ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ… ВОСПИТАНИЕ! Осеева Елена Ивановна, канд. педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии ХК ИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность младших школьников. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе 24 марта 2010 года Чуп Ольга Валерьевна, зав. кафедрой педагогики и дополнительного образования ККИДППО.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Ленинская средняя общеобразовательная школа.
Транксрипт:

ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ… ВОСПИТАНИЕ! Осеева Елена Ивановна, канд. педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии ХК ИРО

Методический конструктор внеурочной деятельности школьников как основа разработки и повышения качества программ и проектов в сфере воспитания и образования Проектирование программы внеурочной деятельности школьников в образовательном учреждении

Основы ФГОС

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекомендации/ под. ред. Е.Н. Степанова, М.: ТЦ Сфера, 2003.

Д.В.Григорьев, П.В. Степанов

Социализация школьников в целостном педагогическом процессе

Воспитание как социальное явление и социальная проблема Воспитание как социально- педагогическая деятельность Новый общественный статус социального института воспитания

Воспитательный компонент государственного стандарта Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию

Социализация- процесс и результат активного усвоения и воспроизводства человеком общественного опыта Социализация- приобщение к культуре и цивилизации

Социализация и воспитание Воспитание - это целенаправленный процесс Воспитание - дискретный процесс (прерывный), т.е. осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования и т.д. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация - процесс стихийный Социализация – процесс непрерывный Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни

ФУНКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - обеспечить успешную социализацию детей (поддержка успешной социализации)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Основа для разработки воспитательной системы ОУ Программ духовно-нравственного воспитания и образования Содержание воспитания Цель задачи Ценностные ориентиры УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ формы и методы деятельности взаимодействия социальных институтов воспитания результаты Концептуальная часть технологическая Рефлексивно- диагностическая

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание Воспитание социальной ответственности и компетентности

Требования к структуре основной образовательной программ Ы Программы внеурочной деятельности Система оценки Программа развития УУД Программы по предметам Учебный план Программа здорового образа жизни Программа духовно-нравственного воспитания ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРПРО Структура о о п

Требования к условиям воспитания и социализации Создание среды образовательного учреждения Культурно-воспитательнаяСоциально-воспитательнаяЭколого-воспитательнаяЭстетическая Локальная школьная Организация взаимодействия с субъектами воспитания Семья Социальные субъекты воспитания (общественные, профессиональные, религиозные организации и движения) Учреждения дополнительного образования и культуры Интегративный характер образовательного процесса Интеграция межпредметная на ценностной основе Интеграция учебной, внеучебной, внешкольной деятельности Личностно-социальная направленность Поддержка личностного развития в местном социуме и глобальном информационном пространстве Поддержка социальной активности в локальном сообществе

Эффективное воспитательное пространство Согласованные усилия всех социальных субъектов Школа Семья Общественные организации (включая и детско-юношеские движения и организации) Учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, Средства массовой информации Традиционные российские религиозные объединения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Пункт 19.6 Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ( далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Внеурочная деятельность – пространство проявления активности детей вне урока, обусловленной их интересами, увлечениями, потребностями, и направленной на познание и преобразование себя и окружающей действительности

Внеурочная деятельность отражена в Программах внеурочной деятельности Программе воспитания и социализации Программах дополнительного образования

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

Направления развития личности 1. общекультурное, 2. общеинтеллектуальное 3. духовно-нравственное 4. социальное 5. спортивно-оздоровительное

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ На 1 уровне – самоопределение На 2 уровне – смыслообразование На 3 уровне – нравственно- этическая ориентация

«В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием» Н.Е. Щуркова

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Воспитательные результаты Формы внеурочной деятельно Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) ХУДОЖЕСТВЕН НОЕ ТВОРЧЕСТВО Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Воспитательные результаты Формы внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬ НАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия спортивных секций, участие в оздоровительны х процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме

Воспитательные результаты Формы внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ деятельности

Социальная проба довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.

Социальная проба Цели осознание информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности; получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом); присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения. Задачи социальной пробы: собрать информацию о социальном явлении, социаль­ном учреждении, социальной среде; познакомиться с функционированием социального объекта; проанализировать полученную информацию; вступить с социальным объектом в прямое взаимодейст­вие способом, новым для подростка; отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.

Виды социальной пробы: Экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.

Объекты социальной пробы: 1. Социальные институты: инспекция по делам несовершеннолетних; отделение пенсионного фонда; отделение социального обеспечения граждан; центр психологической работы с детьми, подростками; районная администрация; магазин; дом культуры; учреждение здравоохранения; центр досуга: клуб, дискотека, выставка и др.; прочее. 2.Социальная среда: мой двор; территория школы; улицы микрорайона; детская площадка; ступеньки подъезда;реклама на остановке; места отдыха;спортивные площадки; другое. 3.Социальные явления и отношения: проблема курения (алкоголизма, наркомании, токсикомании); политическая борьба в районе; употребление ненормативной лексики в общении (сквернословие дома, в школе, на улице); беременность девочек-подростков; отношение к потребителю (старикам, молодежи, клиен­там, детям); фанаты; другое.

Социальная проба 1 Выбор темы 2 Определение цели работы 3 Разработка плана сбора информации 4 Формирование микрогрупп для осуществления отдельных шагов социальной пробы 5 Этап практических действий 6 Анализ практических действий 7 Групповое обсуждение

Социальное проектирование – один из интенсивных методов включения юных граждан в общественную жизнь Результат – новый, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимый продукт, представляющий средство разрешения социальных противоречий, проблем

Актуальные проблемы… - ??? основа социальных проектов

Технологии проектирования создают условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач развивают коммуникативные умения развивают исследовательские и проектные умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения) развивают системное мышление.

Краевая акция «Я – гражданин России» Этапы проектной деятельности: 1. Обнаружение трудностей и актуальных социальных проблем 2. Выбор темы проекта 3. Формулирование гипотезы 4. Разработка плана действий 5. Оформление результатов 6. Презентация проекта 7. Групповая рефлексия, анализ, обсуждение.

Этапы работы над проектом Разработка проектного задания (выбор темы, выделение тем и подтем проекта, формирование творческих групп, подготовку материалов к исследовательской работе: формулировку вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности). Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует поисковую деятельность учащихся, стимулирует их деятельность. Оформление результатов. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты проектной деятельности, а учитель консультирует, координирует их работу. Презентация проектной деятельности. Учащиеся докладывают о результатах своей работы, а учитель организует экспертизу Рефлексия. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, учитель определяет эффективность образовательного процесса.

Проект "Установка светофора" 1 группа – юридическое обоснование проекта 2 группа – встреча с сотрудниками ГИБДД 3 группа – социологический опрос

Проект "Установка светофора" 1 группа – юридическое обоснование проекта установка светофора производится организацией СамараОблДор Сигнал на основе рекомендаций ГИБДД и оплачивается из городского бюджета ( рублей за один светофор марки УК - 2М). Рекомендация ГИБДД дается в случае соответствия условиям ГОСТА

Проект "Установка светофора" 2 группа – беседа с сотрудниками ГИБДД

Проект "Установка светофора" 2 группа – беседа с сотрудниками ГИБДД Список ДТП, произошедших на перекрестке ул. Вольской и 22 Партсъезда в 1999г.

Проект "Установка светофора" 1 группа – социологический опрос "Необходима ли установка светофора?"

ЭТАПЫ организации внеурочной деятельности : 1 ) проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях; 2) организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения; 3) аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение 6. Список литературы.

Титульный лист программы - наименование ОУ; - где, когда и кем утверждена программа ( с подписью руководителя ОУ, печатью); - название программы; - возраст детей, на которых рассчитана программа; - сроки реализации (общая продолжительность, этапы); - Ф.И.О., должность её автора (авторов); - название населенного пункта, в котором реализуется программа; - год разработки программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - направленность программы; - её актуальность; - цель и задачи программы; - возраст детей, участвующих в реализации программы; - сроки её реализации (общая продолжительность, этапы); - формы и режим занятий (дел); - ожидаемые результаты и способы их проверки; - формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

Учебно-тематический план - перечень разделов, тем программы; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

УТП ТемаКоличество часов Теоретические занятия Практические занятия 1.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Способы классификации образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности Модульная программа - совокупность и последовательность модулей Модуль – это относительно самостоятельная (логически завершенная) часть программы Типы образовательных программ:

модули открывают возможность оперативного варьирования направленности образовательной программы, оперативного реагирования на сущностные интересы главных участников образовательного процесса

Разработать проект программы внеурочной деятельности для класса Название Цель Задачи Ожидаемые результаты УТП (тематика, часы) и виды (формы) деятельности

Задачи Развитие системы знаний о … Развитие умений…. Развитие позитивного отношения к таким ценностям, как

Проект программы внеурочной деятельности для …класса «Название» Цель – Задачи - Ожидаемый результат -

Ожидаемые результаты 1 уровня – приобретение школьниками социальных знаний о … 2 уровня – получение школьниками опыта переживаний и позитивного отношения к таким общественным ценностям, как: 3 уровня – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (освоение способов решения задач по…)