Тема 4. Стандарт высшего профессионального образования по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» Кафедра УПД Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования Калининградской области «Художественно-промышленный техникум»
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Профиль: «Документационное обеспечение управления» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр-регионовед» срок обучения – 4 года Направление подготовки.
Основные подходы при разработке проекта образовательного стандарта по направлению «Документоведение и ДОУ» А.В.Ермолаева зав.кафедрой ДОУ ПАГС.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе делопроизводства
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Уважаемые абитуриенты и студенты! Кафедра документоведения и документационного обеспечения управления функционирует на основе принципов деятельности,
КОГОБУ СПО «Кировский педагогический колледж» Специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение» г.Киров 2013.
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
КОГОБУ СПО «Кировский педагогический колледж» Специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение» г. Киров 2013.
Направление «Управление персоналом». Подготовка специалистов ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра психологии.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра всеобщей истории, социологии.
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
Тема 1. Предмет, содержание, задачи курса и методы его изучения Преподаватель – к.полит.н., доцент Н.А. Царева Кафедра ГТАП ИП ВГУЭС.
ПРАКТИКУМ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Разработчики: к.п.н., доцент кафедры музыкального образования.
Транксрипт:

Тема 4. Стандарт высшего профессионального образования по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» Кафедра УПД Институт права и управления Ассистент С.С.Никифорова

Содержание 2 1.Учебный материал 2.Вопросы для самопроверки 3.Рекомендуемая литература

1936 г. в курсе проф. М.В. Вишневского «Теория и техника архивного дела» был введен раздел «Общее делопроизводство» г. был поставлен вопрос преподавания делопроизводства как самостоятельной дисциплины. В 1940 г. читается курс «Письмоводство и делопроизводство в советских учреждениях». С 1942 г. организация делопроизводства разрабатывается проф. К.Г. Митяевым как раздел курса «Теория и практика архивного дела». В учебном пособии К.Г. Митяева «Теория и практика архивного дела» (1946) вопросы делопроизводства рассматривались в первом разделе «Общее документоведение». В 1952 г. в МГИАИ образована кафедра истории государственных учреждений и делопроизводства, на которой создается самостоятельный курс «История и организация делопроизводства». В 1959 г проф. К.Г. Митяевым издано первое учебное пособие по этому курсу.

20-25 июня 1960 г. в Москве проводится Всесоюзное совещание по вопросам административно-управленческого аппарата «О перестройке учебной работы в Московском государственном историка - архивном институте» 30 августа 1960 г. – утвержден первый учебный план по специальности «Организация государственного делопроизводства» 19 сентября 1960 г. – создана первая в стране кафедра советского делопроизводства. 1 октября 1960 г. в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ) была выделена группа студентов историков-архивистов в количестве 25 человек (соответственно первый выпуск по новой специальности состоялся в 1965 г.). В 1961/62 учебном году на новую специальность был начат отдельный набор студентов на дневное и вечернее отделения г. – в МГИАИ создан факультет государственного делопроизводства. 1 октября 1960 г. в Московском государственном историко-архивном институте была выделена группа студентов историков-архивистов в количестве 25 человек (соответственно первый выпуск по новой специальности состоялся в 1965 г.). В 1961/62 учебном году на новую специальность был начат отдельный набор студентов на дневное и вечернее отделения. С 1966 г. при библиотечном техникуме Мосгорисполкома начата подготовка кадров средней квалификации по делопроизводству. С начала 1990-х гг.- подготовка специалистов по ДОУ была открыта в Московском институте управления им. С.Орджоникидзе (сегодня Государственный университет управления) и Уральском государственном университете.

Сегодня документоведов готовят более 40 вузов в разных городах страны. Автономная образовательная некоммерческая организация "Институт менеджмента, маркетинга и финансов" (Воронеж); Алтайский государственный университет; Астраханский государственный технический университет; Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан; Белгородский университет потребительской кооперации; Биробиджанский государственный педагогический институт; Волгоградский государственный университет; Государственный университет управления (Москва); Донской государственный технический университет; Институт управления и экономики (Санкт-Петербург); Иркутский государственный лингвистический университет; Иркутский государственный университет; Казанская государственная академия культуры и искусств; Кубанский государственный технологический университет; Марийский государственный университет; Московский государственный университет культуры и искусства (МГУКИ); Московский государственный университет путей сообщения; Нижегородский гос лингвистический университет им. Н. А. Добролю6ова: Нижегородский государственный технический университет; Оренбургский государственный университет; Орловский государственный университет; Пензенский государственный университет; Пермский государственный институт искусства и культуры; Поволжская академия государственной службы (Саратов); Российский государственный гуманитарный университет (Москва); Ростовский государственный университет путей сообщения; Самарская государственная академия культуры и искусств; Самарский государственный университет; Саратовский государственный социально-экономический университет; Таганрогский государственный радиотехнический университет; Тамбовский филиал Московского государственного университета культуры и искусств; Тверской государственный университет; Тюменский государственный университет; Удмуртский государственный университет; Ульяновский государственный университет; Уральский государственный университет; Филиал Московского энергетического института (технического университета) (Казань); Филиал Томского государственного университета (Прокопьевск); Филиалы Поволжской академии государственной службы (Балаково, Тамбов, Тольятти, Ульяновск); Филиалы Тюменского государственного университета (Салехард, Муравленко, Новый Уренгой, Сургут); Челябинский государственный институт искусства и культуры; Южно-Уральский государственный университет (Челябинск). И другие

В ст. 43 Конституции Российской Федерации указано, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образователь­ные стандарты...». Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» также говорит, что «гражданам Российской Федерации гарантируется получение... профессионального образования в государственных муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов...». Таким образом, новое в профессиональном образовании - это четкое определение контуров образовательного пространства по профессии рамками государственного образовательного стандарта.

Что такое стандарт? «Стандарт» от английского standart обозначает: во-первых, образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; во-вторых, нормативно-технический документ, устанавливающий еди­ницы величин, термины и их определения, требования к продукции и про­ изводственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей и т. д. (Словарь иностранных слов) Стандарт... как 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять изделие по размерам, формам и качеству Мерило, основа чего-нибудь". (Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.И. Ушакова) Стандарт - образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что- нибудь по своим признакам, качествам, а также доку­мент, содержащий в себе соответствующие сведения (офиц.)".(Словарь русского языка С.И.Ожегова) Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.(Большой энциклопедический словарь). стандарт устанавливает минимальные требования к чему-либо: изделию, работе, термину. Если ваша квалификация будет соответствовать требованиям стандарта - вы можете занимать определенную должность

Что такое государственные образовательные стандарты? 5 статья Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В законе четко определено назначение образовательных стандартов: 1. Государственные образовательные стандарты высшего и послеву­зовского профессионального образования предназначены для обеспечения: качества высшего и послевузовского профессионального образования; единства образовательного пространства Российской Федерации; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании. общее регулирование, необходимый качественный уровень образования обеспечивают государственные образовательные стандарты. Кроме того, ''через государствен­ные стандарты российская высшая школа вписывается и в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые сред­ства для вхождения в международные механизмы признания документов об образовании, организации педагогических и научных обменов и связей".

2 марта 2000 г. – приказ «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» В этом перечне специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления" отнесена к разделу междисциплинарных специальностей и получила код специальности Квалификация выпускника - документовед.

В государственном общеобразовательном стандарте по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» дается квалификационная характеристика специалиста, т. е. объясняется, какую работу ждут от специалиста, что специалист должен уметь делать, где может работать, устанавливает знания которые должен получить в вузе, определяет обязательный минимальный набор дисциплин и минимум содержания каждой дисциплины

Государственный общеобразовательный стандарт по любой специальности делит дисциплины, которые должен изучить каждый студент, на четыре цикла: общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины; общие математические и естественно- научные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины: дисциплины специализации, в которых выделяются дисциплины специальности и дисциплины специализации.

Документоведам в первом цикле общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин стандарт предлагает изучить: иностранный язык; физическую культуру; отечественную историю; культурологию; политологию; психологию и педагогику: русский язык и культуру речи; социологию; философию; экономику.

Второй цикл - общематематические и естественно-научные дисциплины включает: математику и информатику; концепцию современного естествознания

В третий цикл общепрофессиональных дисциплин входят: введение в специальность; конституционное право; административное право; трудовое право; гражданское право; информационные системы; вычислительная техника и программирование; компьютерные информационные технологии в ДОУ; менеджмент; социология управления; современная организация государственных учреждений России; документоведение; организация и технология ДОУ.

В четвертом цикле дисциплин специализации названы: информационное обеспечение управления; организационное проектирование; технические средства управления; архивоведение; информационная безопасность и защита информации; психология делового общения; организация секретарского обслуживания; документная лингвистика.

Выпускник, окончив вуз по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», должен знать: тенденции развития информационно-документационного обеспечения с применением новых технологий; закономерности документообразования; системы хранения текущей и ретроспективной документации; законодательные и нормативно-методические материалы по документированию и организации работы с документами; критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения; новейшие информационные технологии; современные технические средства управления; основы развития и проектирования рациональных систем документационного обеспечения управления, методы и оценки эффективности проектирования ДОУ.

Выпускник, окончив вуз по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», должен уметь: разрабатывать организационные и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления; составлять и оформлять любые виды документов; проектировать унифицированные формы документов; проектировать унифицированные системы документации, осуществлять их внедрение и ведение в условиях автоматизированных технологий; выявлять закономерности изменения объема документооборота и проектировать его рациональную организацию; анализировать состояние ДОУ конкретной организации; составлять техническое задание на проектирование систем информационно- документационного обеспечения деятельности конкретной организации; разрабатывать проектные решения по совершенствованию ДОУ в целом (или ее отдельных составных частей); разрабатывать и внедрять новейшие информационные технологии в организации; организовать контроль за исполнением; провести экспертизу ценности документов, подготовить их к архивно­му хранению пли уничтожению; руководить службой документационного обеспечения управления и совершенствовать организацию ее работы; осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития.

Выпускник, окончив вуз по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», должен владеть: методами сбора, анализа, проектирования систем документационного обеспечения управления; методикой унификации и стандартизации управленческих документов; методами проектирования автоматизированных систем учета, регистрации, контроля и информационно-справочной работы по документам организации; методикой составления классификационных справочников; методами проведения экспертизы ценности документов и определения сроков их хранения; навыками технической обработки документов, в том числе и для сдачи их в архив; методами расчета экономической эффективности проектируемых систем.

В соответствии с требованиями стандарта в процессе обучения студент последовательно проходит три вида практики: «учебную по документоведению, производственную по технологии документационного обеспечения управления и преддипломную. Практики должны проводиться на базе конкретных организаций в со­ ответствии с программами, разрабатываемыми высшим учебным заведением. Учебная практика проводится после изучения курса документоведения желательно в крупных организациях. Основная цель учебной практики получение информации и приобретение первых практических навыков, свя­ занных с выбранной специальностью: ознакомление с видами документов. создаваемых в организации, изучение систем документации, функционирующих в организации, приобретение практических навыков по составлению и оформлению различных видов документов. Производственная практика по технологии документационного обеспечения управления предполагает изучение организации всех этапов рабо­ты с документами от получения до архивного хранения в конкретном учреждении. Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель этой практики сбор необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. Преддип­ ломную практику студенты могут проходить в любой организации, выбранной ими как объект оргпроектирования».

Срок обучения по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» установлен в стандарте и составляет пять лет на дневной форме обучения. Специальный раздел стандарта определяет требования к итоговой государственной аттестации. Оканчивая вуз, выпускники должны не только сдать государственный экзамен, но и подготовить и защитить дипломную (выпускную квалификационную) работу.

Требования к дипломной работе по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» «Выпускная квалификационная работа документоведа представ­ляет собой законченную общую или локальную оргпроектную разработку информационно- документационного обеспечения управления на базе конкретной организации или теоретическую работу по проблемам документообразования, развития документа, систем документации пли истории делопроизводства».

Вопросы для самопроверки 22 1.Когда начинается подготовка специалистов – документоведов? 2.Что явилось причиной появления новой специальности? 3.Кого готовят вузы по специальности ? 4.Какой документ определяет государственные требования к подготовке специалистов с высшим образованием? 5.Какие требования предъявляются к профессиональным знаниям по специальности ? 6.Что должен уметь специалист – документовед? 7.Каковы требования к выпускной квалификационной рабое? 8.Где может работать специалист – документовед? 9.Кем может работать специалист – документовед? 10.Какие виды профессиональной дяетяльности возможны после окончания ВУЗа?

При овладении программой специалист по документоведению и документационному обеспечению управления может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: организационно-управленческую; оргпроектную; аналитическую; исследовательскую; педагогическую; консультационную.

Рекомендуемая литература 24 1.Кузнецова Т.В. Введение в специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления» (350800): учебное пособие.- М.: РГГУ, – 70 с. 2.Кушнаренко Н.Н. Документоведение: учебник. – К.: Т-во Знания; КОО, – 460 с. 3.Пащенко В.Г., Фионова Л.Р. Документоведы. Кто они? Какими они должны быть? // Делопроизводство Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, Закон об образовании Российской Федерации // Российская газета июня. 6.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., Федеральный закон от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

25 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.