Выполнила: Вилкова Татьяна Михайловна, учитель биологии Пеля-Хованской средней общеобразовательной школы Починковского района Нижегородской области. С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Advertisements

Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Биология 6 класс. Рабочая программа по курсу «Биология» 6 класс составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Концентрический вариант 5 класс Введение в биологию 6 класс Растения 7 класс Животные 8 класс Биология. Человек 9 класс Общие биологические закономерности.
Биология 5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов.
5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов В.М.
В помощь выпускникам, сдающим ЕГЭ по биологии. Составила: учитель биологии Судоль Е. В.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Мосолов Валерий Вячеславович, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПСН, методист по биологии издательства «Дрофа»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС « Система, многообразие и эволюция живой природы » для 9 класса Руководитель курса : учитель биологии высшей квалификационная категории.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Тема учебного проекта: Автор: Кошмин Дмитрий Александрович, учитель химии МОУ СОШ 6 г.Ташкента 2009 г.
Взаимоотношения организма и среды Творческое название: Автор:Ковалёва Г.Е., учитель биологии МОУ СОШ 4; Мичуринск 2007.
Педагогические измерительные материалы БИОЛОГИЯ. Педагогические измерительные материалы включают Кодификатор, который составлен на базе федерального компонента.
Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Биология Биология 5 – 11 классы 5 – 11 классы. Ориентация курса биологии на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Знаниевые.
Транксрипт:

Выполнила: Вилкова Татьяна Михайловна, учитель биологии Пеля-Хованской средней общеобразовательной школы Починковского района Нижегородской области. С. Пеля-хованская 2011 год.

Цель: поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей по теме раздела программы « Царство Прокариоты». Главная задача моей работы: выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы «Царство Прокариоты», разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроках биологии. Программа основного общего образования по биологии 7класса «Биология. Многообразие живых организмов» (авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова), является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 класса. Учебная нагрузка по данному курсу составляет 2 часа в неделю (68 часов в год). На данный раздел отводится 3 часа. Он изучается в первой четверти в начале учебного года. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

Введение. Актуальность данного раздела состоит в том, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Раздел «Царство Прокариоты» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Знания, полученные в разделе «Царство Прокариоты» помогут учащимся полнее и глубже усвоить материал курса 8 класса, такие темы как: «Место человека в системе органического мира», «Внутренняя среда организма», «Человек и его здоровье». А также не маловажную роль эта тема играет при усвоении знаний в 9 классе при изучении темы «Эволюция живого мира на Земле». В дальнейшем это позволит учащимся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека. С содержание КИМов по ЕГЭ и ГИА входят вопросы касающиеся знаний из раздела « Царство Прокариоты». Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Цель раздела. Изучить многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. Образовательные задачи темы. Ознакомить учащихся с: происхождением и эволюцией бактерий; общими свойствами прокариотических организмов; многообразием форм бактерий; особенностями строения бактериальной клетки; различными способами питания, дыхания и размножения прокариот; особенностями распространения и ролью в биоценозах; значением бактерий в жизни человека (науке, медицине, промышленности). Научить определять сущность следующих понятий: «клетка», «безъядерные» (прокариотические) клетки, «ядерные» (эукариотические клетки), «микробиология», «муреин», «гетеротрофы», «сапротрофы» (сапрофиты), «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «аэробы», «анаэробы», «смешанное дыхание», «бактерии-симбионты», «патогенные бактерии», «галобактерии», «серобактерии», «метанобразующие бактерии», «цианобактерии», «термоацидофилы».

Развивающие задачи темы. Формирование у учащихся умений: объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом; характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах; приводить примеры распространенности прокариот; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, делать краткий конспект в форме таблицы; составлять план, конспект, реферат, презентацию; владеть языком предмета. Развивать у учащихся навыки: исследовательской, проектной и творческой деятельности, а также навыков выступления перед аудиторией. Воспитательные задачи темы. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение, представление о научной картине мира, убеждаться в познаваемости мира, в необратимости и направленном историческом развитии живой природы, биосферы в целом. Использовать знания об особенностях строения, типах обмена веществ у прокариот в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде и соблюдения личной гигиены. Формировать качества патриотизма на примере вклада отечественных ученых в развитие микробиологии. Развивать коммуникативные умения и навыки.

Тематический план. Название темы Количество часов Введение.3 Царство Прокариоты.3 Царство Грибы.5 Царство Растения.17 Царство Животные.38 Царство Вирусы.1 Повторение.1

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями. После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. В 7 классе учащиеся учатся использовать: аппарат учебника, дидактические материалы, нормативно-правовые акты. Развивают способность работать в группах, парах. Формируют умения: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, осознавать проблему, выдвигать гипотезы. В 7 классе обучается 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика. По своему развитию детей можно разделить на три группы : у двух учащихся высокий уровень развития. Ещё у двух учащихся средний уровень развития. У четырех учащихся низкий уровень развития. Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы. В ходе изучения раздела программы «Царство Прокариоты» учащиеся разовьют на конкретном материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Сформируются умения адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Научатся искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Дети будут готовы: применять биологические знания в повседневной жизни, организовывать «презентацию» информации, адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение: различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности, овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. Технология критического мышления. Игровые технологии. Метод проектов. ( Дж. Дьюн). Учебное исследование. Проблемное обучение (Г.И. Лернер). Эвристическое обучение. Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предлагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Я использую дифференцированный подход при проведении самостоятельных работ, фронтальных опросов, тестов, биологических диктантов и т.п.

Система знаний и система деятельности. Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников. Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников биологических знаний, планируют свою деятельность и рецензируют результаты работы. В разделе также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Особое место в обучении, на основе данного раздела, отводится развитию познавательного интереса учащихся к биологии. Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий. (Приложение 2). В разделе предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением семиклассников к элементам научного творчества. (Приложение 3). Система деятельности включает: развитие критического, аналитического, творческого мышления; опору на умение и навыки выстраивания причинно - следственных связей между фактом, событием, явлением; умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели. В процессе усвоения материала темы дети используют познавательную, преобразующую, общеучебную и самоорганизующую виды деятельности.

Контролирующие материалы. В качестве контроля усвоения учащимися материала на уроках используются: сравнительные таблицы; вопросы для обсуждения; биологический диктант; работа с сигнальными карточками, схемами, рисунками, терминами. (Приложение 2). Результаты контроля по данному разделу : Год КлассКол-во уч-ся Кол-во уч-ся писавших работу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Качество знаний %6-40%2-13%-87% %2-18%5-45%-55% % 2-25%-75%

Литература. 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология классы. М.: Дрофа, Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б.Захарова, Н.И.Сонин. Москва. Дрофа год. 3. Рабочая тетрадь. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б.Захарова, Н.И.Сонин. Москва. Дрофа год. 4. Биология. Поурочные планы к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина 7 класс. Автор составитель М.В. Высоцкая. Издательство «Учитель». Волгоград Контрольно – измерительные материалы. Биология. 7 класс. Составитель Н.А. Артемьева. – М.: ВАКО Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С. Гиляров; - М.: Сов. Энциклопедия, Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебное пособие. Нижний – Новгород Человек и его здоровье. Курс лекций. Нижний – Новгород Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В. Учебник. 6 класс.-М.: Просв., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Корчагина В.А. Учебник. 6 – 7 класс. - М.: Просвещение Занимательная микробиология. В.М. Жданов, Г.В. Выгодчиков, Ф.И. Ершов, А.А. Ежов, Н.Б. Коростелев. Издательство «Знание». Москва – Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. захарова, Н.И. Сонина. Биология 7 класс учебник по биологии. 2007) 14. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Палеонтология. Москва. Астрель. Издательство ЕРМАК Микроскоп. Д – р Райнер Кёте. «Издательство Мир книги» D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/