Самоанализ урока. Специфика самоанализа урока математики Никулина Валентина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель ? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться.
Advertisements

ВОПРОСЫ ВОПРОСЫ Урок - главная составляющая часть учебного процесса. Как подготовить современный урок. Схема самоанализа урока.
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Самоанализ урока. Самоанализ Самоанализ- это степень осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока; Самоанализ- это оценка учителем.
Технология анализа и самоанализа урока математики Анализ – основной метод познания чего-либо. Повышение квалификации учителя математики во многом зависит.
Педагогический семинар 08 марта 2010 года. Комплексный анализ урока Структурно-временной анализ урока.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Урок в современной школе Как сконструировать современный урок? Лобанов Александр Владимирович учитель физики, информатики МОУ «СОШ с. Ленинское» п. Архара,
Математика учит преодолевать трудности и исправлять свои ошибки Рене Декарт.
Требования к современному уроку. Урок (по А.А. Вагину) Урок - форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя. ЧТО ТАКОЕ Ц Е Л Ь ? ЦЕЛЬ – ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬТ В БУДУЩЕМ.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Кто не стремится, Тот не достигает. Кто не дерзает, Тот не получает. В. Г. Белинский.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Транксрипт:

Самоанализ урока. Специфика самоанализа урока математики Никулина Валентина Александровна

УРОК деятельность учителя, т.е. как форма обучения деятельность ученика, т.е. как форма учения

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКА Постановка цели Проверка домашнего задания Повторение пройденного Объяснение нового материала Применение умения и навыков Обобщение и систематизация новых знаний Контроль знаний и умений Постановка домашнего задания

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок применения знаний и умений Повторение и систематизация знаний Урок проверки знаний Урок-зачет Ознакомление учащихся с крупным блоком нового материала Ознакомление учащихся с новым материалом и проведение первичного закрепления изученного Формирование умений и навыков учащихся проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Проведение внешнего контроля и самоконтроля Выделение наиболее общих и существенных понятий, основных теорий и ведущих идей, усвоение широких категорий понятий и их систем Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений a b c d e f

Образовательная Воспитательная Развивающая ПОМНИ! НА УРОКЕ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТАВЛЕНА ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ!

Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания Указана в программе! ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

1. Речь 2. Мышление 3. Сенсорная сфера (развитие глазомера, ориентировка в пространстве и времени) 4. Двигательная сфера (овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями) РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4 ОСНОВНЫХ БЛОКА:

Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать Развитие мышления через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии Формирование логического, абстрактного мышления Воспитание культуры умственного труда СПЕЦИФИКА РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:

Воспитание ответственности, самостоятельности, критического отношения к себе Воспитание рациональной организации времени Воспитание добросовестного отношения к труду, дисциплине, инициативе, творчеству, предприимчивости и деловитости Формирование ответственности, организованности, дисциплинированности Воспитание самостоятельности, настойчивости, положительного эмоционального отношения к математике Воспитание аккуратности СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:

Показатель профессионализма учителя, степени его осмысления, задач образования, а не только целей задач одного урока САМОАНАЛИЗ УРОКА

- рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности САМОАНАЛИЗ УРОКА

- Необходим для повышения качества обучения САМОАНАЛИЗ УРОКА

Должен быть направлен на развитие учителя, его профессионализма, на включение его в режим творчества. В противном случае анализ урока теряет смысл, приобретает формальный характер и становится ни кому не нужным АНАЛИЗ УРОКА

Постановку триединой цели урокаПравильность отбора содержания урокаОценка правильности выбора форм познавательной деятельности Обеспечение включения каждого обучаемого в активную познавательную деятельность Оценка правильности выбора методовОптимальность результатов обучения на урокеЭффективность системы контроля ПРИ САМОАНАЛИЗЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:

Признаки эффективной системы контроля: Оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля на учебном занятии для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов Получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми обучаемыми планируемы результатов обучения Адекватность самооценки обучаемого оценке педагога Получение всеми обучаемыми результатов о реальных результатах учения Признаки самостоятельной работы: Наличие цели самостоятельной работы Наличие конкретного задания Четкое определение формы выражения результатов («+» или «– », или оценка) Выполнение самостоятельной работы каждым учащимся ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным психологической диагностики. Какие особенности были учтены при планировании данного урока 2. Каково место данного урока в теме, разделе? Как связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие? В чем специфика этого урока? Каков его тип? 3. Какие задачи решались на уроке? а) Образовательные б) Воспитательные с)Развивающие задачи Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп учеников?

ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли распределено время для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Логичны ли «связки» между этапами урока? 5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для объяснения нового материала? Дать обоснование методов 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия материала? Необходим ли был дифференцированный подход? Как он осуществлялся и почему именно так?

ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 8.Как использовать на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 9. Анализ домашнего задания 10.Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации 11. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели? Если нет, то почему? Когда и как учитель планирует восполнение нереализованного?

Первое, что должен сделать учитель, это определить ?????? место в теме, в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько стало ясным это место для учащихся после урока Попытаться соотнести поставленные цели урока с достигнутыми на уроке и определить причины успеха и неудачи Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (прочность отработанных умений, степень их автоматизма) САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Ответить на вопрос: что нового дал урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к математике Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Попробовать оценить степень активности на уроке, сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «додумались» сами учащиеся? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, насколько актуальным был для них учебный материал? Очень важным моментом является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Спасибо за внимание!