Автор проекта : Шахзадова Виолетта Руководитель : Ананьева Наталья Валентиновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс Учитель русского языка и литературы Н.М. Рыжкова.
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» 1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___.
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
М.Горький пьеса «На дне». М.Горький пьеса «На дне». Спор о человеке, проблема правды (занятие-дискуссия)
Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие.
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне» Выполнила ученица 11 класса Пелевина Ксения Учитель: Шулепова Н.В.
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края «Философы поневоле»
Начать тест. Результат теста Верно: 7 Ошибки: 3 Отметка: 3 Время: 0 мин. 7 сек. ещё исправить.
Транксрипт:

Автор проекта : Шахзадова Виолетта Руководитель : Ананьева Наталья Валентиновна

М. Горький ( наст. Имя Алексей Максимович Пешков ) – русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19 – 20 столетий. В своих произведениях Горький показал, что носителями новой « свободной морали » являются босяки. Написав пьесу « На дне », писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.

Человек – вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней! Ж.Ж. Руссо

Изучить духовную сущность пьесы – «Свобода во что бы то не стало!»; Выявить основной мотив пьесы М.Горького «На дне»; Рассмотреть важный вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?»

Гипотеза Если бы в 90-ые годы в России не разразился жестокий экономический кризис, то не появились бы огромного количества босяков, упавших «на дно» жизни, под влиянием тягчайшего экономического гнёта.

1)Какова была основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века? 2)На чём построена сюжетная линия произведения? 3)Дать характеристику героям пьесы? 4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор? 5)Пьеса «На дне» является ли новаторским произведением? 6)В чём спасение людей, упавших «на дно» жизни? 7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?

В начале XX века основной темой своего творчества М. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Пьеса « На дне » является протестом против социальных порядков и неукротимым призывом к другой справедливой и свободной жизни.

Сюжетная линия пьесы. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

Герои пьесы На дне получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения..

Лука Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: Ты надейся!, Ты верь! Лука личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении:Во что веришь, то и есть.

Сатин Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово человек, который за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней «нет души», она «жадная до денег».

Васька Пепел Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает тюрьму.

Наташа Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого «дна жизни», но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а от туда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя Настя- молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света. Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: «Всё в прошлом!» Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. «Понял, какого человеку, когда ему не верят?»

Клещ и Анна Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы («Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!»), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения! Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой «праведной земли» и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

Кто ж е д ействительно с порит с Лукой ? По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.

Пьеса «На дне» - новаторское произведение? Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

В чём же спасение людей, упавших на «дно»? М.Горький предлагает читателям 2 возможных ответа на этот вопрос: 1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей) или 2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов «на дне» нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

Две основные проблемы в пьесе Философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма: проблема человека; проблема правды

Пьеса "На дне" проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей "на дно". Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу.

Используемые ресурсы Литература: 1.М.Горький «Рассказы и повести» (Москва, Художественная литература 1976г.) 2.Большой сборник сочинений 1300 (Ростов – на – Дону, БАО-ПРЕСС,2007) современных сочинений (Ростов – на – Дону, БАРО ПРЕСС, 2003) 4.Все произведения школьной программы (Москва, 1998)