Современные педагогические технологии Севрюкова А.А., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Психологические особенности подросткового возраста.
Педагогическая мастерская Машуков Александр Васильевич, помощник ректора.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Опыт обучения математике в группах сменного состава. ГБОУ СОШ 554 Учителя математики Максимчик Е. Н. Жичина Е. А. Мещерина М. Е.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Тема: «Преемственность стандартов общего образования четырех уровней» Выполнили: Ходырева М. С. Дементьев И. В. г. Воткинск 2014 г.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Транксрипт:

Современные педагогические технологии Севрюкова А.А., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Стратегическая цель государственной политики в области образования сформулирована в Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 г. (раздел III «Образование»): Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современного развития общества.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе. (Ст. 1 ФЗ «Об образовании»).

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

1.Общее образование для всех и каждого Ключевая характеристика нового образования – не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению Социальный заказ – личность, обладающая инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения Главный результат – соответствие целям опережающего развития

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС ОО ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Национальный воспитательный идеал - Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко - нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания Нравственный пример педагога Социально – педагогическое партнерство Индивидуально – личностное развитие Интегративность программ духовно – нравственного воспитания Социальная востребованность воспитания

ПОДХОД

Культорологический Личностно-ориентированный Системный Деятельностный Аксиологический Акмеологический Андрагогический Доминантно-позиционный

Подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина, с.83).

Культурно-исторический системно-деятельностный подход

Основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Актуализация деятельностного подхода при разработке стандартов общего образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: Придание результатам образования социально и личностно значимого характера. Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области. Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний. существенное повышение мотивации к учению. Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения. Основные результаты обучения и воспитания выражены в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий. Содержание ключевых задач определяет результат общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С. А. Днепров, В. М. Кадневский)

Педагогическая технология новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий (Г. М. и А. Ю. Коджаспировы)

Педагогическая технология совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия, Педагогический энциклопедический словарь)

Условия эффективности использования педагогических технологий на занятиях Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот) Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств) Проектирование желаемого результата Отбор наиболее значимого материала, его структурирование Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности Система коррекционных мер Мотивация учащихся и педагога Обязательное последовательное выполнение всех этапов

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По уровню и характеру применения: 1) социально-педагогические – общепедагогические; отраслевые – частнопредметные; модульные – локальные – узкометодические; конкретно-личностные 2) монотехнологии и политехнологии (интегративные)

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По ориентации на сферы и структуры индивида: информационные (сфера ЗУН) и операционные (сфера умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (сфера эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (действенно-практическая сфера), психофизиологические и компетентностные (ключевые компетентности личности)

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По характеру содержания и структуры: светские и религиозные общеобразовательные и профессионально-ориентированные гуманитарные и технологические валеологические и экологические различные отраслевые (частнопредметные)

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По виду педагогической деятельности: обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической помощи социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции психолого-педагогические, социально- педагогические, медико-педагогические, культурологические

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По типу управления учебно-воспитательным процессом: классическое лекционное (вербальное), классическое традиционное обучение, система малых групп, компьютерное индивидуальное, программированное обучение, взаимообучение, массовое, самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой), современное традиционное обучение с классическими ТСО, индивидуальное (система «консультант»), индивидуальное (система «репетитор»), самоуправление, административное управление

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения: активные – пассивные догматические – продуктивные объяснительно-иллюстративные – проблемные убеждения (вербальные) – наглядные – практические проблемные – поисковые – исследовательские индивидуальные – групповые – коллективные и т.д.

Некоторые классификации педагогических технологий (по Г. К. Селевко) По подходу к ребенку и воспитательной ориентации: субъект-объектные и субъект-субъектные интерактивные – интраактивные – экстраактивные авторитарные – демократические – либеральные дидакто-, социо-, антропоцентрические личностно-, деятельностно-, средоориентированные коллективного воспитания – индивидуальные технологии сотрудничества – самовоспитания

Современные педагогические технологии Технология модульного обучения Технология развития критического мышления через чтение и письмо Исследовательская технология обучения Технология педагогической мастерской Технология игрового обучения Обучение в сотрудничестве Кейс-технология Проектное обучение ИКТ-технологии Дебаты

Технологии развивающего образования Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. Сенека

Развивающее обучение - Это новый, субъектно-деятельностный тип обучения, идущий на смену традиционному объектно- трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека.

Развитие (прогрессивное) - Это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование. Переход в любыех его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Характеристики развивающего обучения Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливатся к уровню и особенностям индивидума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Личностно- ориентированное развивающее обучение Якиманская Ираида Сергеевна –доктор психологичесих наук, профессор, руководитель лаборатории РАО

Особое значение Придается субъектному опыту жизнедеятельности ребенка

Цели Развить индивидуальные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка. Помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самоорганизоваься, а не формировать у него заранее заданные формы.

Особенности содержания Технология личностно- ориентированного обучения представляет сочетание Обучения (нормативно-сообразная деятельность общества) и Ученья (индивидуально-значимая деятельность отдельного ребенка).

Составление индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная траектория Это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Личностно- ориентированное образование реализует права детей на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке; на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий; на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год; выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки;

индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий по выбору согласно учебному плану; опережение или углубление осваиваемого содержания учебных курсов, индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам; на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности Смысл деятельности (зачем я это делаю) Постановка личной цели (предвосхищающий результат) План деятельности Реализация плана Рефлексия (осознание собственной деятельности) Оценка Корректировка или переопределение целей

Способы достижения целей и задач личностно-ориентированного образования Индивидуальные задания ученикам на уроках; Организация парной и групповой работы; Формулировка детям открытых заданий Предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Как одновременно обучать всех по-разному?

Первый способ Дифференциация обучения (материала по степени сложности, направленности или другим параметрам) Например: «физики», «гуманитарии», «техники» Или уровни А, В, С.

Второй способ Собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой образовательной области (каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин)

Методология реализации личностно- ориентированного подхода Важно: любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящийся к собственному обучению.

диагностика

Дидактическое обеспечение

Спасибо за сотрудничество!