Работа с использованием приёмов РКМЧП
О чём может быть рассказ с таким названием?
Жанр рождественского рассказа Андерсен «Снежная королева» Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». А.П.Чехов «Мальчики» и «Восклицательный знак», О.Генри «Дары волхвов», И.А.Бунин «Крещенская ночь».
Рассказ-прогноз По ключевым словам спрогнозируйте сюжет рассказа: сын Юрка – Кривиха – витрина магазина – ёлка- опохмелиться – замок – Алекс – психушка – серебристые иголки. Чтение 1 части рассказа
«Тонкие» вопросы: Когда начались проблемы в семье Юрки? («Когда это началось, он ходил в первый класс».) Как звали Юркиного товарища? (Герка.) Когда «позор окончательно вылез наружу»? («Когда Юрка перешёл в пятый класс».) Какая судьба, по мнению соседей, ожидала Юрку? (Попадёт в детдом или колонию.) Вспоминаем свои рассказы-прогнозы и отыскиваем ошибки. (чтение 2 части)
(шесть лепестков – шесть типов вопросов), 1. Простой вопрос. Как решил вопрос с финансами пятиклассник Юрка Кривов? (Сдал вторую комнату студенту Алексу. Интересно, что во времена нашей молодости такой выход из тупиковой ситуации с финансами ребёнку и в голову не мог бы прийти, хотя... У В.Г.Распутина в рассказе «Уроки французского» мальчик тоже нашёл своеобразный способ получения денег, чтобы выжить.)
2. Уточняющий вопрос. Классная руководительница, жалуясь завучу на Юрку, сказала, что «от него вся инспекция несовершеннолетних в шоке». Почему? (Юрка «потребовал, чтобы родителей из квартиры выписали!»)
3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос. Почему «в 16 лет, получая паспорт, Юрка взял себе новую фамилию: Юрьев, образовав её от собственного имени. А отчество изменил на Алексеевич в честь вечного студента Алекса»? (Юрка рвёт генетическую нить, он не хочет нести дальше память о семье Кривовых, а, возможно, таким образом Юрка пытается доказать, что он – другой и, став взрослым, никогда не повторит путь Кривова-бати.)
4. Творческий вопрос. Как сложилась бы жизнь Юрки, если бы его поступок послужил родителям уроком и отрезвил их навсегда? (Это из области фантастики, но, думается, он бы стал самым любящим сыном на свете и ни за что не покинул родителей в старости, потому что вместе пережитая беда крепче всего сплачивает людей.)
5. Оценочный вопрос. Плохо или хорошо поступил Юрка? (Это самый трудный вопрос, и на него нельзя ответить однозначно. Он поступил плохо, потому что отказался от родителей, понимая, что они могут погибнуть. Он поступил хорошо, потому что рядом с такими родителями он сам мог погибнуть.)
6. Практический вопрос (один из самых важных: когда-то В.Г. Распутин говорил, что «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним своё отношение»). А вы могли бы проделать то, что проделал Юрка? Чем, по-вашему, закончится рассказ? (чтение 3 части)
Белая шляпа назвать все основные эпизоды рассказа. Хозяин чёрной шляпы должен назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора. Синей шляпе надо объяснить значение слов – «но тут что-то другое, непривычное откликнулось в нём на ненавистное слово». Чем было это другое?
Жёлтая шляпа подбирает текст к рисункам Наталии Кондратовой, проиллюстрировавшей рассказ.
Красной шляпе предстояло выбрать из финала словосочетания, которые окрашивают его в тёплые тона Зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ.
Красной шляпе предстояло выбрать из финала словосочетания, которые окрашивают его в тёплые тона (сказочные блики, сладкая боль, расплылась в улыбке, хороший, добрый, будешь моим сыном). Зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ.
О чём этот рассказ ?
Дети, обсуждая этот рассказ, пришли к выводу, что он совсем даже не о пьянстве, он об умении прощать. Ведь Юрка простил свою мать, раз пришёл к ней в больницу, а мать, если выздоровеет, обязательно простит Юрку – они же родные люди, и им плохо друг без друга. А ещё один мальчик сказал, что алкоголизм – это болезнь, значит, родители Юрки больные люди. Мы ведь не выгоняем на улицу безнадёжно больную бабушку, хотя жить с ней в одной комнате трудно, почти невозможно. И мне показалось, что он прав. Трудный рассказ, но я считаю, что читать его надо и с детьми, и со взрослыми, ведь не случайно поэт предупреждал нас о том, что «душа обязана трудиться...».
Закончив чтение: какие проблемы поднимает автор? – проблема пьянства (не главная, но ведущая); – как выжить ребёнку в жестоком мире взрослых, когда все (родители, школа, друзья, соседи, общественность) против одного; – проблема характера (как научить ребёнка карабкаться в гору, а не катиться с горы); – проблема прощения («милость к падшим»); – проблема дружбы.
Напишите синквейн Юрка Рождество детство прощение чудо семья впечатление ?
Приготовила презентацию Костюченко С.Ф. на основе разработки Валентины Павловны Гусевой учителя словесности сельской школы, дер. Кладово, Пошехонский р-н, Ярославская обл.