Психологические аспекты экстремистского поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование мотивации успеха у школьников в образовательном процессе».
Advertisements

Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу. А́брахам Масло́у – (1 апреля 1908, Нью-Йорк 8 июня 1970) американский психолог, основатель гуманистической.
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПИРАМИДЫ ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАЛЕВАНОВ Евгений Юрьевич И.о. директора ФГНУ «Институт.
Проявления экстремизма и ксенофобии среди молодежи на территории России не редки. По мнению исследователей, истоки развития ксенофобии и связанного с.
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Дети группы риска. Проблемы здоровья физическое и психосоматическое нездоровье; психологическое нездоровье; различные виды задержек и отклонений в развитии.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей.
Религиозный экстремизм. Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus крайний) приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).Среди.
Выполнила: Пустовар Елена Викторовна Социальный педагог МОУ «СОШ 18» г.Абакан Дети «группы риска»
Возрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста «Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и.
Причины алкоголизма и пьянства Неизжитые бытовые традиции Неизжитые бытовые традиции Отставание культурных потребностей и духовных запросов от уровня.
" Агрессия подростков : её причины и последствия " " Агрессия подростков : её причины и последствия " Человек обладает способностью любить, и если он не.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Дети с ОВЗ в образовательной организации. И.А. Поволоцкая, педагог-психолог, первой категории МКОУ «Стародраченинская С.О.Ш.» 2014 г.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ Хусаинова С.В. – к.псх.н., старший научный сотрудник ФГБНУ.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Транксрипт:

Психологические аспекты экстремистского поведения

Экстреми́зм (лат. extremus крайний) Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Экстремизм можно определить как - - деятельность; - убеждения; - отношение к чему-то или кому-то; - чувства; - действия; - стратегии

Объективные причины роста экстремистских проявлений в обществе: социально-экономические кризисы; резкое падение жизненного уровня основной массы населения; тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции; преследование в обществе инакомыслия

Субъективные причины роста экстремистских проявлений в обществе: Снижение психологической устойчивости личности (жизнестойкости), которая включает: - стабильность; - уравновешенность; - конфликтоустойчивость; - низкий уровень нейротизма (эмоциональная стабильность); - низкий уровень тревожности;

Особенности современной социокультурной среды: высокая динамика социокультурных, экономических и политических изменений; плюрализм; конкуренция; стрессогенность и агрессивность; кризис идентичности; возникновение ВЛК

Требования информационного общества к личности: умение жить умение жить вместе умение делать умение развиваться

Профилактика экстремизма – формирование толерантных установок в обществе (Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» ( г.г.))

Толерантность - интегральная характеристика личности. Это результат влияния многих факторов: - темперамента; - атмосферы в семье; - системы воспитания; - социального опыта личности; - социокультурных особенностей среды

Экстремизм представляет собой проявление человеческой агрессии (Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо)

Природа агрессии Теории инстинктивной агрессии (Зигмунт Фрейд, Конрад Лоренц) Агрессия обусловлена биологическими факторами: - влияние нервной системы (существует локализуемый «центр агрессии»); - генетическое влияние (наследственный фактор); - биохимические факторы (химический состав крови в состоянии алкогольного опьянения, уровень тестостерона);

Природа агрессии Фрустрационная теория агрессии (Джон Доллард) Согласно данной теории энергия агрессии необязательно разряжается на своей первопричине (Фрустрация психическое состояние (напряжение), вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями

Факторы фрустрации: Депривация - психическое состояние, при котором люди испытывают недостаток удовлетворения своих потребностей; Относительная депривация – восприятие своего положения как худшее по сравнению с положением других;

Часто причиной детской агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей

Классификация потребностей (по А.Маслоу)

В самоактуали -зации: стремление к реализации своих способностей, к раз- витию собственной личности Эстетические потребности: стремление к гармонии, сим- метрии, порядку, красоте Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать Потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достиже- нию успехов, ободрению, признанию, авторитету Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и понятым ими Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и другие

Природа агрессии Теория социального научения (Альберт Бандура) Согласно данной теории мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний Факторы научения (семья, система образования, социальная среда, СМИ)

агрессия может быть частью «нормального» поведения; агрессия может иметь патологический характер. Болезненная агрессивность включается в симптоматику психической патологии

Истоки патологической агрессии лежат в стрессах раннего детства. Бывает, что агрессивность ребенка «запрограммирована» в его младенчестве

Существует положительная зависимость между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры

Предпосылки агрессивного поведения детей: наиболее частая причина – «фактор неполной семьи» (отсутствие отца после раннего развода родителей) гиперопека: многое запрещается, строго регламентируется и т. д. Ребенок растет в атмосфере прессинга, запугивания, что впоследствии провоцирует протесты с его стороны, недоверие ко взрослым гипоопека, когда ребенку уделяют мало внимания. Это происходит из-за загруженности и усталости родителей, когда кто-то из них страдает алкоголизмом, когда имеется пренебрежение ребенком и его воспитанием и т. д. Конфликтное поведение родителей

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности к родителям (или к значимым взрослым), при наличии привязанности у ребенка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь собственных родителей; (привязанность может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам по принципу «не делать больно любимым»)

Идентификация с родителями и агрессивность подростков В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных; Сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом

Идентификация с матерью и развитие личности Идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю; Нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности;

Список литературы: Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, – 172с. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», – 368с. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова – М.: – 240с. Соддатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 200. – 112 с.