Презентация Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно- исследовательскую деятельность (Обобщение опыта) учитель химии МКОУ СОШ 2 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Advertisements

Проблемно – поисковая (исследовательская) технология Создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Технология проблемного обучения Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
С С Москвичёва Елена Александровна Категория: высшая Педагогический стаж : 24 года Звание: Почётный работник РФ.
1 Технология проблемного обучения. 2 Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний мощное развитие интеллекта, творческих.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта Тема инновационного педагогического опыта: «Реализация технологии деятельностного метода.
МОУ «СОШ 2» г.Аргун ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. «Страшная опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает,
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Аннинская средняя общеобразовательная школа 3.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Васильева Алифтина Васильевна Учитель химии и биологии МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива» г. Красноярска Кировского района Дата.
Актуальность темы Пристальным вниманием общества к проблемам развития активной личности, стержневые свойства которой определяются ее потенциалом в исследовательской.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Транксрипт:

Презентация Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно- исследовательскую деятельность (Обобщение опыта) учитель химии МКОУ СОШ 2 г. Сим Ячменева Т. З.

Ячменева Татьяна Зигфридовна Сообщаю о себе следующие сведения: образование высшее, окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности биология и химия в 1984 году, учитель биологии и химии. Стаж педагогической работы (по специальности) 2 6 лет, в данной должности 2 6 лет; в данном учреждении 2 4 года. Дата последней аттестации. Дата аттестации год. Высшая категория приказ министерств а образования и науки Челябинской области.

Курсы по предмету Актуальные проблемы теории и методики преподавания химии в условиях вариативного обучения. ГОУ ДПО ЧИПиПК 2498 Челябинск 2009, 72 часа. Сертификат Участника в работе учебного модуля курсов повышения квалификации по теме «Современные образовательных технологии (СОТ) с августа 2009года. Академия повышения квалификации и проф переподготовки работников образования. Лицензия 8348 от АПК и ППРО. ИКТехнологии в деятельности учителя-предметника год.

Участие в конкурсах Районный конкурс в номинации «Лучший учитель гг.» в рамках национального проекта «Образование» (победитель) Районный конкурс «Учитель года-2007» в номинации «Учитель общеобразовательной школы». (Свидетельство участника конкурса «Учитель года-2007» Управление образованием Ашинского муниципального района 2007г.) Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», посвящённый 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева(свидетельство участника) 2008

МКОУ СОШ 2. В данной школе я работаю с 1988 года.

Тема самообразования. Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно- исследовательскую деятельность Выход на результат. 1.Сделано описание опыта работы. 2.Даны открытые уроки по теме «Спирты», «Карбоновые кислоты» в 10 классе. 3.Подготовлено выступление на педагогическом совете. 4.Собран дидактический материал с проблемными заданиями к элективному курсу «Вещества в быту». 5.Разработаны уроки с использованием проблемных ситуаций по теме «Неметаллы».

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: как в содержании учебного предмета; так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. 3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") 4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить?

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение) Как оценить? в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие.

Методы проблемно-исследовательского обучения. 1.Проблемное изложение материала. 2.Поисковая беседа. 3.Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Этапы проблемного обучения. 1.Подготовка к восприятию проблемы. 2.Создание проблемной ситуации. 3.Формулирование проблемы. 4.Процесс решения проблемы. 5.Доказательство правильности избранного решения.

г) альтернативные данные. Признаки учебной проблемы: а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, б) отсутствие достаточного опыта; б) отсутствие достаточного опыта; в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: а) избыточные данные; б) недостающие данные; в) неверные данные;

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться...") альтернативных методов решения профессиональных задач из истории науки и промышленности из истории науки и промышленности описаний экстремальных ситуаций профессиональной деятельности б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока содержит ТРИ главных компонента: содержит ТРИ главных компонента: Создается на материале

Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.

Создание проблемной ситуации. 1.Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения. 2.Построение гипотезы на основе известной теории. 3.Использование принципа историзма. 4.Создание ситуации неопределенности. 5.Ситуация конфликта. 6.Нахождение рационального пути решения,когда заданы условия и конечная цель. 7.Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. 8.Ситуация предположения.

Назначение проблемного урока. 1.Приобретение знаний и умений. 2.Активизация и развитие мыслительных действий(анализ, синтез, аналогии). 3.Развитие креативности (творческого начала). 4.Выход на проектную исследовательскую деятельность.

Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения ; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

Качественная и абсолютная успеваемость учащихся за годы. Природоведение г.- 90% и 100% г.- 87 % и 100% г.- 78 % и 100% Химия 8-9 классы г.- 49% и 100% г.- 50 % и 100% г.- 50 % и 100% Химия классы г.- 79% и 100% г.- 84 % и 100% г.- 79 % и 100%

Результаты Всероссийских олимпиад муниципального уровня по химии за г.г г. – 2 мест 2008 – 2009 г. – 1 место г. - 2 места 2010 – 2011 г.– 3 места г. - 6 мест

Число призовых мест во всеросийских олимиадах муниципального уровня за г.г

Число призовых мест во всеросийских олимиадах муниципального уровня по химии и юным биологам в сравнении за г.г

Мониторинг результатов ЕГЭ 11 класс

Качественная успеваемость ГИА 9 класс

Внеклассная работа по предмету. 1.Элективный курс 9 класс по теме «Вещества в быту», «Химия – наука экспериментальная». 2.Факультатив в 10 классе «Решение расчётных задач по химии». 3.Факультатив в 11 классе « Углубленный курс химии».

Предметные недели по химии.

Проводятся в конце первой четверти 1.Выпускается предметная газета. 2.Проводятся школьные олимпиады среди 8-11 классов. 3.На классных часах –устный журнал о великих химиках. 4.Конкурсы кроссвордов, презентаций.. 5.Посвящение в «Юные химики» 8 классов. 6.Для старшеклассников конкурсы «Счастливый случай», «Убойная сила» и другие.

Методическое объединение учителей естественного цикла. С 2000 года Ячменева ТЗ. назначена руководителем ШМО. ШМО объединяет учителей биологии, географии, химии: 1.Кошелева Р. Ф. 2.Пудовкина К.Г. 4.Ячменева Т.З.

Организация учебного процесса.

1. По ходу изучения нового материала организую решение качественных и экспериментальных задач, раскрывающих суть изучаемого и направленных на актуализацию собственных знаний учащихся. 2. Организую различные виды деятельности учащихся на уроке, опираюсь на сформированные в курсе основной школы общеучебные умения и навыки. 3. Уроки решения задач организую в виде практикума по большой теме с элементами повторения других тем. Задачам отвожу не только тренировочную роль, они помогают учащимся осознать химические явления, формируют умения получать и преобразовывать информацию, анализировать химическую ситуацию. 4.Изучение каждой темы сопровождаю демонстрационным химическим экспериментом, организую самостоятельное проведение лабораторных опытов, наблюдений. 5. Применяю для проведения уроков цифровые образовательные ресурсы.

Награды 1.Грамота за достигнутые успехи в воспитании и обучении учащихся. Управление образования 2001 г. 2.Грамота за многолетний добросовестный труд, успехи в обучении и воспитании молодежи. Глава г.Аши и Ашинского района Челябинской области 2003 г. 3.Грамота за добросовестный труд и высокие показатели в работе. Главное Управление Образования и Науки Челябинской области 2004 г. 4.Грамота за высокие показатели ЕГЭ по химии и успешную профессионально-педагогическую деятельность в учебном году. Муниципальное учреждение Управлением образования г.Аши и Ашинского района 2005 г. 5.Благодарственное письмо победителю районного конкурса в номинации «Лучший учитель уч. г.» в рамках национального проекта «Образование» Глава Ашинского муниципального района Челябинской области октябрь 2006 г. 6.Грамота Лауреат районного конкурса «Учитель года-2007» в номинации «Учитель общеобразовательной школы». Управление образованием Ашинского муниципального района 2007 г. 7.Диплом о награждении городской премией «Учитель года» за личный вклад в развитие общеобразовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях города. Глава Симского городского поселения 2007 г. 8. Диплом о награждении городской премией «Учитель года» за личный вклад в развитие общеобразовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях города. Глава Симского городского поселения 2011 г.

Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет... Для чего? Ищите свой ответ !

Литература 1. Трофимова И.В. Проблемы проблемного обучения. Химия в школе Сурин Ю.В. Проблемно - развивающий эксперимент. Химия в школе , Данилова А. Г. Креативная педагогика. Химия в школе Лыгин С.А. К решению экспериментальных творческих задач. Химия в школе Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград. «Учитель» Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.– С.4– Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников //Литература (Первое сентября).– С. 13– Халемский Г.А. Научно-исследовательская работа в условиях общеобразовательной школы // Наука и школа.– С.27–34. Журнал «Исследовательская работа школьников»