерение (нийя) совершить молитву. Ряд поз, состоя- щих из определенных положений тела и сопровождаемых религиозными формулами, называется рака'атами. Утренняя молитва состоит из двух рака'атов, полуденная, пред- вечерняя и ночная - из четырех, послевечерняя - из трех. После второго суджуда молящийся садится, поджав ноги, и произносит последова- тельно: шахаду, которую повторяет после каждых двух ракатов, затем особую молитву за Пророка и, наконец, формулу: "Да будет на вас благодать и милосердие Аллаха !", повторяемую дважды, сначала обратившись в правую сторону, а затем - в левую. Это приветствие, обращенное к верующим и ангелам-хранителям. Данная формула завер- шает молитву. Кроме канонических существуют и необязательные молитвы. Например, ночная мо- литва, при затмениях, о ниспослании дождя, молитва о выполнении желания, перед принятием решения, за умерших и др. Лучшим местом для молитвы является мечеть (масджид - место, где простираются ниц). На полуденную коллективную молитву мусульмане должны собираться в пятницу в головной мечети города, села, округа. Молящиеся становятся правильными рядами (женщины позади). Этой совместной молитвой руководит имам. В обуви вход в мечеть запрещен. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАН Третья обязанность мусульманина - пост (перс.- ураза, ар. - саум) в месяц рамадан. Для того чтобы пост был зачтен, нужно высказать намерение (нийя) поститься. Катего- рически запрещается вводить внутрь какие-либо материальные вещества (пищу, дым, слюну, воду), задерживать содержимое кишечника, пускать кровь, ставить банки, испытывать половое возбуждение. Однако если человек поест непреднамеренно, это не считается нарушением. Пост следует строго соблюдать от восхода до захода солнца. После заката верую- щий должен принять фатур - легкую пищу. Вторая еда - сахур ("еда на заре") дается перед возобновлением поста. В конце дня, проведенного а посте, верующий благода- рит Аллаха. Рекомендуется читать Коран. Отрицающий пост считается кафиром. Дневное время поста посвящается работе, молитвам, чтению Корана, благочести- вым размышлениям. От этого поста, при условии возмещения или искупительной ми- лостыни, освобождаются больные, пожилые, беременные женщины, дети, путешест- вующие, участвующие в боевых действиях или очень тяжелых работах и т.д. Оконча- ние месяца и поста отмечается праздником разговения (ид-аль-фитр), вторым по зна- чению праздником в исламе. Кроме поста в месяце рамадане существует еще пост в возмещение для тех, кто не постился в рамадане, по обету, в случае засухи, назначаемый имамом в виде большого или малого искупления. Добровольный пост рекомендуется в день ашуры, арафы и в шесть дней месяца шавваля. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности, порицается пост в пятницу, субботу (день евреев) и воскресенье (день христиан), если эти дни не совпадают с месяцем рамадан. Согласно распространенному мнению, пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Во время поста к пяти обычным молитвам прибавляется еще одна в двадцать ракатов, совершаемая вечером под руководством имама. Четвертая обязанность мусульманина - закят. Это обязательная уплата налога, взимание которого предусмотрено Кораном, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально слово "закят" означало "очищение". В Коране сказано: "Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите". ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАН Милостыня, предписанная Кораном (58:14), обязательна для каждого здорового телом и духом мусульманина, если он владеет стадами, имеет определенный годовой доход, получает прибыль. Но владелец имущества подлежит обложению только в том случае, если его доход превышает установленный минимум (нисаб). Размер закята составляют 1/40 часть годового дохода и выплачивается главой семьи. В ряде мусульманских стран закят утратил свой благотворительный характер и стал офици- альным государственным налогом. Существует еще закят аль-фитр (налог-милос- тыня), взимаемый в пользу бедняков с каждого взрослого члена семьи в день оконча- ния поста в месяце рамадан. Кроме того, каждому мусульманину предписывается саадака - милостыня по внезапному побуждению. Средства, получаемые от закята и саадаки, направляются для строительства мечетей, исламских учебных заведений, больниц, даются участникам войны за веру, путешествующим, в дни главных праздников – нищим и т.п.. Пятая обязанность мусульманина - хадж (паломничество) в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Каждый совершеннолетний обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, если он "в состоянии совершить путь к нему" (3:91). Однако паломничество, в отличие от других обязанностей, не является непременным, так как его выполнению часто мешают материальные затруднения, сос- тояние здоровья и пр. В случае физической неспособности к совершению хаджа раз- решается посылать, вместо себя другого. Освобождаются от паломничества слабоум- ные, рабы, женщины, не имеющие родственника, который мог бы их сопровождать. Причиной освобождения от паломничества может быть небезопасность дорог. Хадж состоит в посещении Мекки и прежде всего храма Каабы, главной святыни ис- лама, гробницы Мухаммада в Медине и других священных мест Хиджаза, в выполне- нии различных обрядов и ритуалов. Иногда к "столпам" ислама относят и джихад - одну из обязанностей мусульманина, заключающуюся в готовности отдать все силы, средства, время, жизнь для торжества мусульманской религии. В шариате предусмотрен ряд праздников и постов (изучается в дисциплине «религиоведение».Днем отдыха у мусульман считается пятница. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Особое внимание в шариате уделяется «праву личного статута». В связи с тем, что в Арабском халифате еще не сложился сословный строй, то юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статут имели только мусульмане. Лица, исповедующие христианство или иудаизм (зиммии) находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать дополнительный государственный налог. Нормы шариата к ним применялись только при совершении сделок с мусульманами и при совершении уголовных преступлений. Рабы - вообще не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести хозяйственную деятельность, вступать в торговые сделки, приобретать имущество. Мусульманин, как правило, не мог являться рабом. И если таковой прецедент имел место, то его отпуск на свободу считался богоугодным делом. Характерной особенностью правового статуса личности является неравенство мужчины и женщины. Согласно религиозным представлениям мусульман субъектом права является только Аллах, поэтому мусульманин рассматривается только как носитель установленных богом обязанностей. От того, как мусульманин соблюдает свой долг, зависело его право на предусмотренные шариатом юридические возмож- ности. Поэтому в мусульманском праве прежде всего уделяется внимание дееспособ- ности лица (а не правоспособности как в Европе), т.е. возможности участвовать в сделках и иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособными признаются лица достигшие совершеннолетия и находящиеся в здравом рассудке. Известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных и т.п. случаях. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Имущественные отношения Нормы, регламентирующие имущественные отношения занимают важное место в шариате. Имущество являлось объектом вещных прав. Особую категорию составляло имущество, которое не могло быть в собственности мусульманина (воздух, море, пустыня, мечеть, водные пути и пр.) и «нечистые вещи» (вино, свинина, книги, противоречащие положениям ислама и т.п.). Однако различные школы давали отличный перечень такого имущества, особенно когда стоял вопрос об истреблении или захвате имущества неверных во время завоевательных походов. Мусульманскому праву известны понятия движимого и недвижимого имущества, за- менимого и незаменимого, характеризовавшегося определенными признаками или та- ковых не имевшие и т.п. Большое внимание уделялось классификации земельного иму- щества (государственное, частное, брошенное, земли не пригодные к обработке и т.п.). В шариате подробно разработаны способы возникновения прав собственности. Особенно много проблем возникло с правом собственности на захваченное во время военных походов имущество. Завоеванное имущество признавалось государст- венным и поступало в распоряжение халифов и эмиров. Право на имущество, добытое во время военных походов, также различалось в зависимости от того каким путем оно получено: насильственным или ненасильственным. Захваченное насильственно имущество делилось на части: одна переходила государству, другая - добытчику, третья мечети и пр. (разные школы - разный процент). Известны также способы приобретения имущества: наследование, договор, находка. Например, если вещь найдена на участке земли, то владелец земли становился ее собственником. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное. Собственник имел абсолютную свободу распоряжаться своим имуществом. Неприкасаемым являлось чужое имущество мусульманина и его семьи: «И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары» (20:31). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Особый правовой статус имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины: хиджаз (Мека и прилегающие земли). Здесь могли жить только мусульмане, запрещалось рубить деревья, охотиться и пр. Земли захваченные стано- вились собственностью государства и землевладельцы из числа неверных (зиммииев) рассматривались только как арендаторы, платящие налог - карадж. Частная феодальная собственность на землю в Арабском халифате (мульк) не получила широкого распространения и имела подчиненное положение по отношению к государственной и общинной. С ростом государственного земельного фонда в резуль- тате завоеваний и развитием феодальных отношений появилась условная форма землевладения. Захваченные земли могли предоставляться за государственную или военную службу (икта). Владелец получал право собирать в свою пользу налоги и пода- ти с подвластного населения. Со временем икта стала передаваться по наследству. Не смотря на то, что вода, воздух и пр. являлась по шариату общим достоянием, со временем мелкие озера, родники и пр. стали вместе с землей оказываться во владении, или бессрочном пользовании, частных лиц. Однако, по-прежнему, основные реки и ирригационные сооружения, каналы связанные с поливом, находились в общей собственности. Особым видом имущества - являлся вакуф - т.е. имущество (обычно недвижимое) переданное собственником на религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе и пр. Лицо, установившее вакуф теряло имущественные права на него, но сохраняло право управлять данным имуществом и получать оговоренный доход с него самому и наследникам. Вакуфное имущество не могло быть предметом торговых сделок (купли-продажи), залога и т.д. Такие земли могли только сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное имущество. Налогом вакуфное имущество не обла- галось. Таким образом, вакуф, часто использовался как метод уклонения от налогообложения. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН В шариате отсутствует концепция обязательств, но вопросы договорного права, связанного с торгово-денежным оборотом, получили широкую разработку. Обяза- тельства возникают возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Существовали и специфические односторонние обяза- тельства - обеты. Под договором понималось взаимное соглашение сторон. Условия договора могли фиксироваться в документе, неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как обязательные, священные обязательства, что оговаривалось в Коране (23:8). Недействительными являлись договоры заключенные в безнравствен- ных целях, с использованием «нечистых» и изъятых из оборота вещей. В шариате упоминаются различные виды договоров: купля-продажа, заем, даре- ние, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и пр. Одним из наиболее подробно разработанных видов является капля-продажа. Правомерность торговли по взаимному согласию рассматривается в Коране (4:33). Договор купли-продажи мог заключаться только в отношении реально существу- ющих вещей. Толька ханифитская школа фикха допускает договор в отношении вещи, которая будет изготовлена. Коран запрещает ростовщичество. «Аллах разрешил торговлю, но запретил рост» (2,276). Запрещалось обращать должника в раба за неуплату долга. Тем не менее, с развитием феодальных отношений эти положения обходились. Например: рост - заменялся подарком благодарности, а обращение в рабство - отработкой в счет погашения долга и пр. Много внимания в шариате уделяется отношениям найма имущества, чаще аренды. Оговариваются вопросы размеров и порядка арендной платы владельцу. Договоры союзов и товариществ касались, как правило, совместного орошения земли, снаряжения караванов и т.п. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕЙ ДВИЖИМЫЕ И НЕДВИЖИМЫЕ ИМЕЮЩИЕ И НЕИМЕЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАМЕНИМЫЕ И НЕЗАМЕНИМЫЕ ВЕЩИ, НА КОТОРЫЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЛОСЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ВОЗДУХ МОРЕ ПУСТЫНЯ ВОДНЫЕ ПУТИ МЕЧЕТИ ВЕЩИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЛОСЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛЯ ПЛОДЫ ЗЕМЛИ СКОТ ПОСТРОЙКИ ИРРИГАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКИ ПРЕСНОЙ ВОДЫ ОРУЖИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ РАБЫ «НЕЧИСТЫЕ ВЕЩИ» СВИНИНА ВИНО КНИГИ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ИСЛАМУ ВЕЩИ, ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМИ НЕ СОВМЕСТИМО С ИСЛАМОМ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХАРАДЖ ВАКФ ИКТА БРОШЕННЫЕ И НЕПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННОЕ ХИДЖАЗ ОБЩИННОЕ ЧАСТНОВЛАДЕЛЬ- ЧЕСКОЕ МУЛЬК ВАКУФ (в пользовании у лиц, доход – на содержание мечетей, медресе и иные цели религиозной общины) ВИДЫ ВОДНЫХ ВЛАДЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННАЯ (ОБЩИННАЯ) СОБСТВЕННОСТЬ ОЗЕРО РЕКА РУЧЕЙ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬВИДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОЙ ШЕФФЕТ («ПРАВО ЖАЖДЫ») ШИРБА (ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПОЛИВА ОБЩЕСТВЕННУЮ ВОДУ) СОЗДАНЫЕ ТРУДОМ ЧЕЛОВЕКА КОЛОДЦЫ, КАНАЛЫ, ФОНТАНЫ ВАРИАНТЫ ПРИОБРЕЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ ВОЕННЫЙ ЗАХВАТ НАСЛЕДОВАНИЕДОГОВОРНАХОДКА

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОГОВОРЫ КУПЛЯ - ПРОДАЖА НАЕМ ТОВАРИЩЕСТВО (СОЮЗ)ДАРЕНИЕ ЗАЕМССУДАХРАНЕНИЕ ДОГОВОРЫ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМЕЗДНЫЕ И БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ И ОДНОСТОРОННИЕ (ОБЕТ) СРОЧНЫЕ И БЕССРОЧНЫЕ СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ ПОСРЕДСТВОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА УСТНО ПОСРЕДСТВОМ НЕОФИЦИАЛЬНОГО ПИСЬМА УСЛОВИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДОГОВОРОВ БЕЗНРАВСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ ДОГОВОРА ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «НЕЧИСТЫХ ВЕЩЕЙ» ДОГОВОРЫ, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕЩЕЙ, ИЗЪЯТЫХ ИЗ ОБОРОТА

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Семейно-брачные отношения и наследование Ислам расценивает безбрачие как нежелательное, а брак - как религиозную обязан- ность. Для заключения брака требуется согласие обеих сторон (шафииты считали сог- ласие женщины не обязательным). Сам брачный договор, по ряду положений, напоми- нает торговую сделку, так как связан с имущественными отношениями. Кроме того, выражать волю невесты могут родители. Это положение позволяло получать высокий выкуп за невесту родителями и иногда, брак превращался в ее замаскированную продажу. Так как Мухаммад женился на Айше, когда ей исполнилось 9 лет, то данный возраст в исламе признается достаточным для женщин. У шиитов допускается временный брак, заключенный по договору на определенный срок. Вступать в брак с неверующими или отступником от ислама не допускалось. Однако для мужчин было исключением, исходя из того, что они обратят женщину, исповедующую другую религию, в ислам. Нарушение данного условия - означало обязательное расторжение брака. Шариат предусматривает приниженное положение женщины в семье. Превосход- ство мужа объясняется словами Корана: «Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают тра- ты на них» (4:38). Все домашние расходы возлагаются на мужа, но женщина обязана вести хозяйство и воспитывать детей. Право женщины участвовать в хозяйственных сделках - ограничено. Только Маликитская школа считает, что жена может без согласия мужа распоряжаться не более чем 1/3 имущества. Коран допускает применение к жене наказания, включая телесные: «А тех, непокор- ности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и ударяйте их» (4:38). Мусульманину разрешается иметь не более четырех законных жен (4:3), которых муж обязан содержать в достатке. Если же он не имеет на это средств, ему разреша- ется жениться на рабыне (4:29). Строго запрещены браки с родственниками (4:27). Жена не приносит приданного, а наоборот, получает от жениха подарок (махр), который считается ее собственностью даже в случае развода (4:23-25). Согласно Корану, вдова (2:234) и отвергнутая жена (2:228) по истечении срока может снова вступить в брак. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Право расторжения брака принадлежит супругу, но при этом бывшей жене сохра- няется доля имущества наравне с вдовой. Шариат признает различные типы разво- дов, даже существует временный развод, предусматривающий испытательный срок. Перечислены различные причины развода. Однако, муж мог потребовать развода без объяснения причины в упрощенной форме - талак, произнеся лишь одну фразу - «ты отлучена» или «соединись с родом»). Разведенная женщина оставалась в доме мужа в течении 3 месяцев, чтобы определить наличие беременности. Рожденный от брака ребенок, в случае развода, оставался в доме отца. Жена могла получить право на развод через суд по следующим основаниям: физические недостатки мужа, не выполнение мужем супружеских обязанностей, жестокое обращение с женой и не выделение средств на ее содержание. При разводах предусмотрена забота обоих родителей о детях (65:4 и 2:233), запрещено убийство детей из-за нищеты (17:33), предписывается особая забота о сиротах (4:2-6). На детей также накладываются обязательства по отношению к родителям (46:14 и др.). Число браков после развода или вдовства не регламентировано. Значительно больше проблем в шариате с правом наследования, т.к. разные школы фикха расхо- дятся во мнении. Признавалось наследование по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более 1/3 имущества и требовало присутствия 3 свидетелей. По закону: из имущества умершего покрывались расходы на погребение, выплачи- вались долги, т.к. наследованию подлежали только имущественные права, а не обя- занности. Оставшееся - переходило наследникам, но делилось на несколько катего- рий. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и пр. Наследуемая доля женщин составляла 1/2 от мужской. Не имели права наследования вероотступники, разведенные супруги, лица, кото- рые (даже неумышленным действием) вызвали смерть наследодателя. Только маликитская школа признавала право наследования за убийцей, если его действия признавались справедливыми. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ БРАЧУЮЩИМИСЯ ЛИБО ДОСТИЖЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ СТОРОН ВНЕСЕНИЕ ВЫКУПА ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИДАННОГО МУСУЛЬМАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ ЛИБО УСЛОВИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЖЕНЫ В ИСЛАМ В ТЕЧЕНИИ ГОДА ОТСУТСТВИЕ ОБЩИХ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЕСЛИ БРАК ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПО ВОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ОПЕКУНОВ) УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА СМЕРТЬ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ОТСУТСТВИЕ МУЖА БОЛЕЕ ПОЛУГОДА БЕЗ ИЗВЕСТНЫХ ПРИЧИН НАРУШЕНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ НЕИСПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА НЕИСПОЛНЕНИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖЕНОЙ НЕВЫДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНЫ ТИПЫ РАЗВОДОВ РАЗВОД ПО ОБОЮДНОМУ ЖЕЛАНИЮ РАЗВОД ПО ИНИЦИАТИВЕ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ВРЕМЕННЫЙ РАЗВОД С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ ПРОЦЕДУРЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА БЕЗ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВЕСНОЙ ФОРМУЛЫ (ТАЛАК) СОВЕРШЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ШАРИАТОМ ДЕЙСТВИЙ (ВЫДАЧА МУЖУ ПАЛАТКИ И КОПЬЯ) ПО СУДУ (ОБЫЧНО ПРИ ИНИЦИИРОВАНИИ РАЗВОДА ЖЕНЩИНОЙ)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ НАСЛЕДОВАНИЮ ПОДЛЕЖАЛИ ТОЛЬКО ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА, А НЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОКРЫВАЛИСЬ РАСХОДЫ ПО ПОГРЕБЕНИЮ, УДОВЛЕТВОРЯЛИСЬ ПРЕТЕНЗИИ КРЕДИТОРОВ ПРИЗВАНИЕ К НАСЛЕДОВАНИЮ ГРУППЫ АСИБ (НАСЛЕДНИКИ ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ: ДЕТИ, БРАТЬЯ, ДЯДИ) ПРИЗВАНИЕ К НАСЛЕДОВАНИЮ ГРУППЫ ФАРЗ (НАСЛЕДНИКИ ПО ЖЕНСКОЙ ЛИНИИ: ДОЧЕРИ. ЖЕНЩИНЫ ИМЕЛИ ПРАВО НЕ БОЛЕЕ ½ МУЖСКОЙ ДОЛИ) НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ ЗАВЕЩАНИЕ ВЫРАЗАЛОСЬ В УСТНОЙ ИЛИ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ПРИ НАЛИЧИИ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ НЕ ДОЛЖНО СОСТАВЛЯТЬСЯ В ПОЛЬЗУ ЗАКОННЫХ НАСЛЕДНИКОВ И КАСАТЬСЯ БОЛЕЕ ЧЕМ ТРЕТИ ВСЕГО ИМУЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Нормы уголовного права в шариате наименее разработаны. Отсутствует общее поня- тие преступления, слабо разработаны такие понятия как покушение, соучастие, смягчаю- щие и отягощающие вину обстоятельства. Все преступления делились на три группы. 1 - те которые упоминались в указаниях Мухаммада и трактовались как посягательства на права Аллаха: не допускали прощения. Например, отступничество от ислама. Кара- лись жестоко бунт и сопротивление государственным властям. К тяжким преступлениям, считавшимся одновременно грехом, относятся кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяния, ложное обвинение в прелюбодеянии; 2 - противоправные действия, рассматривающиеся как посягательство на права от- дельных лиц: умышленное убийство – предусматривало кровную месть (допускалась замена денежным выкупом если родственники убитого прощали). За неумышленное убийство - предусматривался выкуп, двухмесячный искупительный пост и отпуск на волю раба-мусульманина. За телесные повреждения - возмездие («душа – за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны -отмщение» 5:49); 3 - действия, которые в период становления халифата не являлись наказуемыми и потому в основных источниках отсутствуют. Например: неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвинение в мошен- ничестве, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и пр. Мера наказания зависела от мнения муджтахида или кади (судьи). Наказания: по 1 и 2 группе преступлений предусмотрены фиксированные виды наказа- ния (хадд и кисас); по 3 группе – на усмотрение суда, по аналогу и пр. (тазир). Смертная казнь - совершалась публично (повешение или четвертование) и всеобщее поругание над телом. Допускались - утопление и закапывание живым. Членовредитель- ство и телесные наказания - отсечение частей тела, бичевание, забивание камнями и пр. Тюремное заключение (иногда пожизненно), домашнее заключение или помещение в мечеть. Имущественные санкции - конфискация, штраф, возмещение. Позорящие наказа- ния - бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и пр. Ссылка или высылка (за мелкие преступления). ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА «ПРАВА АЛЛАХА» ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ИСЛАМА БУНТ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЛАСТЯМ КРАЖА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ РАСПИТИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА МУСУЛЬМАН УБИЙСТВО СМЕРТЕЛЬНОЕ РАНЕНИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИНЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ДЕЯНИЯ НЕУПЛАТА ЗАКЯТА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА ЛЕГКИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ХУЛИГАНСТВО ОСКОРБЛЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВО ОБВЕШИВАНИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО РАСТРАТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ АЗАРТНЫЕ ИГРЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВО ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ОГРАНИЧЕННАЯ КРОВНАЯ МЕСТЬСМЕРТНАЯ КАЗНЬТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНФИСКАЦИЯТАЛИОНТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ ПОЗОРЯЩИЕ НАКАЗАНИЯССЫЛКАВЫКУП (ДЕНЕЖНЫЙ, ВЕЩЕВОЙ) ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯШТРАФВЫСЫЛКА

ОСОБЕННОСТИ ПРАВА МУСУЛЬМАН Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались от имени государственных органов, заинтересованными лицами. Различия уголовных и гражданских дел в судебном процессе отсутствовали. В суде - дела рассматривались публично, обычно в мечети, могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело (обвинение и защита) без третьих лиц (адвокатов и пр.). Процесс - устный, со времени Абассидов по гражданским делам составлялись протоколы. Доказательствами считалось: признание сторон, показания свидетелей, клятвы с упоминанием имени Аллаха. Доказательством являлись показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщины-мусульманки соответствовало по силе 1/2 показания правоверного мужчины. Не допускался перенос судом рассмотрения дела и проведение дополнительных заседаний. Оно должно было решаться на одном заседании суда. В разрешении дел судья обладал широкими правами и свободой выбора. Однако, в случае возникновения дополнительных фактов и обстоятельств, судья мог пересмотреть свое решение. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Основная учебная литература и учебные пособия: Коран (любое издание). Надирадзе Л.И. Хрестоматия по истории Халифата. -М., Сборник документов по всеобщей истории государства и права /Сост. К.Е. Ливанцов.- Л., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.B.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.,1996. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т.: Учеб. по спец. «История». - М.: Высш. шк., Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – К.: АіrЬапа., Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, Ислам. Религия, общество, государство. Сб.ст. – М.: Наука, Лубський В.І., Борис В.Д. Мусульманське право. Навч. Посібник. – К.: Вілбор, Макарчук В.С. Загальна історія держави і права зарубіжних стран.: Навчальний посібник / В.С. Макарчук. - Київ: Атіка, Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, Садагдар М.И. Основы мусульманского права. -М., Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ