Методическая презентация Автор: учитель начальных классов Ризун Н.Д. г.Лесозаводск 2008.
Достаточно ли знать буквы, чтобы «прочитать» книгу природы? Проблемные вопросы. Почему лев – это большая кошка? Может ли лев стать домашним? Почему зебра и лошадь родственники? Может ли кактус превратиться в розу? Кто царь зверей в Уссурийской тайге?
Учебные предметы: «Окружающий мир» 3 класс. «Информатика» 3 класс. Участники проекта : учащиеся 3 класса. Тип проекта: межпредметный краткосрочный
Цели проекта. Дидактические цели Формировать: - познавательную деятельность учащихся; -навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации; -навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач; -умение воплощать в жизнь задуманную идею; Развивать творческие и коммуникативные способности ребенка.
Цели проекта. Методические цели. Научить: -самостоятельно находить нужную информацию о животных и растениях, систематизировать ее; -кратко излагать свои мысли; -обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных наблюдений; -научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов; Освоить понятие «Экология».
Аннотация проекта. Главным является то, что проект построен на тематике близкой для каждого учащегося «Разнообразие животных», «Разнообразие растений», «Охрана животных», «Охрана растений». В результате работы дети осознают зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и поймут: от практических действий, поведения, усилия взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных. Учащиеся приобретают навыки исследовательской работы, что является поводом для содержательного общения с другими людьми. Это первый опыт итнервьюирования и подбора материала в виде фотографий, вырезок, рисунков. Работы получаются очень разнообразные, они могут быть представлены в электронном виде.
Темы исследований. Лев – это большая кошка. Дикий зверь в неволе или домашний любимец. Тигр – царь зверей. Так похожи, но такие разные. Миллион, миллион, алых …
Ожидаемый результат. Учащиеся научатся проводить анкетирование, углубят знания о методах исследования, приобретут навыки работы в группах и самостоятельно. Научатся находить нужную информацию из большого объема материала. Осознают ответственность за будущее природы. Практическим результатом проекта является слайдовая презентация, оформление альбомов, газет, буклеты.
Этапы и сроки проведения проекта. Подготовительный этап.( 1 урок, 20 мин). Отбор материала по теме исследований (1 урок, 20 минут). Проведение исследований (самостоятельно, в урочное и внеурочное время) Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.(2 урок «Окружающий мир», 20 мин., урок «Информатика» 30 мин., а также во внеурочное время.) Защита полученных результатов.(3 урок.)
Информационные ресурсы. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 3 класс. Москва, «Просвещение» 2005г. А.В.Горячева «Информатика» 3 класс. Н.Л.Сендерова «Животные» ООО Издательство «Астрель», 2000г. Атлас Приморского края. Владивосток 1998 год М.Березин «Большая энциклопедия животных Мира», «РОСМЭН»; Москва 2002г. Итернет Брукс_ «Дикий мир»-Говард
План организации проекта. 1 этап. Учащиеся знакомятся с разнообразием животного и растительного мира на уроках «Окружающего мира». Выбирается тема исследования. Выбрать ее не сложно, т.к. дети точно знают, что их интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Если ребята затрудняются, можно задать следующие вопросы: «Что мне интересно больше всего?», «Что из полученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?». 2 этап. Определяем цель исследования и задачи, т.е. отвечаем на вопрос зачем мы его проводим? А проводим мы эти исследования для того, чтобы пополнить запас знаний по данному предмету, расширить кругозор учащихся. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
План организации проекта. 3 этап. Выдвигается гипотеза. Гипотеза – это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – основание, предположение. 4 этап. Составляется план исследовательской работы. Для этого надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что – то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ученик может использовать, а затем выстроить их по порядку.
План организации проекта. Предлагается список доступных методов исследования: -подумать самостоятельно; -прочитать книги о том, что исследуешь; -познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме; -спросить у других людей; -понаблюдать провести эксперимент. У каждого учащегося есть папка исследователя, в которой фиксируется вся полученная информация.
План организации проекта. 1.Подумать самостоятельно. С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: -что я знаю по теме исследования? -какие суждения я могу высказать по теме исследования? -какие я могу сделать выводы из того, что мне известно по теме исследования?
План организации проекта. 2.Прочитать книги о том, что исследуешь. -начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. 3.Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме. Научные, научно-популярные и художественные фильмы -настоящий клад для исследователя. 4. Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
План организации проекта. 5. Понаблюдать, провести эксперимент. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупу, бинокль, микроскоп, телескоп. Слово «эксперимент» происходит от латинского проба, опыт. Перед тем как провести эксперимент, надо составить план. Для активизации работы на данном этапе возможно предусмотреть проведение викторин, конкурсов, и т.п., в процессе которых ученики будут выполнять различные задания, отгадывать и придумывать загадки, кроссворды, тем самым систематизируя и обобщая полученные знания.
Подготовка к защите исследования. Собраны все сведения, сделаны все необходимые наблюдения. Теперь ребята кратко излагают на бумаге самое главное и рассказывают об этом классу или представляют свою работу в электронном виде.
Презентация результатов. Реализую такой проект, младшие школьники смогут значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения.
Используемая литература. «Метод проектов во внеклассной работе по математике» М.А.Цыварев, «Начальная школа» 7/2004г. «Методика организации игр – исследований с младшими школьниками» А.И. Савенков, «Директор школы» 10/2006г. «Экологическое воспитание школьников» Йошкар-Ола, 2002г. «Экологическое ассорти», журнал «Педсовет» 6/2001г. «Проекты в младших классах», журнал «Завуч начальной школы» 6\2007г.