ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ или « О сбережении детей » Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ г.Владимира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Advertisements

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Психологические механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог СШ 37 г.Бреста Осипук Наталья.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Профессия социальный педагог
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
ГОБУ «Боровичский ЦППМС» Роль социального педагога в профилактике эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений у обучающихся. Мир, вероятно,
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 С. ГОФИЦКОЕ ПЕТРОВСКИЙ РАЙОН КОЛЕНКИНА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА- СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ.
Транксрипт:

ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ или « О сбережении детей » Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ г.Владимира «Гимназия 35» Костюк Оксана Владимировна

Российская газета : Любой ребенок из любой семьи, самой благополучной, сегодня находится в зоне риска. Ни громкие имена родителей, ни их немалые семейные состояния не спасают детей от недетских проблем и душевных травм, богатые тоже плачут. Павел Астахов : Не материальном достатком определяется детское счастье. РГ : А чем ? Астахов : Прежде всего отношением взрослых к ребенку. Не только родителей, а каждого, кто по закону должен обеспечивать его права и благополучие. Начиная с нянечки в детском саду, учителя, медсестры в поликлинике и заканчивая президентом, всем обществом. "Российская газета"

По официальной статистике МВД, в прошлом году 106 тысяч преступлений совершено против детей. Из них 65 тысяч - насильственного характера. При этом мы еще 4 тысячи детей отдали на иностранное усыновление. И о чем мы говорим ? О каком сбережении детей вообще идет речь ? За прошлый год в нашей стране убито почти 2 тысячи детей. Столько же погибло, по данным ГИБДД, в ДТП. Примерно столько же погибло от бытовых травм, несчастных случаев, суицидов. О последних не принято говорить, но их очень много. Особенно среди подростков.

В прошлом году в России было 27 миллионов детей. А в начале этого года - уже 26 млн 700 тысяч. По демографическому прогнозу, даже самому оптимистичному, мы и дальше будем терять ежегодно по 300 тысяч детей. И к 2025 году на население в миллионов - эксперты дают разные оценки - у нас будет лишь 22 миллиона детей. То есть через какие - то 15 лет наша страна будет на грани национальной катастрофы. В США сегодня 72 миллиона детей, а у нас почти в три раза меньше. К 2025 году у них будет более 100 миллионов детского населения, а у России уже в пять раз меньше. Какая конкурентоспособность ? О чем мы говорим ?! Мы будем просто несостоятельны защитить нашу 1/6 часть суши.

Радио « Свобода », В России в год происходит от нескольких сотен до двух с половиной тысяч самоубийств детей и подростков. В конце мая – начале июня стало известно о нескольких старшеклассниках, покончивших с собой. Психологи связывают это с ажиотажем, поднятым вокруг единого госэкзамена. Но суицид совершают и младшие школьники. Кто или что подводит их к этому ? Можно ли предотвратить беду ? Московский старшеклассник Женя Голобородько в ночь на 2 июня выпрыгнул из окна. Накануне подросток неудачно сдал ЕГЭ. Чуть раньше ученик 11 класса средней школы в селе Новая Покровка Семилукского района Воронежской области покончил жизнь самоубийством. Как сообщала Генпрокуратура, юноша неудачно сдал пробный ЕГЭ по русскому языку в середине мая, после чего замкнулся в себе и вскоре повесился в гараже.

Министр образования Андрей Фурсенко тогда призвал не связывать трагедии со сдачей ЕГЭ. Так или иначе, вскоре в Москве прошла пресс - конференция на тему " Волна самоубийств школьников в разгар сдачи ЕГЭ : как семьям справиться со стрессом и поддержать детей ?". В ходе выступления руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов тоже призвал детские самоубийства с экзаменами как таковыми не связывать. При этом ажиотаж, поднятый вокруг ЕГЭ, вполне мог стать спусковым крючком для " десятков подростков ", решивших покончить с собой, признал Виноградов. Особенно для мальчиков, которых в случае несдачи ЕГЭ ждет армия.

Радио « Свобода » Статистика по суицидам в СССР стала открытой в 1987 году. Тогда же был образован детский подростково - суицидологический кабинет – государственное учреждение при НИИ суицидологии, просуществовавшее десять лет. Затем учреждение закрыли. " Видимо, посчитали ненужным ", - сказала корреспонденту Радио Свобода известный детско - подростковый психолог Елена Вроно, бывший руководитель суицидологического кабинета. Самая свежая статистика о самоубийствах детей содержится в статистическом сборнике " Дети в России -2009", выпущенном Росстатом совместно с ЮНИСЕФ. Согласно этим данным, в 2008 году в России покончили с собой 238 детей в возрасте до 14 лет, из них 148 – мальчики. По факту суицида любого ребенка ( то, что ребенка не убили, а он покончил с собой – выбросился из окна или отравился, выясняет судмедэкспертиза ) начинается доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей 110 Уголовного кодекса – доведение до самоубийства. А дальше начинается опрос свидетелей : учителей, одноклассников, родителей. Часто родители жалуются на то, что к ребенку плохо относились учителя или одноклассники.

Поводом для проверки стал последний суицид. 15-летний Александр Фирсов повесился во дворе собственного дома 11 марта 2010 года. По официальной версии следствия, это произошло после разговора с родителями о низкой успеваемости в школе. Школьника отругали за "двойку" по физкультуре, которую тот считал незаслуженной. "Проверка выявила факты применения к учащимся антипедагогических методов воспитания", - сообщила пресс-секретарь Свердловской областной прокуратуры Ольга Тетерина. По ее словам, преподавателю, который несколько раз ударил учебником по голове одного из учеников, было назначено только дисциплинарное взыскание, хотя инцидент требовал уголовно-правовой оценки. "Прямой причинно-следственной связи между действиями учителей и гибелью Фирсова нет. Однако были косвенные причины произошедшего, главная из которых неблагоприятный психологический климат в школе".

Признаки суицидального поведения 1) необычные высказывания : размышления о малой ценности жизни ; высказывание суицидальных фантазий и мыслей ; высказывания, фиксированные на кризисной ситуации, состоянии здоровья, неблагоприятном исходе болезни, предстоящей медицинской манипуляции ( операции ), послеоперационного периода ; отрицание объективно существующей актуальной проблемы ; наличие просьб о прощении к окружающим ; высказывание мыслей, содержание которых прямо или косвенно свидетельствует о « прощании ».

2) Необычное поведение : « уход » в себя, замкнутость, склонность к уединению, гиперактивность, неадекватная стрессовой ситуации, ситуации потери ( утраты ) отказ от предлагаемой помощи ; наличие суицидальных угроз ( прямых и косвенных ); признаки прощания ( раздача долгов, личных вещей, подарков, оформление завещания ); подготовка или наличие плана суицида ; подготовка или наличие средств суицида ( накопление или закупка лекарственных средств, сильнодействующих, ядовитых и химических веществ, огнестрельного или холодного оружия, колющих, режущих предметов, шнура, поиск открываемых окон, отдаленных помещений, выходов на крыши зданий, лестничные проемы высоких этажей ).

3) Наличие психических расстройств : депрессии : сниженное настроение ; самообвинения ; чувство вины ; нарушение сна ( особенно ранние пробуждения ) и аппетита ; скорбное выражение лица ; малоподвижность, адинамия ; взгляд в одну точку, избегание контакта глазами. 4) Нарушения поведения : возбуждение, агрессия, страх, тревога, ажитация, импульсивность. психоз бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, виновности, преследования

Суицид – крайняя форма проявления девиантного поведения

« Профилактика девиантного поведения подростков » Задачи : - рассмотреть вопросы, касающиеся девиантного поведения и его профилактики ; - рассмотреть методы и приемы работы с детьми девиантного поведения ; - обсудить возможности проведения профилактики девиантного поведения в гимназии. Для кого : классные руководители, родители.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений ( семейных, школьных ) и малых половозрастных социальных групп. Т. е. этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как : демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности ; систематические уходы из дома, алкоголиз, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия ; антиобщественные действия сексуального характера ; попытки суицида.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно : школьные девиации ( неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения ) и социальные девиации ( подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество ).

Причины девиантного поведения подростков 1. Биологические факторы : генетические, которые передаются по наследству : нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения ; заболеваний матери ( физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания ); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом ; психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям ;

2. Психологические факторы : Наличие у ребенка психопатологии или акцентуации ( чрезмерное усиление ) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно - психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально - медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

3. Социально - педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта ; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой ( педагогическая запущенность ), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

Важный фактор - неблагополучие семьи. дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации ; утверждение в семье двойной морали : для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие ; нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей ; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной « семейной жестокости » и насилия.

Морально - этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально - нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии « вещизма », падения нравов ; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Виды профилактики первичная - комплекс социальных, образовательно - воспитательных и психолого - медицинских мероприятий, предупреждаю - щих зарождение поведенческих отклонений у несовершенно - летних ; третичная – комплекс социальных, образовательно - воспитательных, психологических и нормативно - правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального возвращения вторичная – комплекс социальных, образовательно - воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершенно - летних и перехода к уголовно - наказуемым ;

Классификацияпрофилактики Первичная эффективность работы 60-70% Вторичная эффективность работы 30-40% Третичная эффективность работы 3-5%

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры : организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно - профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями ( социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы ; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками ; информационно - просветительская работа ;

Необходимо отметить, что профилактику можно рассматривать как особый вид социально - педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий.

Подходы : 1) информационный подход Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации ( печать, радио, телевидение ), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально - нравственных норм поведения в обществе.

2) подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, посещение секций, кружков, клубов по интересам. 3) поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности : развитии положительной самооценки ; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций ; тренировке сопротивления негативным процессам

4) социально - профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. 5) социально - педагогический заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения : быть хозяином своего слова и дела ; тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу ; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время ; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

При построении социально - педагогической программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения : 1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него « ситуации успеха », уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому свою деятельность.

2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно - полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники учителю в работе с такими детьми.

Основные виды деятельности : - индивидуальное консультирование ; - включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций ; - индивидуальная работа с системой ценностей ребенка ; - обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает : - диагностику педагогических позиций семьи ; - индивидуальное консультирование ; - включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Работа с категорией детей, которые находятся в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка : ( зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию ) - экстренная диагностика эмоционального состояния ; - выявление причин данной проблемы ; - обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями ; - работа над формированием позитивной « Я - концепции ».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий : 1)высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, учителей, социального педагога, психолога, др.специалистов; 2) психолого-педагогической компетентности сотрудников учреждения; 3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

" Российская газета " РГ : Вы очень хорошо сказали, - чтобы дети были счастливы, им нужна любовь. Но если такое страшноватое положение в сфере детства, получается, что мы не любим своих детей ? Астахов : Нет, мы их любим, но, как сказал поэт, " странною любовью ". Мы говорим своему ребенку " Я тебя люблю " и при этом одной рукой его гладим по головке, а другой рукой потихонечку уничтожаем. Потому что не защищаем своих детей. Самым страшным открытием со времени вступления в должность Уполномоченного по правам ребенка для меня стало : мы, общество, не задумываемся, что теряем детей. День прожили и не задумываемся, что за этот день убили несколько ребят. Что столько же погибло в ДТП. Что в это самое время рядом с нами живут почти 700 тысяч сирот... Равнодушие общества – самое страшное.