Основы менеджмента Краткий материал подготовлен доцентом Чурилиной И.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

Подготовила: Сартаева Д. гр: 303 СД Проверила: АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Бюрократический тип оргструктуры управления Главными концептуальными положениями рациональной бюрократии являются следующие: порядок, исходным моментом.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Транксрипт:

Основы менеджмента Краткий материал подготовлен доцентом Чурилиной И.Н.

Управление явилось результатом разделения труда, когда данный вид деятельности человека стал рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми.

Таким образом на стыке XIX-XX веков управление капиталистическим предприятием рассматривается как эффективное управление, позволяющее использовать ресурсы с максимальной полезностью. Для этого периода это означало увеличение прибыли за счет повышения производительности труда.

Систематизация этапов развития менеджмента 8 этапов развития менеджмента

Американские ученые Г. Кунц и С.0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов, нежели предложили М.Мескон, Ф.Альберт, Ф.Хедуори. Систематизация этапов развития менеджмента

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация рассматривается как открытая система. Систематизация этапов развития менеджмента

Три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей по М.Мескону: Иерархия Культура Рынок Систематизация этапов развития менеджмента

Школа научного управления Рациональная организация труда

Основные научные труды Ф.Тейлора : «Сделочная система» (1895), «Цеховой менеджмент» или «Управление циклом» (1903), «Принципы научного менеджмента» (1911). В своих трудах Тейлор стремился совместить интересы капитала и труда, «Реализовать философию сотрудничества» на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев разных стран.

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда: математический метод исчисления себестоимости дифференциальная система оплаты труда метод изучения времени и движений (хронометраж) способ расчленения и рационализации трудовых приемов инструкционные карточки.

Методология Ф.Тейлора, таким образом, включала в себя такие ступени:

Это давало руководству возможность установить нормы, которые были реально выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленные нормы.

В рамках научной школы менеджмента можно выделить Гарри Эмерсона ( гг.), который впервые сформулировал принципы, на основе которых можно создать организацию, работающую эффективно.

12 принципов повышения производительности Гарри Эмерсона.

Административная школа в управлении гг.

Анри Файоль ( ) был по образованию горным инженером, в 19 лет он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал«теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно.

Функции: 1.Техническая деятельность (производство); 2. Коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен); 3. Финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); 4. Страховая деятельность (защита собственности людей); 5. Эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); 6. Управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

А.Файоль. Трактовка дефиниции «управлять» «Итак, я предлагаю следующее определение: УПРАВЛЯТЬ значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»;

предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

14 принципов управления Анри Файоля

Распространенные формы заработной платы для рабочих, средних начальников и крупных администраторов. Рабочие Распространенные формы заработной платы для рабочих: 1. Поденная плата. 2. Поурочная плата. 3. Поштучная плата. Эти три формы заработной платы могут взаимно комбинироваться и давать важные варианты на основе введения премий, участия в прибылях, добавлений натурой, воздаяния заслуг и т. д.

Таким образом, не может быть общим правилом вознаграждения.участие в прибылях как для рабочих, так и для высших начальников не может быть общим правилом вознаграждения. Резюмируя, можно сказать, что участие в прибылях является средством вознаграждения, дающим иной раз отличные результаты, но оно не является общим решением вопроса.

Ошибкой является уклонение без нужды от иерархической колеи; но гораздо большая ошибка следование по ней, когда это может грозить опасностью предприятию.

Вторая глава ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ УСТАНОВОК, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная установка. Различаются установки: 1. техническая, 2.коммерческая, 3.финансовая, 4.административная и т. д.

Каждая из этих установок покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно свести к следующим шести рубрикам: 1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость. 2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума. 3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства. 4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции. 5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой, будь то административной и т. д. 6. Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.

Техническая установка есть главная установка низших агентов крупных предприятий и руководителей небольших промышленных предприятий; административная установка есть главная установка крупных директоров. Техническая установка преобладает на низших ступенях промышленной лестницы, а административная на высших.

УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ 1. Искусство управлять людьми 2. Активность 3. Нравственное мужество 4. Прочность положения руководящего персонала 5 и 6. Профессиональная компетентность и общая деловая опытность

Школа Человеческих отношений.

Элтон Мэйо (1880 – 1949). Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли.

По мнению Э.Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой, основные тезисы которой сводятся к следующему: 1.люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми; 2.в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях; 3.люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равным им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства; 4.работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.

Школа поведенческих наук

Основные идеи школы Произошла из школы человеческих отношений в 50-х гг. Ренсис Лайкерт Дуглас МакГрегор Фредерик Герцберг

Сторонники школы «человеческих отношений» большое внимание уделяли исследованиям условий функционирования малых групп и индивидов в малых группах. В результате ученым удалось открыть ряд закономерностей функционирования малых групп, которые принято называть эффектами групповой динамики.

Методология менеджмента Лекция 4

Понятие «менеджмент» прочно вошло в наш обиход и стало привычным для российской деловой жизни. Однако, необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

Менеджмент это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).

Сегодня принято в теории рассматривать менеджмент с четырех точек зрения: Как теорию управления организацией Как искусство управления Как аппарат управления Как поцесс управления

Как аппарат управления менеджмент - это Иерархия – количество уровней (звеньев) управления Top – management Middle-management Lower - management

Таким образом, менеджмент определим как скоординированную деятельность по формированию целей организации и их эффективному достижению.

Соответственно менеджер – это профессиональный руководитель, работающий по найму и специализирующийся на эффективном достижении целей организации. Характерной чертой менеджера является работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение требований потребителей.

Норма управляемости Максимальное количество исполнителей, которое может находиться в подчинении у одного руководителя

2. Сущность системы управления В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух субъектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой находится в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно, что:

Рисунок 1. Управляющая и управляемая подсистемы системы управления.

Вернемся к объекту и субъекту управления. В качестве субъекта управления могут выступать структурные подразделения, т.е. звенья управления или также уровни управления, т.е. ступени или уровни иерархии. В качестве объекта управления могут выступать работники, ресурсы, трудовой коллектив, товары документы.

Необходимо отметить, что управление нельзя свести к воздействию субъекта на объект. Поскольку данные элементы являются элементами системы, а значит, находятся в диалектической взаимосвязи. И в этом смысле, с точки зрения философии, движущее начало управления – противоречие между субъектом и объектом управления.

Таким образом, можно говорить о том, что всякая система управления обладает соответствующей структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов. В связи с этим систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

Три подсистемы управления О.С.Вихаансикй и А.И.Наумов выделяют в системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей, выполняющих поставленные задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Вторая – информационно-поведенческая. К ее основным блокам относятся: - управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; - интересы и поведенческие нормы участников процесса управления; - информация и коммуникации в системе управления Третья подсистема – подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику.

Р.А.Фатхутдинов предлагает следующую структуру системы менеджмента организации: Управляющая подсистема Функциональная подсистема Обеспечивающая подсистема Целевая подсистема Научные подходы, принципы, методы менеджмента Обратная связь Внешняя среда

Законы и принципы менеджмента

Закон необходимого разнообразия Закон отличия целого от частного (закон эмерджентности) Закон внешнего дополнения Закон антиэнтропийности Закон обратной связи Закон синергийности

Принципы менеджмента принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Общие принципы управления Научности Применимости Системности Многофункциональности Интеграции Ориентации на ценности.

Частные принципы управления

Функции менеджмента

Управленческая деятельность (по Бургановой Л.А.) Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она "сырая", а поэтому не может применяться на практике. Однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.

Формы управленческого труда Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристический административный операторный.

Эвристический труд сводится к совокупности действий… Административный труд предполагает текущую…. Операторный труд направлен на….

Управленческий труд (по М.Мескону, М.Альберту, Ф.Хедоури) В настоящее время, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. Можно сказать, что нет единого мнения и по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако, чаще всего эти разногласия объясняются различиями семантического характера. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

УПРАВЛЕНИЕ это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс управленияКонтроль ПланированиеОрганизация Мотивация

Функция «Планирование» Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Основные элементы плана План должен содержать ….. При разработке плана должны быть предусмотрены…, ….для его осуществления.

План и программа действий «как делать» и данными о ресурсном обеспеченииДополненный описанием «как делать» и данными о ресурсном обеспечении, план превращается в программу действий.

Система планов небольшой организации (численностью до 100 человек) перспективные планы (на 2-3 года); целевые программы развития – по наиболее актуальным проблемам; годовые планы (12 месяцев); месячные (календарные) планы; оперативные планы - индивидуальные и коллективные задания на выполнение конкретной работы.

Этапы процесса планирования. Этап 1. Этап 2. Этап 3. Этап 4. Этап 5. Этап 6. Этап 7. Этап 8.

Методы планирования Диагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта)англ. Сетевой график Организационные матрицы

Функция организация Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

Организация как функция менеджмента включает в себя: - организационное проектирование - организацию процесса работы

Организационное проектирование Процесс проектирования оргструктуры состоит их трех основных этапов: анализ оргструктур; проектирование; оценка эффективности.

Существует 2 типа организационных структур управления: - бюрократические - органические

Требования к организационной структуре Оптимальность. Оперативность. Надежность. Экономичность. Гибкость. Устойчивость структуры управления.

Расчет численности административно- управленческого персонала [1]. Формула для расчета численности административно-управленческого персонала по методу Розенкранца приведена ниже: [ 1] Управление персоналом. /Под ред. А.Я.Кибанова. – М.:Инфра, 2003г. [ 1]

Затраты на менеджмент организации В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой: Э= Р/З

Расчет численности производственного персонала Ч п.п. = Т пл. / Ф к.р.в., где Ч п.п.- численность производственного персонала; Т пл. – плановая трудоемкость за определенный период времени (шт., человеко-часы, нормо-часы); Ф к.в.р. – календарный фонд полезного времени для одного рабочего

Схема организационной структуры управления

Третий этап – оценка эффективности оргструктур Коэффициент звенности Коэффициент территориальной концентрации Коэффициент эффективности организационной структуры управления

ЗАДАНИЕ. Разработать индикаторы оценки эффективности организационных структур.

Функция мотивация Мотивация предусматривает изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом. Это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий активно трудиться.

Мотив – это внутренняя система ценностей, потребностей, побуждающая человека к деятельности. Стимул – внешнее (по отношению к объекту) воздействие, побуждающее его к деятельности.

Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность Мотивирование это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством пробуждения в нем определенных мотивов.

Два вида мотивирования 1вид мотивирования связан с действиями руководителя, направленными на достижение результата деятельности. При этом подчиненными являются «средством» достижения поставленной цели 2 вид мотивирования связан с развитием и усилением необходимых внутренних мотивов действий человека, а также на ограничение действия мотивов, которые мешают эффективному управлению

Процесс стимулирования Использование многообразных стимулов для мотивирования людей и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Стимулирование отличается от мотивирования. Стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование.

Формы стимулирования Чем лучше человек работает, тем больше вознаграждений он должен получать – такое правило в идеале должно выполняться в каждой организации. Стимулирование включает как денежную составляющую, так и иные формы материального поощрения: призы, подарки, медицинское обеспечение, организацию отдыха и т.д.

ЗАДАНИЕ. На основе концепции А.Маслоу разработать мотивационную программу для персонала абстрактной организации, включающую в себя систему стимулирования.

Функция - контроль Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль явялется элементом ОС, так как на его основе производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм, и нормативов.

Виды контроля Предварительный контроль Текущий контроль Заключительный (итоговый) контроль

Виды заключительного контроля Внешний контроль – аудит Внутренний контроль – самоконтроль На этапе заключительного контроля выявляется степень достижения поставленных целей для получения информации последующего развития. Основная цель контроля – снизить расходы на производство и увеличить прибыль.

Функция коммуникация Коммуникация – процесс передачи и получения информации между людьми. Этот процесс в менеджменте является связующим, так как он позволяет координировать усилия людей для достижения поставленной цели. Чем лучше процесс коммуникации, тем более организация устойчива, производительна и конкурентоспособна.Чем лучше процесс коммуникации, тем более организация устойчива, производительна и конкурентоспособна.

Виды коммуникаций Виды коммуникаций в зависимости от целей: Формальные Неформальные Виды коммуникаций в зависимости от устанавливаемых связей: Внешние Внутренние Виды коммуникаций в зависимости от направления передачи информации Вертикальные Горизонтальные

Элементы процесса коммуникации Отправитель Кодирование Обращение Обратная связь Помехи

Виды коммуникационных сетей [Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К º, 2003г., С ] «Колесо» - централизованная иерархия власти. Лицо, находящееся в центре колеса чаще получает информацию и признается другими членами сообщества как лидер. «Кружок» «Цепочка» «Вертушка» «Всеканальная»

Аспекты управления организациями Типы и виды организационных структур

Определение организации Организацию можно определить как систематизированое сознательное объединение людей, преследующих определенные цели. Основными составляющими элементами любой организации являются входящие в нее: люди, цели для которых она создана управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации.

Три процесса, осуществляемых любой организацией : 1.получение ресурсов из внешнего окружения 2.изготовление продукции 3.передача ее во внешнюю среду организации.

Критерии классификации организаций Современные организации характеризуются значительным разнообразием и классифицируются по определенным критериям.

Организация всегда имеет определенную структуру взаимотношений

Ключевыми понятиями структур управления являются следующие элементы: связи (отношения), уровни и полномочия.

Виды организационных связей В структуре управления организацией различаются: линейные (отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений) функциональные связи (сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента) Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.

Особенности полномочий руководителей разного уровня Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Принципы проектирования организационных структур управления 1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям. 2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию. 3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними. 4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом. 5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Стадии ЖЦТ организации и этапы совершенствования оргструктур На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. На стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация.

Типы структур управления организациями В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический.

Виды органических оргструктур Виды бюрократических оргструктур

Подходы к проектированию гибких оргструктур управления [1] [1] Переверзиев М.П., Шайденко Н.А., Баслвский Л.Е. Менедмжент:учебник – ИНФРА-М, 2004, с.288 [1] Для проектирования гибких оргструктур управления используют методику реинжиниринга. Ее использование позволяет осуществить проектирование новой оргструктуры путем последовательного выполнения ряда этапов работы, как это показано на рис.

Новые методы построения организаций

К новым типам организационных структур в настоящее время можно отнести: Эдхократическую организацию Многомерную организацию Партисипативную организацию Предпринимательскую организацию

Организационно-правовые формы предприятий.

Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке в современных российских условиях выступает организация (в зарубежной практике – фирма – организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства (реализации) товаров и (или) оказания услуг с целью получения прибыли).

В мировой практике фирмы принято классифицировать по следующим признакам: виду и характеру хозяйственной деятельности (промышленные, транспортные, страховые, торговые, инжиниринговые, туристические и т.д.) правовому положению (единоличные организации, объединения предпринимателей) характеру собственности (частные, государственные, полугосударственные, кооперативные) принадлежности капитала и контролю (национальные, иностранные и смешные) сфере деятельности размеру

Правовое регулирование деятельности организаций в РФ осуществляется в соответствии с нормами Гражданского права и регулируется Гражданским Кодексом РФ, который устанавливает следующие организационно-правовые формы предприятий и организаций – юридических лиц:

Организационно-правовые формы предприятий РФ хозяйственные товарищества и общества производственные кооперативы государственные и муниципальные унитарные предприятия некоммерческие организации

Особенности функционирования организационно-правовых форм Коммерческие организации Полное товарищество Товарищество на вере (коммандитное товарищество) Общество с дополнительной ответственностью Акционерное общество (ЗАО, ОАО, ООО, АО) Дочерние и зависимые общества Производственный кооператив (артель) Государственный и муниципальные унитарные предприятия

Некоммерческие организации Юридические лица….. К некоммерческим организациям относятся……..

Виды организационных-правовых форм некоммерческих предприятий Потребительски кооператив Общественные и религиозные организации (объединения) Фонд Учреждение

Тема: Управленческие решения Функция менеджмента: принятие управленческих решений

Принятие решений, как и обмен информацией, составная часть любой управленческой функции[1]. Рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.[1] [ 1] Основы МЕНЕДЖМЕНТА. Майкл МЕСКОН, Майкл АЛЬБЕРТ, Франклин ХЕДОУРИ (пер.с англ.) /Общ. ред. Л. И. Евенко. - М.: Изд-во «ДЕЛО», 1997 [ 1]

Организационные решения Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений часть каждодневной работы управляющего. Как говорит проф. Фрэнк Харрисом: «Принятие решений это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги».

Проф. Минцберга установил, что каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений. В области принятия решений Минцберг выделил четыре роли руководителя: предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов специалист по достижению соглашений.

Таблица. Решения, типичные для функций управления Планирование Организация деятельности Мотивация Контроль

Три вида подходов к принятию решений: интуитивные решения решения, основанные на суждениях рациональные суждения

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ- пятиэтапный процесс. Этапы рационального решения проблем ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ И КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ОГРАНИЧЕНИЯ И КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; острая конкуренция; существенным ограничителем всех управленческих решений сужение полномочий всех членов ( менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом). законы и этические соображения.

Таблица. Группировка информационно- компьютерных технологий Группа информационных технологий Назначение технологииОбласть применения технологии Базы данныхСбор, структуризация, хранение и предварительный анализ данных На всех уровнях иерархии управления ТелекоммуникацииДоступ к территориально удаленным источникам информации Внутри организации для создания распределенных баз данных Компьютерная графика Представление информации в компактном виде, удобном для восприятия ЛПР Построение графиков, диаграмм; отображение реальных и виртуальных (например, проектируемых) объектов Региональные информационные системы Соединение баз данных с визуальным (вербальным) представлением о регионе Управление системами, имеющими пространственное распространение

Информационно-компьютерные технологии помогают ЛПР на этапах сбора, отбора, первоначального анализа информации. Для информационной поддержки на этом этапе используются специальные компьютерные системы, которые называются системами поддержки принятия решений (СППР).

ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Моделирование управленческих решений [1] [1] [1] Переверзиев М.П., Шайденко Н.А., Баслвский Л.Е. Менедмжент : учебник – ИНФРА-М, 2004, с.288

Моделирование заключается в построении системы знаков (символов, формул, матриц, слов, графиков), которые воспроизводят исследуемый объект и с помощью которых можно выявить его свойства, недоступные при изучении любым другим способом. Таким образом, моделирование позволяет получить новую информацию о свойствах исследуемого объекта на основе особого рода обработки и представления существующей и доступной информации.

Два класса имитационных моделей организации Моделирование процессов поведения организации показывает, что в этой области созданы два класса моделей организаций: экономические (управленческие) – 1 класс имитационных моделей исследовательские (экономико- математические)- 2 класс имитационных моделей

Модель - паспорт организации имеет следующую структуру.

Модель – план организации Наиболее существенными признаками модели…

Модель - прогноз Модель "Прогноз" (индикативный план) отображает

Модель - программа Модель "Программа" во многом аналогична плану. Ее отличие от плана состоит в том,

Модель - балансы Для имитационного моделирования можно использовать экономические модели, получившие название "Балансы". Наиболее важной из этой группы моделей является "Бухгалтерский баланс" (форма - 1). Только с помощью бухгалтерского баланса становится возможным осуществить анализ финансово- хозяйственной деятельности организации, оценить его экономическую устойчивость в рыночном пространстве.

В процессах принятия управленческих решений эффективен метод сравнительного аналитического баланса, схема построения которого приведена в табл Его получают путем уплотнения отдельных статей и дополнения показателями (динамики и структурной динамики). Приведенная схема построения бухгалтерского баланса позволяет систематизировать расчеты, которые осуществляют аналитики, и включать в исследование показатели горизонтального и вертикального анализа.

Экономико-математические имитационные модели организации Класс экономико-математических (исследовательских) моделей формируют так называемые неформальные модели, т.е. такие модели, в которых наряду с документально подтвержденной (объективной) информацией может встретиться субъективная информация, полученная исследовательскими путями. Экономико-математические модели представляют второй класс имитационных моделей.

Таким образом, имитационное моделирование динамики функционирования организации позволяет определять близкие к оптимальным результаты управленческих решений, задавать их в качестве плановых целей, прогнозировать динамику фактических результатов. Вычислительные эксперименты на основе системы имитационных моделей, управленческих и исследовательских, делают возможным оценить отклонения от поставленных целей и тем самым реализовать "идею" управления по отклонениям на этапе прогнозирования последствий альтернативных управленческих решений. Это позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений и процесса управления в целом.

Содержание портфолио студента к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» 1.Конспекты работ У.Ф.Тейлора и А.Файоля. 2.Сравнительный анализ моделей менеджмента. 3.Проект деятельности организации: - краткая характеристика деятельности -принципы управления организацией -план предлагаемых мероприятий -диаграмма Ганта для плана мероприятий -организационная структура, необходимая для реализации плана мероприятий -оценка эффективности организационной структуры по разработанным критериям -основные направления мотивационной программы персонала - индикаторы оценки эффективности организационных структур - мотивационная программа для персонала абстрактной организации, включающую в себя систему стимулирования (на основе концепции А.Маслоу) 4. Курсовой проект