«Мир деятельности» — надпредметный курс — недостающее ключевое звено при формировании УУД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор : Шишкова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов 2015 МОУ «Рождественская СОШ»
Advertisements

Формирование УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» Учитель: С.В.Азанова 2012год.
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО г. Москвы 12 ноября 2013 года «Надпредметный курс «Мир деятельности» – недостающее ключевое.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО 11 мая 2016 года Надпредметный курс «Мир деятельности» как содержательный компонент.
Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели? Или Вас вел за собой педагог, предлагая усвоить некоторую тему, а.
Технология деятельностного метода как инструмент для формирования метапредметных умений Большекьянц С.В., учитель начальных классов высшей квалификационной.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Мир деятельности «Если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны.» Конфуций.
Круглый стол «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС»
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
1)Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. Ключевые.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Транксрипт:

7ноября 2012 года Надпредметный курс «Мир деятельности» – недостающее ключевое звено при формировании УУД

Понятие УУД Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих …способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты 1. Уточнить понятие УУД –«Что такое УУД»?

Виды УУД Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные

Просмотрите статью «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты» Асмолова А.Г. Определите, какие УУД относятся к каждому виду. Задание 1 ЛИЧНОСТНЫЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕКОММУНИКАТИВНЫЕ

Личностные самоопределение; действие смыслообразования; нравственно – этического оценивания.

Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

Познавательные общеучебные УУД ( поиск и выделение необходимой информации; знаково- символическое моделирование,умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание …) логические УУД (анализ объектов, синтез сравнение, сериации, классификации объектов…) УУД постановки и решения проблем

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли …

2. Уточнить механизм формирования УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон - «Как формировать УУД»?

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний Представление о действии и первичный опыт его выполнения

Система дидактических принципов «Школа » Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности Принцип Вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества

Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

С26С26 ? Реализация ТДМ «Школа » на уроках по разным учебным предметам создает условия для системного прохождения учащимися 1-го шага формирования УУД. Контроль Тренинг в применении знаний Первичный опыт и мотивация Приобретение знаний Этапы формирования УУД

Голосование 1 Выберите место в учебном процессе, где формируются знания об универсальных учебных действиях? 1 На любом уроке. 2 На специальном уроке. 3 Нет ответа.

3. Определить основную цель надпредметного курса «Мир деятельности» «Что такое МиД и почему он необходим?»

Система знаний Виды УУДИнформационный ресурс (литература, методики, приемы…) Познавательные УУД:… Коммуникативные УУД:… Личностные УУД:… Регулятивные УУД:… ?

Приобретение знаний Первичный опыт и мотивация Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Контроль МИД ? неосознанно

«Мир деятельности» Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Программа надпредметного курса

4. Познакомиться с содержательно методическими линиями курса – «Из чего состоит МиД?»

Основные виды УУД в ФГОС 1. Регулятивные 2. Коммуникативные 3. Познавательные 4. Личностные Основные линии курса «Мир деятельности» 1. Организационно- рефлексивная 2. Коммуникативная 3. Познавательная 4. Ценностная

1. Организационно-рефлексивная Основная цель: знакомство с шагами учебной деятельности Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно-методических линий: 2. Коммуникативная : Основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции

4. Ценностная : Основная цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни 3. Познавательная: Основная цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» ЛИНИИ КУРСА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Организационно-рефлексивная линия36 Коммуникативная линия19 Познавательна линия15 Ценностная линия15

ОПРЕДЕЛИТЕ, К КАКОЙ ЛИНИИ ОТНОСИТСЯ ДАННАЯ ТЕМА УРОКА: 1.Учиться…А что это значит? 2.Учимся дружно. Правила работы в паре. 3.Ценности нашей жизни. Здоровье. 4.Учусь анализировать. Задание 3 1. ЦЕННОСТНАЯ 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ 2. РЕФЛЕКСИВНАЯ 4. КОММУНИКАТИВНАЯ

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура ОРЛ Планирование Организационно - рефлексивная линия 36 ч 1 класс9 ч 2 класс10 ч 3 класс10 ч 4 класс7 ч

Технология деятельностного метода Аксиома «Рефлексивная самоорганизация» 2 1 ИКП ПлПМ

Тема урока 1Учиться… А что это значит? 2Учитель и ученик. 3Затруднение – мой помощник в учении. 4Как выяснить, что я не знаю? 5Зачем ученику домашнее задание? 6Пробное учебное действие. 7Не могу, остановлюсь, чтобы подумать. 8Причина затруднения. 9Как проверить свою работу. ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 1 КЛАСС

Тема урока 1Домашнее задание делаю сам. 2Как построить новое знание? 3Ставлю цель. 4Ключи к новым знаниям. 5Результат открытия нового знания. Эталон. 6Как исправить свою ошибку. 7Я знаю. Я умею. 8Как выяснить, что я не умею. 9Подробный образец. 10Как превратить своё неумение в умение. ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 2 КЛАСС

Тема урока 1Типы фиксации индивидуального затруднения. 2Определяю место и выявляю причину затруднения. 3Планирование учебной деятельности. 4Как научиться применять новое знание? 5Как самому оценить свою учебную деятельность? 6Уточнение шагов учебной деятельности (12). 7Урок помощник. Определяю место затруднения. 8Урок помощник. Выявляю причину затруднения. 9Уточнение алгоритма исправления ошибок. 10Урок-помощник – основные шаги (12) ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 3 КЛАСС

Тема урока 1Мотивация в учебной деятельности. 2Проекты и их реализация в учебной деятельности. 3Включение в систему знаний. 4Алгоритм исправления ошибок. 5Рефлексия учебной деятельности. 6Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов ). 7 Уточнение структуры коррекционной деятельности (15 шагов ). ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 4 КЛАСС

Учебная деятельность, 4 класс

Подготовь рабочее место. Проговори, что надо сделать. (Убедись, что ты правильно понял задание. ) Определи и проговори все правила, алгоритмы, …, необходимые для выполнения задания.

Задание 4 3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 4. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ «Ставлю цель» «Результат открытия нового знания. Эталон» 1. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС: Знания о каких УУД из ФГОС формируются на данных уроках курса «Мир деятельности»?

1.УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЕРА 2. КОРРЕКЦИЯ 4. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ «Как проверить свою работу» «Подробный образец» 3. КОНТРОЛЬ ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС: Знания о каких УУД открывают учащиеся на данных уроках курса «Мир деятельности»?

ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Организационно-рефлексивная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования регулятивных УУД.

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура линии Планирование Коммуникативная линия20 ч 1 класс3 ч 2 класс5 ч 3 класс5 ч 4 класс7 ч

Аксиома: «Коммуникативное взаимодействие» понимающий 2 критик 3 организатор 5 арбитр 4 автор 1 где стрелки от организатора – предоставление слова в определенной позиции; стрелки от арбитра – предоставление критериев; стрелки от автора и критика – обращение за критериями; прямоугольники – передаваемые тексты.

ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗНАНИЕ О КАКОМ УУД ФОРМИРУЕТСЯ НА ДАННЫХ УРОКАХ КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»? Задание 5 1.ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ 3. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЕРА 2. КОРРЕКЦИЯ 4. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО «Учимся дружно. Слушаю и слышу.» «Учимся дружно. Правила ведения диалога.»

Основные виды УУД в ФГОС: Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, «Мир деятельности» Тема урока Учитель и ученик. Я ученик. Правила поведения на уроке. Учимся дружно. Работа в парах. Учимся дружно. Работа в группах. Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий. Я критик. Я организатор. Я арбитр. Учимся дружно. Команда (командная работа). Сотрудничество.

Основные виды УУД в ФГОС: Коммуникативные разрешение конфликтов; «Мир деятельности» Тема урока Работа в парах. Работа в группах. Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий. Я критик. Я организатор. Я арбитр. Учимся дружно. Команда (командная работа). Сотрудничество. Учимся дружно. Дискуссия. Как не вступать в конфликт. Как «принять» нового ученика в свой коллектив. Как войти в новый коллектив.

Основные виды УУД в ФГОС: Коммуникативные управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли «Мир деятельности» Тема урока Работа в парах. Работа в группах. Как понимать друг друга без слов. Работаем вместе: организатор. Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога. Как быть понятым на уроке.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Коммуникативная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных УУД.

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура линии Планирование Ценностная линия15 ч 1 класс5 ч 2 класс3 ч 3 класс3 ч 4 класс4 ч

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ Тема урока 1Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности. 2Ценности нашей жизни. Здоровье. 3Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности. 4Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности. 5Личностные качества ученика: доброжелательность. 1 КЛАСС

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ Тема урока 1Ценности нашей жизни. Знание. 2Личностные качества: целеустремлённость в учебной деятельности. 3Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности. 2 КЛАСС Тема урока 1Личностные качества: вера в себя. 2Личностное качество самокритичность. 3Ценности нашей жизни. Дружба. 3 КЛАСС

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ Тема урока 1Ценность. Творчество и созидание. 2Личностное качество: ответственность в учебной деятельности. 3Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим. 4Мои сильные стороны как ученика. 4 КЛАСС

ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Ценностная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для достижения личностных результатов.

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура линии Планирование Познавательная линия15ч 1 класс1 ч 2 класс3 ч 3 класс6 ч 4 класс5 ч

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ Тема урока 1Как научиться быть внимательным. 1 КЛАСС Тема урока 1Чувства мои помощники в учебе. 2Учусь анализировать. 3Учусь сравнивать. 2 КЛАСС

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ Тема урока 1Чувства мои помощники в общении. 2Как развивать память. 3Наблюдение как метод познания. 4Моделирование как метод познания. 5Учусь обобщать. 6Учусь классифицировать. 3 КЛАСС

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ Тема урока 1Исследование как метод познания. 2Правила и способы поиска информации. 3Работа с текстом. 4Информация. Представление информации. 5Аналогия. 4 КЛАСС

Курс «Мир деятельности» обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях, ГЛАВНОЕ закладывает систему знаний о всех УУД в комплексе.

Приобретение знаний Первичный опыт Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Контроль МИД ? неосознанно осознанно ?

«Со знанием должно быть обязательно связано умение…» Адольф Дистервег

Надпредметный курс «Мир деятельности» Тренинг УУД на предметных уроках

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ УУД САМОДИАГНОСТИКА УУД; КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УУД; КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ УУД; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Надпредметный курс «Мир деятельности» Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования универсальных учебных действий Рабочие программы по предметам Работа с родителями Урочная и внеурочная деятельность

5. Рассмотреть: методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности» – «Что такое «МиД для учителя, и что такое МиД для ученика?» организацию работы с методическим обеспечением курса «Мир деятельности» – «Как работать с новым курсом?»

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности», 1 класс Программа курса Сценарии уроков Презентации к урокам Демонстрационный и раздаточный материал Учебная тетрадь Разрезной материал + Наклейки Эталоны + «Копилка моих достижений» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: ДЛЯ УЧЕНИКА:

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Наклейки Разрезной материал К каждому занятию курса: ДЛЯ УЧЕНИКА:

Эталоны и «Копилка достижений» К каждому занятию курса: ДЛЯ УЧЕНИКА:

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» занятия проводятся 1 раз в неделю надпредметные знания системно применяются на предметных уроках возможно проведение открытых занятий ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями все занятия проводятся в деятельностном методе обучения Л.Г. Петерсон

Урок 5 (коммуникативная линия) Тема: Учимся работать в парах. Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности Заметки на полях: Основные структурные элементы урока: Новое знание Задание на пробное действие Фиксация затруднения Фиксация причины затруднения Цель деятельности учащегося Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксированы четыре основные правила парной работы.

Вариант проведения урока Оборудование: Демонстрационные материалы (изданное пособие): Д5.1 Печатные материалы (возможна распечатка на принтере):П–5.1а–б Разрезной материал (на каждого ребенка в учебном пособии): Наклейки к уроку 5. Правила работы в паре (в учебном пособии). Эталон к уроку 5: «Правила работы в паре» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»). Презентация к уроку 5 (на диске): слайды 1–12. Сценарий урока (Вариант проведения урока) После урока

Своё несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси Один говорит, другой слушает Работать должны оба Списывайте друг у друга Мойте руки перед едой

Своё несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси Один говорит, другой слушает Работать должны оба

Как сформировать УУД и умение учиться в целом? Первичный опыт УУД Надпредметный курс «Мир деятельности (МИД)» Уроки по предметам, на которых учащиеся включены в УД Тренинг, самоконтроль, коррекция Контроль Мотивация и знание УУД

Удачи и творческих успехов! Мы вместе, значит, у нас все получится!