Куликовская битва, ставшая крупнейшим сражением средневековья, нашла яркое отражение в древних летописях, в народных преданиях и легендах. Победа на этом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». При помощи методов палеогеографии учёные установили, что «на левом.
Advertisements

Создание и укрепление Московского государства Дмитрий Донской.
Куликовская битва(Мамаево или Донское побоище) Работу выполнила ученица 10 класса Атанесян Людмила.
Составил: Михолап Любовь, ученица 10 класса Амаранской сош.
Тема: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ « Никольская СОШ» Подлеснова Н. М г.
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ « Никольская СОШ» Подлеснова Н. М. 2009г.
Утром 8 сентября 1380г.на Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение. По преданию, бой начался поединком богатырей- ордынского Челубея и русского.
Похвала великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу.
21 сентября день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо татарскими войсками в КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ.
Размещено на. На пути к Куликову полю Во второй половине 14 века Московское княжество заняло доминирующее положение на Руси. Внук Ивана Калиты, московский.
Это интересно… Во второй половине 14 века междоусобицы ханов и правителей ослабили Золотую Орду. У Руси появилась возможность сбросить татаро-монгольское.
Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом» Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом» "Туда! За Дон! Настало время! Надежда наша - бог.
Куликовская битва Тетерлев Михаил Николаевич. Цель урока: Изучение истории борьбы русского народа против монголо-татарского ига в 14 вв. Формирование.
Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом» Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом» "Туда! За Дон! Настало время! Надежда наша - бог.
Куликовская битва Выполнила ученица 4 «Б» класса Шахура Кристина.
Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом» Тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом» "Туда! За Дон! Настало время! Надежда наша - бог.
Учитель: Коротоножкин В. А.. Москва: освободиться от ордынского владычества Орда: восстановить прежнее господство над Русью.
БЕРКЕЗ В. Н. МОУСОШ 148 г. КУПИНО Московское княжество перед Куликовской битвой 2.Куликовская битва 3.Набег Тохтамыша.
Общеобразовательное учреждение- -средняя общеобразовательная школы 71 Зареченского района города Тулы.
Транксрипт:

Куликовская битва, ставшая крупнейшим сражением средневековья, нашла яркое отражение в древних летописях, в народных преданиях и легендах. Победа на этом сравнительно небольшом участке русской земли доставшаяся ценой беспримерной храбрости, стойкости самопожертвования ценою многих и многих тысяч жизней, положенных за Отечество,- эта победа была началом возрождения Руси и началом конца господства Золотой Орды.

А произошло это величайшее событие не только отечественной, но и всемирной истории 8 Сентября 1380г. на территории нынешнего Кимовского района Тульской области.

В. Васнецов « Бой Пересвета с Челубеем»

Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белоозёрских, ярославских и ростовских князей.

Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Помимо подручных князей, прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств. Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; передовой полк составили коломенцы.

Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах стали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки. О делении на полки по родам войск неизвестно.

Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Малика, увидели русские построившиеся войска. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции. Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Куликово поле находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы.

«Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что русские войска шли в бой под чёрным знаменем с изображением образа Иисуса Христа. Существует также мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошёл до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным.

В результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. В полосу затяжного кризиса вступил другой внешнеполитический противник Московского великого княжества Великое княжество Литовское. «Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путем и к их освобождению от чужеземного господства» Для самой Орды поражение Мамаевого войска способствовало её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша». Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем.

После Куликовской битвы Орда много раз совершала набеги (Крымская Орда и при Иване Грозном сожгла Москву в 1571 году), но не решалась на битву с русскими в открытом поле. В частности, Москва была сожжена ордынцами спустя два года после битвы и была вынуждена возобновить выплату дани.

В Куликовской битве погибло: 40 бояр московских; 30 серпуховских; 20 костромских; 50 суздальских; 40 муромских; 60 можайских; 30 звенигородских; 22 переяславских; 34 ростовских; 23 дмитровских; 30 панов литовских. А воинов простых 350 тысяч. Осталось только 50 тысяч.

Установленная на народные деньги по проекту известного русского архитектора А. П. Брюлова монументальная чугунная колонна предводителю русских войск Дмитрию Донскому взметнулась ввысь, чтобы стать ориентиром поля битвы на много вёрст вокруг.

Мемориал на Красном холме получил логическое завершение, когда рядом с колонной в начале 20 века был возведён храм Сергия Радонежского. Купола башен в виде шлемов русских витязей, строгие пропорции архитектурных деталей в стиле древнерусского зодчества, по замыслу талантливого русского архитектора придали ему величественный облик.

Долгое время одной из загадок являлось отсутствие захоронений павших на поле боя. Весной 2006 года археологическая экспедиция использовала георадар новой конструкции, который выявил «шесть объектов, расположенных с запада на восток с интервалом м.» По версии учёных это и есть захоронения погибших. Отсутствие костных останков учёные объяснили тем, что «после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину», а «чернозём обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости.»

Архитектурные памятники Красного холма органично сочетаются с музейной экспозицией «За землю русскую и веру христианскую…», в которой представлены бесценные реликвии, найденные на поле сражения. Экспозиция рассказывает о нравственных, политических истоках победы Руси на Куликовом поле и свидетельствах об этом событии в православной и народной традиции России.

Как и более полутора века назад, сегодня Красный холм – место паломничества граждан России, торжественных молебнов и воинских почестей в память о русских героях, народных праздников и ярмарок. Торжественный молебен в память о героях Куликовской битвы Военный парад на Красном Холме Фольклорный праздник

Музейный комплекс в с. Монастырщина бы открыт 19 сентября 2000 г. В составе комплекса: музей Куликова поля, храм Рождества Богородицы, памятник Великому Московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, мемориальная плита в честь князя Владимира Андреевича Серпуховского и Боровского и воинов-серпуховчан. В настоящее время в Зеленой Дубраве установлен крест, отмечающий место расположения Засадного полка. Крест в память погибших русских воинов также установлен рядом с храмом Рождества Богородицы.

Монастырщина – древнее селение к Кимовском районе. При экскурсионной поездке на Куликово поле не миновать древнее село Монастырщина, где по преданию, были похоронены русские войны, павшие в Куликовской битве. Уже в 1865 – 1894 гг. далекие потомки героев куликовской битвы поставили во славу им храм Рождества Богородицы, называемый еще «церковью на костях», выполненный в русском стиле. Первоначально храм был сооружен из бревен Зеленой дубравы, где скрывался засадный полк князя Владимира Андреевича Храброго и воеводы князя Дмитрия Боброка-Волынского. В 1 км от храма находится место слияния рек Непрядвы и Дона где, по преданию, была совершена переправа русских войск накануне битвы

Героев, павших в грозный час на Куликовом, На поле, полнившем всех нас набатным звоном. В густом тумане, как в дыму, мы колесили, В конце концов ночную тьму рассвет осилил Зачем же нас сюда несло – Нет больше дела? На нас усталое село в упор глядело. Шестисотлетняя беда – как быль и небыль. И от былого не следа – земля и небо. Земля и небо. Птичий гам и запах хлеба. А что еще нужнее нам? Земля и небо. Горели дальние огни в ночи, как в яме. И млечный путь, что искони лежит над нами, Белел, мерцая и пыля, душа устала. Святая отчая земля внизу лежала. Туман сгущался, только мы Шли вдоль упрямо, Где глаз выхватывал из тьмы Виденье храма. Он словно надмогильный крест Гнал прочь забвенье От этих изначальных мест Захороненья.

Красный холм. Село Монастырщина.

Презентацию выполнила ученица 11 класса Кузнецова Марина.