Проблема преемственности © Коточигова Е.В. © ГОУ ЯО ИРО
Есть пьесы настолько слабые, что они просто не в состоянии сойти со сцены Станислав Ежи Лец
Кто виноват? Противоречие возрастной динамики и устройства образовательных институтов
Возрастная динамика Возрастные периодизации единодушны в своих структурных компонентах Устройство образовательных институтов – вариативно Как должна обустроена школа, чтобы обеспечить нормальную возрастную динамику?
Реальная ситуация Есть технологические разработки для дошкольных ступеней образования – игра Есть качественные проработки представления, локальные практики устройства начальной ступени – учебная деятельность (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) Далее согласованные теоретические и практические модели (психология возраста и педагогические технологии) представляют собой дефицит
Реальная ситуация Система отношений: учитель и ученик, взаимодействующие на материале учебного предмета сохраняется на протяжении всей образовательной вертикали Учитель – мудрый, знающий; ученик – наивный и обязанный
НО: Притязания на материал и содержание образования со стороны главного заказчика (учащегося человека) существенно меняются Обязательное условие возрастной динамики – появление новой деятельности и новых отношений, в которых востребованы и используются умелости, освоенные на предыдущей ступени (компетентности)
Это означает Содержание и материал совместной деятельности на второй ступени образования должны изменится Изменится и характер взаимоотношений Учебная деятельность – исследовательская и проектировочная деятельность (характер взаимоотношений) Учитель и ученик вынуждены взаимодействовать в условиях непродуктивного конфликта
Образовательный предмет в подростковой школе Не только и не столько культурный учебный предмет Сколько общая характеристика складывающихся взаимоотношений (ученика и учителя, старшего и младшего, мудрого и наивного, имеющего и притязающего)
Что делать? Подход М. Битяновой Консультации преподавателей кафедры
Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится Станислав Ежи Лец
Спасибо за внимание! Ярославль 2009