Карабанова Светлана Федоровна Лекция 1. Сущность и значение этикетных норм для социума.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс.
Advertisements

Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Что такое этикет? ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения людей в обществе. ЭТИКЕТ совокупность норм и правил, отражающих представления о должном.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (7 класс) на тему: ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА
Передача опыта культуры новым поколениям. Презентация приготовлена Ученицами 10 «А» класса: Тимофеевой Маргаритой и Терлецкой Ксенией.
Культура Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
Понятие правовой культуры. Правовая культура часть культуры общества, т.е. система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Транксрипт:

Карабанова Светлана Федоровна

Лекция 1. Сущность и значение этикетных норм для социума

Поведение человека вариативно и многообразно. Справедливо и другое утверждение: поведение человека в обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому с неизбежностью во многих отношениях стандартно. Такое положение является результатом действий двух противонаправленных тенденций.

Первую тенденцию можно назвать центробежной. Она проявляется в многообразии поведения, его вариативности. Именно эта сторона поведения имеется в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях, своего рода «стилистике» поведения. Однако многообразие поведения никогда не бывает беспредельным.

На упорядочение разнородных вариантов поведения направлена противоположная (центростремительная) тенденция к унификации поведения, его типизации, выработке общепринятых схем и стандартов поведения. Эта вторая тенденция выражается в том, что всякое общество, заботясь о своей целостности и единстве, вырабатывает систему социальных кодов (программ) поведения, предписываемых его членам.

Хранение, передача и аккумуляция социальной информации предполагает ее упорядочение, во-первых, и отбор наиболее значимых фрагментов, во-вторых. На выполнение этих функций и ориентирован механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация представляет собой не просто сумму полезных знаний, но определенным образом организованный опыт, который благодаря наличию структуры может быть передан во времени. При этом «коллективная память», видимо, тоже имеет свои пределы. Она не может включать весь опыт. Стереотипизация наиболее значимой информации позволяет не только осуществлять отбор, но и сохранять ее рабочий объем в условиях постоянного обновления. Таким образом, стереотипизация информации явилась действенным средством не только для компенсации энтропийных потерь, но и борьбе с эктропией. Хранение, передача и аккумуляция социальной информации предполагает ее упорядочение, во-первых, и отбор наиболее значимых фрагментов, во-вторых. На выполнение этих функций и ориентирован механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация представляет собой не просто сумму полезных знаний, но определенным образом организованный опыт, который благодаря наличию структуры может быть передан во времени. При этом «коллективная память», видимо, тоже имеет свои пределы. Она не может включать весь опыт. Стереотипизация наиболее значимой информации позволяет не только осуществлять отбор, но и сохранять ее рабочий объем в условиях постоянного обновления. Таким образом, стереотипизация информации явилась действенным средством не только для компенсации энтропийных потерь, но и борьбе с эктропией.

Стереотипы поведения существуют не только для выражения нормы, ее соблюдения, но и для ее нарушений, то есть «неправильное» поведение имеет свои стандарты. На это указывает широкий класс явлений, присущих каждой этнической культуре. Целые слои и группы общества имели свои модели как «правильного», так и «неправильного» поведения. При этом второй тип поведения в историческом плане не является новацией. Он имеет гораздо более глубокие корни. Во всяком обществе и во все времена первый тип поведения перемежался вторым, ярким выражением которого является праздник. В данном случае нас не интересует психофизиологическая подоплека и исторические мотивации этого феномена. Важно то, что соотношение нормы и стереотипа поведения не сводится к их отождествлению. Нормы и стереотипы поведения в каких-то случаях пересекаются, а в каких-то – существенно расходятся. Стереотипы поведения существуют не только для выражения нормы, ее соблюдения, но и для ее нарушений, то есть «неправильное» поведение имеет свои стандарты. На это указывает широкий класс явлений, присущих каждой этнической культуре. Целые слои и группы общества имели свои модели как «правильного», так и «неправильного» поведения. При этом второй тип поведения в историческом плане не является новацией. Он имеет гораздо более глубокие корни. Во всяком обществе и во все времена первый тип поведения перемежался вторым, ярким выражением которого является праздник. В данном случае нас не интересует психофизиологическая подоплека и исторические мотивации этого феномена. Важно то, что соотношение нормы и стереотипа поведения не сводится к их отождествлению. Нормы и стереотипы поведения в каких-то случаях пересекаются, а в каких-то – существенно расходятся.

Соотношение стереотипа и соответствующего ему типа поведения далеко не однозначно. В идеале каждому стереотипу должен соответствовать определенный тип текста поведения. Но так бывает не всегда. Зависит это от многих причин, среди которых следует назвать лабильность или прескрептивность действующая в культуре норм. Соотношение стереотипа и соответствующего ему типа поведения далеко не однозначно. В идеале каждому стереотипу должен соответствовать определенный тип текста поведения. Но так бывает не всегда. Зависит это от многих причин, среди которых следует назвать лабильность или прескрептивность действующая в культуре норм.

. В обществах архаического типа сам факт неизменности воспроизведения ритуала рассматривался как залог благополучия коллектива. Это и естественно, поскольку ритуал верифицирует устойчивость социальной структуры коллектива, ее способность противостоять внешним импульсам. В сфере ритуала всякое нарушение было в принципе невозможно, так как угрожало существованию коллектива во времени.

. Разные сферы действия обычая допускали различную степень свободы поведения. В этом смысле особенно показательна система этикета. Прием гостя многих народов был чрезвычайно регламентирован, в то время как в других сферах общения действовали менее строгие правила.

. Под обычаем следует иметь ввиду стереотипизированные формы поведения, которые связаны с действительностью, имеющей практическое значение. Ритуал же объемлет только те формы поведения, которые являются чисто знаковыми и сами по себе практического значения не имеют, хотя и могут опосредовано быть использованы в практических целях.

Предпосылки стереотипов поведения Во-первых, стереотипы поведения являются социальными феноменами. Это означает, что поведение человека в обществе обусловлено особенностями социальной организации общества, его социокультурными механизмами. Во-первых, стереотипы поведения являются социальными феноменами. Это означает, что поведение человека в обществе обусловлено особенностями социальной организации общества, его социокультурными механизмами.

Во-вторых, поведение человека вариативно как в синхронии, так и в диахронии (то есть в историческом и в этническом пространстве) Во-вторых, поведение человека вариативно как в синхронии, так и в диахронии (то есть в историческом и в этническом пространстве)

В-третьих, стандарты поведения коррелируют с реальной стратификацией общества. Другими словами, каждая половозростная, конфессиональная, этническая, профессиональная и другие группы и субкультуры общества имеют специфические стереотипы поведения. В-третьих, стандарты поведения коррелируют с реальной стратификацией общества. Другими словами, каждая половозростная, конфессиональная, этническая, профессиональная и другие группы и субкультуры общества имеют специфические стереотипы поведения.

. Стереотипы являются своеобразной культуры, ибо они предлагают оптимальные модели поведения в конкретных, заранее известных ситуациях общения людей. Эти формы в значительной мере обусловлены эстетическими, житейскими, психологическими и другими потребностями человеческих коммуникаций.

Историю этикета принято отсчитывать с XVI века – когда этикет стал способом существования королевских дворов Европы. Галантный век во всем галантен. Возможно публика скучала; а возможно, монархи абсолютизировали свою власть любыми мыслимыми способами – регламентируя жизнь своих подданных на каждом шагу. И сами, подчас, становясь рабами и жертвами пышных и слегка нелепых церемониалов. Историю этикета принято отсчитывать с XVI века – когда этикет стал способом существования королевских дворов Европы. Галантный век во всем галантен. Возможно публика скучала; а возможно, монархи абсолютизировали свою власть любыми мыслимыми способами – регламентируя жизнь своих подданных на каждом шагу. И сами, подчас, становясь рабами и жертвами пышных и слегка нелепых церемониалов.

Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. И эта регламентация имеет глубокий смысл – иначе, собственно говоря, она не сопровождала бы человечество во все времена и на всем пространстве его жизнедеятельности. Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. И эта регламентация имеет глубокий смысл – иначе, собственно говоря, она не сопровождала бы человечество во все времена и на всем пространстве его жизнедеятельности.

Этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особенное значение определенная форма поведения. Этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особенное значение определенная форма поведения.

Существование человека в среде себе подобных, взаимодействие людей с друг другом – одна из важнейших составляющих бытия. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя между собой, не общаясь друг с другом. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». Существование человека в среде себе подобных, взаимодействие людей с друг другом – одна из важнейших составляющих бытия. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя между собой, не общаясь друг с другом. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык».

Общение – это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями с другими людьми, а также общение человека к самому себе – к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурного развития человека общение становиться потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата. Общение – это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями с другими людьми, а также общение человека к самому себе – к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурного развития человека общение становиться потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата.