Абакирова Татьяна Петровна, заместитель директора по НМР ГБОУ НСО « Областной центр диагностики и консультирования », кандидат психологических наук Организация в Новосибирской области системы работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
Омоложение состава несовершеннолетних суицидантов !!! Первое или 6 место ???? Согласно данным ВОЗ по частоте самоубийств Российская Федерация занимает 6 место в мире после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии А среди детей и подростков - одно из первых мест.
Стабильность показателей самоубийств среди несовершеннолетних !!! Большая часть – это дети из социально уязвимых групп
30% детей рождаются вне брака, 23% семей, где дети воспитываются без одного из родителей, 3% детей – сироты, 16% семей с детьми не могут себе позволить полноценное питание, 49% семей живут без горячего водоснабжения, 70% отцов не платят алиментов на ребенка, 79% детей имеют проблемы со здоровьем по итогам диспансеризации, в 3,5 раза выше уровень младенческой смертности в России, чем в странах Европы, в 5 раз смертность подростков в России превышает аналогичные показатели большинства стран Европы, на 160% за последние 10 лет выросло число детей в возрасте до 14 лет, состоящих на учете в связи с алкоголизмом
Факторы суицидального поведения Внешние Врожденные Индивидуально- психологические Приобретенные
Наследственные психические, нервно - психические заболевания Тяжелые эндогенные заболевания Случаи самоубийств у близких родственников Эмоциональная нестабильность Высокий уровень тревожности Повышенная агрессивность Неадекватная самооценка Акцентуированное поведение Тяжелое переживание возрастных кризисов Трудности адаптации Отсутствие цели и перспектив
В семье В сфере общения В сфере досуга В школе
Интенсификация учебного процесса Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса Массовая безграмотность родителей Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Преждевременное начало дошкольного систематического обучения Разрушение служб школьного врачебного контроля Стрессовая педагогическая тактика
Социально - экономические Как правило, частота самоубийств у детей и подростков ( равно как и в населении в целом ) выше в регионах с неблагополучной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высокими уровнями пьянства, алкоголизма, наркомании, преступности. Этнокультуральные особенностями многонационального российского населения Это связано с вошедшими в культуру названных этносов архаическими религиозными представлениями о « жизни после смерти » и допустимости совершения самоубийства. Тема смерти, самоубийства занимает существенное место в играх, обучающих детей подобным формам поведения. Размещение в информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни В интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покон чить жизнь самоубийствам. Действующее законодательство допускает беспрепятственный просмотр несовершеннолетними пользователями сети Интернет роликов, посвященных суицидам, и « обучающим » видеороликам с инструкциями по уходу из жизни. Видеоролики, со держащие презентацию изощренных способов самоубийства, демонстрирующие реальные самоубийства и мультфильмы, пропагандирующие легкость, доступность и многообразие способов ухода из жизни, в свободном доступе можно найти на сервисах, предоставляющих услуги хостинга видеоматериалов, а также в популярны в сетях. В стране отсутствует система суицидологической помощи Существующие формы и методы оказания суицидологической помощи в стране уже не отвечают требованиям времени и не соответствуют последним достижениям суицидологической науки и практики.
«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...» Ю. Азаров
существующие формы и методы оказания суицидологической помощи в стране уже не отвечают требованиям времени и не соответствуют последним достижениям суицидологической науки и практики В стране отсутствует система суицидологической помощи Все службы имеют различную ведомственную подчиненность Недостаток психологов и детских психиатров Неполные и несоответствующие задачам штаты учреждений Формирование единой системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Государство Общественные организации Образование Социальная защита Органы здравоохранения Правоохранительная система
Управление образованием: Анализируют состояние суицидальной активности среди учащихся образовательных учреждений, принимает адекватные ситуации управленческие решения. Образовательные учреждения: Осуществляют постановку на внутренний учет несовершеннолетнего (семьи). Организуют психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему (семье). Проводят в образовательных учреждениях санитарно- просветительскую работу с учащимися, родителями, педагогическим персоналом по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. ППМС-Центр: Обеспечивает методическое сопровождение деятельности по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Оказывает при личном обращении клиента консультативную помощь по семейным проблемам.
ЦЕЛЬ создание в ОУ благоприятного социально- психологического климата, способствующего укреплению психического здоровья учащихся ЗАДАЧИ укрепление социальной защищенности учащихся; выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения; совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов; развитие социальной активности учащихся; вовлечение учащихся в социально полезную деятельность; активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления; активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.
Диапазон ОУ Превентивный уровень ЦельАдресат воздействия 1 уровень Общая Повышение групповой сплоченности в школе Учащиеся Педагоги Родители 2 уровень Первичная Выделение групп суицидального риска Сопровождение детей и подростков группы риска Дети и подростки группы риска Повышение осведомленности персонала и учащихся Уровень совладания с ЧС 3 уровен ь Вторичная Предотвращение самоубийства Участники ОП 4 уровень Третичная Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Уч-ся, угрожающие кончить жизнь самоубийство м Социальная и психологическая реабилитация Очевидцы и свидетели происшествия Уровень медицинских психологов, психотерапевтов Суициденты, оставшиеся в живых
разработать и принять межведомственную целевую программу « Охрана психического здоровья детского населения Новосибирской области на гг.», включающую меры по модернизации службы оказания психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в том числе пережившим попытку суицида, ( подготовка кадров, комплекс мероприятий, мониторинг, разработка УМК и методических рекомендаций, меры финансовой и социальной поддержки ); создать отвечающую современным научным требованиям систему суицидологической помощи детям и подросткам, включая разработку и внедрение программ обучения врачей - педиатров, врачей - психиатров, педагогов, психологов, социальных педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, специалистов социальной защиты и органов опеки и попечительства, а также других специалистов, профессионально работающих с детьми и подростками
обеспечить в психиатрической службе и службах помощи семье и детям установку телефонов доверия и организацию выезда бригад психиатров и психологов для оказания экстренной специализированной помощи несовершеннолетним, имеющим склонность к суицидальным актам ; обеспечить отражение в официальных формах статистической отчетности сведений о попытках самоубийств ( незавершенных суицидах ) детей и подростков и их мотивах, создать единую областную базу учета завершенных случаев и попыток суицида детей и подростков с разбивкой по возрастным группам ;
разработать и внедрить в учреждениях общего образования программу « Медиабезопасность детей и подростков » в целях формирования у детей навыков безопасного пользования Интернетом и иными информационно - телекоммуникационными сетями, профилактики негативного влияния современных информационных технологий на психику детей и подростков ; обеспечить разработку действенных организационно - правовых ме ханизмов ограничения и контроля распространения через СМИ, Интернет и иные информационно - телекоммуникационные сети общего пользования мате риалов, пропагандирующих суицидальные формы поведения, содержащих рекомендации по подготовке и осуществлению самоубийств ;
разработать и внедрить в учреждениях общего образования программу « Медиабезопасность детей и подростков » в целях формирования у детей навыков безопасного пользования Интернетом и иными информационно - телекоммуникационными сетями, профилактики негативного влияния современных информационных технологий на психику детей и подростков ; обеспечить разработку действенных организационно - правовых ме ханизмов ограничения и контроля распространения через СМИ, Интернет и иные информационно - телекоммуникационные сети общего пользования мате риалов, пропагандирующих суицидальные формы поведения, содержащих рекомендации по подготовке и осуществлению самоубийств ;
обеспечить достаточное число ставок психологов в образовательных учреждениях, имеющих специальную подготовку для профилактики суицидального поведения детей и подростков ; Усилить контроль за результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды разработать и внедрить критерии оценки эффективности профилактики суицидов среди обучающихся в качестве показателей результативности деятельности психологических служб в образовательных учреждениях и по месту жительства несовершеннолетних ; обеспечить организацию системной социально - психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном состоянии, направленной на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов ;
в регионе и на муниципальных уровнях планомерно, не менее 2 раз в год организовать проведение межведомственных совещаний по проблемам профилактики суицидов среди детей и подростков с участием руководителей органов управления образования и образовательных учреждений, руководителей других заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченных по правам ребенка, представителей системы социальной защиты и здравоохранения ; разработать в каждом ОУ комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение суицидов, в том числе на повышение эффективности в общеобразовательных учреждениях индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями, совершенствование форм просветительской работы среди несовершеннолетних и их родителей.
Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами