Тема урока: «Культура России первой половины XIX века».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественная культура Культура область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности.
Advertisements

*ознакомить учащихся с величайшими достижениями российской культуры I половине XIX века. *побудить у учащихся интерес к отечественной культуре.
Вариант 1 1. Ученый в области биологии А) И.А. ДвигубскийБ) Н.И. Пирогов В) М.В. ОстроградскийГ) В.В. Петров 2. Направление искусства, обращённое не к.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
МОУ «Чечеульская СОШ» Художественная культура I половины 19 века Начало «золотого века» 8 класс.
Т класс. План урока. 1. Особенности развития. 2. Русская литература. 3. Театр. 4. Музыка. 5. Живопись. 6. Архитектура.
Художественная культура XIX века в России Презентацию подготовили учащиеся 8 класса МБОУ «СОШ с. Большая Чечуйка» Фёдорова Олеся, Былинкин Никита Караваева.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Михайлов Евгений 8 А Учитель Баннова Е.В.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Работа по истории ученицы 8»Г» класса МОУ-лицея 4 Васильевой Юлии.
В начале XIX века значительно возрос интерес к литературе и искусству. Стали широко распространены домашние спектакли, музыкальные вечера, собирание книг,
Театр и драматургия в начале XIX века.. Первая половина XIX в. – становление отечественного театра.Первая половина XIX в. – становление отечественного.
Россия XIX век. Оглавление 1.Особенности развития. 2.Русская литература. 3.Театр.4.Музыка.5.Живопись.6.Архитектура.
Художественная культура Первой половины XIX в.. Развитие художественной культуры В начале века значительно возрос интерес общества к произведениям литературы.
Художественная культура в 1-й половине XIX века 8 класс. История.
8 КЛАСС. ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. Работу выполнила: Павлова С.И., учитель истории 2008 год г. Суоярви. МОУ Суоярвская ООШ.
Русские писатели первой половины XIX в.: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.
Культура России первой половины 19 века.
Наука, образование, культура России в первой половине XIX века. 1 вариант.
Транксрипт:

Тема урока: «Культура России первой половины XIX века».

В первой половине XIX века русская культура переживала процесс становления национального самосознания. Значительную роль в этом чрезвычайно сложном процессе сыграла Отечественная война 1812 г., заставившая передовое российское общество по - новому взглянуть на свою страну, ее народ и ее историю. Не менее важную роль в становлении национального самосознания сыграли и дискуссии между западниками и славянофилами о судьбах России в прошлом и о перспективах ее развития в будущем.

Просвещение.

Система просвещения, которую в начале своего правления попытался создать Александр I, почти ничего не дала основной массе населения. Зато Россия в это время получила неплохие гимназии и университеты. Стали создаваться привилегированные учебные заведения с высоким уровнем образования - лицеи (Царскосельский лицей). Царскосельский лицей

Открываются высшие учебные заведения технического профиля: технологический, межевой, лесной институты. Система среднего и высшего образования переживает период становления и достигает европейского уровня. Это образование становится привлекательным для представителей всех слоев общества: дворян, духовенства, купечества, мещан. Таким образом, происходит закладывание основ нового социального слоя - разночинной интеллигенции, которая сыграет важную роль в русской истории.

Печать и библиотеки.

Развитие просвещения неизбежно привело к усилению спроса на печатную продукцию. Именно в это время в России появляются издатели, которые стремятся превратить книгоиздание в доходное дело. Самым знаменитым издателем нового типа стал А.Ф.Смирдин, который сумел значительно снизить цены на печатную продукцию, сделав ее доступной для широких слоев общества. Смирдин выпустил более 70 собраний сочинений, в том числе А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова. И.А.Крылов

Заметную роль в жизни общества стали играть газеты и журналы («Вестник Европы» Н.М.Карамзина, «Телескоп» Н.И.Надеждина, «Современник» А.С.Пушкина, «Москвитянин» М.П.Погодина и др.), т.к. в них наряду с художественными произведениями печатались критические и публицистические статьи. Н.И.Надеждин М.П.Погодин

Значительным явлением стало открытие публичных библиотек, среди которых самой большой была Императорская библиотека в Санкт -Петербурге.

Наука.

XIX век показал заметный рост уровня отечественной науки - в России совершается целый ряд важнейших открытий:

Н.И.Лобачевский создал новую геометрическую систему, которая получила название неевклидовой геометрии; Н.И.Лобачевский

П.Л.Чебышев и М.В.Остроградский сделали целый ряд значительных исследований в области математики; П.Л.ЧебышевМ.В.Остроградский

Н.Н.Зимин и А.М.Бутлеров стали основоположниками новых отраслей в химии; Н.Н.ЗиминА.М.Бутлеров

В.В.Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги; В.В.Петров

П.А.Аносов возродил давно утраченный секрет изготовления булатной стали;

Н.И.Пирогов впервые применил наркоз во время операций и передвижную гипсовую повязку; Н.И.Пирогов

Н.М.Карамзин и С.М.Соловьев создали значительные труды в области исторической науки: «История государства Российского» в 12 томах - Н.М.Карамзин; «История России с древнейших времен» - С.М.Соловьев. Н.М.Карамзин С.М.Соловьев

Российские первооткрыватели.

Географические исследования составляли важнейшую сферу русской науки:

1803 г. - И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первою кругосветную экспедицию для исследования северной части Тихого океана; сведения, собранные этой экспедицией легли в основу «Атласа Южных морей»; И.Ф.КрузенштернЮ.Ф.Лисянский«Надежда» и «Нева»

1819 – 1821 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили кругосветную экспедицию для «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытия возможной близости Антарктического полюса»; в ходе этой экспедиции в 1820г. была открыта Антарктида - «льдинный континент»; Ф.Ф.БеллинсгаузенМ.П. Лазарев «Восток» и «Мирный»

1804 г. - А.А.Баранов основал на острове Ситка крепость Новоархангельск, а затем - форт Росс; А.А.БарановФорт Росс Крепость Новоархангельск

1848 – 1849 г. и 1850 – 1855 г. - Г.И.Невельской доказал, что Сахалин - это остров; изучил низовья реки Амур и основал Николаевск - на - Амуре; Г.И.Невельской

1822 – 1825 гг. и 1852 – 1855 гг. - Е.В.Путятин совершил кругосветное путешествие, во время экспедиции на фрегате «Паллада» открыл острова Римского - Корсакова. Е.В.Путятин

Литература.

Важной особенностью развития литературы этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных стилей (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм). В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «Золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

Ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало произведение Н.М.Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох. Н.М.Карамзин

Появление романтизма в русской литературе связано с именами В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского. В.А.ЖуковскийК.Ф.Рылеев А.И.Одоевский

В начале своего творческого пути романтические произведения создали наши великие поэты А.С.Пушкин («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы») и М.Ю. Лермонтов («Демон»,). От этих произведений наметился переход к реализму, ставшему основным стилем х гг. А.С.ПушкинМ.Ю. Лермонтов

Выдающимися образцами реализма стали работы позднего Пушкина: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Н.В.Гоголь: повесть «Шинель», «Мертвые души», «Ревизор» и др. Н.В.Гоголь

Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островский. А.Н.Островский

В х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И.С.Тургенева. И.С.Тургенев

Театр.

В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII - начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико - трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов (Шекспир -«Гамлет», Шиллер - «Коварство и любовь»).

В 40 - х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (выходец из крепостных). Реалистическое направление в драматургии было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. М.С.Щепкин

Другим, не мене, замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов, творчество которого связано Александрийским театром в Петербурге. А.Е.Мартынов

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). Малый театрБольшой театр

Музыка.

Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева и др. А.Е.ВарламовА.А.АлябьевА.Л.Гурилев

Бытовая опера уступила место героико - исторической: К.А.Кавоса «Иван Сусанин» (1815 г.), М.И.Глинка «Жизнь за царя» (1836 г.) К.А.Кавоса

Романтическое направление в музыке представлял А.Н.Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила».

М.И.Глинка заложил основы русской национальной школы в музыке: «Создает музыку народ, - говорил он, - а мы, художники, только ее аранжируем». М.И.Глинка

А.С.Даргомыжский стал родоначальником народно - бытовой психологической драмы. Его опера «Русалка» отличается богатой социальной насыщенностью. А.С.Даргомыжский

Живопись.

В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско - мифологическими сюжетами. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Крупнейшей фигурой классицизма стал Карл Павлович Брюллов. Но и в его работах обозначилось стремление к реализму: «Последний день Помпеи», «Автопортрет», «Всадница». К.П.Брюллов «Всадница»

Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский (портреты А.С.Пушкина, и А.Н.Оленина) и Василий Андреевич Тропинин («Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др.). О.А.КипренскийВ.А.Тропинин

Крупнейшим мастером русской живописи был Александр Андреевич Иванов («Явление Христа народу»). Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать народу путь к лучшему. А.А.Иванов«Явление Христа народу»

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов: «Свежий кавалер», «Сватовство майора». П.А.Федотов«Свежий кавалер»«Сватовство майора»

Алексей Гаврилович Венецианов был художником бытового жанра, он дал начало новому направлению, которое в живописи принято называть «венециановской школой».Его работы были посвящены повседневному труду и быту крестьян: «На жатве.Лето», «На пашне. Весна», «Захарка» и др. А.Г.Венецианов «На жатве.Лето»«На пашне. Весна»«Захарка»

Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве училище живописи, ваяния, зодчества.

Архитектура

В архитектуре первой половины XIX в. классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40 - х годов. Его вершиной в начале века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных у императорского Рима. Важным элементом ампира были скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы, особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.

Крупнейшими представителями ампира были:

Андреян Дмитриевич Захаров - Здание Адмиралтейства в Петербурге; А.Д.Захаров Здание Адмиралтейства в Петербурге

Андрей Никифорович Воронихин - Казанский собор в Петербурге; А.Н.ВоронихинКазанский собор в Петербурге

Карл Иванович Росси - здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и др. в Петербурге; К.И.Росси здание Русского музея Дворцовая площадьздание Главного штаба

Осип Иванович Бове - реконструкция Красной площади, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др. в Москве; Осип Иванович Бове Триумфальные ворота Театральная площадь

В 30 - х годах начинает распространяться «русско- византийский» стиль:

Константин Андреевич Тон - храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата и др. в Москве. К.А.Тон Большой Кремлевский дворецхрам Христа Спасителя