Методика преподавания биологии Лекции для студентов ДО и ВО биолого-почвенного факультета ВГУ 2012/2013 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
«Деятельностно- компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе начальной школы» Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
«Современный урок в соответствии с ФГОС». Требования к результатам обучения Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
МОУ Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа Сафиуллина Гульнара Рифкатовна.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Транксрипт:

Методика преподавания биологии Лекции для студентов ДО и ВО биолого-почвенного факультета ВГУ 2012/2013 учебный год

Структура курса Лекции 27/36 часов Практические занятия 8/18 часов Индивидуальная самостоятельная работа Экзамен

Требования для допуска к экзамену Выполнить и сдать на проверку все задания практических занятий Разработать план-конспект урока и сдать до 1/15 декабря (самостоятельная работа по индивидуальному заданию, задание будет дано примерно 15 ноября) Ответить на 2/3 КИМа текущего контроля знаний

Ваши вопросы ?

Автомат? Да, автомат Если: см. выше + За посещение лекций и активную работу на практике к оценкам КИМ добавляются баллы На лекциях буду отмечать

Основная литература Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», Конюшко В.С. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаров. – Мн.: Книжный Дом, Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов биол. фак. пед. ин- тов / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская.

Тема 1 Введение Предмет, методы и проблемы методики обучения биологии

Слагаемые процесса познания и обучения ?

Слагаемые процесса обучения Приложение формулы к обучению биологии Наука МПБ система обучение специфика воспитание школьного развитие предмета биологии Восприятие Осмысление Запоминание Применение знаний Проверка результатов Общая педагогика и психология

Методика преподавания биологии Определение: Наука о системе процессов обучения, воспитания и развития, обусловленной особенностями школьного предмета биологии Объект исследования: учебно- воспитательный (образовательный) процесс, связанный с предметом «Биология» Предмет исследования: различные аспекты, свойства и отношения объекта исследования

Структура учебного процесса = = предмет исследования МПБ Цель обучения Результат Деятельность учителя Деятельность ученика Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Организационные формы обучения

Структура науки МПБ 1. Общая методика преподавания биологии Рассматривает общие вопросы всех биологических курсов в школе – концепции биологического образования: - цели, задачи, принципы - содержание учебного материала - методы и средства обучения - формы учебной работы - история биологического образования - мировоззренческое, нравственное и др. воспитание в процессе обучения биологии

Структура науки МПБ 2. Частные методики преподавания биологии Исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся: - методики уроков, - экскурсий, - внеклассных и внеурочных занятий

Связь МПБ с другими науками Педагогика: методика – педагогическая наука Психология: когнитивная психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология личности Биологические науки Философия. Теория познания является философской основой построения процесса обучения, в т.ч. биологии (большой ?)

Методы науки МПБ Педагогическое наблюдение Психологическое наблюдение Исторический метод Педагогический эксперимент Моделирование

Педагогическое наблюдение Фиксация фактов из опыта работы Оценка состояния преподавания предмета: - методы - формы организации обучения - результаты и т.д. Используется школьной администрацией, методистами и инспекторами УНО

Психологическое наблюдение Память Внимание Интерес Наблюдательность Познавательная активность и т.д.

Исторический метод Анализ путей развития всех компонентов предмета МПБ – целей, содержания, методов, форм организации обучения, средств обучения, деятельности учителя и учащихся, результатов обучения…

Основные теории МПБ Теория развития биологических понятий Система форм организации обучения биологии Система методов обучения биологии и др.

Проблемы МПБ ?

Структура учебного процесса Цель обучения Результат Деятельность учителя Деятельность ученика Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Организационные формы обучения

Цели образования Зачем ??? Зачем учить и учиться?

Цели образования Традиционно цели образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщение к культуре, подготовка к труду, раскрытие индивидуального творческого потенциала личности.

Цели биологического образования (из ГОС по биологии) освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием организма, биологические эксперименты;

Цели биологического образования (из ГОС по биологии) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

Цели и задачи курса биологии (из общей педагогики) Образовательные: изучение основных теорий и законов биологии… знакомство с методами научного познания Воспитательные: формирование научного мировоззрения природоохранное и экологическое воспитание гигиеническое нравственно-этическое эстетическое воспитание Развивающие: развитие интеллекта, формирование навыков учебного труда и самообразования

Структура учебного процесса Цель обучения Результат Деятельность учителя Деятельность ученика Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Организационные формы обучения

Содержание образования Чему учить? Что учить?

Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета – это отобранный из научной информации по биологии наиболее значимый в образовательном, воспитывающем и развивающем отношении учебный материал школьного предмета

Принципы выбора содержания учебного предмета Научность Доступность Связь с практикой

Содержание курса биологии представлено в следующих документах: Государственный образовательный стандарт (ФГОС) Программы Учебники Учебные пособия Учебно- методический комплекс

Государственный образовательный стандарт ФГОС - нормативный документ, основанный на законе «Об образовании» Стандарты второго поколения разрабатываются с 2005 года

Государственный образовательный стандарт. Структура: Цели Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Требования к уровню подготовки выпускников Компоненты: федеральный региональный компонент образовательного учреждения (школьный)

Структура школьного биологического образования

5 класс Природоведение Изучается 2 часа в неделю 70 часов в год Природоведение относится к федеральному компоненту БУПа (базисного учебного плана)

Обязательный минимум содержания образовательных программ по биологии для основной школы Биология как наука. Методы биологии Признаки живых организмов Система, многообразие и эволюция живой природы Человек – часть биосферы Взаимосвязи организмов и окружающей среды Разделы курса биологии, 6-8 класс, см. в Программах

9 класс Предпрофильная подготовка Базовый компонент + Элективы – обязательные учебные предметы по выбору

Примеры элективных курсов Предметные: Гипотезы происхождения человека Межпредметные: Биомеханика Пасечник В.В., Сивоглазов В.И.

Третья ступень общего образования. Учебные предметы Базовые общеобразовательные Элективные Профильные общеобразовательные класс Профильное обучение

Базовые общеобразовательные учебные предметы учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки русский язык литература ОБЖ иностранный язык физкультура математика Россия в мире история идивидуальный проект физическая культура обществознание естествознание скандал Биология - учебный предмет по выбору

Профильные общеобразовательные предметы Учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения Биология может изучаться на базовом (1 час) или на профильном (3 часа) уровне

Содержание курса биологии представлено в следующих документах: Государственный образовательный стандарт Программы темы практических Учебники занятий Учебные пособия

Структура учебного процесса: повторение Цель обучения Результат Деятельность учителя Деятельность ученика Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Организационные формы обучения

Обобщение Содержание Методы Формы организации обучения Средства обучения Цели обучения единство

Методы и методические приёмы обучения биологии Раздел 1

Метод: определение от греч. μέθοδος «способ» Путь к цели, путь к чему-либо Способ достижения цели Упорядоченная деятельность цель Методы, способы = деятельность Результат = достижение цели

Учебный метод: определение Учебный метод - способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися (Н.М. Верзилин) Методы обучения - упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования (И.Д. Зверев) Учебный метод - система исследовательских взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. (РПЭ)

Учебный метод: определение обучающая обучающаяСЯ сторона взаимодействие сторона учитель МЕТОД учащиеся определяют характер взаимодействия ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ ЦЕЛИ

Проблема Как учить? Как учиться? Проблема методов обучения наиболее острая и дискуссионная в педагогике и частных методиках

Классификация методов обучения биологии

I.Система методов обучения Б.Е. Райкова (1911 г., опубл. 1947) Методы По характеру восприятия По направлению логического процесса Иллюстративный (утверждающий) Исследовательский (открывающий) I. Словесный1. Словесно- иллюстративный 4. Словесно- исследовательский II. Наглядный2. Наглядно- иллюстративный 5. Наглядно- исследовательский III. Моторный3. Моторно- иллюстративный 6. Моторно- исследовательский

II. Классификация методов обучения биологии по Н.М. Верзилину Характеристики Методы СловесныеНаглядныеПрактические Источник знаний Слово живое и печатное образ + слово действие + образ + слово Способ передачи знаний = характер деятельности учителя словопоказинструктаж Способ усвоения знаний = характер деятельности учащегося слушание, чтениенаблюдениеработа

III. Классификация методов обучения по уровню познавательной деятельности И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин А) Иллюстративно-репродуктивные Б) Поисково-проблемные

Роды и виды методов Словесны е НаглядныеПрактическ ие Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительных пособий Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

Обобщение Методы обучения биологии разнообразны, образуют систему методов, и только в комплексе решают задачи образования (обучения, воспитания и развития) Знание функциональных возможностей методов обучения позволяет эффективно их применять.

Словесные методы обучения биологии

Словесные методы обучения биологии: определение Группа методов, в которых источником знаний и способом его передачи является слово (сказанное=живое или печатное), а способом усвоения – слушание или чтение

Рассказ Рассказ - основной метод систематического изложения учебного материала.

Цели рассказа изложить сложный материал; сформировать целостные представления

Структура рассказа 1) Введение, обычно с элементами беседы Задачи: - вызвать интерес, - связать новое с ранее изученным, - поставить проблему для решения (6-7 классы) 2) Основная часть Задачи: - последовательно и логично изложить материал; - выделить главное 3) Заключение Задачи: - систематизировать главное; - сделать обобщающий вывод

Методические требования к рассказу 1. Оптимальная длительность (5-15 минут) в соответствии с возрастом, темой и контингентом учащихся. 2. Соответствие содержания программе, научность, доступность и логичность излагаемого материала. 3. Структурированность, соблюдение чёткого плана, логическое выделение смысловых блоков и обобщений. 4. Выделение главного, формулировка основных понятий, запись терминов, дат, фамилий. 5. Нельзя диктовать определения из учебника. Необходим поэлементный анализ терминов, перевод на русский язык 6. Использование психологических приёмов для снятия напряжения 7. Культура речи учителя

Культура речи учителя Научный стиль Построение по законам устной речи (короткие предложения, логические паузы, вводные слова, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, слов-паразитов) Простота, эмоциональность, образность (рассказывать интересно), корректная жестикуляция Громкость, темп, дикция

Учебная деятельность учащихся во время рассказа учителя Слушают (активное слушание) Записывают (план, термины и проч. для выделения главного и структурирования рассказа) Отвечают на вопросы Иллюстрируют рассказ учителя примерами

Объяснение Объяснение – словесный метод, близкий к рассказу, монологический метод научных доказательств.

Методические требования к объяснению четкая формулировка проблемы; использование примеров для доказательства; установление причинно- следственных связей; применение приемов сравнения изучаемых объектов и явлений

Школьная лекция Метод применяется в классах. Продолжительность от минут до двух уроков. Цели: - изложить объемный учебный материал; - научить конспектировать Методические требования = требованиям к рассказу + помощь в конспектировании Запись развёрнутого плана/плана- конспекта/опорного конспекта на доске (или слайдах презентации) и в тетрадях уч-ся Чёткое структурирование на содержательные смысловые блоки с обобщением

Типы лекций По характеру познавательной деятельности: - традиционная лекция материал для запоминания передается в готовом виде - проблемная лекция излагается научная или практическая проблема (история возникновения, направления развития проблем, перспективы ее решения, варианты решения, прогнозируемые последствия) - лекция-беседа применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение. Идет чередование фрагментов лекции с вопросами и ответами (обсуждениями) слушателей и/или выполнением самостоятельных практических или теоретических задач. По содержанию: вводные, тематические и обзорные

Беседа Беседа – эффективный, сложный диалогический словесный метод обучения Беседа вербально- коммуникативный метод направленного диалога

Цели беседы Актуализировать знания учащихся; Получить обратную информацию о понимании; Выявить круг представлений = осуществить контроль знаний Провести коррекцию знаний (исправить, углубить, расширить знания) Вовлечь учащихся в процесс самостоятельных размышлений, в эвристический творческий процесс получения новых знаний Сформировать научный стиль речи и умение излагать научно-учебный материал

Типы бесед Вводные Беседы для изучения нового материала - иллюстративно-объяснительные - поисковые = эвристические Обобщающие Контрольно-корректирующие

Вводная беседа Вводная беседа проводится в начале занятия, обеспечивает психологическую настройку учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала, понимание значения предстоящей работы. Цели: *показать место изучаемой темы в системе знаний *актуализировать знания для перехода к изучению нового материала

Беседы для изучения нового материала Иллюстративно-объяснительная беседа Цель: изучить новый несложный, частично- известный материал с опорой на средства наглядности и/или учебник Поисковая = эвристическая беседа Цель: изучить новый несложный, частично- известный материал с опорой на имеющиеся знания учащихся и средства наглядности. Результат: субъективное впечатление, что ученик сам сделал открытие, проделал путь к научной истине.

Ε ρηκα «Нашёл!» Восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона Общеупотребительно для выражения радости при разрешения трудной задачи. «ЭВРИКА!!!»

Обобщающая беседа Обобщающая беседа применяется для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичного закрепления на уроке)

Контрольно-коррекционные беседы Цели: Получить обратную информацию о понимании нового материала; Провести коррекцию знаний, уточнить, дополнить, конкретизировать знания учащихся, а также обобщить и систематизировать Оценить знания

Методика преподавания биологии Лекции для студентов ВО биолого-почвенного факультета ВГУ 2012/2013 учебный год

Методы и методические приёмы обучения биологии Раздел 1 Лекция 3

II. Классификация методов обучения биологии по Н.М. Верзилину Характеристики Методы СЛОВЕСНЫЕНаглядныеПрактические Источник знаний Слово живое и печатное образ + слово действие + образ + слово Способ передачи знаний = характер деятельности учителя словопоказинструктаж Способ усвоения знаний = характер деятельности уч-ся слушание, чтение наблюдени е работа

Методы обучения биологии СловесныеНаглядныеПрактические Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительных пособий Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

Методические требования к содержанию беседы 1. Беседа должна строиться на известном/частично известном материале и/или эмпирических знаниях учащихся 2. Логическая последовательность вопросов должна соответствовать ведущей идее и целями 3. Использовать разнотипные педагогические вопросы 4. Выделять вопросы на раскрытие основных понятий 5. Заранее предусмотреть дополнительные наводящие вопросы 6. Сделать выводы и обобщение в конце беседы в соответствии с ведущей идеей 7. Выполнять методические требований к педагогическим вопросам.

Методические требования к проведению беседы 1. Вовлечь в беседу максимальное число учащихся 2. Задавать вопросы всему классу 3. Не задавать двух вопросов одновременно 4. Называть имя отвечающего ПОСЛЕ формулировки вопроса 5. Соблюдать оптимальную паузу между вопросом и именем отвечающего ученика 6. Не допускать выкриков и хоровых ответов 7. Чередовать ответы «сильных» и «слабых» учащихся 8. Требовать полные развёрнутые ответы 9. Внимательно выслушивать ответ, не перебивая отвечающего 10. Корректировать неправильные, неточные, неполные ответы с помощью других детей, задавать дополнительные и наводящие вопросы, обращаться к учебнику и записям в тетради, некоторые вопросы можно оставить без ответа с д/з и разбором на следующем уроке 11. Не отвечать самому на свои вопросы (кроме риторических)

Классификация педагогических вопросов 1. Репродуктивные – воспроизведение основных понятий 2. Вопросы на проверку усвоения ведущих идей 3. Вопросы на развитие мышления = преобразующее воспроизведение учебного материала, его осмысление (определение характерных признаков, сравнение, классификация, доказательство, выявление причинно-следственных связей и проч.) 4. Вопросы на творческое применение знаний 5. Проблемные и поисковые вопросы – в формулировке содержат противоречие и/или указывают на проблему

Методические требования к педагогическим вопросам Опираются на предварительные знания учащихся Грамотные и понятные В формулировке нет отрицания и подсказки Требуют полного развёрнутого ответа

Беседа: ограниченность метода «Дробит» знания учащихся, затрудняет обобщение и возможность целостного восприятия учебного материала. Не способствует развитию монологической речи учащихся

Беседа Беседа – эффективный и сложный словесный метод обучения ОБОБЩЕНИЕОБОБЩЕНИЕ

Методы обучения биологии СловесныеНаглядныеПрактические Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительных пособий Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

Методы и приёмы учебной деятельности в школьном образовании В школьных курсах НЕ отводится специального времени для овладения методами и приемами учебной работы, поэтому возникает необходимость обучать этому учащихся непосредственно на уроках, отвечая на вопросы: как изучать? как познавать рационально? как научиться учиться?

Учить учиться Неумение учиться - обычная причина того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Зачастую учащиеся учатся учиться стихийно, подражая взрослым или сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки).

Работа с книгой «Чтение – это важнейший способ восхождения, само- совершенствования, самообразования», - Ш.А. Амонашвили Работа с книгой - один из приемов учебной работы, важнейший для самообразования (умения учиться).

Система работы с учебной литературой в школе Работа с учебником; Работа с дополнительной литературой; Совместная работа учителя и школьного библиотекаря. Учебник - системообразующий компонент учебно-методического комплекса предмета биологии, средство реализации образовательных программ

УМК – учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс – система нормативной документации и учебно-методической литературы, средств обучения и контроля, необходимых для качественной организации обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ (ГОС) В результате изучения биологии ученик должен Знать … Уметь находить: в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; Использовать приобретенные знания и умения … для: … рациональной организации труда и отдыха

Цели работы с учебником Сформировать навыки учебного труда и самообразования Эффективно организовать обучение на уроке Уменьшить затраты времени на выполнение д/з Развить познавательный интерес

Методическая структура учебника 1. Методический аппарат текстов: стиль изложения и соответствие дидактическим принципам, основной текст и наличие дополнительного, рубрикация = разделение текста на части, способы выделения главного содержания, терминов, описания иллюстраций 2. Методический аппарат внетекстовых компонентов (см. следующий слайд)

2. Внетекстовые компоненты учебника 1). Аппарат ориентировки: титульный лист, библиографическое описание, вступительная статья как пользоваться учебником, оглавление, колонтитулы, рубрики и выделения частей текста, цветовые и шрифтовые выделения, символы ориентировки, терминологический и авторский указатели.

2. Внетекстовые компоненты учебника 2). Иллюстрации: фотографии, рисунки, схемы. 3). Методический аппарат организации усвоения нового материала: вопросы и задания, схемы и таблицы для заполнения, вступительные и заключительные тексты к главам, форзацы, выделение основных понятий, инструктивные карточки лабораторного практикума.

Синквейн «УЧЕБНИК» Учебники бывают разные… Учебник. яркий, интересный помогает, интригует, развивает к творчеству детей приучает классно! Учебник. Дешевый, банальный. Вдохновляет? Заставляет задуматься? Подделка - удар по «здоровью» детей Товар!

Работа с текстом учебника Проводится: при выполнении Д/З и на разных этапах урока В разнообразных формах – фронтальной, индивидуальной, групповой

Типовые задания для работы с текстом учебника Сделать анализ содержания текста: прочитать, выделить и сформулировать главное Установить части текста в соответствии с основными понятиями Составить по тексту план, план-конспект Составить логико-структурную схему, логическую цепочку Заполнить таблицу Раскрыть основное содержания текста по плану, конспекту, схеме, цепочке, таблице, графику, рисунку Найти информацию в тексте: ответ на вопрос, примеры, термины, определения Составить вопросы для раскрытия основного содержания текста Составить карточки-консультанты (шпаргалки по теме). и т. д.

Работа с внетекстовыми компонентами учебника 1) Развитие навыков быстрой ориентировки в учебнике проводится в начале изучения разделов биологии – на вводных уроках при знакомстве с новым учебником. И далее – планомерно при обучении Слагаемые навыков: умение пользоваться библиографическим описанием, титульным листом, оглавлением, колонтитулом, терминологическим и авторским указателями, цветовыми и шрифтовыми выделениями, сигналами и символами, форзацами Методы: беседа, объяснение, демонстрация, выполнение тренировочных упражнений по нахождению информации

Работа с внетекстовыми компонентами учебника 2) Работа с иллюстрациями учебника необходима на каждом уроке биологии - при изучении нового материала и/или закреплении, а также при выполнении д/з Почему на каждом уроке?

Типовые задания по иллюстрациям Описать объект или процесс (размеры, форма, цвет, последовательность этапов и проч.) – рассказать по рисунку Составить план рассказа по рисунку Выделить главное и сделать вывод Сравнить объекты Задать вопросы по рисунку, фото, схеме Зарисовать схематично детали рисунка

Работа с аппаратом организации усвоения нового материала Проводится при выполнении д/з и на уроке Типовые задания: Ответить на вопросы Выполнить задания Составить таблицу и т. д.

Рабочая тетрадь Значение: организация усвоения нового материала (закрепление). Рабочая тетрадь многофункциональна: - работа в классе и - выполнение домашнего задания Тетрадь в разных формах развивает навыки выполнения письменных заданий, дает четкие модели работы по образцу, развивает творческие способности, формирует уверенность учащихся и помогает отойти от образца в дальнейшем.

Обобщение «Чтение – это важнейший способ восхождения, само- совершенствования, самообразования», - Ш.А. Амонашвили

ДО Лекция 4 6 окт 2012

Методика преподавания биологии Лекции для студентов ДО и ВО биолого-почвенного факультета ВГУ 2012/2013 учебный год

Актуализация знаний Найдите в конспекте лекций классификацию методов обучения биологии Н.М. Верзилина. Какие группы методов обучения рассмотрены? Какую группу методов обучения биологии будем изучать дальше? ?

II. Классификация методов обучения биологии по Н.М. Верзилину Характеристики Методы Словесные Наглядные Практические Источник знаний Слово живое и печатное образ + слово действие + образ + слово Способ передачи знаний = характер деятельности учителя словопоказинструктаж Способ усвоения знаний = характер деятельности учащегося слушание, чтениенаблюдениеработа

Наглядные методы обучения Группа методов, в которых источником знаний является объект (образ), способом его передачи – показ, а способом усвоения – наблюдение

Актуализация знаний Какие наглядные методы обучения биологии будут рассмотрены? ?

Роды и виды методов СловесныеНаглядныеПрактические Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительн. пособий и аудио- визуальных средств Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

Демонстрация натуральных объектов Натуральная наглядность Живые объекты Гербарии Коллекции (семян, насекомых…) Микропрепараты

Живые объекты Инфузории, моллюски, дождевые черви, рыбы, птицы, млекопитающие, растения …

Гербарии Гербарий фотографический Основные группы растений

Коллекции Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников Коллекция Морское дно

Микропрепараты Комплект микропрепаратов Общая биология

Цели демонстрации натуральных объектов 1. Дать учащимся образные представления об окружающем мире 2. Развить наблюдательность 3. Стимулировать познавательный интерес и познавательную активность

Методические требования к демонстрации натуральных объектов Объект должен быть виден всем: раздать на парту, показать с учительского стола, пройти с объектом по классу Что будет, если нарушить требование? Дать объект только на время изучения, оптимальное в каждом наблюдении Что будет, если нарушить сие требование? Организовать учебную деятельность учащихся: рассказ/объяснение, беседа, заполнение таблицы, схемы, рисунок… Вести коррекцию наблюдения Не забыть сделать обобщение по наблюдаемому объекту

Демонстрация микропрепаратов

Особенности демонстрации микропрепаратов Рассказать о строении микрообъекта по рисунку ДО показа Сложный объект зарисовать на доске Использовать демонстрационный микроскоп Рядом с демонстрационном микроскопом положить инструктивный рисунок – копию поля зрения микроскопа с подписанными деталями строения Организовать учебную деятельность в соответствии со способом демонстрации.

Способы демонстрации 1. с одного микроскопа всему классу 2. с микроскопов на каждом столе 3. на экране с демонстрационного микроскопа с фото/видео приставкой Учебная деятельность: работа с учебником, заполнение табл., зарисовка и др.

Рисунки микрообъектов Клетки кожицы чешуи лука (См. тему «Педагогический рисунок»)

Изобразительные средства наглядности Таблицы Плоскостные Объёмные Муляжи Модели Аудио-визуальные учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы (а ещё есть компьютерные средства обучения с изобразительной наглядностью)

Комплект таблиц по биологии

Полный комплект демонстрационных таблиц по биологии.- Москва : Edustrong, 2007 Авторы: Шаталова С.П., Константинов В.М. и др. Сертификат Российской академии образования Комплект состоит из 120 таблиц Полноцветная печать. Плотная мелованная бумага. Матовое двухстороннее ламинирование. В наборы входят таблицы и методические рекомендации по использованию иллюстративного материала таблиц на уроках. В методическом руководстве помещены макеты таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку. Содержание таблиц, их структура, красочность изображения объектов обеспечивают успешное использование не только на разных этапах урока, но при подготовке и в ходе проведения лабораторных работ, на обобщающих уроках, уроках-конференциях, на занятиях биологического кружка.

Рельефные таблицы

Муляжи

Цели демонстрации изобразительных средств наглядности = целям демонстрации натуральных объектов + Заменить натуральные объекты Дополнить информацию о натуральных объектах

Методические требования к демонстрации изобразительных средств наглядности = требованиям к демонстрации натуральных объектов +: + Не ставить таблицы «на доску» - полку для мела + Не загораживать, стоять рядом лицом к классу + Показывать чётко указкой + Легко ориентироваться = изучить табл. и проч. ДО демонстрации

Демонстрация изобразительных средств наглядности

Модели Модель – средство обучения, имитирующее объекты, процессы и явления. Модель позволяет проводить эксперименты, совершать манипуляции и таким образом формирует представления о биологических объектах, процессах, явлениях – оригиналах Методические требования = ?

Методические требования к демонстрации натуральных объектов и моделей Объект должен быть виден всем: раздать на парту, показать с учительского стола, пройти с объектом по классу Дать объект только на время изучения, оптимальное в каждом наблюдении Организовать учебную деятельность учащихся: рассказ/объяснение, беседа, заполнение таблицы, схемы, рисунок… Вести коррекцию наблюдения Не забыть сделать обобщение по наблюдаемому объекту ПОВТОРЕНИЕПОВТОРЕНИЕ

Особенности демонстрации аудио- визуальных средств Дидактические задачи: Изучение нового материала Закрепление Контроль знаний Следовательно: разное время показа и разные методики

Методические требования к демонстрации аудио-визуальных средств наглядности Ставить ясные задачи просмотра Дать задание ДО просмотра фильма: вопросы, таблица, тест и проч. Сообщить краткое содержание (очень краткое) для активизации познавательного интереса Обсудить фильм после просмотра по пунктам задания При показе диафильмов НЕ читать текст, а рассказывать

Демонстрация опытов Перечень демонстрационных опытов дан в Программе и обязателен для выполнения

Цели стимулировать познавательный интерес и познавательную активность научить наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать научить применять знания для объяснения биологических явлений

Методические требования к демонстрации опытов, часть 1 Построение опыта на частично известном материале с опорой на предварительные знания учащихся Соблюдение схемы демонстрации в соответствии с методикой, видоизменение методики в зависимости от содержания и продолжительности опыта Удачность, заранее отработанная техника показа опыта Безопасность Краткость: в длительных опытах использовать прием сближения начала и конца эксперимента показывать постановку и результаты опыта на разных уроках

Методические требования к демонстрации опытов, часть 2 Показ опыта (и всего подготовленного оборудования) в строго запланированное время На демонстрационном столе не должно быть ничего лишнего: не отвлекать внимание на детали, показать культуру научного труда, безопасность Опыт должен быть виден всем: использовать подиум, подставку, дополнительное освещение, контрастный фон, пройти с результатами по классу (не передавать по рядам) Нельзя молчать при показе: продумать содержание беседы-объяснения при длительных процессах, пояснения и вопросы по ходу опыта Что вы наблюдаете? Почему это произошло? Соблюдение методических требований к беседе и педагогическим вопросам

Напоминание о д/з Повторить из психологии и педагогики: «Логический процесс» = логическое мышление Познавательная деятельность Приемы мыслительной деятельности Организация умственного труда

Характер познавательной деятельности Характер познавательной деятельности отражает уровень мыслительной активности учащихся. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся методы обучения бывают: объяснительно-иллюстративные= репродуктивные, частично-поисковые Исследовательские=поисковые

ВО Лекция 5 2 окт 2012

Методика преподавания биологии Курс лекций для студентов биолого- почвенного факультета ВГУ

Методы и методические приёмы обучения биологии Раздел 1

II. Классификация методов обучения биологии по Н.М. Верзилину Характеристики Методы СЛОВЕСНЫЕНаглядныеПрактические Источник знаний Слово живое и печатное образ + слово действие + образ + слово Способ передачи знаний = характер деятельности учителя словопоказинструктаж Способ усвоения знаний = характер деятельности уч-ся слушание, чтениенаблюдениеработа

Методы обучения биологии СловесныеНаглядныеПрактические Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительных пособий Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

Методики демонстрации опытов Иллюстративная демонстрация Поисковая демонстрация Частично-поисковая демонстрация Выбор методики определяется целями, содержанием, функцией показа опыта на уроке и др.

Иллюстративная демонстрация Цель: подтвердить теорию, научить применять знания для объяснения биологических явлений. Показ опыта проводится после изучения нового материала для закрепления знаний. Схема иллюстративной демонстрации: постановка целей опыта (проблемы) обсуждение схемы опыта и /или условий его постановки запись исходных данных в схему, таблицу, рисунок и постановка длительного опыта показ краткого/или результатов длительного опыта и обсуждение запись и обсуждение результатов выводы и обобщение

Поисковая демонстрация Цель: найти неизвестные сведения об изучаемом явлении и /или разработать методы изучения известного явления. Показ опыта является одним из методов изучения нового материала. План фрагмента урока с поисковой демонстрацией: 1. актуализация знаний по теме, связанной с новой 2. постановка проблемы 3. обсуждение гипотез для решения проблемы в виде предположений, планирование опыта для их проверки 4. запись исходных данных (схема, таблица, рисунок) 5. проведение, обсуждение и запись результатов опыта 6. формулировка выводов по опыту 7. дополнение и расширение знаний другими методами 8. выводы и обобщение по новой теме

Частично-поисковая демонстрация Полная схеме поисковой демонстрации для большинства школьных опытов НЕ выполнима, поэтому применяется частично-поисковая демонстрация Частично-поисковая демонстрация проводится по схеме иллюстративной с использованием проблемных и поисковых вопросов, а также вопросов на развитие логического мышления.

Обобщение Стимулирует познавательный интерес и познавательную активность, учит наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять знания для объяснения биологических явлений Демонстрация опыта – эффективный наглядный метод обучения биологии

Педагогический рисунок Дополняет все виды наглядности педагогический рисунок на доске обобщает представления и отражает сущность объектов или явлений. Такой рисунок шаг за шагом строится на глазах учеников и синхронно сопровождается объяснением. Педагогическое рисование привлекает к работе зрение, слух и «мускульное чувство руки». Деятельность учащихся: слушают рассказ/объяснение учителя, следят за движениями его руки, видят на классной доске рисунок, поясняющий слова учителя, рисуют в своей тетради, копируя рисунок. Максимальное включение человека в деятельность

Педагогический рисунок Внешнее строение клубня картофеля Строение зуба

Методические требования к педагогическому рисунку на доске Общая подпись Расположен слева вертикально Подписи справа горизонтально Пояснения при зарисовке говорить «в класс», а не «в доску» Давать детям рекомендации о технике выполнения рисунка (при одновременной зарисовке) Оптимальные размеры (Нарисовать пробный рисунок ДО урока и посмотреть с последней парты)

Достоинства наглядных методов Повышают активность учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность. Позволяют ограничить вербализм в преподавании. Создают условия для практического применения знаний. Способствуют развитию эмпирического мышления, речи, наблюдательности, умения самооценки и самоконтроля, творческого воображения, навыков учебного труда и др. Многофункциональны (применяются на разных этапах урока).

Недостатки наглядных методов Более продолжительное время для получения результатов, чем при использовании словесных методов. Должны быть определенные навыки у учителя и учащихся. Обеспечение образовательного процесса натуральными объектами может быть затруднено. Самодельные наглядные пособия не соответствуют ГОСТам, их трудно унифицировать. Необходимо финансирование на приобретение объектов для изучения и оборудования

Обобщение Наглядные методы обучения эффективно формируют знания, умения и навыки учащихся

ДО 13 окт 2012

Методика преподавания биологии Лекции для студентов ДО и ВО биолого-почвенного факультета ВГУ 2012/2013 учебный год

Актуализация знаний Прошу вас САМОСТОЯТЕЛЬНО провести актуализацию знаний по теме и подготовиться к дальнейшему изучению … Что будем изучать дальше?

II. Классификация методов обучения биологии по Н.М. Верзилину Характеристики Методы СловесныеНаглядныеПрактические Источник знаний Слово живое и печатное образ + слово действие + образ + слово Способ передачи знаний = характер деятельности учителя словопоказинструктаж Способ усвоения знаний = характер деятельности учащегося слушание, чтение наблюдени е работа

Тема Практические методы обучения биологии

Практические методы обучения Сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы. Наиболее эффективные методы обучения

Роды и виды методов СловесныеНаглядныеПрактические Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительн. пособий Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

ТРЕБОВАНИЯ ГОС К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Уметь: изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Требования ГОС Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Требования ГОС распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Требования ГОС наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Требования ГОС наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы

Наблюдение Проводится в природных условиях и/или лаборатории за природными объектами и биологическими процессами (растениями, животными, явлениями природы). Кратковременные наблюдения (обычно на уроке) Длительные наблюдения (внеурочные)

Цели Научить видеть, наблюдая, и устанавливать причинно-следственные связи Привить любовь к природе Развить природоохранные навыки Научить правилам поведения в природе

Методика проведения наблюдения 1. Сообщить тему наблюдения 2. Поставить цели/проблему 3. Дать задание (под запись и/или на карточках) 4. Обсудить объекты наблюдения 5. Провести инструктаж по технике наблюдения и формах отчёта 6. Создать условия для результативного наблюдения (место наблюдения, расположение объекта). 7. Зафиксировать результаты наблюдения 8. Обсудить результаты 9. Сделать выводы и обобщение 10. Оформить отчёт, проверить и оценить

Наблюдение: фиксация результатов

Методики изучения живых объектов Демонстрация Лабораторная работа Программированное наблюдение

Особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом. Проводится с использованием дидактических карточек с заданиями для наблюдения и вариантами ответов в качестве ориентиров. Цели: Развивать наблюдательность Облегчить формулировку наблюдаемых явлений Формировать научный стиль речи

Пример урока с использованием программированного наблюдения Тема: Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания и образом жизни План урока. I. Проверка знаний II. Изучение нового материала 1. Актуализация знаний: беседа о систематическом положении класса Земноводные и среде обирания Лягушки прудовой 2. Наблюдение за Лягушкой прудовой 1) Подача задания и инструктаж: раздача карточек с заданиями для наблюдения 2) Контроль за самостоятельной работой учащихся 3) Обсуждение результатов наблюдения 3. Составление логико-структурной схемы для обобщения 4. Формулировка выводов и обобщение III. Закрепление 1. Беседа по логико-структурной схеме 2. Решение биологических задач по определению местообитания и образа жизни представителей класса Земноводные IV. Домашнее задание: выучить логико-структурную схему, уметь её воспроизводить письменно, рассказывать … и т.д.

Карточка-задание для наблюдения Среда обитания лягушки 1.почва 2.воздух 3.вода 4.поверхность суши Б. Какие конечности имеет лягушка? 1.плавники 2.конечности, расчлененные на части В. В связи с чем лягушка имеет такие конечности? 1.в связи с водным образом жизни 2.в связи с наземным образом жизни Г. Какие приспособления к передвижению в воде имеет лягушка? 1.широкая спина 2.перепонки на задних конечностях 3.слизистая кожа Д. Какое значение имеет слизь на поверхности кожи лягушки? 1.препятствует пересыханию кожи на суше 2.согревает 3.защищает от проникновения инфекции 4.участвует в дыхании 5.уменьшает трение при движении в воде И т.д. Коды ответов: А 3,4; Б 2…

Логико-структурная схема для обобщения Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания и образом жизни вода перепонки на задних конечностях при- овально-заостренная форма головы Среда обитания спо- маскирующая окраска соб- слизистая кожа суша ле- расчлененные конечности ния веки слизистая кожа Обобщение: ???

Обобщение Наблюдение за живыми объектами – эффективный практический метод обучения биологии

Распознавание и определение признаков (биологических объектов) Требования ГОС: распознавать и описывать растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные. Проводится по специальным определительным карточкам (входят в УМК) при изучении систематики по методике Лабораторной работы

Проведение экспериментов Осуществляется в форме лабораторных и практических работ Лабораторная работа – особая форма организации учебного процесса, основанная на практических методах обучения

Лабораторная работа Проводится в биологическом кабинете Объекты изучения выдаются на руки Изучение ведётся по заданию – инструктивной карточке

Лабораторные работы Часть учебной программы Перечень дан в программе Обязательны для выполнения Оформляются в тетради по биологии, в10-11 классах - в тетради для лабораторных работ Оценка ставится в отдельную графу журнала

Цели Освоить методику изучения биологических объектов Лучше усвоить биологические понятия Развить наблюдательность, познавательные способности Сформировать практические навыки и умения Активизировать познавательную активность Приучить к культуре труда

Подготовка к лабораторной работе В тематическом плане предусмотреть уроки с лабораторными работами Определить время подготовки оборудования и подготовить его Проделать работу самому

Классификация методик проведения лабораторных работ Поисковые Иллюстративные изучение нового закрепление знаний, материала ФУНКЦИИ формирование умений Лабораторные работы организационный ИНСТРУКТАЖ технический Фронтальные поэтапный Групповые по всей работе

Формы подачи задания Устно На инструктивных карточках Проекция на экран Лабораторный практикум в учебнике Запись на доске

Оформление и формы отчёта Тема: «…» Цель: Отчёт по пунктам задания: ответы на вопросы, рисунок, таблица, график Вывод в соответствии с целью

Фронтальная иллюстративная лабораторная работа Схема Постановка задач Организационный инструктаж (запись темы, целей и сообщение о формах отчета) Раздача оборудования Поэтапный технический инструктах: задания и вопросы для обсуждения Выполнение заданий, контроль, коррекция, помощь Оформление результатов Формулировка выводов Подведение итогов Уборка оборудования

Групповая иллюстративная лабораторной работы Схема Постановка задач Организационный инструктаж (запись темы, формирование групп) Технический инструктаж а) чтение инструктивной карточки б) запись граф таблицы для заполнения при самостоятельной работе с раздаточным материалом в) обсуждение заданий, знакомство с раздаточным материалом Раздача оборудования Самостоятельная работа учащихся, контроль, коррекция, помощь учителя Обсуждение результатов и выводов Подведение итогов Уборка оборудования

Поисковые лабораторные работы Поисковые лабораторные работы проводятся по схеме поисковой демонстрации с включением самостоятельной работы учащихся Частично-поисковые лабораторные работы проводятся по схеме иллюстративной с использованием проблемных и поисковых вопросов.

Практические работы Условные различия лабораторных и практических работ: проводятся в биологическом кабинете в природе (на пришкольном участке, городском газоне, теплице, живом уголке, лесу, степи …) Цель: практическое применение знаний Методики одинаковые.

Достоинства эксперимента Обеспечивает эмпирический уровень познания, но в отличие от других методов вызывает более активную мыслительную деятельность. Развивает исследовательские навыки у учащихся, творческие способности. Развивает самостоятельность, самоконтроль, целеустремленность и т.п. Недостатки эксперимента Часто требуется применение дополнительного оборудования. Должны соблюдаться нормы и правила техники безопасности. Процесс получения знания осуществляется более медленно, чем при применении других методов.

Моделирование Модель – мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображает или воспроизводит объект исследования, и способна замещать его так, что изучение модели дает новую информацию об объекте. Моделирование: «Изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих познание», - А.Ф. Кузин

Классификация моделей Модели Материальные Идеальные ОбразныеЗнаковые

Этапы применения метода моделирования 1. Первоначальное ознакомление с объектом или процессом. 2. Анализ, выделение существенных признаков. 3. Построение мысленной модели. 4. Коллективное обсуждение вариантов модели. 5. Выбор формы представления модели (схема, рисунок, таблица, материальная модель и др.). 6. Самостоятельное моделирование объекта, процесса, явления. 7. Контроль, взаимо- и самоконтроль соответствия созданной модели оригиналу. 8. Использование созданной модели в учебном процессе.

Достоинства моделирования Выделение недоступных простому наблюдению свойств и отношений объектов, процессов и их частей. Активная деятельности, в том числе познавательная. Развитие речи, мышления, творческих способностей, самостоятельности. Недостатки моделирования Возможно несходство модели и оригинала. Модели строятся по принципу эффективных упрощений. Замещение словесной информации символами у некоторых школьников вызывает трудности. Необходимо иметь материалы, определенное оборудование. Необходимо знать и соблюдать правила гигиены. Модель может получиться недостаточно качественной.

ДО 20 окт 2012

Решение биологических задач Цели развить познавательный интерес к биологии активизировать мыслительную деятельность развивать логическое мышление создать условия для: интегрированного использования и критического анализа разнообразной информации самостоятельного выдвижения гипотез разработки моделей биологических явлений и процессов. формировать познавательную самостоятельность

Корифей Михаил Борисович Беркинблит ст.н.с. РАН, к.б.н. Автор экспериментальных учебников и задачников по биологии, методических пособий, научно- популярных книг.

Типы биологических задач а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях. б) Задачи, способствующие развитию логического мышления. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю? в) Задачи на распознавание натуральных объектов. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении. г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды. - Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление. - Какие из них кажутся наиболее вероятными? Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Типы биологических задач д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра. - Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий? - Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления? е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить? ж) Задачи, связанные с самонаблюдением. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня. Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены. з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?

Разнообразие методов обучения биологии СловесныеНаглядныеПрактические Рассказ Объяснение Лекция Беседа Работа с книгой Демонстрация натуральных объектов Демонстрация изобразительн. пособий Демонстрация опытов Наблюдение Распознавание и определение признаков Эксперимент Моделирование Решение биологических задач

Методы обучения биологии разнообразны и только в комплексе решают задачи образования, воспитания и развития ЗАКЛЮЧЕНИЕЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы обучения реализуются через методические приемы в определенных формах с помощью определенных средств.

Методические приёмы

Определение Методические приёмы – компоненты методов. Метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Классификация методических приемов (по Н.М. Верзилину) Методические приемы Характеристики ОрганизационныеДействия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. ТехническиеИспользование лабораторного оборудования, расчерчивание таблиц, составление инструктивных карточек, фиксация результатов работы и др. ЛогическиеИспользование заданий на сравнение, противопоставление, установление аналогии, на классификацию, систематизацию, установление причин и выяснение взаимосвязей, на обобщение, создание проблемной ситуации.

Словесные методы обучения и методические приемы ОрганизационныеТехническиеЛогические Запись плана. Ответы по плану. Подготовка вопросов отвечающему. Ответ у доски. Ответ с места. Организация класса на проблемную дискуссию. Записи на доске. Составление плана статьи. Нахождение ответов в книге. Запись терминов в словарь. Постановка проблемных вопросов. Выделение существенных признаков. Установление причинно- следственных связей. Сравнение. Выявление общих и отличительных признаков. Обобщение и выводы. Приведение примеров.

Наглядные методы обучения и методические приемы ОрганизационныеТехническиеЛогические Помещение объектов на предметный столик. Создание фона. Пользование экраном. Подготовка заданий для наблюдений. Конструирование моделей на магнитной доске. Подбор и установка лабораторного оборудования. Зарисовка опыта в тетрадь. Демонстрация фильма без дикторского текста. Остановка кадра.. Использование проекционных приборов. Постановка проблемы. Выявление признаков. Сравнения. Выводы. Обобщения.

Практические методы обучения и методические приемы ОрганизационныеТехническиеЛогические Составление инструктивных карточек для работы в парах или группах. Подбор образцов для проведения эксперимента. Разделение работы на операции. Выполнение работы по плану. Отчет о результатах работы. Использование инструктивных карточек. Раздача лабораторного оборудования. Постановка опытов в сосудах, на делянках и т.п. Фиксация результатов опыта (зарисовки, гербаризация, изготовление коллекции, заполнение схем, таблиц). Постановка проблемных задач. Определение цели и плана работы. Выявление свойств изучаемых объектов. Выводы по результатам работы.

Выбор методов обучения «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» Л. Н. Толстой ???

Критерии выбора методов обучения 1. Соответствие методов принципам обучения; 2. Соответствие целям и задачам обучения; 3. Соответствие содержанию темы; 4. Соответствие учебным возможностям уч-ся: возрастным; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива; 5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для обучения; 6. Индивидуальность учителя (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее)

Уровни принятия решения при выборе методов обучения Стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся. Решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Рациональные, оптимальные решения: учитель научно (???) обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

Четыре «революции» в области методов обучения* 1. Учителя-родители уступили место профессиональным учителям 2. Замена устного слова письменным 3. Введение в обучение печатного слова 4. Частичная автоматизация и компьютеризация обучения * К. Керр

Проблемы методов обучения Односторонняя передача учащимся готовых вербальных знаний с помощью акроаматического (лекционного) метода вызвала протест лучших умов уже в XVI столетии, когда Х.Л. Вивес и М.Монтень потребовали учить детей наблюдать явления природы. Они утверждали, что дети должны становиться "мудрыми из самих себя, а не из книг". Острой критике был подвергнут и так называемый эротематический (вопрошающий) метод обучения, который при одностороннем использовании также не давал ученикам инструментальных знаний, приобретаемых путем "познания вещей, а не чужих наблюдений и свидетельств о них" (И.Песталоцци). На рубеже XIX-XX вв. большие надежды возлагались на очередной вариант словесного метода, каким явилась эвристика (по-гречески heurisko - нахожу). Однако и эти надежды, несмотря на то что сторонники эвристики рекомендовали объединять акроаматический метод с эротематическим и по крайней мере не сторонились "науки о вещах", оказались зыбкими. Было установлено, что эвристика действительно обеспечивает самостоятельность движения к знаниям, а также получение прочных, оперативных знаний и умений, но вместе с тем она требует больших усилий и много времени для получения этих результатов. В XX в. в связи с разработкой деятельностных концепций обучения признание получил метод организации практической деятельности, который также не выдержал испытания временем.

Обобщение В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория "метод обучения".

Экзаменационные вопросы 1. Методика преподавания биологии как наука, предмет и методы. 2. История науки. 3. Методы обучения: определение и классификация. 4. Словесные методы: рассказ, объяснение, лекция 5. Словесные методы: беседа. 6. Словесные методы: работа с учебником. 7. Наглядные методы: определение, методические требования к демонстрации опытов. 8. Наглядные методы: определение, иллюстративная демонстрации опытов. 9. Наглядные методы: поисковая демонстрация опытов. 10. Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов. 11. Наглядные методы: демонстрация изобразительных и аудио-визуальных средств наглядности, педагогический рисунок. 12. Практические методы: наблюдение 13. Практические методы: проведение экспериментов (цели, классификация методик проведения лабораторных работ). 14. Практические методы: фронтальные иллюстративные лабораторные работы. 15. Практические методы: индивидуальные и групповые иллюстративные лабораторные работы. 16. Моделирование 17. Решение биологических задач 18. Методические приемы. 19. Принципы выбора методов обучения. 20. Анализ школьных программ по биологии 21. Методическая структура учебника, УМК и основные линии учебников по биологии.