Метод проектов в биологии как средство развития ключевых компетенций обучающихся Овчинникова С.В. учитель биологии МОУ «СОШ 120» Системный подход в организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Advertisements

Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Экологический кружок «Исследователи природы» Руководитель: Нуреева Т.И., учитель биологии и химии.
Транксрипт:

Метод проектов в биологии как средство развития ключевых компетенций обучающихся Овчинникова С.В. учитель биологии МОУ «СОШ 120» Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников Овчинникова С.В., учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ 120»

Как стать полезной в своей профессии современным детям ? Чтобы быть убедительным, авторитетным наставником, необходимо быть динамичным педагогом и быстро осваивать новое: - учиться освоению информационных ресурсов; - совершенствовать приёмы работы, проектируя обучение в инновационных технологиях; - реализовать программу профильного уровня; - осуществлять педагогическую поддержку школьникам, проявляющим интерес к биологическим знаниям.

Концепция ФГОС Основной результат образования – индивидуальный прогресс личностного развития, достигаемый путём освоения универсальных и предметных способов действий

Концепция ФГОС Основной подход к обучению- системно- деятельностный. Ведущим для каждого предмета является вид целенаправленно организованной учебной деятельности (познавательной, коммуникативной, …) Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на уроке, так и вне его?

Популярный метод мышления

Информация, факты Позитивные стороны Креативность Негативные стороны, критика Чувства и интуиция УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ Проблема рассматривается со всех сторон Иногда выпускать пар в красной шляпе

Стандарты второго поколения исследовательская деятельность Глобальные цели биологического образования : -социализация, -приобщение к познавательной культуре общества; -ориентация в системе этических норм; - развитие познавательных качеств личности; -овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биол.исследований; - формирование экологического сознания Метапредметными результатами освоения выпускниками ст.школы являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и заключения

Стандарты второго поколения исследовательская деятельность 1.Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности. Ориентации: ценность научного знания, его практической значимости, ценность биологических методов исследования объектов живой природы (Ценностная составляющая - акцент на нравственные проблемы, практико-ориентированные исследования проблем окружающего микросоциума, способов их решения) 2. Результаты освоения исследовательской деятельности: развитие : - критического мышления; -информационной культуры; -творческих и коммуникативных способностей; -умения ставить цели и намечать пути их реализации; - умения управлять своей познавательной деятельностью

Стандарты второго поколения исследовательская деятельность 1.Особый подход к обучению - исследовательское обучение на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира Главная цель: формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новый способ деятельности. Научить: видеть проблему, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, объяснять результаты, делать выводы 2. Мотивация исследовательского поведения обучающихся - видеть смысл исследовательской деятельности, рассматривать её как потенциал развития своих возможностей, самосовершенствование 3. Личность педагога: творческая, компетентная в области исследовательской деятельности 4. Материально-техническая оснащённость, не соответствующая продуктивной исследовательской деятельности

Стандарты второго поколения исследовательская деятельность 1.Системный подход к организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности. Последовательность формирования исследовательских умений: - выбор темы, структура исследования, методики; -работа с информацией: виды информации, научный текст, смысловые части, краткое изложение – тезисы, цитаты, ссылки, условные знаки, план, выводы. - представление результатов своей работы 2. Учёт возрастных особенностей при организации исследований (исследовательские групповые проекты в 6-7-х кл, индивидуальные и групповые в рамках Школьного зкологического мониторинга в ст.школе)

Последовательность формирования исследовательских умений Приёмы исследовательской деятельности: Модель 3-х вопросов Гоулсона Что произошло? Почему произошло? Каковы последствия? Ситуационные задания: Двое учеников поспорили. Один утверждал, что вода с растворёнными минеральными веществами передвигается от корней по сосудам древесины, а другой – по ситовидным трубкам луба. Кто из них прав? Как доказать опытным путём правоту одного из них?

Проектная деятельность Этапы работы над исследовательским проектом 1. Выделяют проблему. 2. Формулируют цели и задачи 3. Подбирают соответствующие методики. 4. Проводят исследования. 5. Анализируют и оценивают полученные результаты с точки зрения их практической значимости. 6. Разрабатывают рекомендации или принимают др. решения

Темы реализованных проектов классТемы проектовПродукты 6 классВозможна ли жизнь без бактерий? Рисунки «Полезные и другие бактерии» 6 классЧто лежит в моём лукошке?Памятка грибнику, памятка оказания 1 помощи при отравлении ядов. грибами 6 классЧто такое плесень?Приготовленные микропрепараты плесневых грибов 6 классСотворим красотуВыращивание рассады для участка 7 классМногообразие животныхПрезентации систематических групп животных

Темы реализованных проектов классТемы проектовПродукты 8 классКак пища становится источником жизни? Модель процессов пищеварения в органах пищеварительного канала. 8 классКак питаться, чтобы долго жить?Памятка с правилами рационального питания 8 классЯ гармонично развиваюсь?!Оценка гармоничности развития, план физического самосовершенствования 9 классКак устроена живая природа?Кластеры по уровням организации биологических систем 10 классКлетка - биологическая система?Электронный учебник по теме «Клетка»

Обучение исследованию в старшей школе 1.Столкновение с проблемой 2.Вербализация (проговаривание проблемы) 3.Верификация (сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез) Самостоятельное сбор и анализ данных, исследование фактов проверка гипотез с на основе их анализа помощью вопросов учителю с вариантами ответов «да» или «нет» Выводы

Проблемный вопрос Этапы исследования Деятельность по организации исследования Оценив ание (баллы) Гипотеза Фактологическое, экспериментальное подтверждение гипотезы Выводы Почему антибиотик пенициллин, губительный для многих патогенных микробов, не эффективен против вирусной инфекции? Факты 1.Пенициллин – природный антибиотик, полученный из клеток плесневого гриба 2.Бактерии имеет в строении оболочку, состоящую из сложного полисахарида муреина. 3.Вирус является неклеточной формой жизни 4.Некоторые низкомолекулярные вещества – ингибиторы, могут замедлять или прекращать работу ферментов.

Практические задания олимпиады- исследования Систематические внеурочные занятия с обучающимися - разбор тестовых заданий; решение биологических задач; - практические занятия: - по морфологическому описанию растений, - по определению систематических категорий насекомых; - работа с микроскопом по определению тканей; - в цитологии изучение структур клетки по фотографиям;

Программа школьного экологического мониторинга Цель - формирование экологических знаний и экологической культуры обучающихся в ходе практической деятельности. ШЭМ- комплексная система долговременных наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды своей местности под влиянием антропогенных факторов

1.Физико – географическая характеристика исследуемой территории. 2. Характеристика ключевых участков. 3. Экологическая оценка природных сред и объектов. 4. Оценка физического развития школьников.

Цель курса - развитие исследовательской компетентности обучающихся на основе практической деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды своей местности. Продукт деятельности – экологический паспорт микрорайона школы Факультативный курс «Юные исследователи окружающей среды».

Экологическая экспертиза ключевых участков мониторинга 1.Пришкольный участок 2.Защитные лесополосы северо-западного промышленного узла г. Омска, 3.Ручей Заозёрный. Методы исследований: биоиндикационные, физико-химические методы (доступны и оперативны в анализе)

Биоиндикация водоёмов

Зооиндикаторы- циклопы и дафнии Dаphnia Puleх Diaptomus Simocephalus vetulus Cyclops vicinus

Лихеноиндикация

Феноиндикация

Фаунистическая индикация почв пришкольного участка

Шумовое загрязнение в городе

Анализ результатов исследовательской деятельности 1. Позитивная динамика исследовательских умений: - организационных: выбор объекта, составление плана действий, прогнозирование результатов, оценивание; -познавательных умений: определение и описание природных объектов, сравнение и анализ; -технических умений: использование лабораторного оборудования, методик исследования; - творческих умений: представление результатов в виде мультимедийных презентаций, творческих отчётов. 2. Повышение интереса к экологическим проблемам микрорайона, города, и мотивация к их решению. 3. Системный характер исследовательской работы, конкретный продукт деятельности – экопаспорт микрорайона.

Результаты исследовательской деятельности Лялюков Александр - Лауреат XVII Всероссийского Конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского 2010г. Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011 и 2012года Талипов Рахат

Литература: 1. Кларин М.В. «Инновации в мировой педагогике» 2. Мария Степанова.Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. КАРО, Т. Я. Ашихмина. Экологический мониторинг. М. Академический проспект, Введение в мир гидроэкологии малых рек. А.В. Крылов, 2008г. 5. Методы исследования качества воды водоёмов. Ю.В,Новиков, К.О.Ласточкина, М.Медицина,1990г. Программа ШЭМ на блоге:

Интернет-конкурсы, олимпиады и конференции 1.Национальная образ программа «Интеллектуально- творческий потенциал России» 50&Itemid=59 2.Олимпиада школьников "Ломоносов" 3.Центр дистанционного образования "Эйдос " 4. Конкурс им. В.И.Вернадского 5. Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений Благотворительный фонд наследия Менделеева