Роль Министерства здравоохранения в развитии и координации мер в вопросах ВИЧ-инфекции – привлечение других министерств июня 2007 года, Прага, Чешская Республика Светлана И. Бруцкая, руководитель проекта Министерства здравоохранения и ПРООН «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь»
Развитие эпидемии ВИЧ/СПИД в Беларуси История вопроса 1987г. – организация скрининговых исследований на ВИЧ 1987г. – первый зарегистрированный случай ВИЧ-инфекции в Беларуси 1989 – 1991гг. – формирование службы профилактики СПИД (Республиканский и 6 областных центров профилактики СПИД) гг. - регистрация спорадических случаев ВИЧ-инфекции, в основном, у иностранных граждан 1996г. – вспышка ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей в г. Светлогорске гг – эпидемическое распространение ВИЧ на территории республики
Развитие эпидемии ВИЧ/СПИД в Беларуси. История вопроса 1996 год – создание Республиканского межведомственного совета по профилактике ВИЧ-инфекции, в состав которой вошли представители 17 центральных органов государственного управления год – утверждение первой Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции, в исполнении которой участвовали немедицинские ведомства и НПО 2003 год – создан Страновой Координационный Комитет (СКК) по взаимодействию с Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, с участием неправительственных, религиозных и международных организаций, частного сектора и людей, живущих с ВИЧ/СПИД
Координация участия немедицинских ведомств в деятельности по ВИЧ\СПИД СКК является основным элементом реализуемой в стране стратегии противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции, рекомендуемой Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД, и включающей: - единую национальную программу - единый национальный координирующий орган - единую систему мониторинга и оценки.
Министерство здравоохранения Основное ведомство, на которое возложена задача организации, координации и исполнения Государственной программы профилактики ВИЧ- инфекции, предусматривающей предупреждение распространения ВИЧ\СПИД в стране, снижение социально-экономических последствий от этой инфекции путем скоординированного осуществления комплекса мероприятий организационного, научного и практического характера.
Министерство здравоохранения В Республике Беларусь сложилась и функционирует государственная система здравоохранения, которая базируется на принципах доступности, профилактической направленности территориальной участковости, и др. Существует частная медицина, однако доля оказываемых ею услуг населению невелика Основные источники финансовых поступлений на охрану здоровья являются средства государственного бюджета и часть внебюджетных средств местных органов управления Финансирование отрасли осуществляется не в полном объеме, в основном финансируются расходы по социально-значимым статьям
Система здравоохранения За прошедшие пять лет бюджетные расходы на здравоохранение в Беларуси в расчете на одного жителя республики увеличились более чем в два раза Расходы на здравоохранение по системе Минздрава Беларуси на 2007 год определены в сумме почти Br3,869 трлн., или 4,2% от прогнозируемого объема ВВП., это на 19% больше, чем в 2006 году В системе здравоохранения в последние годы наметилась устойчивая тенденция улучшения основных характеристик состояния здоровья населения и функционирования отрасли Отмечается положительная динамика таких основных показателей, как рождаемость, уровень младенческой и материнской смертности, послеоперационной летальности, заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями и др. в 2006 году число родившихся увеличилось на 6,4%, умерших - уменьшилось на 2,6% Значительно снизилась смертность от туберкулеза и др. инфекционных заболеваний
Финансирование мероприятий проекта по компонентам ПЕРИОД С 1 ДЕКАБРЯ 2004г. ПО 31 ДЕКАБРЯ 2006г. (в USD) КОМПОНЕНТЫ РАСХОДЫ Компонент 1 Предотвращение распространения ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков Компонент 2 Предотвращение распространения ВИЧ-инфекции и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), среди мужчин, имеющих секс с другими мужчинами (МСМ) Компонент 3 Предотвращение распространения ВИЧ/ИППП среди женщин, вовлеченных в секс-бизнес (ЖСБ) Компонент 4 Создание условий, способствующих реализации эффективных профилактических мер в тюрьмах страны Компонент 5 Обеспечение доступа к лечению, уходу и помощи для людей, живущих с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) Компонент 6 Организация постоянной информационно- образовательной работы по профилактике ВИЧ/СПИД Компонент 7 Развитие человеческих ресурсов и развитие институционального потенциала страны для эффективной реализации программ профилактики и лечения ВИЧ/СПИД Компонент 8 Мониторинг и оценка ИТОГО
ЗАКУПКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ АНТИРЕТРОВИРУСНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ,40 долларов США Препараты для лечения оппортунистических инфекций ,72 долларов США Витамины ,00 долларов США ИТОГО ,78 долларов США
Министерство образования Информационно-образовательная деятельность по проблеме ВИЧ/СПИД в системе образования, включая: 1. разработку и внедрение образовательных программ по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции; 2. подготовку и повышение квалификации педагогических работников; 3. создание системы и механизмов общественной поддержки
ССУЗы ВУЗы ПТУЗы Учреждения общего среднего образования Учреждения внешкольного воспитания и обучения Физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения Программы по профилактике ВИЧ-инфекции Учреждения переподготовки и повышения квалификации
1-4 классы «Человек и мир» «Человек и его здоровье» 5-9 классы Курс «Здоровый образ жизни»: «Профилактика курения» «Профилактика алкоголизма и наркомании» «Профилактика СПИДа» классы Учебные дисциплины, факультативы, курсы по выбору Учебные дисциплины
Результаты реализации проекта «Профилактика и лечение ВИЧ\СПИД в Республике Беларусь» (система образования) Открыты информационно-методические кабинеты (ресурсные центры) по проблеме ВИЧ/СПИД для молодежи и специалистов на базе отделов профилактики СПИД Проведено обучение специалистов различных категорий и волонтеров из числа молодых людей для работы по принципу «равный обучает равного» (более чел) Работает молодежный интерактивный веб-сайт Проводится массовая информационная компания «Остановить СПИД. Выполнить обещание» Изданы информационно-образовательные материалы и методическое пособие для педагогов и других специалистов, осуществляющих образовательную деятельность п ВИЧ/СПИД
Реализация Государственной программы и стратегического плана на годы предполагает также разработку и внедрение программ психологического сопровождения детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Министерство внутренних дел Проводится обучение сотрудников системы МВД вопросам профилактики ВИЧ\СПИД, предупреждения профессионального инфицирования, основам стратегии снижения вреда при немедицинском потреблении наркотиков В Департаменте исполнения наказания налажена профилактическая работа в 29 учреждениях исполнения наказания Проведение обучение персонала (в т.ч медицинского) и волонтеров из числа заключенных Всем нуждающимся ВИЧ+ заключенным предоставляется антриретровирусная терапия, а также лечение оппортунистических инфекций и ИППП Издание информационно-образовательных материалов по проблеме ВИЧ/СПИД (методические пособия, буклеты, открытки)
СМИ Бесплатная социальная реклама на телевидении Участие каналов в создании и транслирование тематических программ, ток-шоу Освещение информационных акций и т.д.
Министерство обороны В Вооруженных Силах действует Координационный Совет по профилактике ВИЧ-инфекции и ИППП под председательством заместителя Министра обороны. в системе государственно-правовой подготовки проводятся занятия по профилактике ВИЧ\СПИД со всеми категориями военнослужащих (по 6 часов в год); ежегодно проводится единый день информирования по тематике профилактики ВИЧ\СПИД; изданы методические пособия по проблеме ВИЧ\СПИД; ежегодно проводятся занятия с командным составом по обучению методике работы по профилактике ВИЧ- инфицирования среди подчиненного личного состава в частях и подразделениях Вооруженных Сил и т.д.
Национальная система мониторинга и оценки Разные министерства являются инстанциями, ответственными за сбор данных по отдельным показателям системы МиО Измерения показателей, которые относятся к уязвимым группам, проводятся с участием НПО
Структура национальной системы мониторинга и оценки ГРУППА ПО МОНИТОРИНГУ И ОЦЕНКЕ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТРИНГУ И ОЦЕНКЕ СКК НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕН НЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОНОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИМИНИСТЕРСТВА
Благодаря реализации комплексного межведомственного и межсекторального подхода в реализации Государственной программы и деятельности проекта в гг. удалось значительно усилить возможности страны в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД и создать базу для дальнейшего эффективного противодействия распространению ВИЧ-инфекции.
Эффективный национальный ответ на эпидемию ВИЧ/СПИД в Беларуси требует общих усилий и пристального внимания в следующих направлениях: Достижение устойчивых результатов по охвату профилактическими вмешательствами целевых групп проекта Повышение качества предоставляемых профилактических услуг, медицинской помощи и поддержки Наращивание потенциала организаций, участвующих в реализации Государственной программы проекта (НПО, медицинских и образовательных организаций) за счет соответствующего обучения и улучшения материально-технической базы Обеспечение стабильного государственного финансирования, разработка стратегии закупок антиретровирусных препаратов и осуществление надлежащего мониторинга эффективности использования средств, выделяемых для профилактики, а также закупок средств диагностики и лечения ВИЧ/СПИД Усиление координирующей роли СКК Развитие национальной системы мониторинга и оценки
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!