Абакирова Татьяна Петровна, заместитель директора по НМР ГБОУ НСО « Областной центр диагностики и консультирования », кандидат психологических наук Организация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Advertisements

ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Организация работы по профилактике суицида в МБОУ Алексеевской СОШ.
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде.
ГОБУ «Боровичский ЦППМС» Роль социального педагога в профилактике эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений у обучающихся. Мир, вероятно,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Проблемы межведомственного взаимодействия в вопросах суицида. Реализация мероприятий по профилактике суицидов Полиенко Е.Н. -главный внештатный психиатр.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
Профилактика аддиктивного поведения, правовые и этические аспекты О.Ю.Камакина, к.пс.н., зам.директора МОУ ГЦПМСС, ст.преподаватель ЦССиУЗ.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних» Министр общего и профессионального образования Ростовской.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Транксрипт:

Абакирова Татьяна Петровна, заместитель директора по НМР ГБОУ НСО « Областной центр диагностики и консультирования », кандидат психологических наук Организация в Новосибирской области системы работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Омоложение состава несовершеннолетних суицидантов !!! Первое или 6 место ???? Согласно данным ВОЗ по частоте самоубийств Российская Федерация занимает 6 место в мире после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии А среди детей и подростков - одно из первых мест.

Стабильность показателей самоубийств среди несовершеннолетних !!! Большая часть – это дети из социально уязвимых групп

30% детей рождаются вне брака, 23% семей, где дети воспитываются без одного из родителей, 3% детей – сироты, 16% семей с детьми не могут себе позволить полноценное питание, 49% семей живут без горячего водоснабжения, 70% отцов не платят алиментов на ребенка, 79% детей имеют проблемы со здоровьем по итогам диспансеризации, в 3,5 раза выше уровень младенческой смертности в России, чем в странах Европы, в 5 раз смертность подростков в России превышает аналогичные показатели большинства стран Европы, на 160% за последние 10 лет выросло число детей в возрасте до 14 лет, состоящих на учете в связи с алкоголизмом

Факторы суицидального поведения Внешние Врожденные Индивидуально- психологические Приобретенные

Наследственные психические, нервно - психические заболевания Тяжелые эндогенные заболевания Случаи самоубийств у близких родственников Эмоциональная нестабильность Высокий уровень тревожности Повышенная агрессивность Неадекватная самооценка Акцентуированное поведение Тяжелое переживание возрастных кризисов Трудности адаптации Отсутствие цели и перспектив

В семье В сфере общения В сфере досуга В школе

Интенсификация учебного процесса Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса Массовая безграмотность родителей Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Преждевременное начало дошкольного систематического обучения Разрушение служб школьного врачебного контроля Стрессовая педагогическая тактика

Социально - экономические Как правило, частота самоубийств у детей и подростков ( равно как и в населении в целом ) выше в регионах с неблагополучной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высокими уровнями пьянства, алкоголизма, наркомании, преступности. Этнокультуральные особенностями многонационального российского населения Это связано с вошедшими в культуру названных этносов архаическими религиозными представлениями о « жизни после смерти » и допустимости совершения самоубийства. Тема смерти, самоубийства занимает существенное место в играх, обучающих детей подобным формам поведения. Размещение в информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни В интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покон ­ чить жизнь самоубийствам. Действующее законодательство допускает беспрепятственный просмотр несовершеннолетними пользователями сети Интернет роликов, посвященных суицидам, и « обучающим » видеороликам с инструкциями по уходу из жизни. Видеоролики, со ­ держащие презентацию изощренных способов самоубийства, демонстрирующие реальные самоубийства и мультфильмы, пропагандирующие легкость, доступность и многообразие способов ухода из жизни, в свободном доступе можно найти на сервисах, предоставляющих услуги хостинга видеоматериалов, а также в популярны в сетях. В стране отсутствует система суицидологической помощи Существующие формы и методы оказания суицидологической помощи в стране уже не отвечают требованиям времени и не соответствуют последним достижениям суицидологической науки и практики.

«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...» Ю. Азаров

существующие формы и методы оказания суицидологической помощи в стране уже не отвечают требованиям времени и не соответствуют последним достижениям суицидологической науки и практики В стране отсутствует система суицидологической помощи Все службы имеют различную ведомственную подчиненность Недостаток психологов и детских психиатров Неполные и несоответствующие задачам штаты учреждений Формирование единой системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Государство Общественные организации Образование Социальная защита Органы здравоохранения Правоохранительная система

Управление образованием: Анализируют состояние суицидальной активности среди учащихся образовательных учреждений, принимает адекватные ситуации управленческие решения. Образовательные учреждения: Осуществляют постановку на внутренний учет несовершеннолетнего (семьи). Организуют психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему (семье). Проводят в образовательных учреждениях санитарно- просветительскую работу с учащимися, родителями, педагогическим персоналом по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. ППМС-Центр: Обеспечивает методическое сопровождение деятельности по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Оказывает при личном обращении клиента консультативную помощь по семейным проблемам.

ЦЕЛЬ создание в ОУ благоприятного социально- психологического климата, способствующего укреплению психического здоровья учащихся ЗАДАЧИ укрепление социальной защищенности учащихся; выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения; совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов; развитие социальной активности учащихся; вовлечение учащихся в социально полезную деятельность; активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления; активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.

Диапазон ОУ Превентивный уровень ЦельАдресат воздействия 1 уровень Общая Повышение групповой сплоченности в школе Учащиеся Педагоги Родители 2 уровень Первичная Выделение групп суицидального риска Сопровождение детей и подростков группы риска Дети и подростки группы риска Повышение осведомленности персонала и учащихся Уровень совладания с ЧС 3 уровен ь Вторичная Предотвращение самоубийства Участники ОП 4 уровень Третичная Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Уч-ся, угрожающие кончить жизнь самоубийство м Социальная и психологическая реабилитация Очевидцы и свидетели происшествия Уровень медицинских психологов, психотерапевтов Суициденты, оставшиеся в живых

разработать и принять межведомственную целевую программу « Охрана психического здоровья детского населения Новосибирской области на гг.», включающую меры по модернизации службы оказания психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в том числе пережившим попытку суицида, ( подготовка кадров, комплекс мероприятий, мониторинг, разработка УМК и методических рекомендаций, меры финансовой и социальной поддержки ); создать отвечающую современным научным требованиям систему суицидологической помощи детям и подросткам, включая разработку и внедрение программ обучения врачей - педиатров, врачей - психиатров, педагогов, психологов, социальных педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, специалистов социальной защиты и органов опеки и попечительства, а также других специалистов, профессионально работающих с детьми и подростками

обеспечить в психиатрической службе и службах помощи семье и детям установку телефонов доверия и организацию выезда бригад психиатров и психологов для оказания экстренной специализированной помощи несовершеннолетним, имеющим склонность к суицидальным актам ; обеспечить отражение в официальных формах статистической отчетности сведений о попытках самоубийств ( незавершенных суицидах ) детей и подростков и их мотивах, создать единую областную базу учета завершенных случаев и попыток суицида детей и подростков с разбивкой по возрастным группам ;

разработать и внедрить в учреждениях общего образования программу « Медиабезопасность детей и подростков » в целях формирования у детей навыков безопасного пользования Интернетом и иными информационно - телекоммуникационными сетями, профилактики негативного влияния современных информационных технологий на психику детей и подростков ; обеспечить разработку действенных организационно - правовых ме ­ ханизмов ограничения и контроля распространения через СМИ, Интернет и иные информационно - телекоммуникационные сети общего пользования мате ­ риалов, пропагандирующих суицидальные формы поведения, содержащих рекомендации по подготовке и осуществлению самоубийств ;

разработать и внедрить в учреждениях общего образования программу « Медиабезопасность детей и подростков » в целях формирования у детей навыков безопасного пользования Интернетом и иными информационно - телекоммуникационными сетями, профилактики негативного влияния современных информационных технологий на психику детей и подростков ; обеспечить разработку действенных организационно - правовых ме ­ ханизмов ограничения и контроля распространения через СМИ, Интернет и иные информационно - телекоммуникационные сети общего пользования мате ­ риалов, пропагандирующих суицидальные формы поведения, содержащих рекомендации по подготовке и осуществлению самоубийств ;

обеспечить достаточное число ставок психологов в образовательных учреждениях, имеющих специальную подготовку для профилактики суицидального поведения детей и подростков ; Усилить контроль за результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды разработать и внедрить критерии оценки эффективности профилактики суицидов среди обучающихся в качестве показателей результативности деятельности психологических служб в образовательных учреждениях и по месту жительства несовершеннолетних ; обеспечить организацию системной социально - психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном состоянии, направленной на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов ;

в регионе и на муниципальных уровнях планомерно, не менее 2 раз в год организовать проведение межведомственных совещаний по проблемам профилактики суицидов среди детей и подростков с участием руководителей органов управления образования и образовательных учреждений, руководителей других заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченных по правам ребенка, представителей системы социальной защиты и здравоохранения ; разработать в каждом ОУ комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение суицидов, в том числе на повышение эффективности в общеобразовательных учреждениях индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями, совершенствование форм просветительской работы среди несовершеннолетних и их родителей.

Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами