Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Первая его часть - oiko - означает дом Вторая часть - nomos - управление,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия и категории экономики. Презентация к объекту.
Advertisements

ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Г. Новомосковск 2012 год. 1) Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
1. Экономика: наука и хозяйство. Сфера деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Наука, изучающая эффективные.
Рыночная экономика. РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей. РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е.
Рыночная организация хозяйства Подготовила студентка группы Т 9-14 Марейчева Юлия Преподаватель: Кремер Ольга Ивановна.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Работу выполнила ученица 8 «А» класса МБОУ «Лицей 18» Павлова Юлия.
Найдите верный вариант ответа Предметом изучения экономики как науки является: 1)Обмен продуктами питания 2)Оформление трудового договора 3)Разработка.
Фундаментальные проблемы экономического развития Принципы экономики Лекция 2.
Экономика. Экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП и ВНП. Учитель обществознания МОУ «СОШ 8»
ПЛАН. ПЛАН. 1. Сущность рынка, условия его успешного функционирования. 2. Основные функции рынка. 3. Плюсы и минусы рыночного механизма. 4. Основные виды.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Роль экономики в жизни общества 10 класс. Обществознание.
ПЛАН. 1.Сущность рынка, условия его успешного функционирования. 2.Основные функции рынка. 3.Плюсы и минусы рыночного механизма. 4.Основные виды рынка.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Транксрипт:

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Первая его часть - oiko - означает дом Вторая часть - nomos - управление, закон

Во-первых, ЭКОНОМИКА – это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно-командную, традиционную и смешанную.

Во-вторых, ЭКОНОМИКА – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира.

В третьих, ЭКОНОМИКОЙ называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.

ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Это значит, что наряду с другими аналогичными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. В отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в ЦЕЛОМ, а лишь ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ связи и отношения и ЭКОНОМИЧЕСКОЕ поведение людей.

организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды военные расходы и многими другими проблемами общественных отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

– проблема получения достаточного количества благ при минимуме производственных затрат.

Экономическое мышление – это интеллектуальное свойство человека осмысливать экономические явления, ориентироваться и делать правильный выбор. Современный тип мышления – рыночное мышление. Под техникой мышления понимается мотивация поведения, в основе которой лежит выгода.

Экономическая реальность – поддержание своей жизни, т. е. совершение покупок, плата за услуги и т.д. Это заставляет нас иметь дело с большим количеством цифр, фактов и событий. Экономическая теория – представляет собой попытку описать реальность через обобщение ее главных черт. К экономической теории обращаются обычно как к закону, как к принципу или как к модели.

Экономическая модель – это упрощенное утверждение, диаграмма или формула, использование которой позволяет понять экономические события. Экономическая политика – часто выход за пределы теории, учет культурных, социальных, демографических и политических аспектов решаемых вопросов. Экономическая политика регулирует экономику, опираясь на знание экономической науки.

Экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.

- движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу, или обобщению. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране.

-рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) Например, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Он основан на использовании различных : чертежей таблиц графиков диаграмм Благодаря этим инструментам обеспечиваются наглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий.

«Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда». А. Шопенгауэр, философ

Потребность – предметы и действия, в которых нуждается человек. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.

Древнегреческий философ Эпикур их разделял на три класса: 1.потребности естественные и необходимые; 2.потребности естественные, но не необходимые; 3.потребности не естественные и не необходимые.

– это те, которые причиняют страдания, если их не удовлетворить (пища, тепло, жилье, воздух). Удовлетворить их относительно легко.

Таковыми являются потребности в общении с людьми. Их удовлетворить уже труднее.

Таковы роскошь, богатство, блеск. Их число бесконечно и удовлетворить их крайне трудно. Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми, которые составляют суть рынка.

1.Физиологические потребности (голод, жажда, воздух, кров, тепло); 2.Потребности безопасности (лечение, защита от угроз); 3.Потребность в принадлежности (семье, обществу); 4.Социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть, авторитет, уважение); 5.Познавательные потребности; 6.Эстетические потребности; 7.Самореализация всех своих потребностей.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена. Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы. Услуга – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся. Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену. Цена – денежное выражение стоимости. Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь. Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности. Производство благ требует использования ресурсов.

1. Ограниченные и свободные. К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой. Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент. 2. Используемые и потребляемые. Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например). 3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ). 4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем. 5. Нормальные и подчиненные. Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана общественное управление.

Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов ( поставщиков) конкретного товара или услуги. К. Макконнелл, С. Брю.

Рынок – система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег и обеспечивающая эффективное решение экономических проблем. Понятия «рынок» и «товар» не могут существовать друг без друга. Без товара(ов) не может быть рынка, а без рынка не может быть товара(ов).

Во-первых, универсальным средством перемещения жизненных благ между людьми, территориями, государствами. Товарно-денежные отношения существенно ускоряют процесс движения товаров от производителей к потребителям, вовлекая в оборот многочисленные ресурсы общества. Во-вторых, уникальным регулятором экономики, прежде всего предложения и спроса.

Рынок стимулирует производство товаров и услуг, обеспечивает равновесие спроса и предложения без принуждения и приказов, а с помощью « невидимой руки» (А. Смит). В третьих, независимым распределителем жизненных благ между потребителями на эквивалентной и возмездной основе: каждый дает, только беря, и берет, только давая.

В четвертых, объективным оценивателем способностей каждого человека в роли потребителя, предпринимателя, производителя и, выявляя «пользу для общества», объективно вознаграждает человека. В пятых, всеобщим средством общения людей. Достаточно нескольких жестов, чтобы продавцам и покупателям понять друг друга на общедоступном языке – товарном. Мгновенно отзываясь на все рыночные стимулы, он материалистичен и бесстрастен.

Высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей, повешению качества товаров и услуг. Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Независимость в принятии своих решений, заключении сделок и т.п.

Эффективное распределение ресурсов, то есть способность рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство необходимых потребителям товаров.

Успешное функционирование экономики при наличии ограниченной информации - достаточно для предпринимателей иметь данные о цене товаров, издержках производства и потенциальных партнерах. Гибкость и высокая адаптивность (приспособляемость) к меняющимся условиям.

Использование результатов и достижений научно-технической революции. Стремление к максимально высокой прибыли вынуждает товаропроизводителей разрабатывать новые товары, вводить новые технологии и т. д.

Низкую способность рынка к сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, укреплению здоровья людей. Ориентацию рынка прежде всего на удовлетворение потребностей тех, кто платит, при безразличии к производству социально значимых товаров и услуг.

Нестабильную занятость и негарантированный доход, что приводит к расслоению общества на «бедных» и «богатых». Постоянные изменения рыночной конъюнктуры с присущими ей затовариванием, спадами производства, инфляцией, безработицей.

Любое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении трёх главных проблем: 1.ЧТО производить? 2. КАК производить? 3. КТО станет потребителем произведенных благ?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу: производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические цели потребителя – максимизация удовлетворения и полезности. Экономическая цель фирмы – максимизация прибыли и минимизация издержек.

Экономические цели общества – экономический рост Повышение эффективности. Полная занятость. Социально-экономическая стабильность. Стабильность уровня цен. Экономическая свобода. Справедливое распределение доходов. Обеспечение нетрудоспособных. Экологическая безопасность. Участие во всемирном хозяйстве.

Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов. Командная экономика – решения о производстве и распределении принимается государством. Рыночная экономика – форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.

значительная роль государства рыночной системе +

обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной экономики; поощряет конкуренцию; перераспределяет доход; стабилизирует экономику; уменьшает безработицу; укрощает инфляцию. Государство:

В нормальной экономике каждый экономический ресурс имеет конкретного хозяина и является платным. Там, где ресурсы бесхозны и бесплатны, они плохо сохраняются и используются, там царят экономическая безответственность и неэффективность производства. Для удовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство, т. е. процесс создания жизненных благ.

Для производства необходимы естественные природные ресурсы (пахотные земли, природные ископаемые, водные ресурсы), т. е. земля. Земля – это общее название всех ресурсов, данных природой. Она неумножима и неуничтожима, но подвержена достаточно сильному разрушению и воздействию человека. Под категорию «земли» для экономистов попадает все, что создано богом. Плата за «землю» называется рента.

Труд или людские ресурсы – физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг. «Труд» реализуется через самого человека. Как фактор производства, «труд» постоянно совершенствуется, благодаря обучению работников и в связи с развитием научно- технического прогресса. Плата за «труд» называется зарплата.

Является важнейшим показателем «труда» Она измеряется либо количеством продукции в единицу времени, либо количеством времени на единицу продукции.

Уровень образованности, квалификации и профессионализма работников Степень заинтересованности производителей в результатах своего труда Уровень развития науки и техники и их применения в производстве Степень эффективности использования ресурсов производства Интенсивность, т. е. напряженность труда Природные условия (климат, почва и т. д.) Научная организация труда.

Бурно развивающаяся научно-техническая революция (НТР) вызвала огромные изменения в экономике. Внедрение электроники, компьютеров и других новшеств принципиально изменило роль человека-работника в производстве. Он перестает быть только механическим исполнителем «при машине» и становится главным звеном в технологическом процессе – его контролером и регулировщиком. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, профессиональная компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.

Формирование работников подобного типа в масштабах страны – процесс сложный и длительный. Главнейшим из направлений которого является всесторонняя образовательная и профессиональная подготовка кадров, на основе опережающего, широкопрофильного и непрерывного обучения. Это значит, что новые техника и технология должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем на заводах.

Третьим фактором производства является капитал – средства производства, которые приносят доход (оборудование, орудия труда, машины, сырье) и используются для производства товаров и услуг, косвенно удовлетворяя потребности людей.

Капитал может быть увеличен до любых размеров. основной оборотный КАПИТАЛ